Закон о кадастре

1. Ошибками в государственном кадастре недвижимости являются:

1) техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее — техническая ошибка в сведениях);

2) воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее — кадастровая ошибка в сведениях).

2. Техническая ошибка в сведениях подлежит исправлению на основании решения органа кадастрового учета в случае обнаружения данным органом такой ошибки или представления в орган кадастрового учета, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, от любого лица заявления о такой ошибке в форме, в порядке и способами, которые установлены органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки. Техническая ошибка в сведениях подлежит исправлению в срок не более чем пять рабочих дней со дня ее обнаружения органом кадастрового учета, представления в орган кадастрового учета этого заявления или указанного решения суда. Орган кадастрового учета в случае представления этого заявления обязан проверить содержащуюся в нем информацию и устранить соответствующую техническую ошибку либо не позднее рабочего дня, следующего за днем истечения установленного настоящей частью срока, принять решение об отклонении этого заявления с обоснованием причин отклонения, направив данное решение обратившемуся с этим заявлением лицу в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, в порядке и способами, которые установлены органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, или заверенную копию данного решения по указанному в заявлении почтовому адресу.

Защита документов

Данное решение может быть обжаловано в судебном порядке.

(часть 2 в редакции Федерального закона от 23.07.2013 № 250-ФЗ)

3. Решение органа кадастрового учета об исправлении технической ошибки в сведениях должно содержать дату выявления такой ошибки, ее описание с обоснованием квалификации соответствующих внесенных в государственный кадастр недвижимости сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит исправление такой ошибки. В случае исправления технической ошибки в сведениях об объекте недвижимости орган кадастрового учета не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия решения об исправлении такой ошибки, направляет данное решение и один экземпляр кадастрового паспорта объекта недвижимости в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, в порядке и способами, которые установлены органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, или заверенную копию данного решения и один экземпляр кадастрового паспорта объекта недвижимости в форме документов на бумажном носителе по почтовому адресу правообладателя указанного объекта недвижимости либо, если в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения об этом адресе, по почтовому адресу правообладателя в соответствии с кадастровыми сведениями, предусмотренными пунктом 8 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (при наличии этих сведений). Решение об исправлении технической ошибки в сведениях может быть обжаловано в судебном порядке.

(часть 3 в редакции Федерального закона от 23.07.2013 № 250-ФЗ)

4. Если иное не предусмотрено настоящей статьей, кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона заявителем), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия) либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.

(в редакции Федеральных законов от 01.07.2011 № 169-ФЗ, от 22.12.2014 № 447-ФЗ)

5. Орган кадастрового учета при обнаружении кадастровой ошибки в сведениях принимает решение о необходимости устранения такой ошибки, которое должно содержать дату выявления такой ошибки, ее описание с обоснованием квалификации соответствующих сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит необходимость исправления такой ошибки. Орган кадастрового учета не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия данного решения, направляет его заинтересованным лицам или в соответствующие органы для исправления такой ошибки в установленном частью 4 настоящей статьи порядке. Порядок и способы направления органом кадастрового учета данного решения в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений. Суд по требованию любого лица или любого органа, в том числе органа кадастрового учета, вправе принять решение об исправлении кадастровой ошибки в сведениях.

(часть 5 в редакции Федерального закона от 23.07.2013 № 250-ФЗ)

6. признан утратившим силу с 1 октября 2013 года Федеральным законом от 23.07.2013 № 250-ФЗ.

7. По истечении шести месяцев со дня направления указанным в части 5 настоящей статьи лицам решения о необходимости устранения кадастровой ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости о местоположении границ земельного участка орган кадастрового учета вправе внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости о местоположении границ и площади такого земельного участка без согласия его правообладателя. Изменение в государственном кадастре недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка при исправлении кадастровой ошибки в случае, указанном в настоящей части, осуществляется органом кадастрового учета с учетом сведений, содержащихся в документах, указанных в части 9 статьи 38 настоящего Федерального закона, с использованием картографической основы кадастра в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений. При этом площадь земельного участка после исправления кадастровой ошибки в случае, указанном в настоящей части, может отличаться от площади земельного участка, сведения о которой содержатся в государственном кадастре недвижимости, не более чем на пять процентов.

(часть 7 дополнена Федеральным законом от 22.12.2014 № 447-ФЗ)

8. В течение пяти рабочих дней со дня исправления кадастровой ошибки в случае, указанном в части 7 настоящей статьи, орган кадастрового учета обязан уведомить об этом правообладателя земельного участка в порядке и способами, которые установлены органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.

(часть 8 дополнена Федеральным законом от 22.12.2014 № 447-ФЗ)

Споры, возникающие в связи с исправлением кадастровой ошибки в случае, указанном в части 7 настоящей статьи, рассматриваются в судебном порядке.

(часть 9 дополнена Федеральным законом от 22.12.2014 № 447-ФЗ)

Федеральный закон «О кадастровой деятельности» от 24.07.2007 N 221-ФЗ ст 25 (ред. от 03.08.2018)

Если иное не следует из настоящего Федерального закона, необходимые для кадастрового учета документы представляются заявителем вместе с заявлением. Необходимыми для кадастрового учета документами являются:

(в редакции Федерального закона от 01.07.2011 № 169-ФЗ)

1) признан утратившим силу с 1 марта 2010 года Федеральным законом от 21.12.2009 № 334-ФЗ;

2) межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка), а также копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке (если в соответствии со статьей 38 настоящего Федерального закона местоположение таких границ подлежит обязательному согласованию и представленный с учетом настоящего пункта межевой план не содержит сведений о состоявшемся согласовании местоположения таких границ);

3) технический план здания, сооружения, помещения либо объекта незавершенного строительства (при постановке на учет такого объекта недвижимости, учете его части или учете его изменений, за исключением кадастрового учета в связи с изменением указанных в пункте 7, 15 или 16 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений о таком объекте недвижимости) или копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (при постановке на учет или учете изменений такого объекта капитального строительства) — копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию или необходимые сведения, содержащиеся в таком документе, запрашиваются органом кадастрового учета в порядке межведомственного информационного взаимодействия в федеральном органе исполнительной власти, органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органе местного самоуправления либо уполномоченной организации, выдавших такой документ;

(в редакции Федеральных законов от 01.07.2011 № 169-ФЗ, от 23.07.2013 № 250-ФЗ, от 22.12.2014 № 447-ФЗ)

4) акт обследования, подтверждающий прекращение существования объекта недвижимости (при снятии с учета такого объекта недвижимости);

5) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается представитель заявителя);

6) копия документа, устанавливающего или удостоверяющего право заявителя на соответствующий объект недвижимости (при учете изменений такого объекта недвижимости, учете адреса правообладателя или снятии с учета такого объекта недвижимости и отсутствии сведений о зарегистрированном праве данного заявителя на такой объект недвижимости в государственном кадастре недвижимости);

7) копия документа, устанавливающего или удостоверяющего право собственности заявителя на объект недвижимости либо подтверждающего установленное или устанавливаемое ограничение (обременение) вещных прав на такой объект недвижимости в пользу заявителя (при учете части такого объекта недвижимости, за исключением случая, если заявителем является собственник такого объекта недвижимости и в государственном кадастре недвижимости содержатся сведения о зарегистрированном праве собственности этого заявителя на такой объект недвижимости);

8) копия документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом принадлежность земельного участка к определенной категории земель (при кадастровом учете в связи с изменением указанных в пункте 13 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений о земельном участке), — запрашивается органом кадастрового учета в порядке, установленном частью 5 статьи 16 настоящего Федерального закона;

(в редакции Федеральных законов от 01.07.2011 № 169-ФЗ, от 22.12.2014 № 447-ФЗ)

9) копия документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом установленное разрешенное использование земельного участка (при кадастровом учете земельного участка в связи с изменением указанных в пункте 14 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений), — запрашивается органом кадастрового учета в порядке, установленном частью 5 статьи 16 настоящего Федерального закона;

(в редакции Федеральных законов от 01.07.2011 № 169-ФЗ, от 22.12.2014 № 447-ФЗ)

10) копия документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом изменение назначения здания или помещения (при кадастровом учете в связи с изменением указанных в пункте 15 или 16 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений о таком здании или помещении), — запрашивается органом кадастрового учета в порядке, установленном частью 5 статьи 16 настоящего Федерального закона;

(в редакции Федеральных законов от 01.07.2011 № 169-ФЗ, от 22.12.2014 № 447-ФЗ)

11) заверенные органом местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности, либо нотариально удостоверенные копия проекта межевания земельных участков, копии решений общего собрания участников долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения об утверждении указанного проекта, перечня собственников образуемых земельных участков и размеров их долей в праве общей собственности на такие земельные участки либо сведения о реквизитах данных документов в случае их представления ранее в орган кадастрового учета (при кадастровом учете земельного участка, образуемого в счет доли или долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения на основании решения общего собрания участников долевой собственности на этот земельный участок);

(пункт 11 дополнен Федеральным законом от 29.12.2010 № 435-ФЗ)

12) копии проекта межевания земельного участка и документов, подтверждающих согласование проекта межевания земельного участка (при кадастровом учете земельного участка, выделяемого в счет доли или долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения в случае отсутствия решения общего собрания участников долевой собственности на этот земельный участок об утверждении проекта межевания земельных участков);

(пункт 12 в редакции Федерального закона от 22.12.2014 № 447-ФЗ)

13) копия документа, подтверждающего в соответствии с законодательством Российской Федерации присвоение адреса объекту недвижимости или изменение такого адреса (при кадастровом учете в связи с изменением указанных в пункте 7 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об адресе объекта недвижимости), запрашивается органом кадастрового учета в порядке, установленном частью 5 статьи 16 настоящего Федерального закона;

(пункт 13 дополнен Федеральным законом от 23.07.2013 № 250-ФЗ)

14) заверенные в установленном порядке копии решения и (или) договора, указанного в пункте 14.1 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона;

(пункт 14 дополнен Федеральным законом от 21.07.2014 № 217-ФЗ)

15) карта-план территории, утвержденная в установленном главой 4.1 настоящего Федерального закона порядке (в случае, предусмотренном главой 4.1 настоящего Федерального закона).

(пункт 15 дополнен Федеральным законом от 22.12.2014 № 447-ФЗ)

2. Верность копии документа, представленной в соответствии с пунктами 2, 3, 6 — 10, 13 части 1 настоящей статьи, должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. Верность копии акта органа государственной власти или органа местного самоуправления вместо засвидетельствования в нотариальном порядке может быть заверена печатью и подписью уполномоченного должностного лица указанного органа. При этом представление копии соответствующего документа не требуется в случае, если заявитель или его представитель лично представляет в орган кадастрового учета непосредственно либо через многофункциональный центр соответствующий документ в подлиннике. Этот документ после его копирования органом кадастрового учета или многофункциональным центром возвращается заявителю или его представителю при выдаче предусмотренной частью 3 статьи 21 настоящего Федерального закона расписки.

(в редакции Федеральных законов от 28.07.2012 № 133-ФЗ, от 23.07.2013 № 250-ФЗ)

3. Если предусмотренный настоящей статьей документ представляется в орган кадастрового учета в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, верность электронного образа данного документа должна быть засвидетельствована в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.

(в редакции Федерального закона от 23.07.2013 № 250-ФЗ)

Обзор изменений, внесенных в Федеральный закон №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»

В конце 2014 года и начале 2015 года вступает в силу ряд Федеральных законов, вносящих существенные изменения в законодательные акты, регулирующие сферу учета объектов недвижимого имущества. Так, изменения затронут Земельный, Градостроительный, Жилищный, Водный кодексы РФ, а также Федеральный закон от 21.07.1997 г. №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок
с ним», Федеральный закон от 24.07.2007 г. №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ульяновской области предлагает краткий обзор изменений, внесенных в Федеральный закон от 24.07.2007 г. №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

Федеральным законом от 22.12.2014 г. №447 – ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном кадастре недвижимости» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены следующие изменения:

С 31.12.2014 года вступили в силу положения Закона, сокращающие сроки осуществления кадастрового учета. Так, постановка на кадастровый учет, учета изменений объекта недвижимости, учет частей объектов недвижимости осуществляется в течение 10 рабочих дней; учета адреса правообладателя – в течение 3 рабочих дней.

С 01.01.2015 года введены следующие изменения  и новые положения:
•  с заявлением об учете адреса правообладателя наряду с собственниками, лицами, которым принадлежат объекты на праве постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения, оперативного управления, хозяйственного ведения, доверительного управления, вправе также обратиться исполнитель комплексных кадастровых работ;

•  предусмотрена возможность внесения изменений (исправления кадастровой ошибки) органом кадастрового учета в сведения о местоположении границ и площади земельных участков без согласия правообладателей таких земельных участков по истечении 6 месяцев со дня направления указанным в ч. 5 ст. 28 Закона о кадастре лицам решения о необходимости устранения кадастровой ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости о местоположении границ земельного участка и уведомления правообладателей земельных участков о внесенных изменениях*;

•  предусмотрен порядок проведения комплексных кадастровых работ (включая определение объектов комплексных кадастровых работ, заказчиков, источников финансирования, исполнителей и порядка выполнения таких работ, документов, оформляемых по результатам выполнения комплексных кадастровых работ, особенностей внесения в государственный кадастр недвижимости сведений, полученных в результате выполнения таких работ);

•  в государственный кадастр недвижимости (ГКН) вносится отметка о наличии земельного спора о местоположении границ земельных участков в случае внесения в государственный кадастр недвижимости сведений, полученных в результате выполнения комплексных кадастровых работ;

•  установлена обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления направления в орган кадастрового учета документов для внесения в ГКН сведений в случаях принятия ими решений об отнесении земельного участка к определенной категории земель или о переводе земельного участка из одной категории в другую;

•  при постановке на кадастровый учет образованного (ых) объекта (ов) недвижимости не присваивается временный характер также сведениям о земельных участках, занятых площадями, улицами, проездами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами общего пользования, образование которых предусмотрено утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории (в том числе в случае признания местоположения границ или частей границ такого земельного участка спорным в порядке согласования местоположения границ земельных участков при выполнении комплексных кадастровых работ);

•  более детально определены основания внесения в ГКН сведений о ранее учтенных объектах недвижимости, установлен срок внесения таких сведений. Установлены основания для отказа во внесении в ГКН сведений о ранее учтенных объектах недвижимости, а именно:

– имеется несоответствие представленных документов требованиям, установленным законодательством и действовавшим в месте издания документа на момент его издания;
– в представленных или поступивших документах отсутствуют:
– сведения, позволяющие считать такой объект недвижимости ранее учтенным,
– сведения о площади земельного участка, здания или помещения, об основной характеристике сооружения;
– не поступил ответ органа государственной власти, органа местного самоуправления либо органа технической инвентаризации на запрос органа кадастрового учета;
– ответ органа государственной власти, органа местного самоуправления, органа технической инвентаризации на запрос органа кадастрового учета свидетельствует об отсутствии необходимых документа или сведений;
– сведения об объекте недвижимости содержатся в ГКН).

А также установлена обязанность органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов и организаций по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации бесплатно предоставлять в орган кадастрового учета по его запросам все имеющиеся сведения о соответствующем объекте недвижимости.

Федеральный закон от 23.06.2014 г.

Федеральный закон от 24 июля 2007 N 221-ФЗ

№171 – ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ» с 01.03.2015 года внес следующие изменения:

•  установлена обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления направлять в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия соответствующих документов об утверждении проекта межевания территории;

•  предусмотрено принятие органом кадастрового учета решения о приостановлении осуществления кадастрового учета в случае, если площадь образуемого земельного участка, указанного в межевом плане, на 10 и более процентов отличается от площади такого земельного участка, указанной в утвержденном проекте межевания территории, в схеме расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории либо в проектной документации о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков.

А также решения об отказе в осуществлении кадастрового учета, если на момент подачи заявления о кадастровом учете земельного участка истек срок действия утвержденной схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при условии, что образование земельного участка, о кадастровом учете которого подано заявление, осуществляется на основании данной схемы;

•  основанием для принятия решения об отказе в осуществлении кадастрового учета будет являться превышение площади земельного участка, выделяемого в счет доли или долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения,  площади такого земельного участка, указанной в соответствующем утвержденном проекте межевания земельного участка или земельных участков, более чем на 10 процентов (вместо 5 процентов, установленных ранее);

•  внесены новые требования к оформлению межевого плана. Так, в случае образования земельного участка в соответствии с утвержденными схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, проектом межевания территории, проектной документацией о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков обязательным приложением к межевому плану является данная схема, этот проект или эта проектная документация, за исключением случая, если проект межевания территории уже представлялся в орган кадастрового учета;

•  предусмотрена возможность извещения  заинтересованных лиц о согласовании местоположения границ земельных участков путем опубликования извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ, также если земельные участки, в отношении которых выполняются кадастровые работы, являются лесными участками.

Федеральный закон от 31.12.2014 г. №499-ФЗ «О внесении изменений в Земельный Кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ» с 01.04.2015 года вносит следующие изменения:

•  с заявлением о кадастровом учете от имени лиц, права на недвижимое имущество которых подлежат прекращению в соответствии с решением об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, вправе обратиться в орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие данное решение, или организация, на основании ходатайства которой принято данное решение;

•  предусматривается, что в течение срока действия временного характера внесенных в ГКН сведений об объекте недвижимости, образованном на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления об изъятии земельного участка или земельных участков для государственных или муниципальных нужд, эти сведения могут быть исключены из государственного кадастра недвижимости по заявлению лица, на основании заявления которого эти сведения были внесены в государственный кадастр недвижимости, либо по заявлению любого лица на основании решения суда.

____________________________________________________________

* Реализация данного положения будет возможна после установления порядка исправления кадастровой ошибки в указанном случае федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно – правовому регулированию в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления кадастрового учета и кадастровой деятельности.

Количество предоставленных сведений из ГКН за 2014 год   

Количество заявлений о проведении ГКУ,
поступивших в орган кадастрового учета за 2014 год

Статистика рассмотрения заявлений о проведении ГКУ за 2014 год   

Информация предоставлена
Филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ульяновской области

Самое драгоценное, что есть у человечества – природные ресурсы. Одним из них выступает земля, которая нередко становится объектом различного рода отношений.

Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ (ред. от 03.08.2018) "О кадастровой деятельности"

Для правильного и справедливого осуществления указанных правоотношений создан ЗК РФ. Это свод норм, собранный в один документ, который имеет значительную юридическую силу в регулируемой отрасли права.

Что регулирует?

Новая редакция ЗК России – структурированный нормативно-правовой акт, который регулирует отношения, возникающие в области земельного права. Основные принципы, закрепляемые кодексом и обязательные к выполнению всеми без исключения:

  • земля согласно законодательству – важный ресурс, обеспечивающий жизнедеятельность человека;
  • сохранность земель, их целевое использование – основная задача законов о земле;
  • деление земель допускается в рамках закона и в соответствии с его требованиями.

Таким образом, в новой редакции Земельного кодекса РФ 2018 сосредоточены нормы права, контролирующие узкий, специфический круг отношений, связанных с пользованием и владением землей.

Почему полезно его знать ЗК?

Любому собственнику, арендатору или арендодателю земельного участка необходимо хотя бы частичное знание положений Земельного кодекса России. Это гарантия правовой безопасности и возможность защиты своих прав. Весь комплекс и многообразие возникающих прав и обязанностей в пользовании землей заставляет опираться на знания закона.

Землевладельцам необходимо не только знать правила, содержащиеся в новой редакции ЗК для защиты своих интересов, но и для рационального и законного использования земельного участка. Основной задачей законодательства в области землепользования является не только отстаивание прав участников правоотношений, но и защита земельного фонда страны от незаконного и нерационального использования.

Новая редакция кодекса содержит нормы права, незнание которых для любого лица может закончиться негативными правовыми последствиями. Именно поэтому, связанные так или иначе земельными правоотношениями лица, обязаны в той или иной мере знать нормы кодекса.

Таким образом, ЗК РФ 2018 – высший законодательный акт страны в области земельного регулирования. Он закрепляет не только основы отношений в области землепользования и владения, но и законные положения охраны и защиты земли от нерационального использования и посягательства.

Структура и содержание

Всего в Земельном кодексе России содержится 18 Глав. Они составлены таким образом, что каждая из них регулирует какую-либо сторону отношений.

Таким образом, кодекс имеет обширную структуру, в которую вмещены все вопросы учета, оборота, пользования, охраны и владения землей. Первые три главы содержат информацию об общих правилах и нормах земельного права, способах образования земельного участка и охране земли.

В главах с четвертой по седьмую включительно можно найти информацию о различных видах собственности на землю и правах на нее. Здесь же содержатся правила передачи земельных участков в собственность, временное владение, правила прекращения права на земельный участок и т.д.

Последующие три главы дают понимание об определении платы за земельный участок, понятии и мерах защиты прав на землю, а также возмещении причинения вреда земельной собственности.

Главы 11-13 определяют порядок охраны, защиты и мониторинга земель, а также возможных санкций за нарушение установленных норм. Заключительные главы ЗК РФ определяют порядок обращения земель различного специального предназначения.

Таким образом, кодекс структурирован наиболее рациональным способом. Статьи объединены в главы, которые определяют и характеризуют схожие аспекты земельных отношений.

1. Межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.

2. В межевом плане указываются сведения об образуемых земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления о постановке на учет земельного участка или земельных участков, сведения о части или частях земельного участка в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете части или частей земельного участка, новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете изменений земельного участка или земельных участков.

3. Если в соответствии со статьей 39 настоящего Федерального закона местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования.

3.1. В межевом плане, подготовленном в отношении земельного участка, право собственности на который считается возникшим в силу федерального закона вне зависимости от момента государственной регистрации этого права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, приводятся сведения, позволяющие отнести такой земельный участок к имуществу, право на которое возникает в силу федерального закона вне зависимости от момента государственной регистрации данного права. Особенности подготовки межевого плана в отношении такого земельного участка устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.

(часть 3.1 дополнена Федеральным законом от 08.12.2011 № 423-ФЗ)

4. Межевой план состоит из графической и текстовой частей.

5. В графической части межевого плана воспроизводятся сведения кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке, а также указываются местоположение границ образуемых земельного участка или земельных участков, либо границ части или частей земельного участка, либо уточняемых границ земельных участков, доступ к образуемым или измененным земельным участкам (проход или проезд от земельных участков общего пользования), в том числе путем установления сервитута.

(в редакции Федерального закона от 21.12.2009 № 334-ФЗ)

6. В текстовой части межевого плана указываются необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в объеме, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, сведения об использованной при подготовке межевого плана геодезической основе кадастра, а также в установленном частью 1 статьи 39 настоящего Федерального закона случае сведения о согласовании местоположения границ земельных участков в форме акта согласования местоположения таких границ (далее — акт согласования местоположения границ).

(часть 6 в редакции Федерального закона от 06.04.2015 № 79-ФЗ)

6.1. В случае образования земельного участка в соответствии с утвержденными схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, проектом межевания территории, проектной документацией о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков обязательным приложением к межевому плану является данная схема, этот проект или эта проектная документация, за исключением случая, если проект межевания территории уже представлялся в орган кадастрового учета.

(часть 6.1 дополнена Федеральным законом от 23.06.2014 № 171-ФЗ)

7. Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Местоположение отдельных частей границ земельного участка также может устанавливаться в порядке, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, посредством указания на природные объекты и (или) объекты искусственного происхождения, в том числе линейные объекты, если сведения о таких объектах содержатся в государственном кадастре недвижимости и местоположение указанных отдельных частей границ земельного участка совпадает с местоположением внешних границ таких объектов. Требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.

(в редакции Федеральных законов от 22.07.2008 № 141-ФЗ, от 21.12.2009 № 334-ФЗ)

8. Площадью земельного участка, определенной с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, является площадь геометрической фигуры, образованной проекцией границ земельного участка на горизонтальную плоскость.

9. При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

(в редакции Федеральных законов от 22.07.2008 № 141-ФЗ, от 21.12.2009 № 334-ФЗ)

10. Образуемые земельные участки должны соответствовать требованиям гражданского законодательства, земельного законодательства, лесного законодательства, водного законодательства, градостроительного законодательства и иным установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации требованиям к земельным участкам. Если в соответствии с федеральным законом образование земельных участков должно осуществляться с учетом проекта межевания территории, проекта межевания земельного участка или земельных участков или иного предусмотренного федеральным законом документа, местоположение границ данных земельных участков определяется с учетом такого документа.

(в редакции Федерального закона от 29.12.2010 № 435-ФЗ)

Федеральный закон о государственном кадастре недвижимости

Межевой план подготавливается в форме электронного документа и заверяется усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера, подготовившего такой план. Межевой план, если это предусмотрено договором подряда, также подготавливается в форме документа на бумажном носителе, заверенного подписью и печатью кадастрового инженера, подготовившего такой план.

(часть 11 в редакции Федерального закона от 23.07.2013 № 250-ФЗ)

12. Форма межевого плана и требования к его подготовке, в том числе особенности подготовки межевого плана в отношении земельных участков, указанных в части 10 статьи 25 настоящего Федерального закона, устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.

(часть двенадцатая в редакции Федерального закона от 21.12.2009 № 334-ФЗ)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *