Закон о коллективных договорах

Понятие коллективных переговоров Стороны коллективных переговоров
Взаимные обязательства сторон коллективных переговоров
Единый представительный орган для ведения
* коллективных переговоров Особенности ведения коллективных переговоров
Коллективные переговоры представляют собой переговоры лиц, состоящих в трудовых отношениях, через своих представителей по вопросам подготовки, заключения или изменения коллек­тивных договоров между работниками и работодателем. Ини­циатором коллективных переговоров вправе выступать каждая из сторон трудовых отношений.
Правом на ведение коллективных переговоров от имени работ­ников и от имени работодателей наделены их представители, которые участвуют в коллективных переговорах по подготовке, заключению и изменению коллективного договора, соглаше­ния и вправе проявить инициативу по проведению таких пере­говоров.
Представители стороны, получившие уведомление в письмен­ной форме с предложением о начале коллективных перегово­ров, обязаны вступить в переговоры в течение 7 календарных

дней со дня получения уведомления. Работодатели, органы ис­полнительной власти обязаны вести переговоры по трудовым и социально-экономическим вопросам, предлагаемым для рас­смотрения профсоюзами, иными уполномоченными работни­ками представительными органами.
Участники коллективных переговоров свободны в выборе во­просов регулирования социально-трудовых отношений (ст. 37 ТК РФ). Сроки, место и порядок проведения коллективных переговоров определяются представителями сторон — участни­ков таких переговоров. Не позднее 2 недель со дня получения соответствующего запроса стороны должны предоставить друг другу имеющуюся у них информацию, необходимую для веде­ния коллективных переговоров. Участники коллективных пере­говоров, другие лица, связанные с ведением таких переговоров, не должны разглашать полученные сведения, если эти сведения относятся к охраняемой законом тайне (государственной, слу­жебной, коммерческой и иной).
В случаях когда стороны коллективных переговоров не смогли прийти к согласию по всем рассматриваемым или по части во­просов, составляется протокол разногласий.
4. При наличии в организации двух или более первичных проф­союзных организаций они создают единый представительный орган для ведения коллективных переговоров, разработки еди­ного проекта коллективного договора и его заключения. Еди­ный представительный орган формируется на основе принципа пропорционального представительства в зависимости от чис­ленности членов профсоюза. При этом представитель должен быть определен от каждой профсоюзной организации.
Если единый представительный орган не создан в течение 5 ка­лендарных дней с момента начала коллективных переговоров, то интересы всех работников организации представляет перви­чная профсоюзная организация, объединяющая более половины работников. В том случае, если ни одна из первичных проф­союзных организаций не объединяет более половины работни­ков, общее собрание (конференция) работников тайным голо­сованием определяет первичную профсоюзную организацию, которой поручается сформировать представительный орган.
5. Право на ведение коллективных переговоров, подписание согла­шений от имени работников на уровне РФ, субъекта РФ, отрас­ли, территории предоставляется соответствующим профсоюзам (объединениям профсоюзов). При наличии на соответствующем уровне нескольких профсоюзов (объединений профсоюзов) каж­дому из них предоставляется право на представительство в соста­ве единого представительного органа для ведения коллективных переговоров, который формируется с учетом количества пред­ставляемых ими членов профсоюзов. Если договориться о созда­нии единого представительного органа для ведения коллективных переговоров не удалось, право на их ведение предоставляется профсоюзу (объединению профсоюзов), объединяющему наиболь­шее число членов профсоюза (профсоюзов).

В 56 статье Части 3 Трудового Кодекса РФ даётся определение трудовому договору (ТД), раскрываются его основные функции, и кто его заключает. Следующие статьи до 67 посвящены содержанию, срокам и условиям договора, а также описанию порядка его оформления.

Одной из обязанностей работодателя перед подписанием трудового договора является ознакомление работника с локальными нормативными актами организации, среди которых коллективный трудовой договор. Ему посвящены 40-44 статьи ТК РФ.

Индивидуальный ТД

Для того чтобы оформить трудовые отношения между работником и работодателем,

обеим сторонам необходимо составить и подписать трудовой договор, который будет законодательно закреплять их права и обязанности.

Работник обязуется выполнять определённый вид трудовой деятельности и подчиняться внутреннему распорядку и нормам работодателя, который за это обязан выплачивать ему денежное вознаграждение и предоставить условия труда, отвечающие технике безопасности и нормам законодательства.

Трудовой договор составляется между конкретным одним лицом (физическим) без возможности его замены и работодателем или его законным представителем.

Его предметом является сама трудовая деятельность, а не результат работы.

Условия

Содержанием индивидуального ТД является ряд условий по соглашению сторон и тех, которые обязательно должны включаться по правилам действующего законодательства и не могут быть оговорены сторонами. Это обязательные условия и дополнительные.

Обязательные

К обязательным относятся условия:

  • о выполняемой работе;
  • о должности, которую сотрудник будет занимать на протяжении действия договора:
  • о рабочем месте сотрудника;
  • о сроке действия договора.

Индивидуальный трудовой договор может заключаться на определённое время, тогда он называется срочным. Срок должен быть пять лет и менее. В таком договоре обязательным пунктом является дата окончания срока его действия. Такой вид договора возможен в двух случаях:

  1. если характер выполняемой работы будет носить временный (сезонный) характер;
  2. если работник принимается на работу для замещения временно отсутствующего сотрудника.

Если дата окончания не указывается, договор является бессрочным и будет расторгнут по соглашению сторон или в иных случаях, предусмотренных законом.

Дополнительные

К дополнительным условиям относятся те, которые не касаются непосредственно работы сотрудника: условия бытовой жизни, возможность предоставления жилья, питания и т.д. Дополнительные условия могут и не указываться.

Важным требованием законодательства является то, что в договор не могут включаться никакие условия, которые могли бы ухудшить положение работника.

Другой важной частью содержания ТД являются сведения об обеих сторонах:

  • ФИО работника и работодателя, если он является физическим лицом;
    наименование организации;
  • данные о документах, удостоверяющих личность работника и работодателя;
  • данные уполномоченного подписывать договор представителя работодателя;
  • место, где был заключён договор, дата.

Коллективный ТД

Такой договор подписывается между всеми работниками в лице их законных

представителей и работодателем. Этот нормативный акт регулирует социально-правовые отношения сторон.

Сторонами, ведущими переговоры о содержании коллективного ТД, являются уполномоченные работодателем лица, которые действуют от его имени, и профсоюзы, выступающие от имени всех работников.

Для того чтобы составить такой договор, руководитель организации должен создать приказ о назначении Комиссии.

В неё войдут представители обеих сторон в равном количестве. В трёхмесячный срок они должны разработать положения коллективного трудового договора.

Основным правилом является то, что условия, содержащиеся в нём, не должны ухудшать положение работников по сравнению с гарантиями законодательства. Требования к содержанию договора перечислены в 41 статье ТК РФ. Обычно такой документ отражает обязательства сторон, касающиеся:

  • системы оплаты за трудовую деятельность (форма, размер);
  • назначения дополнительных выплат (компенсаций, пособий);
  • изменения в системе оплаты с учётом экономической ситуации в стране и показателей труда;
  • времени работы и отдыха;
  • условий предоставления отпусков;
  • переобучения;
  • гарантий работникам, которые совмещают работу и учёбу;
  • возможности предоставления оздоровительного отдыха работникам и членам их семей;
  • оплаты питания;
  • контроля за выполнением условий коллективного ТД, внесения в него изменений, порядка информирования сотрудников о его выполнении;
  • других вопросов, которые пожелали внести стороны.

Содержание может согласовываться с трудовым коллективом.

Действие такого договора составляет не более трёх лет и может продлеваться на такой же срок.

Коллективный ТД не является обязательным и обычно присутствует только в крупных организациях.

Лучше всего бонусная система оплаты труда показала себя в торговле и бизнесе услуг.
Вам предложили работу на выгодных условиях, но работодатель намерен рассчитываться «серой зарплатой”. Узнайте, чем это может закончиться, прочитав нашу статью.
Работа в ночное время должна оплачиваться по особому тарифу. Подробнее .

Отличия

Без индивидуального ТД невозможно осуществлять трудовую деятельность на законных основаниях.

Трудовые отношения обязательно должны подтверждаться подписанием ТД между двумя сторонами. Коллективный ТД может и не составляться, в основном он существует, чтобы улучшить условия работников и подписывается в крупных организациях, в которых есть выборный орган от лица работников.

Индивидуальный договор заключается между работодателем и одним физическим лицом без возможности его замены. Коллективный договор заключается с определённым кругом работников — сотрудниками всей организации или отдельного структурного подразделения.

Индивидуальный договор может быть подписан на неопределённый срок и действовать до тех пор, пока не будет расторгнут по соглашению сторон или в иных предусмотренных законом случаях — бессрочный договор. Срок коллективного ограничивается тремя годами с возможностью продления на такой же срок — в общей сложности его срок ограничивается шестью годами.

Различия между индивидуальным и коллективным можно наглядно отобразить в таблице:

Особенности Индивидуальный Коллективный
Обязательность заключения обязателен не обязателен
Стороны физическое лицо + работодатель трудовой коллектив + работодатель
Срок действия может быть неограниченным ограничивается законом (6 лет)

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно. Вячеслав Садчиков Юрист. Практика в сфере недвижимости, тудового права, семейного права, защите прав потребителей Подпишитесь на нас в «Яндекс Дзен»

24 ноября 1995 года N 176-ФЗ

Принят
Государственной Думой
20 октября 1995 года

Статья 1. Внести в Закон Российской Федерации «О коллективных договорах и соглашениях» ( Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 17, ст. 890) следующие изменения и дополнения:

1. В статье 1:

в части первой слова «трудовых отношений» заменить словами «социально-трудовых отношений»

часть вторую изложить в следующей редакции:

» Действие Закона распространяется на всех работодателей, работников, представителей работодателей и представителей работников, а также органы исполнительной власти и органы местного самоуправления.».

2. Статью 2 изложить в следующей редакции:

» Статья 2. Основные понятия

Коллективный договор — правовой акт, регулирующий социально — трудовые отношения и заключаемый работниками организации, филиала, представительства (далее — работники организации) с работодателем.

Соглашение — правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения между работниками и работодателями и заключаемый на уровне Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, территории, отрасли, профессии.

Представители работников — органы профессиональных союзов и их объединений, уполномоченные на представительство в соответствии с их уставами, органы общественной самодеятельности, образованные на общем собрании (конференции) работников организации и уполномоченные им. Работники, не являющиеся членами профсоюза, могут уполномочить орган профсоюза представлять их интересы в ходе коллективных переговоров, заключения, изменения, дополнения коллективного договора, соглашения и контроля за их выполнением.

Представители работодателей — руководители организаций или другие полномочные в соответствии с уставом организации, иными правовыми актами лица, полномочные органы объединений работодателей, иные уполномоченные работодателями органы.».

3. В части первой статьи 3 слово «предприятий» заменить словом «работодателей».

4. В статье 5:

слова «хозяйственного управления» заменить словами «органов местного самоуправления»

дополнить статью частью третьей следующего содержания:

» Не допускаются ведение переговоров и заключение коллективных договоров и соглашений от имени работников лицами, представляющими работодателей.».

5. В статье 6:

части третью и четвертую изложить в следующей редакции:

» От имени работников право на ведение коллективных переговоров предоставляется представителям работников, указанным в статье 2 настоящего Закона.

При наличии в организации, на федеральном, отраслевом, профессиональном и других уровнях нескольких представителей работников каждому из них предоставляется право на ведение переговоров от имени объединяемых им членов профсоюза или представляемых им работников.»

дополнить статью новой частью пятой следующего содержания:

» От имени работодателей право на ведение коллективных переговоров предоставляется представителям работодателей, указанным в статье 2 настоящего Закона.»

части пятую и шестую считать соответственно частями шестой и седьмой;

часть шестую изложить в следующей редакции:

» Работодатели, органы исполнительной власти и органы местного самоуправления обязаны вести переговоры по социально-трудовым вопросам, предлагаемым для рассмотрения представителями работников.».

6. В статье 7:

части четвертую и пятую изложить в следующей редакции:

» Органы исполнительной власти, органы местного самоуправления и представители работодателей должны предоставлять представителям работников имеющуюся у них информацию, необходимую для коллективных переговоров. Участники переговоров, другие лица, связанные с переговорами, не должны разглашать полученные сведения, если они являются служебной или коммерческой тайной. Лица, разглашающие эти сведения, привлекаются к ответственности в порядке, предусмотренном законодательством.

Если в ходе переговоров стороны не смогли прийти к согласию по всем рассматриваемым вопросам или по части этих вопросов, ими составляется протокол разногласий.»

дополнить статью частью шестой следующего содержания:

» Момент подписания коллективного договора, соглашения, протокола разногласий является моментом окончания коллективных переговоров по заключению коллективного договора, соглашения.».

7. Статью 8 изложить в следующей редакции:

» Статья 8. Разрешение разногласий

Урегулирование разногласий в ходе коллективных переговоров производится в соответствии с Федеральным законом «О порядке разрешения коллективных трудовых споров».».

8. Статью 9 изложить в следующей редакции:

» Статья 9. Гарантии и компенсации за время переговоров

Лица, участвующие в коллективных переговорах, подготовке проектов коллективных договоров и соглашений, а также специалисты, приглашенные для участия в этой работе, освобождаются от основной работы с сохранением среднего заработка на срок не более трех месяцев в течение года. Все затраты, связанные с участием в переговорах, компенсируются в порядке, предусмотренном законодательством о труде, коллективным договором, соглашением.

Оплата труда приглашенных по договоренности сторон экспертов и посредников производится по соглашению с ними органами исполнительной власти и местного самоуправления, работодателями, их объединениями, иными уполномоченными работодателями органами.

Представители профсоюзов, их объединений, органов общественной самодеятельности, участвующие в коллективных переговорах, в период их ведения не могут быть без предварительного согласия уполномочившего их на представительство органа подвергнуты дисциплинарному взысканию, переведены на другую работу, перемещены или уволены по инициативе администрации.».

9. Статью 10 изложить в следующей редакции:

» Статья 10. Право на принятие решения о необходимости заключения коллективного договора

Решение о необходимости заключения коллективного договора с работодателем вправе принимать представители работников или общее собрание (конференция) работников организации.».

10. Статью 11 изложить в следующей редакции:

» Статья 11. Стороны коллективного договора

Сторонами коллективного договора являются работники организации в лице их представителей и работодатель, в необходимых случаях представляемый руководителем организации или другим полномочным в соответствии с уставом организации, иным правовым актом лицом.».

11. В статье 12:

в части первой слова «предприятию и решением профсоюза, иного уполномоченного работниками представительного органа» заменить словами «организации и решением представителей работников.»

дополнить статью новой частью второй следующего содержания:

» Дата издания согласованного с соответствующим представителем работников приказа о формировании комиссии, предусмотренной статьей 7 настоящего Закона, является моментом начала коллективных переговоров.»

части вторую — седьмую считать соответственно частями третьей — восьмой;

часть третью изложить в следующей редакции:

» Если со стороны работников выступают одновременно несколько представителей, ими в течение пяти календарных дней формируется единый представительный орган для ведения переговоров, разработки единого проекта и заключения единого коллективного договора.»

в части четвертой слова «трудового коллектива» заменить словами «работников организации», слово «объединенного» заменить словом «единого»

части пятую и шестую изложить в следующей редакции:

» При недостижении согласия в едином представительном органе или в случае, когда такой орган не создан, общее собрание (конференция) работников организации может принять наиболее приемлемый проект коллективного договора и поручить представителю работников, разработавшему этот проект, на его основе провести переговоры и заключить после утверждения общим собранием (конференцией) коллективный договор от имени работников организации.

Если единый представительный орган не создан, представители работников вправе самостоятельно вести переговоры и заключать коллективный договор от имени представляемых работников или предлагать заключить приложение к единому коллективному договору, защищающее специфические интересы представляемых работников по профессиональному признаку. Приложение является неотъемлемой частью коллективного договора и имеет равную с ним юридическую силу.»

в части седьмой слова «профсоюзам, иным уполномоченным работниками представительным органам» заменить словами «представителям работников»

часть восьмую изложить в следующей редакции:

» Подписанный сторонами коллективный договор с приложениями в семидневный срок направляется работодателем в соответствующий орган по труду по месту нахождения организации для уведомительной регистрации.».

12. В статье 13:

абзац одиннадцатый части второй изложить в следующей редакции:

«контроль за выполнением коллективного договора, порядок внесения в него изменений и дополнений, ответственность сторон, социальное партнерство, обеспечение нормальных условий функционирования представителей работников;»

в части третьей слово «предприятия» заменить словом «организации».

13. В тексте статьи 14 слово «предприятие» заменить словом «организация» в соответствующем падеже.

14. Статью 16 изложить в следующей редакции:

» Статья 16. Гарантии при ликвидации организации

При ликвидации организации претензии работников по коллективному договору удовлетворяются из имущества ликвидируемой организации в соответствии с действующим гражданским законодательством. Размер средств, направляемых на удовлетворение претензий работников, определяется и распределяется по подразделениям и среди работников ликвидационной комиссией по согласованию с представителем работников, подписавшим коллективный договор с приложениями.».

15. В статье 17:

часть первую изложить в следующей редакции:

» Контроль за выполнением коллективного договора осуществляется сторонами и их представителями, а также органами по труду.»

в части третьей после слова «подписавшие» дополнить словом «единый», слова «трудового коллектива» заменить словами «работников организации».

16. Статью 18 изложить в следующей редакции:

» Статья 18. Виды соглашений

В зависимости от сферы регулируемых социально-трудовых отношений могут заключаться соглашения: генеральное, региональное, отраслевое (межотраслевое) тарифное, профессиональное тарифное, территориальное и иные.

Генеральное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений на федеральном уровне.

Региональное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений на уровне субъекта Российской Федерации.

Отраслевое (межотраслевое) тарифное соглашение устанавливает нормы оплаты и другие условия труда, а также социальные гарантии и льготы для работников отрасли (отраслей).

Профессиональное тарифное соглашение устанавливает нормы оплаты и другие условия труда, а также социальные гарантии и льготы для работников определенных профессий.

Территориальное соглашение устанавливает условия труда, а также социальные гарантии и льготы, связанные с территориальными особенностями города, района, другого административно — территориального образования.

Соглашения по договоренности сторон, участвующих в переговорах, могут быть двусторонние и трехсторонние.

Соглашения, предусматривающие полное или частичное бюджетное финансирование, заключаются при обязательном участии представителей соответствующих органов исполнительной власти.».

17. Статью 19 изложить в следующей редакции:

» Статья 19. Участники соглашений

На федеральном уровне участниками соглашений могут выступать:

генерального — общероссийские объединения профсоюзов; общероссийские объединения работодателей; Правительство Российской Федерации;

отраслевого (межотраслевого) тарифного — соответствующие общероссийские профсоюзы и их объединения; общероссийские объединения работодателей, иные уполномоченные работодателями представительные органы; Министерство труда Российской Федерации;

профессионального тарифного — соответствующие профсоюзы и их объединения; соответствующие объединения работодателей, иные уполномоченные работодателями представительные органы; соответствующий орган по труду.

На уровне субъектов Российской Федерации и административно — территориальных образований в составе субъектов Российской Федерации участниками соглашений могут выступать:

регионального — соответствующие профсоюзы и их объединения; объединения работодателей, иные уполномоченные работодателями представительные органы; орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации;

отраслевого (межотраслевого) тарифного, профессионального тарифного — соответствующие профсоюзы и их объединения; объединения работодателей, иные уполномоченные работодателями представительные органы; орган по труду субъекта Российской Федерации;

территориального — соответствующие профсоюзы и их объединения; объединения работодателей, иные уполномоченные работодателями представительные органы; соответствующий орган местного самоуправления.».

18. Статью 20 изложить в следующей редакции:

» Статья 20. Порядок и сроки разработки и заключения соглашения

Порядок, сроки разработки и заключения соглашения определяются комиссией, предусмотренной статьей 7 настоящего Закона, и оформляются ее решением.

При наличии на соответствующем уровне нескольких представителей работников состав комиссии со стороны работников определяется по согласию между этими представителями.

Проект соглашения разрабатывается комиссией и подписывается представителями сторон.

Если согласие не достигнуто в семидневный срок, представители работников вправе самостоятельно вести переговоры и заключать соглашение от имени представляемых ими работников.

Подписанное сторонами соглашение с приложениями в семидневный срок направляется представителями работодателей — участниками соглашения, заключенного на федеральном уровне, — в Министерство труда Российской Федерации, а соглашения, заключенного на уровне субъекта Российской Федерации, — в орган по труду субъекта Российской Федерации для уведомительной регистрации.

При осуществлении уведомительной регистрации двустороннего соглашения орган по труду (не являющийся участником соглашения) выявляет условия соглашения, противоречащие законодательству о труде, и сообщает сторонам соглашения о выявленных противоречиях.

Такой же порядок действует в случае внесения изменений или дополнений в соглашение.».

19. Дополнить Закон статьей 20.1 следующего содержания:

» Статья 20.1. Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений

Для обеспечения регулирования социально-трудовых отношений, ведения коллективных переговоров и подготовки проекта генерального соглашения образуется постоянно действующая Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений, в которую входят представители федеральных органов государственной власти, представители общероссийских объединений профсоюзов, представители общероссийских объединений работодателей.

Положение о Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений и координатор комиссии утверждаются Президентом Российской Федерации.».

20. Абзац десятый части второй статьи 21 изложить в следующей редакции:

«о развитии социального партнерства и трехстороннего сотрудничества, порядке внесения изменений и дополнений в соглашение, присоединения к нему, содействии заключению коллективных договоров, предотвращении трудовых конфликтов и забастовок, об укреплении трудовой дисциплины.».

21. Статью 22 дополнить частями четвертой, пятой и шестой следующего содержания:

«В тех случаях, когда на работников одновременно распространяется действие различных соглашений, действуют наиболее благоприятные для работников условия соглашений.

В тех случаях, когда на федеральном уровне заключено отраслевое (межотраслевое) тарифное соглашение, профессиональное тарифное соглашение, в сферу действия которого включается не менее чем 50 процентов работников отрасли (отраслей), профессии, министр труда Российской Федерации имеет право предложить работодателям, не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к нему.

Если работодатели или соответствующие представители работников в течение 30 календарных дней с момента получения предложения не заявили о своем несогласии присоединиться к нему, соглашение считается распространенным на данных работодателей с момента получения предложения.».

22. Часть первую статьи 24 изложить в следующей редакции:

» Контроль за выполнением соглашений на всех уровнях осуществляется сторонами и их представителями, а также соответствующими органами по труду.».

23. Статью 25 изложить в следующей редакции:

» Статья 25. Ответственность за уклонение от участия в переговорах

Лица, представляющие работодателя, уклоняющиеся от участия в переговорах по заключению, изменению коллективного договора, соглашения, или нарушившие срок, установленный частью второй статьи 6 настоящего Закона, или не обеспечившие работу соответствующей комиссии в определенные сторонами сроки, подвергаются штрафу в размере до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда, налагаемому в судебном порядке.».

24. Статью 26 изложить в следующей редакции:

» Статья 26. Ответственность за нарушение или невыполнение коллективного договора, соглашения

Лица, представляющие работодателя, виновные в нарушении или невыполнении обязательств по коллективному договору, соглашению, подвергаются штрафу в размере до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда, налагаемому в судебном порядке.

По требованию представителей работников собственник обязан принять меры, предусмотренные законодательством, к руководителю, по вине которого нарушаются или не выполняются условия коллективного договора.».

25. Статью 27 изложить в следующей редакции:

» Статья 27. Ответственность за непредоставление информации, необходимой для коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения

Лица, представляющие работодателя, виновные в непредоставлении информации, необходимой для коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения, несут дисциплинарную ответственность или подвергаются штрафу в размере до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда, налагаемому в судебном порядке.».

26. Статью 28 изложить в следующей редакции:

» Статья 28. Порядок привлечения к ответственности

Порядок и сроки рассмотрения дел о наложении штрафов, предусмотренных настоящим Законом, регламентируются законодательством.

Дела, указанные в части первой настоящей статьи, рассматриваются по заявлению представителей работников соответствующих органов по труду либо по инициативе прокурора.».

Статья 2. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Статья 3. Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом в течение трех месяцев со дня его вступления в силу.

Президент
Российской Федерации
Б.ЕЛЬЦИН

Москва, Кремль.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *