Закон о ОСАГО 2018

Принят Государственной Думой 6 декабря 2018 года

Одобрен Советом Федерации 11 декабря 2018 года

Статья 1

1) абзацы первый — третий пункта 3 статьи 22 изложить в следующей редакции:

«3. При осуществлении обязательного страхования страховщики для финансирования компенсационных выплат производят отчисления от страховых премий по договорам обязательного страхования в профессиональное объединение страховщиков, из которых формируются:

резерв гарантий, предназначенный для финансирования компенсационных выплат, предусмотренных подпунктами «а» и «б» пункта 1, пунктами 2 и 21 статьи 18 настоящего Федерального закона, и компенсации недостающей части активов при передаче страхового портфеля, предусмотренной подпунктом «г» пункта 1 статьи 25 настоящего Федерального закона;

резерв текущих компенсационных выплат, предназначенный для финансирования компенсационных выплат, предусмотренных подпунктами «в» и «г» пункта 1 статьи 18 настоящего Федерального закона.»;

2) подпункт «г» пункта 1 статьи 25 изложить в следующей редакции:

«г) компенсирует в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» за счет средств резерва гарантий, а также средств, полученных профессиональным объединением страховщиков от реализации права требования, предусмотренного пунктами 2 и 3 статьи 20 настоящего Федерального закона, недостающую часть активов страховщику, которому с условием компенсации недостающей части активов был передан страховой портфель;»;

3) в подпункте «в1» пункта 1 статьи 26 слова «и выплаты» заменить словом «компенсации», слова «соответствующего вознаграждения» заменить словами «недостающей части активов при передаче страхового портфеля»;

4) в пункте 2 статьи 28:

а) абзац первый изложить в следующей редакции:

«2. Средства, составляющие резерв гарантий, резерв текущих компенсационных выплат и фонд текущих обязательств, обособляются от иного имущества профессионального объединения.»;

б) абзац второй признать утратившим силу;

в) в абзаце третьем слова «Средства, предназначенные для финансирования компенсационных выплат, и средства, составляющие» заменить словами «Средства, составляющие резерв гарантий, резерв текущих компенсационных выплат и».

Статья 2

1) в пункте 3 статьи 1841-1:

а) подпункт 2 дополнить словами «с указанием сведений о размере страховых резервов по договорам страхования, видов и стоимости активов, принимаемых для покрытия страховых резервов, а также о размере недостающей части активов»;

б) подпункт 3 дополнить словами «, а также о размере недостающей части активов для передачи страхового портфеля по видам страхования, по которым предусмотрено осуществление компенсационных выплат»;

в) подпункт 4 дополнить словами «на основании анализа возможности и эффективности применения мер по предупреждению банкротства страховой организации, предусмотренных настоящим Федеральным законом»;

2) в статье 1849:

а) в абзаце втором пункта 1 слова «управляющей страховой организации» заменить словами «управляющей страховой организации либо управляющим страховым организациям»;

б) в пункте 3:

в абзаце первом слова «управляющей страховой организацией» заменить словами «управляющей страховой организацией либо управляющими страховыми организациями»;

в абзаце втором слова «управляющей страховой организацией» заменить словами «управляющей страховой организацией либо управляющими страховыми организациями», слова «управляющей страховой организации» заменить словами «управляющей страховой организации либо управляющих страховых организаций»;

в) пункт 4 изложить в следующей редакции:

«4. В случае недостаточности или отсутствия активов страховой организации для исполнения управляющей страховой организацией либо управляющими страховыми организациями обязательств по договорам страхования, относящимся к видам страхования, по которым предусмотрено осуществление компенсационных выплат, недостающая часть активов может быть компенсирована профессиональным объединением из средств, предназначенных для финансирования компенсационных выплат, в порядке и на условиях, которые установлены контрольным органом.

При передаче страхового портфеля на условиях компенсации профессиональным объединением недостающей части активов профессиональное объединение осуществляет выбор управляющей страховой организации либо управляющих страховых организаций из числа своих членов, направивших предложения о заключении договора о передаче страхового портфеля.

Недостающая часть активов компенсируется профессиональным объединением управляющей страховой организации либо управляющим страховым организациям в соответствии с условиями договора о компенсации недостающей части активов исключительно денежными средствами в сроки, указанные в договоре, но не ранее даты подписания договора о передаче страхового портфеля и не позднее даты подписания акта приема-передачи страхового портфеля.

В случае передачи страхового портфеля страховой организации нескольким управляющим страховым организациям компенсация недостающей части активов распределяется между ними пропорционально объему обязательств, которые подлежат принятию, с учетом принимаемых ими в составе страхового портфеля активов.»;

г) абзац первый пункта 5 после слов «управляющей страховой организации» дополнить словами «либо управляющим страховым организациям»;

д) дополнить пунктом 51 следующего содержания:

«51. В случае передачи страхового портфеля страховой организации нескольким управляющим страховым организациям уведомление о передаче страхового портфеля страховой организации должно содержать предусмотренную подпунктом 4 пункта 5 настоящей статьи информацию о каждой управляющей страховой организации, а также информацию о договорах страхования, передаваемых каждой из управляющих страховых организаций.»;

е) пункты 7 и 8 признать утратившими силу.

Статья 3

Внести в Федеральный закон от 27 июля 2010 года N 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 31, ст. 4194; 2013, N 30, ст. 4084; 2016, N 11, ст. 1483; N 22, ст. 3094) следующие изменения:

1) статью 2 дополнить пунктом 13 следующего содержания:

«13) резерв для финансирования компенсационных выплат — средства, перечисляемые страховщиками в профессиональное объединение страховщиков и предназначенные для осуществления компенсационных выплат, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 14 настоящего Федерального закона, и компенсации недостающей части активов при передаче страхового портфеля, предусмотренной пунктом 51 части 1 статьи 18 настоящего Федерального закона, а также средства, полученные профессиональным объединением страховщиков от реализации прав требования, предусмотренных статьей 16 настоящего Федерального закона.»;

2) пункт 51 части 1 статьи 18 изложить в следующей редакции:

«51) компенсирует в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» за счет средств резерва для финансирования компенсационных выплат недостающую часть активов страховщику, которому с условием компенсации недостающей части активов был передан страховой портфель;»;

3) в части 2 статьи 20 слова «, направленных членами профессионального объединения страховщиков из» и слова «, а также средств, полученных от реализации профессиональным объединением страховщиков права требования, предусмотренного статьей 16 настоящего Федерального закона» исключить;

4) в части 2 статьи 25 слова «, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 14 настоящего Федерального закона» исключить.

Статья 4

Внести в Федеральный закон от 14 июня 2012 года N 67-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 25, ст. 3257; 2013, N 30, ст. 4084; 2014, N 45, ст. 6154; 2016, N 22, ст. 3094; N 26, ст. 3891; 2017, N 31, ст. 4826) следующие изменения:

1) в пункте 41 части 9 статьи 20 после слова «компенсирует» дополнить словами «в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», слова «, предназначенных для осуществления компенсационных выплат,» заменить словами «компенсационного фонда»;

2) в части 1 статьи 22 первое предложение изложить в следующей редакции: «Профессиональное объединение страховщиков за счет отчислений страховщиков, а также средств, полученных профессиональным объединением страховщиков от реализации прав требования, предусмотренных частями 3 — 5 статьи 23 настоящего Федерального закона, формирует компенсационный фонд, предназначенный для финансирования компенсационных выплат, предусмотренных статьей 23 настоящего Федерального закона, и компенсации недостающей части активов при передаче страхового портфеля, предусмотренной пунктом 41 части 9 статьи 20 настоящего Федерального закона.»;

3) статью 23 дополнить частью 5 следующего содержания:

«5. В пределах суммы компенсации недостающей части активов, осуществленной в соответствии с пунктом 41 части 9 статьи 20 настоящего Федерального закона, к профессиональному объединению страховщиков переходит право требования недостающей части активов при передаче страхового портфеля по обязательному страхованию, которое страховщик, принявший страховой портфель, имел к страховщику, передавшему страховой портфель.».

С понедельника, 24 августа, в России вступает в силу закон об индивидуализации тарифов ОСАГО. То есть теперь страховые компании могут оформлять цену полиса в зависимости от личностных характеристик водителей. В частности, страховщики могут учитывать качество вождения и соблюдение правил ПДД автолюбителями.

Реклама

На расчет стоимости страхового полиса будет влиять группа факторов. Они прописаны в законе, который опубликован на сайте правовой информации. Так, тариф будет повышен для тех, кто грубо нарушал правила дорожного движения, правила эксплуатации автомобиля.

Также придется заплатить больше за ОСАГО и тем, кто был наказан за управление автомобилем в состоянии опьянения. Кроме того, есть и другие факторы, которые могут определяться компаниями самостоятельно.

Но есть и факторы, которые страховщикам строго запрещено использовать при расчете тарифов ОСАГО. В этот перечень вошли национальная, языковая, расовая принадлежность, должностное положение, вероисповедание и отношение к религии.

Все факторы, которые будут учитываться при расчете стоимости должны быть опубликованы на сайтах страховщиков.

Кроме того, с 24 августа произойдет расширение базовых ставок тарифов ОСАГО для легковых авто физических лиц на 10% вниз и вверх, то есть рамки тарифа будут находиться в пределах 2 471 — 5 436 руб. Для авто юрлиц — на 20%, а для такси — на 30%.

Это расширение позволит страховым компаниям снижать тарифы по ОСАГО для аккуратных водителей и вводить более высокую стоимость для тех, кто рискованно ведет себя на дорогах и нарушает ПДД, отметили в ЦБ. Ранее тариф был привязан к территории — стоимость ОСАГО была единой для всех водителей того или иного региона.

По закону, контролировать расчет страховых тарифов должен Банк России.

Ранее газета «Коммерсант» со ссылкой на заявление ЦБ сообщила, что страховщики должны вносить изменения в полис ОСАГО по первому требованию водителя. На практике компании предлагали автовладельцам оформлять новый полис. Это, как отметили в регуляторе, незаконно.

Издание также отметило, что на форуме Агентства страховых новостей в разделе отзывов о компаниях автовладельцы размещают жалобы на страховщиков, которые отказывались вносить изменения. Вместо этого они предлагали аннулировать полис. Так компании отвечали на просьбу автовладельцев внести изменения при получении нового водительского удостоверения или если при оформлении полиса была допущена ошибка.

Помимо того, что с конца августа будут изменены тарифы ОСАГО, в России будет возвращен техосмотр. Ранее он был приостановлен из-за пандемии коронавируса. Таким образом после 30 сентября для получения полиса ОСАГО автолюбители должны будут получить диагностическую карту.

По словам главного редактора журнала «Автоброкер» Виталия Архиреева, введение новой системы расчета тарифов ОСАГО вполне справедливо.

«Задумывалось, что более законопослушные граждане будут платить за страховку меньше, а нарушители — больше. Считаю это справедливым. Насколько мне известно, механизмы взаимодействия между ведомствами, страховыми компаниями и ГИБДД, пока не выработаны, поэтому, думаю, это вступит в силу не к началу осени, а чуть попозже», — сказал он в комментарии изданию «ПолитЭксперт».

Специалист уточнил, что страховщики будут также учитывать тип и возраст автомобиля, а также семейное положение водителя и наличие у него детей.

Возвращение техосмотра эксперт назвал вторым важным событием грядущей осени. «В период пандемии его не нужно было проходить для получения той же страховки, а с сентября снова придется носить с собой диагностическую карту. Это будет подтверждать, что техосмотр не липовый», — пояснил собеседник издания.

«ПолитЭксперт» отмечает, что изменения также коснутся и основных документов автовладельцев — ПТС и СТС. В них будут заносить больше данных. Например, появятся графы о мощности двигателя и сроке госрегистрации.

Госдума РФ на заседании в четверг приняла в первом чтении законопроект о добровольном страховании ответственности перевозчика за нарушение договора перевозки груза.

Законопроект был внесен группой депутатов. Он предусматривает предоставление права автомобильным перевозчикам грузов и экспедиторам страховать свою ответственность за нарушение договора перевозки груза и договора транспортной экспедиции.

В соответствии с Гражданским кодексом (ГК) РФ страхование риска ответственности за нарушение договора допускается лишь в случаях, предусмотренных законом. При этом страхование ответственности перевозчика и экспедитора не предусмотрено уставом автомобильного транспорта и другими федеральными законами.

Документ был поддержан профильным комитетом к принятию.

«Принятие законопроекта значительно расширит перечень рисков, которые могут быть покрыты договором страхования ответственности автоперевозчиков и экспедиторов, такие как ответственность за просрочку доставки груза, ответственность за неподачу транспортного средства и тому подобное. Такое страхование является одним из способов защиты интересов автоперевозчиков, экспедиторов и гарантирует возмещение ущерба грузовладельцу в случае повреждения, гибели или утраты груза», — пояснила один из авторов законопроекта Татьяна Алексеева (Единая Россия). По ее словам, принятие закона окажет положительное влияние на страховой рынок и исключит смешение видов имущественного страхования, которое возникает в связи с невозможностью страхования договорной ответственности по договорам перевозки и транспортной экспедиции.

В ходе обсуждения вице-спикер Госдумы Ирина Яровая подняла вопрос о защите той стороны по договору, которая заказывает поставку и перевозку. «Вы своим предложением снимаете фактически ответственность с перевозчика, а предлагаете потом субъекту хозяйственной деятельности или гражданину потерять свое имущество и всю оставшуюся жизнь ходить доказывать перед страховой компанией что-то», — сказала вице-спикер.

По ее словам, исходя из того, что вопросы госполитики в сфере страхования вырабатывают Минфин и ЦБ РФ, принимать данное решение без экспертного обсуждения с участием представителей регуляторов сложно. «Кроме того, есть смысл посмотреть с точки зрения защищенности интересов граждан, потому что любая необязательная страховка со временем становится обременением и невозможностью защиты своих прав», — подчеркнула вице-спикер.

«Мы на фракции этот вопрос обсуждали. У Ирины Анатольевны (Яровой — ИФ) сейчас появились какие-то новые доводы. На фракции этот вопрос не обсуждался. Есть позиция фракции, она принятая, поддержать законопроект в первом чтении и работать над вторым», — сообщил лидер думской фракции «Единая Россия» Сергей Неверов. «Но до второго чтения законопроект будет доработан, хорошо?», — уточнил спикер Вячеслав Володин.

В случае принятия законопроект вступит в силу через 10 дней после официального опубликования.

Указание Банка России от 06.04.2017 N 4347-У О внесении изменений в Положение Банка России от 19 сентября 2014 года N 431-П «О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств

«При возмещении в соответствии с пунктами 4.17.1 и 4.17.2 настоящих Правил причиненного потерпевшему вреда в натуре в случае нарушения срока проведения восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства страховщик за каждый день просрочки уплачивает потерпевшему неустойку (пеню) в размере 0,5 процента от определенной в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» суммы страхового возмещения, но не более суммы такого возмещения.

<Письмо> Банка России от 26.04.2017 N ИН-015-53/18 «О порядке возмещения причиненного вреда в натуре в связи с вступлением в силу Федерального закона от 28.03.2017 N 49-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»

Федеральный закон от 25.04.2002 N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее — Закон об ОСАГО) предусматривает два способа предъявления потерпевшим (выгодоприобретателем) требования о возмещении вреда, причиненного его имуществу:

Приказ Росмолодежи от 14.04.2017 N 107 «Об утверждении системы ключевых показателей реализации государственной молодежной политики органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации на 2017 год»

Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (ОСАГО) N 40-ФЗ от 25.04.2002 (в случае ДТП);

Коллективный договор;

Выплата страховых компенсаций в рамках Закона Российской Федерации от 27.11.1992 N 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» и Гражданского кодекса Российской Федерации (в случае иного страхования);

Постановление Конституционного Суда РФ от 10.03.2017 N 6-П «По делу о проверке конституционности статьи 15, пункта 1 статьи 1064, статьи 1072 и пункта 1 статьи 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан А.С. Аринушенко, Г.С. Бересневой и других»

4. Принятый в целях дополнительной защиты права потерпевших на возмещение вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу при использовании транспортных средств иными лицами, Федеральный закон от 25 апреля 2002 года N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» обязывает владельцев транспортных средств на условиях и в порядке, установленных данным Федеральным законом и в соответствии с ним, страховать риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортных средств (пункт 1 статьи 4), и одновременно закрепляет в качестве одного из основных принципов недопустимость использования на территории России транспортных средств, владельцы которых не исполнили установленную данным Федеральным законом обязанность по страхованию своей гражданской ответственности (абзац четвертый статьи 3). Обязанность владельцев транспортных средств осуществлять обязательное страхование своей гражданской ответственности вытекает также из пункта 3 статьи 16 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».

Положение Банка России от 16.11.2016 N 558-П О правилах формирования страховых резервов по страхованию иному, чем страхование жизни

Приказ МВД России от 14.11.2016 N 727 Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения в части соблюдения осуществляющими деятельность по эксплуатации транспортных средств, выполняющими работы и предоставляющими услуги по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями и гражданами — участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации, правил, стандартов, технических норм и иных нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения к конструкции и техническому состоянию находящихся в эксплуатации автомототранспортных средств и предметов их дополнительного оборудования, изменению их конструкции, перевозкам пассажиров и грузов

Приказ Минфина России от 07.12.2016 N 230н «О внесении изменений в Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные приказом Министерства финансов Российской Федерации от 1 июля 2013 г. N 65н»

Субвенции на выплату инвалидам компенсаций страховых премий по договорам обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в соответствии с Федеральным законом от 25 апреля 2002 года N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»

Приказ Минздрава России от 28.03.2013 N 166 (ред. от 10.02.2020) «Об осуществлении бюджетных полномочий администратора доходов федерального бюджета подведомственными Министерству здравоохранения Российской Федерации федеральными казенными учреждениями» (вместе с «Порядком осуществления бюджетных полномочий администратора доходов федерального бюджета подведомственными Министерству здравоохранения Российской Федерации федеральными казенными учреждениями»)

Федеральный закон от 25.04.2002 N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»;

Правила обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденные постановлением Правительства РФ от 07.05.2003 N 263

Указание Банка России от 14.11.2016 N 4192-У О внесении изменений в Положение Банка России от 19 сентября 2014 года N 431-П «О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств

«Страховой полис обязательного страхования выдается страховщиком страхователю, обратившемуся с заявлением о заключении договора обязательного страхования и, если это предусмотрено Федеральным законом «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» или настоящими Правилами, представившему иные документы, а также исполнившему обязанность по оплате страховой премии, незамедлительно после осуществления указанных действий. При заключении договора обязательного страхования со страхователем, являющимся юридическим лицом, страховой полис обязательного страхования может быть выдан в ином порядке, определенном соглашением между таким страхователем и страховщиком.».

Приказ ФНС России от 19.10.2016 N ММВ-7-3/572@ Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, порядка ее заполнения, а также формата представления налоговой декларации по налогу на прибыль организаций в электронной форме

средства, которые получены профессиональным объединением страховщиков, созданным в соответствии с Федеральным законом от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 18, ст. 1720; 2013, N 22, ст. 3093) (далее — Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»), и предназначены для финансирования предусмотренных законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств компенсационных выплат в целях формирования фондов в соответствии с требованиями международных систем обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, к которым присоединилась Российская Федерация

Электронный полис ОСАГО заканодательно приравнен к бумажному варианту. При этом полисам будет присваиваться единый уникальный номер. Такие поправки внесены Федеральным законом от 01.05.2019 № 88-ФЗ. Также в новом законе предусмотрено снятие запрета на перестрахование рисков, уточнен порядок предъявления регрессных требований, а также упрощен порядок оформления дорожно-транспортных происшествий.

Президент РФ подписал Федеральный закон от 01.05.2019 № 88-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон № 88-ФЗ). В нем усовершенствовано законодательство об ОСАГО, в частности об оформлении полисов, перестраховании рисков, предъявлении страховыми компаниями регрессных требований, о компенсационных выплатах объединения страховщиков. За исключением некоторых положений Закон № 88-ФЗ вступит в силу с 29.10.2019.

Перестрахование рисков по ОСАГО

В Законе № 88-ФЗ разрешено перестрахование рисков по гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее — ОСАГО). ОСАГО является единственным видом имущественного страхования, риски по которому в России не передаются в перестрахование. Снятие такого ограничения связано в том числе со значительным увеличением объемов страховых премий по ОСАГО, собираемых страховщиками (с 26 млрд руб. в 2003 г. до 234 млрд руб. в 2016 г.), размера средней выплаты и ростом активов страховщиков. Перестрахование рисков ОСАГО будет правом, а не обязанностью страховщика.

Также снятие запрета на перестрахование рисков по ОСАГО связано с ПАО СК «Росгосстрах», которое находилось в периметре санации банка «Открытие» как участник одной с ним группы. Ряд экспертов полагают, что если бы страховая компания имела возможность перестраховывать свои риски по ОСАГО, то не попала бы в такую ситуацию. Еще существует мнение, что перестрахование будут использовать для вывода денег. Ведь лимиты выплат по ОСАГО маленькие и страховые компании своими ресурсами вполне могут перекрыть риски. Перестрахование больше нужно в тех случаях, когда задействованы более крупные суммы и собственных денег страховой компании может не хватить для выплаты страхового возмещения.

Полис в электронном виде

Электронный полис ОСАГО приравнен к бумажному. Раньше это не было закреплено законодательно. С 29.10.2019 каждому договору ОСАГО будет присваиваться уникальный номер для идентификации страховщика и подтверждения достоверности приобретенного полиса страхователем. При наличии электронного полиса можно будет сообщить только уникальный номер и страховщика, с которым заключен договор. Раньше для бумажных и электронных документов велись отдельные базы данных. В связи с поправками будет исключена система двойного учета страховых полисов в бумажном и электронном виде в информационной системе и отчетности страховщиков.

Оформление ДТП через портал госуслуг

Оформить дорожно-транспортное происшествие можно будет в электронном виде через портал государственных услуг (федеральная государственная информационная система «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)»). Речь идет о случаях оформления без участия уполномоченных сотрудников полиции, если страховое возмещение — в пределах 100 000 руб. и если нет жертв. Это будет возможно с 01.10.2019.

ОСАГО для иностранцев

При пересечении границы РФ водитель транспортного средства по требованию сотрудников таможенных органов обязан представить для проверки страховой полис обязательного страхования либо договор страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в рамках международных систем страхования.

Владелец транспортного средства, зарегистрированного в иностранном государстве и въезжающего на территорию РФ, обязан иметь договор страхования гражданской ответственности, заключенный на условиях Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» или в рамках международных систем страхования.

Регрессные требования страховщиков

В Законе № 88-ФЗ уточнен перечень оснований для предъявления страховщиком, выплатившим страховое возмещение, регрессного требования к лицу, ответственному за причиненный вред.

Так, к страховщику, осуществившему страховое возмещение, перейдет право требования потерпевшего к лицу, причинившему вред, в размере осуществленного потерпевшему страхового возмещения, если вред был причинен этим лицом при управлении транспортным средством в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного) или если оно не выполнило требование уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения. Сейчас пока страховщики могут предъявлять регрессные требования только нетрезвым водителям, а отказывавшимся от медицинского освидетельствования водителям грозит штраф 30 000 руб. и лишение водительских прав.

Также регресс будет возможен, если вред был причинен лицом при использовании транспортного средства с прицепом при условии, что в договоре обязательного страхования отсутствует информация о возможности управления транспортным средством с прицепом, за исключением принадлежащих гражданам прицепов к легковым автомобилям.

Теперь указано, что не допускается предъявление регрессного требования к виновному в дорожно-транспортном происшествии пешеходу, получившему ранение, увечье либо погибшему в результате дорожно-транспортного происшествия, а также к его родственникам и наследникам. Эта норма вступила в силу с 01.05.2019.

ОСАГО для юридических лиц

Уточнено, что для заключения договора обязательного страхования страхователь (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель) обязан представить страховщику не свидетельство о государственной регистрации, а выписку из ЕГРЮЛ или ЕГРИП. Это связано с тем, что сейчас при регистрации регистрирующий орган выдает лист записи ЕГРЮЛ или ЕГРИП.

Споры о компенсационных выплатах

Установлена процедура рассмотрения споров по договорам обязательного страхования между страхователями и объединением страховщиков, она будет аналогична процедуре рассмотрения споров между страхователями и страховыми компаниями. При наличии разногласий между страхователем и объединением страховщиков относительно исполнения последним своих обязательств (в том числе по размеру компенсационной выплаты) страхователь, прежде чем предъявить судебный иск, должен будет повторно обратиться к объединению страховщиков с обоснованием своих требований. Объединение страховщиков рассмотрит претензию в течение десяти календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней. При этом к данным отношениям между страхователями и профессиональным объединением страховщиков по поводу осуществления компенсационных выплат не будут применяться положения Закона РФ от 07.02.92 № 2300-1 «О защите прав потребителей».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *