Закон о подсобном хозяйстве

Содержание

О личном подсобном хозяйстве

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О личном подсобном хозяйстве

(с изменениями на 3 августа 2018 года)

Принят Государственной Думой
21 июня 2003 года
Одобрен Советом Федерации
26 июня 2003 года

Статья 1. Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с ведением гражданами личного подсобного хозяйства

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с ведением гражданами личного подсобного хозяйства.

2. Правовое регулирование ведения гражданами личного подсобного хозяйства осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Статья 2. Понятие личного подсобного хозяйства

1. Личное подсобное хозяйство — форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции.

2. Личное подсобное хозяйство ведется гражданином или гражданином и совместно проживающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства.

3. Сельскохозяйственная продукция, произведенная и переработанная при ведении личного подсобного хозяйства, является собственностью граждан, ведущих личное подсобное хозяйство.

4. Реализация гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство, сельскохозяйственной продукции, произведенной и переработанной при ведении личного подсобного хозяйства, не является предпринимательской деятельностью.

Статья 3. Право граждан на ведение личного подсобного хозяйства

1. Право на ведение личного подсобного хозяйства имеют дееспособные граждане, которым земельные участки предоставлены или которыми земельные участки приобретены для ведения личного подсобного хозяйства.

2. Граждане вправе осуществлять ведение личного подсобного хозяйства с момента государственной регистрации прав на земельный участок. Регистрация личного подсобного хозяйства не требуется.

3. Пункт утратил силу со 2 мая 2016 года — Федеральный закон от 1 мая 2016 года N 119-ФЗ..

4. Пункт утратил силу со 2 мая 2016 года — Федеральный закон от 1 мая 2016 года N 119-ФЗ..

5. Пункт утратил силу с 24 октября 2008 года — Федеральный закон от 22 июля 2008 года N 141-ФЗ..

Статья 4. Земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства

1. Для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок) (пункт в редакции, введенной в действие с 24 октября 2008 года Федеральным законом от 22 июля 2008 года N 141-ФЗ.

2. Приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов. Параметры жилого дома, возводимого на приусадебном земельном участке, должны соответствовать параметрам объекта индивидуального жилищного строительства, указанным в пункте 39 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 4 августа 2018 года Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 340-ФЗ.

3. Полевой земельный участок используется исключительно для производства сельскохозяйственной продукции без права возведения на нем зданий и строений.

4. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения личного подсобного хозяйства, устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Предоставление таких земель осуществляется в порядке, установленном земельным законодательством.

5. Максимальный размер общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, устанавливается в размере 0,5 га. Максимальный размер общей площади земельных участков может быть увеличен законом субъекта Российской Федерации, но не более чем в пять раз. Указанные максимальные размеры не применяются в случае предоставления в безвозмездное пользование, аренду или собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в соответствии с Федеральным законом «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
(Пункт в редакции, введенной в действие с 23 июля 2011 года Федеральным законом от 21 июня 2011 года N 147-ФЗ; в редакции, введенной в действие со 2 мая 2016 года Федеральным законом от 1 мая 2016 года N 119-ФЗ.

6. Оборот земельных участков, предоставленных гражданам и (или) приобретенных ими для ведения личного подсобного хозяйства, осуществляется в соответствии с гражданским и земельным законодательством.

Статья 5. Взаимоотношения граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, с органами государственной власти и органами местного самоуправления

1. Вмешательство органов государственной власти и органов местного самоуправления в деятельность граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

2. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий осуществляют контроль за соблюдением гражданами требований законодательства.

Статья 6. Имущество, используемое для ведения личного подсобного хозяйства

Для ведения личного подсобного хозяйства используются предоставленный и (или) приобретенный для этих целей земельный участок, жилой дом, производственные, бытовые и иные здания, строения и сооружения, в том числе теплицы, а также сельскохозяйственные животные, пчелы и птица, сельскохозяйственная техника, инвентарь, оборудование, транспортные средства и иное имущество, принадлежащее на праве собственности или ином праве гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство.

Статья 7. Государственная и иная поддержка личных подсобных хозяйств

1. Органы государственной власти и органы местного самоуправления определяют меры поддержки граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

2. Государственная поддержка граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, может осуществляться по следующим направлениям:
формирование инфраструктуры обслуживания (подъездные пути, средства связи, водо- и энергоснабжение и другое) и обеспечения деятельности личных подсобных хозяйств, содействие созданию сбытовых (торговых), перерабатывающих, обслуживающих и иных сельскохозяйственных потребительских кооперативов;
стимулирование развития личных подсобных хозяйств путем создания организационно-правовых, экологических и социальных условий, в том числе предоставление личным подсобным хозяйствам и (или) обслуживающим их сельскохозяйственным кооперативам и иным организациям государственных финансовых и материально-технических ресурсов на возвратной основе, а также научно-технических разработок и технологий;
проведение мероприятий по повышению качества продуктивных и племенных сельскохозяйственных животных, организации искусственного осеменения сельскохозяйственных животных;
ежегодное бесплатное проведение ветеринарного осмотра скота, организация его ветеринарного обслуживания, борьба с заразными болезнями животных.

3. На личные подсобные хозяйства распространяются меры государственной поддержки, предусмотренные законодательством Российской Федерации для сельскохозяйственных товаропроизводителей и осуществляемые за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

4. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий разрабатывают и осуществляют меры по развитию личных подсобных хозяйств и социально-экономическому развитию сельских поселений, в рамках соответствующих программ определяют форму, размеры и порядок поддержки личных подсобных хозяйств и обслуживающих их сельскохозяйственных кооперативов и иных организаций.

Статья 8. Учет личных подсобных хозяйств

1. Учет личных подсобных хозяйств осуществляется в похозяйственных книгах, которые ведутся органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления городских округов. Ведение похозяйственных книг осуществляется на основании сведений, предоставляемых на добровольной основе гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство.

2. В похозяйственной книге содержатся следующие основные сведения о личном подсобном хозяйстве:
фамилия, имя, отчество, дата рождения гражданина, которому предоставлен и (или) которым приобретен земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства, а также фамилии, имена, отчества, даты рождения совместно проживающих с ним и (или) совместно осуществляющих с ним ведение личного подсобного хозяйства членов его семьи;
площадь земельного участка личного подсобного хозяйства, занятого посевами и посадками сельскохозяйственных культур, плодовыми, ягодными насаждениями;
количество сельскохозяйственных животных, птицы и пчел;
сельскохозяйственная техника, оборудование, транспортные средства, принадлежащие на праве собственности или ином праве гражданину, ведущему личное подсобное хозяйство.

3. Форма и порядок ведения похозяйственных книг в целях учета личных подсобных хозяйств устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
(Статья в редакции, введенной в действие с 11 января 2009 года Федеральным законом от 30 декабря 2008 года N 302-ФЗ.

Статья 9. Вступление в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию

Граждане, ведущие личное подсобное хозяйство, имеют право добровольно вступать в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 10. Прекращение ведения личного подсобного хозяйства

Ведение личного подсобного хозяйства прекращается в случае прекращения прав на земельный участок, на котором ведется личное подсобное хозяйство.

Статья 11. Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением пункта 3 статьи 7 настоящего Федерального закона.

2. Пункт 3 статьи 7 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 января 2004 года.

Президент Российской Федерации
В.Путин

Москва, Кремль
7 июля 2003 года
N 112-ФЗ

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО «Кодекс»

Хочу сегодня затронуть тему: «Как избежать потерь в личных подсобных хозяйствах. Условия содержания кур, домашней птицы, кроликов и других животных». Думаю, это будет интересно многим читателям сайта Русская деревня.

И в самом деле, если присмотреться внимательно, у одних деревенских жителей все замечательно с содержанием кур, домашней птицы, кроликов. Потерь нет, все растут здоровыми, набирают вес и радуют хозяев. А у других все наоборот — животные гибнут, идут потери и у самих владельцев появляется полное желание прекратить заниматься этими направлениями животноводства в своем личном подсобном хозяйстве. Очень часто слышу – «Кролики? Да ну их. Да разводил, было такое. Времени сколько потратил, а сил, а денег. И что? Все сдохли. Одни убытки. Не выгодно это». Аналогичные высказывания пришлось слышать о курах и бройлерах. И так, что же происходит и почему такое бывает? Почему у одних все получается, а у других нет? Какие должны быть условия содержания кур, домашней птицы, кроликов и других животных в личных подсобных хозяйствах, чтобы все выросли, и не было потерь?

Как содержат кур, домашнюю птицу, кроликов в деревне?

Живу я в деревне уже больше трех лет и наблюдаю. За это время побывал у многих деревенских жителей в их личных подсобных хозяйствах, подворьях. И что довелось увидеть? У одних порядок. Запах навоза практически отсутствует, как и сам навоз. Все чисто и убрано. Каждая птица располагается отдельно, в своих вольерах. Свиньи отдельно, коровы и кролики тоже. У каждого свой сарай, свое место.

У других все наоборот. Настоящий бардак. Назвать хоть каким-то видимым порядком нельзя. Все разбросано. Гуси, утки, куры все вместе. Бродят с утра до позднего вечера, где попало, побираются по всей деревне. В хозяйственном дворе горы помета, пройти не возможно, чтобы не наступить и не испачкаться. Зато довольные хозяева, чавкая сапогами, разносят по округе жизненные отходы своей домашней птицы. Сараи общие для всех животных, место главное нашлось, зато в тесноте и не в обиде или кто его знает. И таких дворов большое количество. Ну и что? Скажет читатель. Кто как хочет, тот так делает и живет. Правильно. Только у тех, кто предпочитает бардак, вдруг неожиданно по непонятным причинам животные погибают партиями. А сие уже не весело. На это деревенские жители разводят руками, подымают глаза вверх, смотрят на небо, тихо бормоча, причитают что-то о тяжелой жизни, об испытаниях и ударах судьбы, которые упали на их головы. Делают свои умнейшие выводы, как не выгодно держать тех или иных животных, птицу. А может не все так сложно, только надо посмотреть немножко вокруг себя и понять причину происходящего, а не рассуждать.

Теперь расскажу немного о своих кроликах. Жизнь в деревне приучила не хвастать и не зарекаться. Поэтому, чтобы недоброжелатели не сглазили и у меня не наступили темные времена. Я лучше перестрахуюсь, плюну через левое плечо три раза и постучу по деревяшке….

Все получилось. Теперь можно продолжать. Итак, продолжу свой рассказ. Держу кроликов больше года. За это время их не вакцинировал, не колол, не давал им антибиотиков и лекарств. (Это не есть хорошо, но решил попробовать). Единственное, что делал, это старался придерживаться определенных правил в питании и содержании. О питании расскажу следующий раз. А вот об условиях содержания остановлюсь немного подробнее. Выдумывать ничего не буду, просто ознакомлю читателей с рядом документов, с которыми в свое время удачно познакомился и применил прочитанное в своем содержании домашней птицы, кроликов и свиней.

Правила содержания домашней птицы на личных подворьях.

Как ни странно будет звучать, первый документ – это приказ Минсельхоза РФ от 03.04.2006 № 103 «Об утверждении ветеринарных правил содержания птиц на личных подворьях граждан и птицеводческих хозяйствах открытого типа» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 27.04.2006 № 7759). О чем гласит этот документ, чем он будет полезен птицеводам, особенно тем, кто интересуется условиями содержания кур. Приведу из него небольшие, надеюсь, полезные выдержки, а вы уже сами решите для себя, что полезно и можно применить на практике, а что нет:

«….. птицеводческие помещения подворий размещаются на территории, имеющей соответствующие уклоны для стока и отвода поверхностных вод;

при содержании разных видов птиц на подворьях необходимо обеспечить раздельное их содержание. Разные виды птиц содержат в обособленных помещениях одного или разных зданий, которые обеспечивают лазами для самостоятельного выхода птицы на изолированные выгульные площадки;

изолированные выгульные площадки оборудуются для раздельного содержания каждого вида птицы на прилегающей к помещению территории;

внутренние поверхности помещений подворий (стены, перегородки, потолки) должны быть устроены из материалов, доступных для очистки, мойки и дезинфекции;

полы помещений для содержания птицы на подворьях должны обладать достаточной прочностью, малой теплопроводностью, стойкостью к стокам и дезинфицирующим веществам и отвечать санитарно-гигиеническим требованиям;

помещение для содержания птицы на подворьях должно быть оборудовано естественной или механической приточно-вытяжной вентиляцией, обеспечивающей поддержание оптимальных параметров микроклимата;

не рекомендуется совместное содержание птицы на подворьях с другими видами животных».

Как Вы успели обратить свое внимание, главное – чистота, раздельное содержание каждого вида птицы и других животных. Продолжим далее:

«3.2. Для создания благоприятных условий для здоровья птиц рекомендуется проведение следующих мероприятий:

при угрозе заражения перед входом в помещение для содержания птицы на подворьях для дезинфекции обуви оборудуют дезинфекционные кюветы (дезковрики) во всю ширину прохода, которые регулярно заполняют дезинфицирующими растворами;

помещения для птицы регулярно очищаются от помета и других загрязнений, а насесты, полы, гнезда, поддоны, клетки, кормушки, поилки моются и при необходимости дезинфицируются, помет собирают и подвергают биотермическому обеззараживанию;

при напольном содержании птицы на подворьях в качестве подстилочного материала используют опилки, древесные стружки, соломенную резку и иные материалы. При смене каждой партии птицы глубокую подстилку удаляют и проводят тщательную механическую очистку и дезинфекцию помещения. При замене подстилочного материала пол очищают, дезинфицируют (посыпают слоем извести — пушонки из расчета 0,5 кг на 1 м2 или используют иные дезинфицирующие средства), после чего настилают подстилочный материал слоем 10 — 15 сантиметров. Запрещается использовать заплесневелую, мерзлую и сырую подстилку.

3.3. В каждом помещении для содержания птицы на подворье окна, двери, вентиляционные отверстия рекомендуется оборудовать рамами с сеткой во избежание залета дикой птицы.

3.4. Посещение помещений для содержания птицы посторонними лицами не рекомендуется.

3.5. Перед входом в помещение для содержания птицы рекомендуется сменить одежду, обувь и надеть чистую рабочую спецодежду».

Особо хочу выделить рекомендацию о запрете контакта с залетными дикими птицами. Из своего деревенского опыта заметил, что во время вылета ворон с птенцами в середине июня — июле месяцах происходит падеж молодняка бройлеров и кур, которые находятся в свободном выгуле. Выяснил, что данное неприятное обстоятельство происходит у большинства в деревне. Многие, кто научен жизнью, пропаивают и прокалывают птицу антибиотиками, причем делают это регулярно в этот промежуток времени. Другие наоборот домашнюю птицу закрывают в сараях, обеспечивая ее сохранность.

Также хочется обратить внимание на нежелательное посещение своих построек с содержанием домашней птицы и животных посторонними лицами. Неизвестно в каких условиях содержатся животные у этих людей, чем они болеют их животные. Где посторонние лица бывают, какие посещают фермы, территории и совсем неизвестно, что могут Вам занести в своей одежде и как это скажется на здоровье ваших подопечных. Я лично в своем подворье исключил эту возможность.

Для посещения своих сараев с домашними животными, я одеваюсь в одежду, отведенную специально для этих работ, переодеваю обувь, не допуская нахождение в обуви в которой хожу по деревенским улицам.

Немного о ветеринарных правилах содержания и кормления птицы.

«4.3. Яйцо от домашней птицы с подворий, используемое для инкубации, должно быть чистым и подвергаться предынкубационной дезинфекции. Инкубационные яйца хранят при температуре 8 — 10 град. C и относительной влажности воздуха 75 — 80 процентов. Максимальный срок хранения куриных яиц — 6 дней, индюшиных и утиных — 8 дней, гусиных — 10 дней. В каждый последующий день хранения смертность эмбрионов увеличивается примерно на 1 процент.

4.5. Нормы плотности посадки птицы на 1 кв. метр пола в помещении подворья следующие:

молодняк яичных и мясных пород — 11 — 12 голов;

взрослая птица (куры, индейки, утки, гуси) — 3 — 4 головы.

4.6. Фронт кормления (длина доступных птице кормушек) на одну голову птицы должен быть не менее:

для взрослой птицы — 6 — 8 см;

для молодняка — 4 — 5 см.

4.7. Фронт поения (длина доступных птице поилок) на одну голову птицы должен быть не менее 1 — 3 см.

4.8. Содержание, кормление и поение разных видов птицы на подворьях проводится раздельно».

Надеюсь, что многие читатели извлекут для себя нужную информацию из прочитанного. Это поможет избежать потерь в личных подсобных хозяйствах, позволит правильно содержать кур и домашнюю птицу.

А знаете ли Вы?

Что в каждом крае, сельском поселении существуют «Правила содержания сельскохозяйственных (продуктивных) животных в личных подсобных хозяйствах, крестьянских (фермерских) хозяйствах, у индивидуальных предпринимателей на территории…» и действуют они на территории населенных пунктов. И что из этого следует? А следует их выполнение каждым жителем села и деревни.

Приведу основные моменты из этих Правил (данные правила полностью идентичны в разных населенных пунктах):

» В целях предупреждения болезней Владельцы животных обязаны обеспечить оптимальные условия содержания животных и чистоту на всех животноводческих объектах.

Владельцы свинопоголовья обязаны обеспечить его безвыгульное содержание в закрытом для доступа диких птиц помещении или под навесами, исключающее контакт с другими животными и доступ посторонних лиц.

…. в личных подсобных хозяйствах граждан расстояния от помещений и выгулов (вольеров, навесов, загонов) для содержания и разведения животных до окон жилых помещений и кухонь должны быть не менее указанных в таблице 1:

Нормативный

разрыв, не менее, метров

Поголовье, голов, не более

свиньи

крупный рогатый скот

овцы,
козы

лошади

птица

маточное поголовье основного стада

кролики

пушные звери

При несоблюдении расстояния от мест содержания животных до жилых помещений в личном подсобном хозяйстве на приусадебном земельном участке владелец личного подсобного хозяйства обязан снизить до нормы количество содержащихся на приусадебном земельном участке сельскохозяйственных животных, либо вынести содержание превышающего предельную норму количества животных за пределы сельского и городского поселения с регистрацией владельца личного подсобного хозяйства в качестве индивидуального предпринимателя или крестьянского (фермерского) хозяйства.

Расстояния от сараев для скота и птицы до шахтных колодцев должно быть не менее 30 м. До границы смежного земельного участка расстояния по санитарно-бытовым и зооветеринарным требованиям должны быть не менее:

от усадебного одно-, двухквартирного дома — 3 м;

от постройки для содержания скота и птицы — 4 м;

от других построек (бани, гаража и других) — 1 м;

от стволов высокорослых деревьев — 4 м;

от среднерослых — 2 м;

от кустарника — 1 м.

Не допускается содержание животных в жилых помещениях, на территории домовладения, границы которого непосредственно прилегают к общественным местам (детским садам, школам, паркам, лечебным учреждениям и др.).

Нахождение животных за пределами подворья без надзора запрещено.

Поголовье животных, за исключением свиней, в весенне-летний период должно быть организованно его собственниками в стада для выпаса с назначением ответственного лица. В случае невозможности организации выпаса животных в стаде Владельцы обязаны обеспечить стойловое содержание животных.

Выпас животных организованными стадами разрешается на пастбищах.

Разрешается свободный выпас животных на огороженной территории владельца земельного участка.

Запрещается выпас животных в общественных местах (на клумбах, стадионах), в границах прибрежных защитных полос и полосы отвода автомобильной дороги.

Запрещается выпас животных без присмотра.

Прогон животных до мест выпаса осуществляется владельцами или доверенными лицами (пастухами) по строго отведенной администрацией поселения территории в соответствии с определенным планом прогона скота, с указанием улиц, по которым прогон разрешен».

О чем говорят эти Правила? В населенном пункте, будь то село или деревня, существуют ограничения по количеству содержания животных, они приведены в вышеприведенной таблице. Поэтому тем, кто думает, что у меня в деревне есть дом, земельный участок, подпадающий под ЛПХ (личное подсобное хозяйство), и я там, что хочу, то и буду делать. Где угодно буду выгуливать животных. Построю настоящую ферму и буду этим зарабатывать на жизнь. Могу огорчить — не так все просто. Есть ограничения и их придется выполнять. Ведь рядом через забор живут соседи, имеющие право на нормальную жизнь, которые не будут мириться, когда ручьями течет навоз на их приусадебный участок. Летом стоит невыносимая вонь, и летают толстые большие мухи, успешно выращенные на вашей животноводческой ферме. Придется следить за тем, чтобы ваше подворье не стало источником острых инфекционных заболеваний животных, в том числе опасных для человека.

В заключении.

В большинстве случаев в гибели птицы и животных в личных подсобных хозяйствах виноваты мы сами, владельцы. Брезгуем выполнять элементарные нормы содержания кур, домашней птицы, кроликов и других животных. Перечислю еще раз основные правила содержания животных, которых придерживаюсь сам и рекомендую вам:

  • Соблюдать чистоту в помещениях, своевременно производить уборку в помещениях с животными, вывозить, правильно складировать, обязательно утилизировать навоз и помет.
  • Соблюдать нормы плотности посадки животных в помещениях. Понять, что каждому животному требуется место для свободного выгула. В этих условиях они растут намного лучше.
  • Создать условия доступности к поилкам и кормушкам.
  • Обеспечить раздельное содержание, кормление и поение животных.
  • Исключить доступ к животным и помещениям, в которых они содержатся, залетных диких птиц и посторонних лиц.
  • Соблюдать гигиену и посещение животных в чистой одежде и обуви самим владельцем.

Выполнение этих элементарных правил исключит потери животных в ваших личных хозяйствах. Проверено лично. Влад Пчелкин.

Последнее из Законов, что ожидает в ближайшее время сельских жителей.

На данный момент на рассмотрении в Государственной Думе России находятся следующие документы, касающиеся сельских жителей.

1. Федеральный закон. О внесении изменений в Федеральный закон «О личном подсобном хозяйстве» и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации. (ПРОЕКТ).

Основным моментом данного Закона является то, что органами государственной власти субъектов Российской Федерации с учетом санитарных, ветеринарных правил и норм могут быть установлены требования о предельном (максимальном) количестве сельскохозяйственных животных каждого вида, содержащихся на приусадебном земельном участке и используемых гражданами для ведения личного подсобного хозяйства.

2. Федеральный закон. О внесении изменений в статью 6 Федерального закона «О личном подсобном хозяйстве» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. (ПРОЕКТ).

Основные моменты следующие:

Предельные нормы содержания сельскохозяйственных животных и птицы в личном подсобном хозяйстве на приусадебном земельном участке устанавливаются законом субъекта Российской Федерации.

Нарушение предельных норм содержания сельскохозяйственных животных и птицы в личном подсобном хозяйстве на приусадебном земельном участке – влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.

Законы с большой долей вероятности будут приняты. Надо к ним готовиться и знать.

Статья получилась большая. Надеюсь многим читателям она была интересна. Автор ждет комментариев, репостов, ставьте лайки.

С документами, представленными в данной статье можно ознакомиться и скачать себе на компьютер. Ссылки для ознакомления и скачивания:

  • Приказ Минсельхоза РФ от 03.04.2006 № 103 «Об утверждении ветеринарных правил содержания птиц на личных подворьях граждан и птицеводческих хозяйствах открытого типа» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 27.04.2006 № 7759).
  • Правила содержания сельскохозяйственных (продуктивных) животных. ПРАВИЛА содержания сельскохозяйственных (продуктивных) животных в личных подсобных хозяйствах, крестьянских (фермерских) хозяйствах, у индивидуальных предпринимателей на территории Краснодарского края.
  • О Правилах содержания сельскохозяйственных (продуктивных) животных в личных подсобных хозяйствах, крестьянских (фермерских), у индивидуальных предпринимателей на территории муниципального образования Востровский сельсовет Волчихинского района Алтайского края.
  • Федеральный закон. О внесении изменений в Федеральный закон «О личном подсобном хозяйстве» и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации. (ПРОЕКТ).
  • Федеральный закон. О внесении изменений в статью 6 Федерального закона «О личном подсобном хозяйстве» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. (ПРОЕКТ).

Список литературы диссертационного исследования кандидат юридических наук Бакирова, Рафиля Талгатовна, 2006 год

1. Конституция Российской Федерации. Принята Всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. М.: Известия, 1996. — 64 с.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая. Федеральный закон РФ от 30 октября 1994 года № 51-ФЗ. Введен в действие с 1 января 1995 года. С изменениями от 21 июля 2005 года // Собрание законодательства РФ. 1994. №32. Ст. 3301.

3. Водный кодекс Российской Федерации. Федеральный закон от 16 ноября 1995 года № 167-ФЗ. Введен в действие с 20 ноября 1995 года. С изменениями от 31 декабря 2005 года // Российская газета от 23, 25 ноября 1995 года.

4. Семейный кодекс Российской Федерации. Федеральный закон от 29 декабря 1995 года № 223-Ф3. С изменениями от 28 декабря 2004 года // Собрание законодательства РФ. 1996. № 1. Ст. 16.

5. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая. Федеральный закон РФ от 26 января 1996 года № 14-ФЗ. Введен в действие с 1 марта 1996 года. С изменениями от 2 февраля 2006 года // Собрание законодательства РФ. 1996. № 5. Ст.410.

6. Налоговый кодекс Российской Федерации. Федеральный закон РФ от 5 августа 2000 года № 117-ФЗ. С изменениями от 28 февраля 2006 года // Собрание законодательства РФ. 2000. № 32. Ст. 3340.

7. Земельный кодекс Российской Федерации. Федеральный закон от 25 октября 2001 года. № 136-Ф3. С изменениями от 31 декабря 2005 года. // Собрание законодательства РФ. 2001. №44. Ст. 4148.

8. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Федеральный закон от 30 декабря 2001 года. № 195-ФЗ с изменениями от 2 февраля 2006 года // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1.

9. О сельскохозяйственной кооперации. Федеральный закон от 8 декабря 1995 г. № 193-Ф3 с изменениями от 11 июня 2003 года // Собрание законодательства РФ. 1995. № 50. Ст. 4870.

10. О племенном животноводстве. Федеральный закон от 3 августа 1995 г. № 123-Ф3 с изменениями от 10 января 2003 года // Собрание законодательства РФ. 1995. №32. Ст. 3199.

11. О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами. Федеральный закон РФ от 19 июля 1997 года № 109-ФЗ с изменениями от 29 июня 2004 года // Собрание законодательства РФ. 1997. № 29. Ст. 3510.

12. О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Федеральный закон РФ от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ с изменениями от 30 декабря 2004 года // Собрание законодательства РФ. 1997. № 30. Ст. 3594.

13. О семеноводстве. Федеральный закон от 17 декабря 1997 года № 149-ФЗ с изменениями от 10 января 2001 г. № 15-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1997. №51. Ст. 5715.

14. О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан. Федеральный закон от 15 апреля 1998 года № 66-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1998. № 16. Ст. 1801.

15. О государственном контроле за качеством и рациональным использованием зерна и продуктов его переработки. Федеральный закон от 5 декабря 1998 года № 183-Ф3 с изменениями 10 января 2001 г. № 15-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1998. № 49. Ст. 5970.

16. О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ с изменениями от 22 августа 2004 года // Собрание законодательства. 1999. № 14. Ст. 1650.

17. Об охране атмосферного воздуха. Федеральный закон от 4 мая 1999 года № 96-ФЗ с изменениями от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ // Собрание законодательства. 1999. № 18. Ст. 2222.

18. О землеустройстве. Федеральный закон от 18 июня 2001 года № 78-ФЗ. С изменениями от 18 июля 2005 года // Собрание законодательства РФ. 2001. № 26. Ст. 2582.

19. Об обязательном пенсионном страховании в РФ. Федеральный закон от 15 декабря 2001 № 167-ФЗ с изменениями от 28 декабря 2004 года // Российская газета. 2001. 20 декабря.

20. Об обороте земель сельскохозяйственного назначения. Федеральный закон РФ от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ с изменениями от 18 июля 2005 года // Российская газета. 2002. 27 июля.

21. О личном подсобном хозяйстве. Федеральный закон РФ от 7 июля № 112-ФЗ. // Российская газета. 2003. 10 июля.

22. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации. Федеральный закон 21 июля 2005 года // Собрание законодательства. 2003. № 40. Ст. 3822.

23. Об архивном деле. Федеральный закон от 22 октября 2004 года № 125-ФЗ // Собрание законодательства. 2004. № 43. Ст. 4169.

24. Федеральная целевая программа «Социальное развитие села до 2010 года». Постановление Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2002 года № 858 // Собрание законодательства РФ. 2002. № 49. Ст.4887.

25. Методические рекомендации по выделу земельных участков в счет земельных долей. Одобрены научно-техническим советом Министерства сельскогохозяйства РФ. Протокол № 3 от 23 января 2003 года // Экспресс-закон. -2004. №2.

26. О праве членов сельскохозяйственных коммун иметь в своем индивидуальном хозяйстве корову, мелкий скот и птицу. Распоряжение от 15 июня 1933 года // Собрание законодательства. 1933. № 38. Ст. 231; 1934. № 32. Ст. 242.

27. О выделении земель для подсобных хозяйств и под огороды рабочих и служащих. Постановление ГКО от 7 апреля 1942 года. // Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам. Т. 3. М., 1943. — 412 с.

28. Об устранении необоснованных ограничений личных подсобных хозяйств колхозников, рабочих и служащих. Постановление ЦК КПСС от 27 октября 1964 года // Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам. Т. 5.-М., 1965.-380 с.

29. О дополнительных мерах по увеличению производства сельскохозяйственной продукции в личных подсобных хозяйствах граждан РСФСР. Постановление Совета Министров РСФСР от 13 марта 1981 года. № 141 // Сборник постановлений Совета Министров РСФСР. 1981.

30. О дополнительных мерах по развитию личных подсобных хозяйств граждан, коллективного садоводства и огородничества. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 21 сентября 1987 года // Правда. 1987. 25 сентября.

31. О личном подсобном хозяйстве в Томской области. Закон Томской области от 6 октября 1998 года // Официальные ведомости администрации Томской области. 1998. № 6.

32. О порядке управления земельными ресурсами на территории Оренбургской области. Закон Оренбургской области от 16 ноября 2002 года № 317/64-Ш-03 в редакции от 28 июня 2004 года // Южный Урал. 2002. 23 ноября.

33. О предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам на территории Оренбургской области. Закон Оренбургской области от 31 декабря 2002 года № 459/79-Ш-ОЗ // Южный Урал. 2003. 21 января.

34. О дотировании продукции животноводства, поставленной для региональных нужд в 2001 году. Распоряжение главы администрации Оренбургской области от 7 февраля 2001 года. № 146-пр // Оренбуржье. 2001. 12 февраля. № 64.

35. Положение о порядке оказания содействия в привлечении подсобных хозяйств населения на проведение весенне-полевых работ, на покупку скота Утверждено постановлением главы администрации Астраханской области от 12 февраля 2001 года.

36. Об установлении дифференцированных ставок земельного налога на территории г. Оренбурга. Постановление Оренбургского городского Совета от 28 декабря 2002 года № 286 // Вечерний Оренбург. 2003. 5 января. № 1.

37. Программа по поддержке личных подсобных хозяйств «Частное подворье», администрация Пензенской области от 24 ноября 1999 года

38. Целевая программа «Развитие личных подсобных хозяйств в области в 2001-2005 годах». Утверждена постановлением главы администрации Астраханской области от 10 сентября 2000 года.

39. Целевая программа по развитию личных подсобных хозяйств на 2005-2010 годы. Утверждена постановлением администрации Оренбургской области от 24 июля 2004 года.

40. Аграрное право: учебник / под ред. Г. Е. Быстрова и М. И. Козыря. М.: Юристъ, 1998. — 534 с.

41. Агропромышленный комплекс. Оренбургская область: статистический сборник / Оренбургский облкомстат. Оренбург, 2004. — 532 с.

42. Агропромышленный комплекс России в 1998 году. М.: МСХП РФ, 1999. -687 с.

44. Актуальные проблемы аграрного права России: теория и практика: сборник научных статей. М.: Право и государство, 2004. — 320 с.

45. Алексеев, С. С. Теория права / С. С. Алексеев. М.: издательство БЕК, 1994.-224 с.

46. Басин, Ю. Г. Правовые вопросы личного подсобного хозяйства / Ю. Г. Ба-син, А. С. Стамкулов. Алма-Ата, 1980. — 76 с.

47. Бобылев, А. И. Правовой статус работников сельскохозяйственных предприятий / А. И. Бобылев. М.: Наука, 1987.

48. Бобылев, А. И. Собрание научных трудов / А. И. Бобылев; под ред. Н. А. Духно вып 2. — М.: Юридический институт МИИТа, 2002. — 366 с.

49. Боголюбов, С. А. Земля и право. Пособие для российских землевладельцев / С. А. Боголюбов. М, 1997. — 64 с.

50. Бринчук, М. М. Экологическое право: учебник / М. М. Бринчук. М.: Юристъ, 2003. — 529 с.

51. Быстров, Г. Е. Правовое обеспечение развития личных подсобных хозяйств членов колхозов / Г. Е. Быстров. -М.: ВЮЗИ, 1990. 89 с.

52. Венедиктов, А. В. Государственная социалистическая собственность / А. В. Венедиктов. М, 1948.

54. Григорьев, В. К. Вопросы теории земельного права / В. К. Грагорьев. М.: Госюриздат, 1963. — 240 с.

56. Демьяненко, В. В. Крестьянские производственные кооперативы / В. В. Демьяненко. Саратов: издательство СГАП, 2001. — 117 с.

57. Денисевич, М. Н. Индивидуальные хозяйства на Урале (1930-1985 гг.) / М. И. Денисевич. Екатеринбург, 1991. -195 с.

58. Думнов, Д. И. Бюджет времени населения / Д. И. Думнов, В. М. Рутгайзер, А. И. Шмаров. М., 1984.

59. Евтихиев, И. И. Регулирование земельных отношений в городах / И. И. Евтихиев. Горки, 1929.

60. Ерофеев, Б. В. Земельное право России: учебник для вузов / Б. В. Ерофеев. М.: ООО «Профобразование», 2002. — 620 с.

61. Жариков, Ю. Г. Право сельскохозяйственного землепользования / Ю. Г. Жариков. М.: Юридическая литература, 1969. — 267 с.

63. Ивницкий, Н. А. Коллективизация и раскулачивание (начало 30-х годов) / Н. А. Ивницкий. М.: Интерпракс, 1994. — 233 с.

64. Иконицкая, И. А. Земельное право Российской Федерации: учебник / И. А. Иконицкая. -М.: Юридическая литература, 1999. 452 с.

67. Козырь, М. И. Аграрное право России: проблемы становления и развития / М. И. Козырь. М.: Право и государство, 2003. — 216 с.

69. Козырь, М. И. Правовое регулирование личного подсобного хозяйства граждан / М. И. Козырь. М.: Знание, 1981. — 64 с.

70. Кокорев, М. И. Личные подсобные хозяйства: проблемы развития / М. И. Кокорев. -Оренбург, издат. центр ОГАУ, 1996. 168 с.

71. Комментарий к Гражданскому кодексу РФ, части 1 / отв. ред. О. Н. Садиков. М.: Юринформцентр, 1998. — 467 с.

72. Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации / под ред. С. А. Боголюбова. М.: ТК Велби, изд. Проспект, 2003. — 488 с.

73. Конец крепостничества в России: документы, письма, мемуары, статьи / сост. В. А. Федоров. М.: изд-во МГУ, 1994. — 320 с.

74. Кооперация крестьянских хозяйств: проблемы, решения, опыт / отв. ред. В. И. Кудряшов. М.: ГУП «Агропресс», 2000. — 200 с.

75. Копанев, Н. Г. Семейный и личный подряд на селе / Н. Г. Копанев, Г. В. Чубуков. М.: Юридическая литература, 1989. — 287 с.

78. Краснов, Н. И. Право землепользования граждан / Н. И. Краснов. М.: Московский рабочий, 1973. — 88 с.

79. Крестьянская реформа в России 1861 года: сборник законодательных актов. М.: Госюриздат, 1954.

80. Ленин, В. И. Аграрная программа социал-демократии в первой русской революции 1905-1907 годов/полное собрание сочинений. Т. 16.

81. Личные подсобные хозяйства как механизм реализации частной собственности на землю: материалы круглого стола 20-21 апреля 1999 года. М, 1999.

82. Личные подсобные хозяйства населения Российской Федерации. М.: Госкомстат России, 1996.

83. Лушина, Н. Л. Мелкое производство и социализм / Н. Л. Лушина. М.: Наука, 1988. — 127 с.

87. Макарова, И. В. Общественное и личное в сельскохозяйственном производстве / И. В. Макарова. М.: Россельхозиздат, 1982. — 95 с.

88. Макарова, И. В. Подсобное хозяйство колхозников / И. В. Макарова. -М.: Колос, 1973.-64 с.

89. Маслов В.Ф. Осуществление и защита права личной собственности в СССР. М.: Госюриздат, 1961.-204 с.

91. Народное хозяйство СССР в 1980 г. М.: Статистика, 1981. — 383 с.

93. Общая теория советского земельного права / под ред. Н. И. Краснова. -М.: Наука, 1983.-562 с.

94. От ЛПХ к крестьянскому подворью, домохозяйству / под ред. И. Ф. Суслова, П. Ф. Парамонова, Е. А. Егорова. — Краснодар, 2000. — 220 с.

95. Отчет Департамента по земельным ресурсам землеустройству Администрации Оренбургской области за 2002 год.

96. Павлов, И. В. Правовое положение личного подсобного хозяйства колхозников / И. В. Павлов. М.: Знание, 1966. — 47 с.

97. Показатели развития сельского хозяйства. Данные управления экономики Администрации Оренбургской области за 2000-2003 годы с оценкой на 2004 год.

99. Правовой режим земель в СССР / отв. ред. Г. А. Аксененок, Н. И. Краснов, И. А. Иконицкая. М.: Наука, 1984. — 325 с.

100. Программа создания и сохранения рабочих мест в системе АПК на 19982000 гг. и на период до 2005 г. М.: Минсельхозпрод России, 1999.

102. Рекомендации по государственной поддержке развития личных подсобных хозяйств сельского населения / под ред. В. В. Кузнецова. Ростов-на-Дону: ВНИИ экономики и нормативов, 2001. — 105 с.

103. Российский статистический ежегодник: стат. сб. / Госкомстат России. -М., 1999.

104. Российский статистический ежегодник: стат. сб. / Госкомстат России. -М., 2001.

105. Сборник решений по сельскому хозяйству. М.: Сельхозиздат, 1963.

106. Сельскохозяйственная деятельность хозяйств населения в России: статистический сборник Государственного комитета России по статистике / под ред. К. Э. Лойкам. М.: Госкомстат, 2003. — 170 с.

108. Социальное положение и уровень жизни населения России: стат. сб. / Госкомстат России. М., 1999. 431 с.

109. Статистика поземельной собственности и населенных мест Европейской России. СПб.: изд. ЦСК, 1880. Вып.1.

110. Трудовое право России: учебник / под ред. С. П. Маврина, Е. Б. Хохлова. М.: Юристь, 2002. — 412 с.

111. Трудовое и социальное право России / под ред. Л. Н. Анисимова. М.: Владос, 1999.-281 с.

112. Устюкова, В. В. Личное подсобное хозяйство: правовой режим имущества / В. В. Устюкова. М.: Наука, 1990. — 188 с.

114. Хропанюк, В. Н. Теория государства и права: учебное пособие / под ред. проф. В. Г. Стрекозова. М.: Интерстиль, 1998. — 374 с.

116. Чубуков, Г. В. Правовые вопросы приусадебного хозяйства / Г. В. Чубуков. -М.: Знание, 1989. 61 с.

117. Шмелев, Г. И. Личное подсобное хозяйство: возможности и перспективы / Г. И. Шмелев. М.: Политиздат, 1983. — 95 с.

118. Шмелев, Г. И. Личное подсобное хозяйство/Г. И. Шмелев.-М.: Знание, 1985.-64 с.

119. Шмелев, Г. И. Наемный работник или хозяин на земле? / Г. И. Шмелев.-М.: Знание, 1990.-63 с.

120. Шмелев, Г. И. Производство сельскохозяйственных продуктов населением России / Г. И. Шмелев. М.: Academia, 2002. — 288 с.Статьи:

122. Агропромышленный комплекс России приоритетный национальный проект // Сельская жизнь. — 2005. — 25 октября. — С. 1-4.

124. Аллахвердиев, А. Развитие кооперации в хозяйствах населения / А. Ал-лахвердиев // АПК: экономика, управление. 2003. — № 6. — С.51-55.

127. Беро, И. Развитие животноводства в хозяйствах населения / И. Беро // АПК: экономика, управление. 2002. — № 8. — С. 44-49.

130. Брытков, М. Хозяйства населения: проблемы и тенденции развития / М. Брытков // АПК: экономика, управление. 1998. — № 9. — С. 50-53.

140. Гродин, В. Развитие хозяйств населения в Республике Бурятия / В. Гро-дин // АПК: экономика, управление. 2003. — № 6. — С. 42.

141. Губанова, Р. Бюджет выходит на финишную прямую / Р. Губанова // Сельская жизнь. 2005. — 24 ноября.

142. Дахов, И. Сельская кооперация в системе многоукладной экономики России / И. Дахов // АПК: экономика, управление. 2003. — № 5. — С. 3-8.

146. Емельянов, А. Взаимодействие форм хозяйств в аграрной экономике / А. Емельянов // Вопросы экономики. 2003. — № 11. — С. 120-132.

148. Зеленев, Н. Развивать потребительскую кооперацию / Н. Зеленев // Экономика сельского хозяйства России. 2004. — № 1. — С. 8.

149. Зырянов, А. В. Потребительские запасы сущность и подход к анализу / А. В. Зырянов // Вопросы статистики. — 2004. — № 8. — С. 84-86.

151. Итоги Всероссийской переписи населения 2002 года // Вопросы статистики.-2004. № 3.-С. 3-13.

152. Калинин, Н. И. Постатейный комментарий к Федеральному закону от 7 июля 2003 года № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» / Н. И. Калинин // СПС «Гарант».

156. Крассов, О. И. Понятие и содержание правового режима земель / О. И. Крассов // Экологическое право. 2003. — № 1. — С.21-23.

157. Крассов, О. И. Юридическое понятие «земельный участок» / О. И. Крассов // Экологическое право. 2004. — № 2. — С. 12-17.

161. Личные подсобные хозяйства: экономические основы, возможности и направления их развития // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2005. — № 6. — С. 14-21.

162. Мазин, А. Домашнее производство в России / А. Мазин // Человек и труд. 2004. — № 11.-С. 37-38.

164. Макроэкономические показатели России в 2002-2004 гг // Экономист. -2004. № 10. — С. 84-88.

166. Милосердов, В. В. Многоукладная экономика АПК / В. В. Милосердов // АПК: экономика, управление. 2002. — № 2. — С. 10- 20.

167. Нефедов, В. Развитие личного подсобного хозяйства / В. Нефедов // Вопросы экономики. 1983. -№ 11. — С.53-57.

169. Обычайко, Е. О развитии индивидуального сектора сельского хозяйства / Е. Обычайко // Вопросы статистики. 1998. — № 10. — С. 67-78.

171. Палладина, М. И. О юридических категориях и терминах в аграрном праве / М. И. Палладина // Государство и право. 2000. — № 7. — С. 42-48.

172. Палладина, М. И. Совершенствовать аграрное законодательство / М. И. Палладина // АПК: экономика, управление. 2004. — № 5. — С. 13-20.

173. Перекрестов, В. Н. Развивать частный сектор на селе! / В. Н. Перекрестов // Новое сельское хозяйство. 2000. — № 2. — С. 18-20.

181. Савин, Ю. Приоритеты готовят к старту / Ю. Савин // Сельская жизнь. -2005. 6 декабря.

183. Семененко, Ю. ЛПХ нам помогут? / Ю. Семененко // Сельская жизнь. -2005. 29 ноября.

185. Социальная сфера // Российская экономика: прогнозы и тенденции. -2004.-№5.-С.22-24; №7.-С. 15-17.

190. Феничева, Е. Г. Актуальные вопросы правового режима личного подсобного хозяйства / Е. Г. Феничева // Юрист. 1999. — № 10. — С. 17-20.

191. Фоков, А. П. О крестьянском (фермерском) хозяйстве и о личном подсобном хозяйстве / А. П. Фоков // Юрист. 2003. — № 8. — С. 29-30.

192. Хицков, И. Крестьянские подворья / И. Хицков // АПК: экономика, управление. 2001. — № 4. — С. 47-54.

193. Черняев, А. Экономические и социальные проблемы села и пути их решения // АПК: экономика, управление. 2002. — № 12. — С. 4-19.

196. Бритченко, С. П. Право членов колхозов на ведение ЛПХ: автореф. дис. канд. юр. наук / Бритченко С. П. Киев, 1983. — 24 с.

Принят Государственной Думой 31 марта 2020 года

Одобрен Советом Федерации 2 апреля 2020 года

Статья 1

1) дополнить статьей 2434 следующего содержания:

«Статья 2434. Уничтожение либо повреждение воинских захоронений, а также памятников, стел, обелисков, других мемориальных сооружений или объектов, увековечивающих память погибших при защите Отечества или его интересов либо посвященных дням воинской славы России

1. Уничтожение либо повреждение расположенных на территории Российской Федерации или за ее пределами воинских захоронений, а также памятников, стел, обелисков, других мемориальных сооружений или объектов, увековечивающих память погибших при защите Отечества или его интересов либо посвященных дням воинской славы России (в том числе мемориальных музеев или памятных знаков на местах боевых действий), а равно памятников, других мемориальных сооружений или объектов, посвященных лицам, защищавшим Отечество или его интересы, в целях причинения ущерба историко-культурному значению таких объектов —

наказывается штрафом в размере до трех миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

2. То же деяние, совершенное:

а) группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

б) в отношении воинских захоронений, а также памятников, стел, обелисков, других мемориальных сооружений или объектов, увековечивающих память погибших при защите Отечества или его интересов в период Великой Отечественной войны либо посвященных дням воинской славы России в этот период (в том числе мемориальных музеев или памятных знаков на местах боевых действий), а равно памятников, других мемориальных сооружений или объектов, посвященных лицам, защищавшим Отечество или его интересы в период Великой Отечественной войны;

в) с применением насилия или с угрозой его применения, —

наказывается штрафом в размере от двух до пяти миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до пяти лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок.»;

2) в статье 244:

б) в пункте «б» части второй слова «, а равно в отношении скульптурного, архитектурного сооружения, посвященного борьбе с фашизмом или жертвам фашизма, либо мест захоронения участников борьбы с фашизмом» исключить.

Статья 2

1) часть первую статьи 31 после слов «2433 частью первой,» дополнить словами «2434 частью первой,»;

2) в статье 32:

а) в части первой слова «частями четвертой и пятой» заменить словами «частями четвертой, пятой и пятой1»;

б) дополнить частью пятой1 следующего содержания:

«51. Если преступление совершено вне пределов Российской Федерации и предварительное расследование уголовного дела осуществлялось на территории Российской Федерации в соответствии с частью четвертой1 статьи 152 настоящего Кодекса по основаниям, предусмотренным статьей 12 Уголовного кодекса Российской Федерации, уголовное дело рассматривается судом, юрисдикция которого распространяется на территорию, на которой было окончено предварительное расследование.»;

3) подпункт «а» пункта 1 части второй статьи 151 после цифр «2422,» дополнить цифрами «2434,»;

4) часть четвертую1 статьи 152 дополнить словами «, либо по месту, определенному Председателем Следственного комитета Российской Федерации, при условии, что преступление совершено иностранным гражданином или лицом без гражданства, не проживающими постоянно в Российской Федерации, и направлено против интересов Российской Федерации».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *