Закон о полиции

Закон о полиции, когда принят и когда вступил в силу?

ФЗ от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции» вступил в законную силу 1 марта 2011 года. Данное законодательство в своем содержании имело масло нововведении, но самое обсуждаемое было именно переименование милиции в полицию.

Когда был принят закон о полиции, и когда он вступил в силу?

Данное законодательство было одобрено и принято в 2011 году 7 февраля, и уже первого марта законодательство набрало законную силу и приобрело юридическое значение по всей территории страны.

Сразу же следует сказать о том, что данное законодательство принималось на основании активного обсуждения всех аспектов в интернете. Данное обсуждение было инициировано президентом Дмитрием Медведевым. Проект был опубликован на специализированном сайте за год до его принятия. Скажем также о том, что проект собрал более двадцати тысяч комментариев, многие из которых были учтены в процессе окончательной работы над текстом будущего законодательства. Тем не менее, более широкого обсуждения проекта не было.

В процессе принятия законодательства также возникли определенные трудности. Первое его рассмотрение происходило еще в 2010 году, но тогда, за него проголосовало не более десяти депутатов. Правда, во втором и третьем чтении законопроект все же был принят и в течение кратчайшего времени он был одобрен советом федерации. Седьмого февраля документ был подписан президентом страны, и вскоре, он был опубликован в печатном издании и на федеральных сайтах.

Содержание документа

  1. Законопроект в своем составе содержит одиннадцать глав;
  2. Появились две новые статьи, которых в предыдущем законопроекте не было. Речь идет о статье, которая раскрывает открытость и публичность работы полиции, а также о статье, которая позволяет сформировать обеспечение общественного доверия и поддержки граждан;
  3. Также нужно обратить ваше внимание на то, что новый документ в своем составе не содержит информации о социальной защите сотрудников полиции.

В принципе, президент страны принял решение о создании отдельного федерального документа, который бы в своем составе содержал информацию, касающуюся вопроса социальной обеспеченности и защиты сотрудников полиции.

Также законопроект в своем составе имел информацию о необходимости проведения внеочередной аттестации, которая бы определила уровень подготовки полицейских. Срок аттестации был продлен указом президента.

Федеральный закон «О полиции» от 07.02.2011 N 3-ФЗ (последняя редакция)

Процесс переаттестации начали с руководящего состава, после чего, ее начал проходить и личный состав. Сотрудники, которые не смогли пройти аттестацию, или же отказались от ее прохождения, были уволены из полиции. Новый закон имеет массу нюансов, которые в действительности направлены на улучшение работы данной инстанции. Резонансным вопросом до сих пор считается переименование.

Контекст

Обсуждение новой редакции закона «О полиции»

В специальных документах, регламентирующих жизнь и работу сотрудников российского МВД, прописано, каким должен быть идеальный полицейский России.

Первый документ — Кодекс чести рядового и начальствующего состава органов внутренних дел РФ — является набором общих правил и даже лозунгов и занимает не более одной страницы. Согласно нему, к примеру, сотрудник органов внутренних дел, будучи государственным служащим, наделенным властью, «должен относиться к человеку, как к высшей ценности, гуманно, великодушно и милосердно».

Закон о полиции, когда принят и когда вступил в силу?

Вежливое и предупредительное обхождение с гражданами не является проявлением слабости и вполне совместимо с твердостью, считают авторы этого документа.

Кроме того, сотрудник органов внутренних дел должен быть постоянно готовым бескорыстно прийти на помощь тем, кто в ней нуждается, никогда не принимать подношений за действия в качестве должностного лица, не допускать злоупотреблений служебным положением, фактов коррупции, всемерно препятствовать таким явлениям и бороться с ними, как с подрывающими авторитет органов внутренних дел в глазах народа.

Второй документ — Кодекс профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел РФ — куда подробнее и состоит из 28 полноценных статей. Вот некоторые правила поведения, рекомендованные полицейским этическим кодексом.

В рекомендации, как следует себя вести российскому полицейскому входит: постоянно контролировать свое поведение, чувства и эмоции, не позволяя личным симпатиям или антипатиям, неприязни, недоброму настроению или дружеским чувствам влиять на служебные решения, уметь предвидеть последствия своих поступков и действий; в поведении с коллегами надо проявлять простоту и скромность, умение искренне радоваться успехам сослуживцев, содействовать успешному выполнению ими трудных поручений, быть нетерпимым к бахвальству и хвастовству, зависти и недоброжелательности; отруднику-мужчине по отношению к женщинам следует проявлять благородство, особую учтивость, внимание и такт, быть предупредительным и вежливым на службе и в повседневной жизни и т.д.

В то же время, сотрудник, изучивший в оперативных целях уголовную лексику, не должен использовать жаргонизмы и другие элементы криминальной субкультуры в общении с коллегами и гражданами.

В общении с гражданами со стороны сотрудника недопустимы: высокомерный тон, грубость, заносчивость, некорректность замечаний, предъявление неправомерных, незаслуженных обвинений; угрозы, оскорбительные выражения или реплики; споры, дискуссии и действия, препятствующие нормальному общению или провоцирующие противоправное поведение; беспричинные, необоснованные проверки паспортов, миграционных карт и других документов.

Сотруднику не рекомендуется отращивать бороду, длинные бакенбарды, выбривать голову, носить ювелирные украшения за исключением обручального кольца. Не следует делать татуировки, носить пирсинг, смешивать предметы форменной и гражданской одежды, держать руки в карманах, ходить в нечищеной и стоптанной обуви, а также в форменной одежде, утратившей надлежащий вид и т.д.



Обратная связь

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение

Как определить диапазон голоса — ваш вокал

Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими

Целительная привычка

Как самому избавиться от обидчивости

Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам

Тренинг уверенности в себе

Вкуснейший «Салат из свеклы с чесноком»

Натюрморт и его изобразительные возможности

Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.

Как научиться брать на себя ответственность

Зачем нужны границы в отношениях с детьми?

Световозвращающие элементы на детской одежде

Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия

Как слышать голос Бога

Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)

Глава 3. Завет мужчины с женщиной

Оси и плоскости тела человека — Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.

Отёска стен и прирубка косяков — Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.

Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) — В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Статья 6 ФЗ «О полиции» Законность

1. Полиция осуществляет свою деятельность в точном соответствии с законом.

2. Всякое ограничение прав, свобод и законных интересов граждан, а также прав и законных интересов общественных объединений, организаций и должностных лиц допустимо только по основаниям и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом.

3. Сотруднику полиции запрещается подстрекать, склонять, побуждать в прямой или косвенной форме кого-либо к совершению противоправных действий.

4. Сотрудник полиции не может в оправдание своих действий (бездействия) при выполнении служебных обязанностей ссылаться на интересы службы, экономическую целесообразность, незаконные требования, приказы и распоряжения вышестоящих должностных лиц или какие-либо иные обстоятельства.

5. Применение сотрудником полиции мер государственного принуждения для выполнения обязанностей и реализации прав полиции допустимо только в случаях, предусмотренных федеральным законом.

6. Федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел обеспечивает контроль за законностью решений и действий должностных лиц полиции.

В данной статье раскрыто содержание такого принципа деятельности полиции, как законность, представляющая собой фундаментальный общеправовой принцип.

В качестве первой из составляющих рассматриваемого принципа в ч. 1 комментируемой статьи установлено, что полиция осуществляет свою деятельность в точном соответствии с законом. При этом понятием «закон» охватываются все источники права, т.е. данное понятие использовано в том же значении, что и в Конституции РФ. В первоначальном же варианте комментируемого Закона было определено, что полиция осуществляет свою деятельность на территории РФ в соответствии с Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Согласно части 2 данной статьи всякое ограничение прав, свобод и законных интересов граждан, а также прав и законных интересов общественных объединений, организаций и должностных лиц допустимо только по основаниям и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом.

Данное правило основано на норме ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, согласно которой права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении КС России от 18 февраля 2000 г. N 3-П, определяя средства и способы защиты государственных интересов, законодатель должен использовать лишь те меры, которые необходимы, строго обусловлены этими целями и исключают для конкретной правоприменительной ситуации возможность несоразмерного ограничения прав и свобод человека и гражданина; публичные интересы, перечисленные в ст.

О полиции (с изменениями на 29 июля 2018 года)

55 (ч. 3) Конституции РФ, могут оправдывать правовые ограничения прав и свобод, только если такие ограничения адекватны социально необходимому результату; цели одной рациональной организации деятельности органов власти не могут служить основанием для ограничения прав и свобод.

В части 3 статьи установлен запрет сотруднику полиции подстрекать, склонять, побуждать в прямой или косвенной форме кого-либо к совершению противоправных действий (данная норма включена после общественного обсуждения проекта комментируемого Закона). Тем самым продублирован в точности такой же запрет, который закреплен в ч. 8 ст. 5 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности».

Такой запрет адресован органам (должностным лицам), осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, и введен Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 211-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия экстремизму». В Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности» перечисленные действия — подстрекать, склонять, побуждать в прямой или косвенной форме к совершению противоправных действий — прямо обозначены в скобках понятием «провокация».

Часть 4 комментируемой статьи запрещает сотруднику полиции в оправдание своих действий (бездействия) при выполнении служебных обязанностей ссылаться на интересы службы, экономическую целесообразность, незаконные требования, приказы и распоряжения вышестоящих должностных лиц или какие-либо иные обстоятельства. Следует отметить, что в первоначальном варианте проекта комментируемого Закона говорилось о недопустимости таких ссылок в оправдание незаконного действия или бездействия сотрудника полиции. После же общественного обсуждения законопроекта уточнено, что речь идет о правомерных действиях (бездействии).

В отношении регламентации выполнения сотрудником полиции приказов и распоряжений необходимо отметить следующее. В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 27 данного Закона сотрудник полиции обязан выполнять приказы и распоряжения руководителей (начальников), но только те из них, которые отданы в установленном порядке и не противоречат федеральному закону. В части 2 ст. 30 данного Закона установлено, что при получении приказа или распоряжения, явно противоречащих закону, сотрудник полиции обязан руководствоваться законом.

В части 5 статьи установлено, что применение сотрудником полиции мер государственного принуждения для выполнения обязанностей и реализации прав полиции допустимо только в случаях, предусмотренных федеральным законом. Данная норма закреплена подобно тому, как в ч. 2 ст. 1.6 КоАП РФ в рамках обеспечения законности при применении мер административного принуждения в связи с административным правонарушением установлено, что применение уполномоченными на то органом или должностным лицом административного наказания и мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении в связи с административным правонарушением осуществляется в пределах компетенции указанных органа или должностного лица в соответствии с законом.

Часть 6 данной статьи возлагает на федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел, т.е. МВД России, обязанность по обеспечению контроля за законностью решений и действий должностных лиц полиции. При этом имеется в виду прежде всего реализация процедур обжалования действий (бездействия) сотрудника полиции, нарушающих права и законные интересы гражданина, государственного и муниципального органа, общественного объединения, религиозной и иной организации, в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу.

Принцип законности закреплен во всех отраслях права. Так, в Уголовном праве законность выражается в том, что никто не может быть привлечен к уголовной ответственности и подвергнут наказанию иначе, как за деяния, содержащие состав преступления, предусмотренный уголовным кодексом, а уголовное наказание может быть применено только по приговору суда.

Особое значение соблюдение законности имеет при проведении сотрудниками полиции следственных действий по установлению и закреплению следов преступления: осмотра, обыска, изъятия, освидетельствования, задержания и допроса потерпевших и свидетелей.

Все многообразие этих действий регламентировано нормами уголовно-процессуального кодекса:

а) при освидетельствовании не допускаются действия, унижающие достоинство или опасные для здоровья;

б) унижение чести и достоинства любого гражданина при производстве процессуальных действий — нарушение законности;

в) незаконны (и аморальны) средства, связанные с насилием, угрозами и др.

Отмечалось, что для достижения поставленных перед сотрудниками задач должны быть использованы нравственные средства, соответствующие законности. При этом важно иметь в виду, что отношения сотрудников органов внутренних дел с гражданами столь многообразны, индивидуализированы, что не могут вместиться в рамки служебных инструкций. Даже самый совершенный закон не может охватить все нравственные нормы, предусмотреть бесконечное количество сложных ситуаций, с которыми приходиться сталкиваться сотрудникам, а также и те формы и приемы, при помощи которых эти проблемные ситуации разрешаются. Поэтому высокая нравственная культура сотрудников — это необходимое условие и средство правильного, законного разрешения многих правовых вопросов.

Нарушение законности всегда означает причинение существенного вреда правам и законным интересам граждан и других лиц, общественным и государственным интересам. Для практики правоохранительных органов, характерно деление нарушений законности на несколько видов, включая «грубые» и «грубейшие» (носящие «чрезвычайный» характер). Такое деление принципиально неверно. Все нарушения законности имеют особую общественную опасность, т.к. наносят ущерб личности, обществу, государству.

Нарушениями закона и одновременно нарушениями законности сотрудниками правоохранительных органов являются:

— нарушение норм Конституции и других законов (конституционных прав, свобод и законных интересов граждан и других лиц, незаконное предоставление гражданам и другим лицам льгот и преимуществ, незаконное освобождение граждан и других лиц от несения обязанностей);

— преступления должностных лиц, совершенные при исполнении служебных обязанностей (получение взятки, злоупотребление положением и т.д.).

Право, а значит, и законность неразрывно связаны со справедливостью. «Правое» слово, решение, дело воспринимаются как проявление справедливости, а «бесправие», «беззаконие» — как несправедливость.

Справедливость означает соответствие между практической деятельностью людей, социальных групп и их социальным положением, между их трудом и вознаграждением, заслугами и их признанием, правонарушением и ответственностью. Нарушение справедливости как нормы морали не составляет правонарушения, если не входит в сферу права. В то же время любое нарушение правовых норм является проявлением неуважения к праву и поэтому имеет нравственную оценку: правонарушение является нарушением морали и прежде всего справедливости.

Равные права и свободы граждан — высшее проявление принципа справедливости. Посягательство на различные права и свободы граждан, на имущество, на жизнь, честь и достоинство человека является нарушением не только гуманизма, но и принципов законности и справедливости.

Принцип справедливости требует, чтобы каждый совершивший преступление был подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный не был бы осужден. Одно из важнейших проявлений справедливости — соответствие между целями и средствами, выбранными для их достижения. В качестве средств реализации целей права выступают санкции, предусмотренные правовыми актами. Применение их всегда сопряжено с определенными лишениями, поэтому они сами должны быть справедливыми.

Важнейшие требования справедливости, предъявляемые к санкциям, состоят в следующем:

— санкции должны применяться лишь к тем, кто нарушил закон;

— они должны обеспечивать восстановление нарушенного права в должном объеме;

— более опасные преступления должны наказываться более строго;

— суды должны иметь возможность индивидуализировать наказание с учетом конкретных обстоятельств дела;

— за одно правонарушение никто не должен осуждаться дважды.

Для сотрудников органов внутренних дел этот принцип является их профессиональным требованием, правовой нормой. Человек, стоящий на страже закона, не имеет не только морального, но уже и профессионального права быть несправедливым.

Подлинная справедливость основывается на истине. Истина всегда конкретна. Ее конкретность выражается в том, что она является истиной для одного факта и для данных условий и перестает быть таковой в иных условиях. Поэтому только тщательный и всесторонний учет всех конкретных обстоятельств, в которых применяется та или иная правовая норма, обеспечивает справедливость ее реализации.

Это требование принципа справедливости находит свое отражение в принципе индивидуализации наказания, содержание которого состоит в учете индивидуальных особенностей дела, характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности виновного и обстоятельств дела. Наказание является явно несправедливым, когда по своим размерам не соответствует тяжести преступления и личности осужденного.

Справедливая правовая норма может обернуться несправедливостью вследствие моральной нечистоплотности сотрудника, его формального, невнимательного отношения к делу; к личности обвиняемого. Нравственные качества сотрудника органов внутренних дел играют исключительно важную роль.

В деятельности полиции нет дел мелких и второстепенных. За каждым из них стоит жизнь, здоровье, благополучие, честь и достоинство, счастье людей. Поэтому гуманизм, справедливость и законность являются необходимыми качествами деятельности сотрудников данной профессиональной сферы.

Согласно статьи 4 Федерального Закона № 342-ФЗ от 30.11.11г. «О службе в ОВД РФ» одним из принципов службы в органах внутренних дел является: единоначалие и субординация (подчиненность) на службе в органах внутренних дел.

Следует отметить, что сотрудник полиции при выполнении служебных обязанностей подчиняется только непосредственному или прямому начальнику. Никто не имеет права вмешиваться в законную деятельность сотрудника полиции, кроме лиц, прямо уполномоченных на то федеральным законом. Никто не имеет права принуждать сотрудника полиции к выполнению обязанностей, которые Федеральным Законом «О полиции» не возложены на органы внутренних дел. При получении приказа или распоряжения, явно противоречащих закону, сотрудник полиции обязан руководствоваться законом. Законные требования сотрудника полиции обязательны для выполнения гражданами и должностными лицами.

Вглаве 4 Дисциплинарного устава ОВД РФ (Указ Президента РФ № 1377 от 14.10.12г.)раскрывается понятие приказа, порядок отдания приказа, обязательность его исполнения:

Приказ руководителя (начальника) — служебное требование руководителя (начальника), обращенное к подчиненным сотрудникам, об обязательном выполнении определенных действий, о соблюдении правил или об установлении порядка, положения.

Приказ должен соответствовать федеральным законам и приказам вышестоящих руководителей (начальников).

Приказ, отдаваемый руководителем (начальником), обязателен для исполнения подчиненными, за исключением заведомо незаконного приказа. При получении приказа, явно противоречащего закону, сотрудник обязан руководствоваться законом. При этом сотрудник обязан уведомить руководителя (начальника), отдавшего заведомо незаконный приказ, или вышестоящего руководителя (начальника) о неисполнении незаконного приказа.

Приказ может быть отдан в письменной или устной форме, в том числе посредством использования технических средств связи, одному подчиненному или группе подчиненных. Приказ, отданный в письменной форме, является основным распорядительным служебным документом (правовым актом), издаваемым руководителем (начальником) на правах единоначалия.

Прямыми руководителями (начальниками) сотрудника являются руководители (начальники), которым он подчинен по службе, в том числе временно; ближайший к сотруднику прямой руководитель (начальник) является его непосредственным руководителем (начальником).

Отдавая приказ, руководитель (начальник) не должен допускать злоупотребления должностными полномочиями или их превышения.

Руководителю (начальнику) запрещается отдавать приказ, не имеющий отношения к выполнению подчиненными служебных обязанностей или направленный на нарушение законодательства Российской Федерации. Приказ формулируется ясно, четко и кратко, без употребления формулировок, допускающих различное толкование.

Руководитель (начальник), перед тем как отдать приказ, обязан всесторонне оценить обстановку и принять меры по обеспечению его исполнения.

Приказы отдаются в порядке подчиненности. При необходимости прямой руководитель (начальник) может отдать приказ подчиненному, минуя его непосредственного руководителя (начальника). В таком случае прямой руководитель (начальник) сообщает об этом непосредственному руководителю (начальнику) подчиненного или подчиненный сам докладывает о получении этого приказа своему непосредственному руководителю (начальнику).

Приказ руководителя (начальника), за исключением явно противоречащего закону, должен быть исполнен беспрекословно, точно и в срок. Обсуждение приказа и его критика недопустимы. При невозможности исполнения приказа сотрудник обязан незамедлительно уведомить об этом руководителя (начальника), отдавшего приказ.

Руководитель (начальник), чтобы убедиться в правильном понимании отданного им приказа, может потребовать его повторения, а подчиненный, получивший приказ, может обратиться к руководителю (начальнику) с просьбой повторить его.

Исполнив приказ, подчиненный, если он не согласен с приказом, может его обжаловать.

Об исполнении полученного приказа подчиненный обязан доложить прямому руководителю (начальнику), отдавшему приказ, и (или) своему непосредственному руководителю (начальнику).

Подчиненный, не исполнивший отданный в установленном порядке приказ руководителя (начальника), привлекается к ответственности по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

Руководитель (начальник) несет ответственность за отданный приказ и его последствия, за соответствие содержания приказа законодательству Российской Федерации и за непринятие мер по обеспечению его исполнения.

Отменить приказ имеет право только руководитель (начальник), его отдавший, или вышестоящий прямой руководитель (начальник).

Если подчиненный, исполняющий приказ, получит от вышестоящего прямого руководителя (начальника) новый приказ, который может воспрепятствовать исполнению ранее полученного приказа, он докладывает об этом вышестоящему прямому руководителю (начальнику), отдавшему новый приказ, и в случае подтверждения нового приказа исполняет его. Руководитель (начальник), отдавший новый приказ, сообщает об этом руководителю (начальнику), отдавшему первый приказ.

Вывод:Дисциплинарные права, предоставляемые руководителям, определяются Министром внутренних дел Российской Федерации. Руководитель (начальник) несет персональную ответственность за поддержание служебной дисциплины во вверенном ему органе внутренних дел (подразделении).

В деятельности полиции нет дел мелких и второстепенных. За каждым из них стоит жизнь, здоровье, благополучие, честь и достоинство, счастье людей. Поэтому гуманизм, справедливость и законность являются необходимыми качествами деятельности сотрудников данной профессиональной сферы.

Изменения статьи 12 закона о Полиции

На сайте общественных обсуждений проектов законодательных актов опубликован проект закона об изменении статьи 12 закона о Полиции, в которой предусматривалось совместное «наблюдение» полиции и органов здравоохранения за лицами с психическими расстройствами и зависимостями с целью предупреждения совершения ими правонарушений.

Ниже представлен текст проекта и пояснительная записка к нему

Проект

Внесен Правительством
Российской Федерации

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В СТАТЬЮ 12 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О ПОЛИЦИИ»

В пункте 35 части 1 статьи 12 Федерального закона

от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 7, ст. 900; № 27, ст. 3880, 3881; № 30, ст. 4595; № 48, ст. 6730; № 49, ст. 7018, 7020, 7067; № 50, ст. 7352; 2012, № 26, ст. 3441; № 50, ст. 6967; 2013, № 14, ст. 1645; № 26, ст. 3207; № 27, ст. 3477; № 48, ст. 6165; № 52, ст. 6953; 2014, № 6, ст. 558, 559, 566; № 30, ст. 4259; № 42, ст. 5615; № 52, ст. 7542; 2015, № 7, ст. 1022, 1105) слова «участвовать совместно с органами здравоохранения в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в наблюдении за лицами, страдающими психическими расстройствами, больными алкоголизмом или наркоманией и представляющими опасность для окружающих, в целях предупреждения совершения ими преступлений и административных правонарушений;» исключить.

      Президент Российской Федерации                                                                          В. Путин

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к проекту федерального закона «О внесении изменений в статью 12 Федерального закона «О полиции»

Проект федерального закона «О внесении изменений в статью 12 Федерального закона «О полиции» (в части конкретизации функции полиции по участию в наблюдении за больными хроническим алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией и представляющими опасность для окружающих) разработан в соответствии с поручением Президента Российской Федерации В.В. Путина от 11 апреля 2014 г. № Пр-884 и поручением Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2014 г. № РД-П4-8463 в целях избавления МВД России от несвойственных и избыточных функций.

В соответствии с пунктом 35 части 1 статьи 12 Федерального закона от 7 февраля 2011 г.

Федеральный закон «О полиции»

№ 3-ФЗ «О полиции» на полицию возлагается обязанность участвовать совместно с органами здравоохранения в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в наблюдении за лицами, страдающими психическими расстройствами, больными алкоголизмом или наркоманией и представляющими опасность для окружающих, в целях предупреждения совершения ими преступлений и административных правонарушений.

Однако, механизм исполнения полицией данной обязанности, а также ее роль по участию в таком наблюдении за названной категорией лиц не урегулированы, что свидетельствует о фиктивности и практической невостребованности данной нормы.

В то же время законодательными актами Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами предусматривается диспансерное наблюдение за указанной категорией лиц.

Так, Законом Российской Федерации от 2 июля 1992 г. № 3185-I «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»
предусматривается диспансерное наблюдение за лицом, страдающим хроническим и затяжным психическим расстройством с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями.

Федеральным законом от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» устанавливается порядок диспансерного наблюдения за больными наркоманией.

Участие сотрудников полиции в диспансерном наблюдении за лицами, страдающими психическими расстройствами, больными алкоголизмом или наркоманией, не предусматривается.

Вместе с тем статьей 30 Закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» на полицию возлагается обязанность оказывать содействие медицинским работникам при осуществлении недобровольной госпитализации и обеспечивать безопасные условия для доступа к госпитализируемому лицу и его осмотра.

Данной норме корреспондирует пункт 12 части 2 статьи 14 Федерального закона «О полиции», наделяющий полицию правом задерживать лиц, совершивших побег из психиатрического лечебного учреждения или скрывающихся от назначенной судом недобровольной госпитализации в такое учреждение, до передачи их в психиатрическое лечебное учреждение. Порядок такой передачи установлен пунктом 26 Наставления о порядке исполнения обязанностей и реализации прав полиции в дежурной части территориального органа МВД России после доставления граждан, утвержденного приказом МВД России от 30 апреля 2012 г. № 389 (зарегистрирован Минюстом России 26 июня 2012 года, № 24696).

С учетом изложенного, исключение из Федерального закона «О полиции» данной обязанности не повлечет за собой наделения федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих диспансерное наблюдение за лицами, страдающими психическими расстройствами, больными алкоголизмом или наркоманией, новыми полномочиями, а также не скажется на качестве реализации обязанности полиции по оказанию содействия государственным и муниципальным органам в пределах своей компетенции.

МВД России

… Инструкцией об организации взаимодействия органов здравоохранения и органов внутренних дел Российской Федерации по предупреждению общественно опасных действий лиц, страдающих психическими расстройствами, утвержденной приказом Минздрава России и МВД России от 30 апреля 1997 г. № 133/269, предусматривается амбулаторное принудительное наблюдение и диспансерное наблюдение. При этом участие органов внутренних дел в данных мероприятиях не конкретизировано (в части конкретизации функции полиции по оказанию содействия медицинским работникам при осуществлении недобровольной госпитализации лиц, страдающих психическим расстройством, обеспечению безопасных условий для доступа к госпитализируемому лицу и его осмотра; участию в наблюдении за больными хроническим алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией и представляющими опасность для окружающих)

Также на сайте обсуждения законодательных актов открыт новый этап обсуждения приказа о переводе препарата прегабалин на предметно-количественный учет. Этот проект обсуждался на нашем форуме. 

Тэги:

диспансерное наблюдение (4) полиция (1)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *