Закон о полиции задержание

Статья 14.3. Федеральный закон от 03.04.1995 N 40-ФЗ (ред. от 07.03.2018) «О федеральной службе безопасности»

Статья 14.3. Применение оружия

Военнослужащие органов федеральной службы безопасности имеют право лично или в составе подразделения (группы) применять оружие в следующих случаях:

а) для защиты другого лица либо себя от посягательства, если это посягательство сопряжено с насилием, опасным для жизни или здоровья;

б) для пресечения попытки завладения оружием, специальными грузами, транспортными средствами, боевой техникой органов федеральной службы безопасности;

в) для освобождения заложников, пресечения террористических и иных преступных посягательств;

г) для задержания лица, застигнутого при совершении деяния, содержащего признаки тяжкого или особо тяжкого преступления против жизни, здоровья, собственности, государственной власти, общественной безопасности и общественного порядка, пытающегося скрыться, если иными средствами задержать это лицо не представляется возможным;

д) для задержания лица, оказывающего вооруженное сопротивление, а также лица, отказывающегося выполнить законное требование о сдаче находящихся при нем оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств, ядовитых или радиоактивных веществ;

е) для отражения группового или вооруженного нападения на объекты органов федеральной службы безопасности, здания, помещения, сооружения и иные объекты государственных и муниципальных органов;

ж) для пресечения побега из мест принудительного содержания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, а также для пресечения попытки насильственного освобождения указанных лиц.

Вооруженным сопротивлением и вооруженным нападением, указанными в пунктах «д» и «е» части первой настоящей статьи, признаются сопротивление и нападение, совершаемые с использованием оружия любого вида, либо предметов, конструктивно схожих с настоящим оружием и внешне неотличимых от него, либо предметов, веществ и механизмов, при помощи которых могут быть причинены тяжкий вред здоровью или смерть.

Военнослужащие органов федеральной службы безопасности также имеют право применять оружие:

а) для остановки транспортного средства путем его повреждения, если управляющее им лицо отказывается выполнить неоднократные требования военнослужащих органов федеральной службы безопасности об остановке и пытается скрыться, создавая угрозу жизни и здоровью граждан, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами;

б) для обезвреживания животного, угрожающего жизни и здоровью граждан и (или) сотрудников органов федеральной службы безопасности;

в) для разрушения запирающих устройств, элементов и конструкций, препятствующих проникновению в жилые и иные помещения по основаниям, предусмотренным статьей 14.1 настоящего Федерального закона;

г) для производства предупредительного выстрела, подачи сигнала тревоги или вызова помощи путем производства выстрела вверх или в ином безопасном направлении.

Запрещается применять оружие с производством выстрела на поражение в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности, несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен военнослужащему органов федеральной службы безопасности, за исключением случаев оказания указанными лицами вооруженного сопротивления, совершения вооруженного или группового нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан или сотрудников органов федеральной службы безопасности, либо террористического акта.

Военнослужащий органов федеральной службы безопасности не имеет права применять огнестрельное оружие при значительном скоплении людей, если в результате его применения могут пострадать случайные лица, за исключением случаев применения огнестрельного оружия в целях предотвращения (пресечения) террористического акта, освобождения заложников, отражения группового вооруженного нападения на критически важные и потенциально опасные объекты или объекты, здания, помещения, сооружения органов государственной власти.

Статья 14. Задержание

1. Полиция защищает право каждого на свободу и личную неприкосновенность. До судебного решения в случаях, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.

2. Полиция имеет право задерживать:

  • 1) лиц, подозреваемых в совершении преступления, а также лиц, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, — по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;
  • 2) лиц, совершивших побег из-под стражи, лиц, уклоняющихся от отбывания уголовного наказания, от получения предписания о направлении к месту отбывания наказания либо не прибывших к месту отбывания наказания в установленный в указанном предписании срок, — до передачи их соответствующим органам, учреждениям или должностным лицам этих органов и учреждений;
  • 3) лиц, уклоняющихся от исполнения административного наказания в виде административного ареста, — до передачи их в места отбывания административного ареста;
  • 4) лиц, находящихся в розыске, — до передачи их соответствующим органам, учреждениям или должностным лицам этих органов и учреждений;
  • 5) лиц, в отношении которых ведется производство по делам об административных правонарушениях, — по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены законодательством об административных правонарушениях;
  • 6) военнослужащих и граждан Российской Федерации, призванных на военные сборы, подозреваемых в совершении преступления, — до передачи их военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации, командирам воинских частей или военным комиссарам;
  • 7) лиц, уклоняющихся от исполнения назначенных им судом принудительных мер медицинского характера или принудительных мер воспитательного воздействия, — до передачи их в учреждения, обеспечивающие исполнение таких мер;
  • 8) лиц, уклоняющихся от следования в специализированные лечебные учреждения для исполнения назначенных им судом принудительных мер медицинского характера, — по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены федеральным законом;
  • 9) лиц, допустивших нарушение правил комендантского часа, — по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены федеральным конституционным законом;
  • 10) лиц, незаконно проникших либо пытавшихся проникнуть на охраняемые объекты, — до выяснения личности, но на срок не более трёх часов;
  • 11) лиц, предпринявших попытку самоубийства либо имеющих признаки выраженного психического расстройства и создающих своими действиями опасность для себя и окружающих, — до передачи их в лечебные учреждения либо по месту жительства;
  • 12) лиц, совершивших побег из психиатрического лечебного учреждения или скрывающихся от назначенной судом недобровольной госпитализации в такое учреждение, — до передачи их в психиатрическое лечебное учреждение;
  • 13) лиц, в отношении которых поступило требование о выдаче, — до передачи их иностранному государству по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации или международным договором Российской Федерации.

3. В каждом случае задержания сотрудник полиции обязан выполнить действия, предусмотренные частью 4 статьи 5 настоящего Федерального закона, а также разъяснить лицу, подвергнутому задержанию (далее — задержанное лицо), его право на юридическую помощь, право на услуги переводчика, право на уведомление близких родственников или близких лиц о факте его задержания, право на отказ от дачи объяснения.

4. Срок задержания исчисляется с момента фактического ограничения свободы передвижения лица. Срок административного задержания исчисляется в соответствии с законодательством об административных правонарушениях.

5. Задержанное лицо вправе пользоваться в соответствии с федеральным законом услугами адвоката (защитника) и переводчика с момента задержания.

6. Задержанные лица, находящиеся при них вещи и документы, а также их транспортные средства подвергаются досмотру в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях, если иной порядок не установлен федеральным законом.

7. Задержанное лицо в кратчайший срок, но не позднее трёх часов с момента задержания, если иное не установлено уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, имеет право на один телефонный разговор в целях уведомления близких родственников или близких лиц о своем задержании и месте нахождения. Такое уведомление по просьбе задержанного лица может сделать сотрудник полиции.

8. О каждом случае задержания несовершеннолетнего полиция незамедлительно уведомляет его родителей или иных законных представителей.

9. О задержании военнослужащего полиция уведомляет командование воинской части, в которой он проходит военную службу.

10. О задержании иностранного гражданина или подданного иностранного государства полиция уведомляет посольство (консульство) соответствующего государства в соответствии с законодательством Российской Федерации.

11. Право на телефонный разговор не предоставляется и уведомление не осуществляется в случаях, если задержанными лицами являются лица, указанные в пунктах 2, 3, 4, 7, 8, 12 части 2 настоящей статьи.

12. Полиция принимает при необходимости меры по оказанию задержанному лицу первой помощи, а также меры по устранению возникшей при задержании угрозы жизни и здоровью граждан или объектам собственности.

13. В полиции в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, ведется реестр лиц, подвергнутых задержанию. Сведения, содержащиеся в реестре, не могут быть переданы третьим лицам, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

14. О задержании составляется протокол, в котором указываются дата, время и место его составления, должность, фамилия и инициалы сотрудника полиции, составившего протокол, сведения о задержанном лице, дата, время, место, основания и мотивы задержания, а также факт уведомления близких родственников или близких лиц задержанного лица.

15. Протокол о задержании подписывается составившим его сотрудником полиции и задержанным лицом. В случае, если задержанное лицо отказывается подписать протокол, в протоколе о задержании делается соответствующая запись. Копия протокола вручается задержанному лицу.

16. Задержанные лица содержатся в специально отведенных для этого помещениях под охраной в условиях, исключающих угрозу их жизни и здоровью. Условия содержания, нормы питания и порядок медицинского обслуживания задержанных лиц определяются Правительством Российской Федерации. Задержанные лица перед водворением в специально отведенные для этого помещения и после окончания срока задержания подвергаются осмотру, результаты которого заносятся в протокол о задержании.

Лица, не достигшие восемнадцатилетнего возраста, являются несовершеннолетними.

Несовершеннолетние могут быть подвергнуты административному задержанию за совершение административного правонарушения в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), либо задержанию за совершение преступления в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации (далее – УПК РФ).

В соответствии с п. 15 части 1 статьи 13 Федерального закона от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции» полиция для выполнения возложенных на нее обязанностей имеет права в том числе на доставление несовершеннолетних, совершивших правонарушения или антиобщественные действия, а также безнадзорных и беспризорных в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел, в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, либо в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции по основаниям и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом.

Право на задержание полицией закреплено в статье 14 Федерального закона от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции».

В каждом случае задержания сотрудник полиции обязан назвать свои должность, звание, фамилию, предъявить по требованию гражданина служебное удостоверение, после чего сообщить причину и цель обращения; разъяснить гражданину причину и основания применения таких мер, а также возникающие в связи с этим права на юридическую помощь, на услуги переводчика, право на уведомление близких родственников или близких лиц о факте его задержания (один телефонный разговор) в кратчайший срок, но не позднее трех часов с момента задержания, если иное не установлено УПК РФ, право на отказ от дачи объяснения, а также обязанности лица, подвергнутого задержанию (далее – задержанное лицо).

О задержании составляется протокол. Копия протокола вручается задержанному лицу. Задержанные лица содержатся в специально отведенных для этого помещениях под охраной в условиях, исключающих угрозу их жизни и здоровью. Задержанные лица перед водворением в специально отведенные для этого помещения и после окончания срока задержания подвергаются осмотру, результаты которого заносятся в протокол о задержании.

О каждом случае задержания несовершеннолетнего полиция незамедлительно уведомляет его родителей или иных законных представителей.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Статьей 2.3 КоАП РФ определено, что административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет.

В целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления уполномоченное лицо вправе в пределах своих полномочий применять меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренные статьей 27.1 КоАП РФ, в том числе и административное задержание.

Административное задержание (часть 1 статьи 27.3 КоАП РФ) – кратковременное ограничение свободы физического лица, может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении.

В части 1 статьи 27.3 КоАП РФ определен перечень должностных лиц, уполномоченных осуществлять административное задержание, к которым также отнесены и должностные лица полиции – при выявлении административных правонарушений, дела о которых рассматривает полиция, либо административных правонарушений, по делам о которых полиция составляют протоколы об административных правонарушениях, а также при выявлении любых административных правонарушений в случае обращения к ним должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях.

Перечень должностных лиц полиции, уполномоченных составлять протоколы об административном правонарушении, а также осуществлять административное задержание в соответствии с частью 1 статьи 27.3 КоАП РФ, установлен приказом МВД России от 30 августа 2017 года № 685.

Административное задержание несовершеннолетних производится в общем порядке, предусмотренном ст. 27.3 КоАП РФ.

Срок административного задержания не должен превышать три часа, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 27.5 КоАП РФ.

Частью 3 статьи 27.5 КоАП РФ установлено, что лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, влекущем в качестве одной из мер административного наказания административный арест или административное выдворение за пределы Российской Федерации, может быть подвергнуто административному задержанию на срок не более 48 часов.

Срок административного задержания лица исчисляется с момента доставления, а лица, находящегося в состоянии опьянения, со времени его вытрезвления.

Особенностью административного задержания несовершеннолетнего является обязательное уведомление родителей или иных законных представителей о задержании несовершеннолетнего.

Кроме того, в соответствии с частью 3 статьи 27.6 КоАП РФ несовершеннолетние, в отношении которых применено административное задержание, содержатся отдельно от взрослых лиц.

В соответствии со статьей 20 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ) уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления шестнадцатилетнего возраста, либо лица, достигшие четырнадцатилетнего возраста ко времени совершения преступления, указанного в части 2 статьи 20 УК РФ.

Лицо считается достигшим возраста, с которого наступает уголовная ответственность, не в день рождения, а по его истечении, т.е. с ноля часов следующих суток.

Производство по уголовному делу о преступлении, совершенном несовершеннолетним, осуществляется в общем порядке, установленном частями второй и третьей УПК РФ, с изъятиями, предусмотренными главой 50 УПК РФ.

Задержание несовершеннолетнего подозреваемого, избрание несовершеннолетнему подозреваемому, обвиняемому меры пресечения установлено статьей 423 УПК РФ, в соответствии с которой задержание несовершеннолетнего подозреваемого, а также применение к несовершеннолетнему подозреваемому, обвиняемому меры пресечения в виде заключения под стражу производятся в общем порядке, установленном статьями 91, 97, 99, 100 и 108 УПК РФ.

Орган дознания, дознаватель, следователь вправе задержать лицо по подозрению в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы, при наличии одного из следующих оснований:

— когда это лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения;

— когда потерпевшие или очевидцы укажут на данное лицо как на совершившее преступление;

— когда на этом лице или его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления.

При наличии иных данных, дающих основание подозревать лицо в совершении преступления, оно может быть задержано, если это лицо пыталось скрыться, либо не имеет постоянного места жительства, либо не установлена его личность, либо если следователем с согласия руководителя следственного органа или дознавателем с согласия прокурора в суд направлено ходатайство об избрании в отношении указанного лица меры пресечения в виде заключения под стражу.

Порядок задержания подозреваемого определен в статье 92 УПК РФ.

После доставления подозреваемого в орган дознания или к следователю в срок не более 3 часов должен быть составлен протокол задержания.

Подозреваемый должен быть допрошен в соответствии с требованиями части второй статьи 46, статей 189 и 190 УПК РФ. До начала допроса подозреваемому по его просьбе обеспечивается свидание с защитником наедине и конфиденциально. В случае необходимости производства процессуальных действий с участием подозреваемого продолжительность свидания свыше 2 часов может быть ограничена дознавателем, следователем с обязательным предварительным уведомлением об этом подозреваемого и его защитника. В любом случае продолжительность свидания не может быть менее 2 часов.

Особенностями является, что:

— при решении вопроса об избрании меры пресечения к несовершеннолетнему подозреваемому, обвиняемому в каждом случае должна обсуждаться возможность отдачи его под присмотр в порядке, установленном статьей 105 УПК РФ;

— о задержании, заключении под стражу или продлении срока содержания под стражей несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого незамедлительно извещаются его законные представители;

— участие защитника в уголовном судопроизводстве обязательно, если подозреваемый, обвиняемый является несовершеннолетним.

>Ваш юрист

Статья 14. Закона РФ О полиции
Задержание

1. Полиция защищает право каждого на свободу и личнуюнеприкосновенность. До судебного решения в случаях, установленныхнастоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, лицоне может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.

2. Полиция имеет право задерживать:

1) лиц, подозреваемых в совершении преступления, а также лиц,в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения подстражу, — по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотреныуголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;

2) лиц, совершивших побег из-под стражи, лиц, уклоняющихся ототбывания уголовного наказания, от получения предписания онаправлении к месту отбывания наказания либо не прибывших к местуотбывания наказания в установленный в указанном предписании срок, -до передачи их соответствующим органам, учреждениям или должностнымлицам этих органов и учреждений;

3) лиц, уклоняющихся от исполнения административного наказанияв виде административного ареста, — до передачи их в места отбыванияадминистративного ареста;

4) лиц, находящихся в розыске, — до передачи ихсоответствующим органам, учреждениям или должностным лицам этихорганов и учреждений;

5) лиц, в отношении которых ведется производство по делам обадминистративных правонарушениях, — по основаниям, в порядке и насрок, которые предусмотрены законодательством об административныхправонарушениях;

6) военнослужащих и граждан Российской Федерации, призванныхна военные сборы, подозреваемых в совершении преступления, — допередачи их военным патрулям, военному коменданту, командирамвоинских частей или военным комиссарам;

7) лиц, уклоняющихся от исполнения назначенных им судомпринудительных мер медицинского характера или принудительных мервоспитательного воздействия, — до передачи их в учреждения,обеспечивающие исполнение таких мер;

8) лиц, уклоняющихся от следования в специализированныелечебные учреждения для исполнения назначенных им судомпринудительных мер медицинского характера, — по основаниям, впорядке и на срок, которые предусмотрены федеральным законом;

9) лиц, допустивших нарушение правил комендантского часа, — пооснованиям, в порядке и на срок, которые предусмотрены федеральнымконституционным законом;

10) лиц, незаконно проникших либо пытавшихся проникнуть наохраняемые объекты, — до выяснения личности, но на срок не болеетрех часов;

11) лиц, предпринявших попытку самоубийства либо имеющихпризнаки выраженного психического расстройства и создающих своимидействиями опасность для себя и окружающих, — до передачи их влечебные учреждения либо по месту жительства;

12) лиц, совершивших побег из психиатрического лечебногоучреждения или скрывающихся от назначенной судом недобровольнойгоспитализации в такое учреждение, — до передачи их впсихиатрическое лечебное учреждение;

13) лиц, в отношении которых поступило требование о выдаче, -до передачи их иностранному государству по основаниям, в порядке ина срок, которые предусмотрены законодательством РоссийскойФедерации или международным договором Российской Федерации.

3. В каждом случае задержания сотрудник полиции обязанвыполнить действия, предусмотренные частью 4 статьи 5 настоящегоФедерального закона, а также разъяснить лицу, подвергнутомузадержанию (далее — задержанное лицо), его право на юридическуюпомощь, право на услуги переводчика, право на уведомление близкихродственников или близких лиц о факте его задержания, право наотказ от дачи объяснения.

4. Срок задержания исчисляется с момента фактическогоограничения свободы передвижения лица. Срок административногозадержания исчисляется в соответствии с законодательством обадминистративных правонарушениях.

5. Задержанное лицо вправе пользоваться в соответствии сфедеральным законом услугами адвоката (защитника) и переводчика смомента задержания.

6. Задержанные лица, находящиеся при них вещи и документы, атакже их транспортные средства подвергаются досмотру в порядке,установленном законодательством об административныхправонарушениях, если иной порядок не установлен федеральнымзаконом.

7. Задержанное лицо в кратчайший срок, но не позднее трехчасов с момента задержания, если иное не установленоуголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации,имеет право на один телефонный разговор в целях уведомления близкихродственников или близких лиц о своем задержании и местенахождения. Такое уведомление по просьбе задержанного лица можетсделать сотрудник полиции.

8. О каждом случае задержания несовершеннолетнего полициянезамедлительно уведомляет его родителей или иных законныхпредставителей.

9. О задержании военнослужащего полиция уведомляеткомандование воинской части, в которой он проходит военную службу.

10. О задержании иностранного гражданина или подданногоиностранного государства полиция уведомляет посольство(консульство) соответствующего государства в соответствии сзаконодательством Российской Федерации.

11. Право на телефонный разговор не предоставляется иуведомление не осуществляется в случаях, если задержанными лицамиявляются лица, указанные в пунктах 2, 3, 4, 7, 8, 12 части 2настоящей статьи.

12. Полиция принимает при необходимости меры по оказаниюзадержанному лицу первой помощи, а также меры по устранениювозникшей при задержании угрозы жизни и здоровью граждан илиобъектам собственности.

13. В полиции в порядке, определяемом федеральным органомисполнительной власти в сфере внутренних дел, ведется реестр лиц,подвергнутых задержанию. Сведения, содержащиеся в реестре, не могутбыть переданы третьим лицам, за исключением случаев,предусмотренных федеральным законом.

14. О задержании составляется протокол, в котором указываютсядата, время и место его составления, должность, фамилия и инициалысотрудника полиции, составившего протокол, сведения о задержанномлице, дата, время, место, основания и мотивы задержания, а такжефакт уведомления близких родственников или близких лиц задержанноголица.

15. Протокол о задержании подписывается составившим егосотрудником полиции и задержанным лицом. В случае, если задержанноелицо отказывается подписать протокол, в протоколе о задержанииделается соответствующая запись. Копия протокола вручаетсязадержанному лицу.

16. Задержанные лица содержатся в специально отведенных дляэтого помещениях под охраной в условиях, исключающих угрозу ихжизни и здоровью. Условия содержания, нормы питания и порядокмедицинского обслуживания задержанных лиц определяютсяПравительством Российской Федерации. Задержанные лица передводворением в специально отведенные для этого помещения и послеокончания срока задержания подвергаются осмотру, результатыкоторого заносятся в протокол о задержании.

Задержание по Закону о полиции

Чаще всего применять задержание подозреваемого приходится должностным лицам органа полиции, организацию и деятельность которого регулирует Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» (далее – Закон о полиции).

Однако должностные лица органа полиции при осуществлении уголовно-процессуальной деятельности по реализации норм УК РФ должны руководствоваться УПК РФ. Суд, прокурор, следователь, дознаватель, орган дознания не вправе применять федеральный закон, противоречащий УПК РФ (ч. 1 ст. 7).

Статья 14 Закона о полиции также регламентирует задержание гражданина. Пункт 4 ст. 14 закона содержит указание об исчислении срока задержания с момента фактического ограничения свободы передвижения лица. Понятно, что оно предполагает фактическое задержание. Но Закон о полиции не регулирует процедуру фактического задержания – первоначальный этап уголовно-процессуального задержания, осуществляемого в порядке ст. 91, 92 УПК РФ. К тому же, если учитывать, что в органах полиции отсутствуют журнал учета фактически задержанных по подозрению в совершении преступления и журнал доставленных по подозрению в совершении преступления, то о соблюдении прав человека и гражданина не стоит и говорить. Имеющийся в органах полиции журнал доставленных за совершение административных правонарушений регулирует правоотношения в сфере административного производства. А книга протоколов задержания в порядке ст. 91, 92 УПК РФ, содержащая сведения об уголовно-процессуальном задержании, при отсутствии документа, фиксирующего фактическое задержание, не может способствовать соблюдению процессуального срока задержания сроком «не более 48 часов с момента фактического задержания».

Кроме того, не учтены ситуации, когда фактически задержанные не приобретают статус официального подозреваемого с правами, предусмотренными ст. 46 УПК РФ. Например, в отношении фактически задержанного избирается мера пресечения, не связанная с изоляцией от общества, либо применяется обязательство о явке, либо лицо исключается из числа лиц, подозреваемых в совершении преступления.

Таким образом, отсутствие в Законе о полиции и УПК РФ механизма закрепления фактического задержания нарушает конституционные права человека и гражданина. Пункт 13 ст. 14 Закона о полиции содержит указание на реестр лиц, подвергнутых задержанию, порядок ведения которого, как следует из закона, должен быть определен федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел. Однако эта норма не получила дальнейшего развития и порядок ведения упомянутых реестров так и не был определен. УПК РФ не предусматривает ведения реестров задержанных по подозрению в совершении преступления.

Федеральный закон «О полиции» от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ

Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ
«О полиции»

С изменениями и дополнениями от:

1, 19 июля, 21, 30 ноября, 3, 6 декабря 2011 г., 25 июня, 3 декабря 2012 г., 5 апреля, 28 июня, 2 июля, 25 ноября, 28 декабря 2013 г., 3 февраля, 21 июля, 22 декабря 2014 г., 12 февраля, 8 марта, 6 апреля, 13 июля, 14 декабря 2015 г., 23 июня, 3 июля, 19 декабря 2016 г., 28 мая, 18 июня, 29 июля, 5, 29 декабря 2017 г., 7 марта 2018 г.

Принят Государственной Думой 28 января 2011 года

Одобрен Советом Федерации 2 февраля 2011 года

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

Москва, Кремль
7 февраля 2011 г.
N 3-ФЗ

Федеральный закон закрепляет партнерскую модель взаимоотношений полиции и общества; четко определяет ее права и обязанности, правовой статус ее сотрудника; освобождает ведомство от несвойственных ему, а также дублирующих функций.

Основные направления деятельности полиции скорректированы с учетом современных условий. Это защита личности, общества, государства от противоправных посягательств; предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений; выявление, раскрытие преступлений, дознание по уголовным делам; розыск лиц; производство по делам об административных правонарушениях; исполнение административных наказаний. На полицию возлагается обеспечение правопорядка в общественных местах и безопасности дорожного движения; контроль за оборотом оружия, частной детективной и охранной деятельностью; госзащита участников уголовного процесса. Ведомство продолжит охранять объекты (в том числе на договорной основе) и осуществлять экспертно-криминалистическую деятельность.

Из перечня полномочий исключены функции, дублирующие компетенцию ФМС России. Ограничены права полиции в сфере проведения проверок финансово-хозяйственной деятельности организаций. Запрашивать данные по операциям и счетам физических и юридических лиц разрешается только при выявлении и пресечении налоговых преступлений.

Общение сотрудников полиции с гражданами должно носить персонифицированный характер. В законе закрепляется обязанность полицейского при обращении к нему гражданина назвать свои должность, звание и фамилию.

Регламентируется порядок применения мер принуждения. Закреплено право задержанного на услуги адвоката и переводчика с момента задержания. Предусмотрено право на 1 телефонный разговор с близкими. Фиксируются пределы, условия и порядок применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. Установлен исчерпывающий перечень оснований проникновения в жилые и иные помещения.

Особое внимание уделяется правовому положению сотрудников. Доступ в полицию закрыт для судимых и лиц, уголовное преследование которых прекращено по нереабилитирующим основаниям. При поступлении на службу надо пройти психофизиологическое исследование, тестирование на алкогольную, наркотическую и иную токсическую зависимость, а также проверку морально-психологических, деловых и других необходимых для сотрудника качеств. В дальнейшем каждого полицейского будут периодически проверять на знание действующего законодательства.

Федеральный закон вступает в силу с 1 марта 2011 г.

Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ «О полиции»

Скачать текст закона в форматах PDF, ePUB, FB2

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 марта 2011 г.

Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 8 февраля 2011 г. N 25, от 10 февраля 2011 г. N 28, в «Парламентской газете» от 11 февраля 2011 г. N 7, в Собрании законодательства Российской Федерации от 14 февраля 2011 г. N 7 ст. 900

Постановлением Конституционного Суда РФ от 10 февраля 2015 г. N 1-П часть 6 статьи 43 настоящего Федерального закона признана не соответствующей Конституции РФ в той мере, в какой содержащаяся в ней норма служит основанием для отказа в предоставлении ежемесячной денежной компенсации тем сотрудникам органов внутренних дел — инвалидам вследствие военной травмы, которым назначена пенсия за выслугу лет, выплачиваемая с учетом увеличения, предусмотренного пунктом «а» статьи 16 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-I

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 7 марта 2018 г. N 56-ФЗ

Изменения вступают в силу с 7 марта 2018 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. N 442-ФЗ

Изменения вступают в силу с 30 декабря 2018 г.

См. будущую редакцию настоящего документа

Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

Федеральный закон от 5 декабря 2017 г. N 391-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2018 г.

Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 272-ФЗ

Изменения вступают в силу с 10 августа 2017 г.

Федеральный закон от 18 июня 2017 г. N 122-ФЗ

Федеральный закон от 28 мая 2017 г. N 102-ФЗ

Федеральный закон от 6 апреля 2015 г. N 68-ФЗ (в редакции Федерального закона от 19 декабря 2016 г. N 455-ФЗ)

Действие части 10 статьи 43 настоящего Федерального закона приостановлено до 1 января 2018 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 305-ФЗ

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 227-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона и с 1 января 2018 г.

Федеральный закон от 23 июня 2016 г. N 201-ФЗ

Федеральный закон от 6 апреля 2015 г. N 68-ФЗ (в редакции Федерального закона от 14 декабря 2015 г. N 371-ФЗ)

Действие части 10 статьи 43 настоящего Федерального закона приостановлено до 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 248-ФЗ

Федеральный закон от 6 апреля 2015 г. N 68-ФЗ

Действие части 10 статьи 43 настоящего Федерального закона приостановлено до 1 января 2016 г.

Федеральный закон от 8 марта 2015 г. N 23-ФЗ

Изменения вступают в силу с 15 сентября 2015 г.

Федеральный закон от 12 февраля 2015 г. N 16-ФЗ

Федеральный закон от 12 февраля 2015 г. N 15-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 декабря 2014 г. N 431-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

Федеральный закон от 14 октября 2014 г. N 307-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 258-ФЗ

Федеральный закон от 3 февраля 2014 г. N 15-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 февраля 2014 г. N 8-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении одного года после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 февраля 2014 г. N 7-ФЗ

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 388-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 28 июня 2013 г. N 134-ФЗ

Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 37-ФЗ

Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. N 244-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.

Федеральный закон от 25 июня 2012 г. N 88-ФЗ

Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 410-ФЗ

Федеральный закон от 3 декабря 2011 г. N 389-ФЗ

Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ

Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 340-ФЗ

Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 329-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ

Федеральный закон от 1 июля 2011 г. N 170-ФЗ (в редакции Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ)

Изменения вступают в силу с 1 января 2012 г.

Федеральный закон от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2011 г.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2018. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

О необходимости совершенствования порядка задержания, предусмотренного в проекте федерального закона «о полиции»

Чупилкин Ю.Б., кандидат юридических наук, доцент кафедры процессуального права Северо-Кавказской академии государственной службы.

Статья посвящена порядку задержания, предусмотренному в проекте Федерального закона «О полиции». Автором высказывается ряд предложений по совершенствованию законопроекта.

Ключевые слова: проект Федерального закона «О полиции», задержание.

Право каждого гражданина Российской Федерации на свободу и личную неприкосновенность закреплено в ч. 1 ст. 22 Конституции РФ.

До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов (ч. 2 ст. 22 Конституции РФ).

Возможность ограничения личной свободы и неприкосновенности российских граждан путем задержания определяется рядом федеральных законов РФ.

Так, задержание подозреваемого предусмотрено главой 12 УПК РФ, задержание обвиняемого, для обеспечения явки в суд для принятия судом решения о заключении под стражу, закреплено в ч. 3 ст. 210 УПК РФ, а задержание осужденного определено п. 18 ст. 397 УПК РФ и ст. ст. 46, 48, 58 УИК РФ.

В административном порядке предусматривается кратковременное задержание лица сроком до 3 часов, по делу об административном правонарушении в целях обеспечения его правильного и своевременного рассмотрения, исполнения постановления в виде административного ареста (ст. ст. 27.3 — 27.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

Процесс задержания можно разделить на несколько этапов: 1) захват на месте (фактическое задержание) ; 2) доставление задержанного лица в орган дознания; 3) нахождение лица в правоохранительном органе до принятия решения о его дальнейшей судьбе (если лицо подозревается в совершении преступления, то решение следователем о возбуждении уголовного дела и о задержании лица в порядке ст. 91 УПК РФ должно быть принято не позже 3 часов с момента доставления к следователю).

Момент фактического задержания — фактическое лишение свободы передвижения лица, подозреваемого в совершении преступления (п. 15 ст. 5 УПК РФ).

В этой связи важное значение приобретает порядок задержания, предусмотренный в проекте Федерального закона «О полиции» (ст. 14 проекта ФЗ «О полиции» ), поскольку именно сотрудникам милиции (полиции) по долгу службы, во всех случаях, определенных федеральными законами, приходится осуществлять физический захват и доставление задержанных в дежурную часть или в орган предварительного расследования. Дальнейшее разбирательство в отношении фактически задержанного лица происходит в правоохранительном органе в соответствии с порядком, установленным федеральным законодательством.

Разработка данного Закона вызвала оживленный интерес среди общественности см.: http://zakonoproekt2010.ru/.

Возьмем конкретную ситуацию. Сотрудники милиции (полиции) в ходе несения службы являются очевидцами убийства, соответственно, они осуществляют физическое задержание правонарушителя и доставляют его в дежурную часть для разбирательства. Дальнейшее задержание лица, в порядке ст. 91 УПК РФ, возможно только следователем в рамках возбужденного уголовного дела.

Таким образом, сотрудники патрульно-постовой службы не имеют право производить задержание в порядке ст. 91 УПК РФ и могут не знать уголовно-процессуальное законодательство, но полицейские обязаны знать процедуру фактического задержания лица; основания для фактического задержания лица; основания для применения силы и оружия к задерживаемому лицу; права задержанного; порядок разъяснения прав задержанному; срок доставления и передачи фактически задержанного в правоохранительный орган; порядок оформления протокола задержания.

Поэтому в проекте ФЗ «О полиции» необходимо закрепить понятие задержания, которое должно отражать специфику задержания, присущую полиции. Подобное задержание правильно будет назвать полицейским. Предлагаю следующий вариант редакции: «Полицейское задержание — это принудительное действие, применяемое в случаях, предусмотренных настоящим Законом, которое заключается в ограничении свободы лица на передвижение, допускающее заключение его под стражу, включающее в себя фактическое задержание лица и немедленное доставление его в правоохранительный орган. По факту задержания должно быть проведено разбирательство и принято решение в течение 3 часов с момента доставления задержанного».

Представляется правильным исключить из проекта ФЗ «О полиции» отсылочные нормы, например: «. на основаниях, в порядке и на срок, которые предусмотрены Федеральным законом» (п. 1 ч. 1 ст. 14 проекта ФЗ «О полиции»); «. на основаниях, в порядке и на срок, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях» (п. 5 ч. 1 ст. 14 проекта ФЗ «О полиции») и т.п. Вместо подобных формулировок должны быть перечислены основания для задержания, предусмотренные ст. 91 УПК РФ и ст. 27.3 Кодекса об административных правонарушениях.

ФЗ «О полиции» должен быть эффективным инструментом в руках полицейских, направленным на предупреждение, пресечение и выявление правонарушений. В связи с чем представляется целесообразным дополнить ст. 14 проекта ФЗ «О полиции» следующим основанием: «Лицо может быть задержано и доставлено в орган полиции для проведения проверки обстоятельств происшествия, выяснения причастности к совершенному деянию, установления в деянии признаков преступления».

В проекте ФЗ «О полиции», как в прочем и в Законе «О милиции», и в УПК РФ, не урегулирован правовой статус фактически задержанного лица. В практической деятельности это приводит к тому, что до составления протокола задержания в порядке, предусмотренном ст. ст. 91, 92 УПК РФ, подозреваемые в совершении преступления лица, часто содержатся в органе дознания по надуманным основаниям.

С момента фактического задержания лица полицейский должен разъяснить задержанному лицу его права, на что неоднократно указывалось в специальной литературе . Обратил на это внимание и Президент РФ .

Следует отметить, что учеными-процессуалистами данное предложение высказывалось неоднократно, например см.: Давлетов А., Подлесная И. С какого момента возникает право задержанного на защитника? // Российская юстиция. 1998. N 11; Чупилкин Ю.Б. Гарантии прав задержанного лица до возбуждения уголовного дела // Законность. 2008. N 12.
Дмитрий Медведев объяснил смысл названия «полиция» // http://www.vesti.ru/ 23 сентября 2010.

Такой порядок предусмотрен законодательством ряда стран. Так, в США это правило Миранды 1966 г., суть которого сводится к тому, что с момента задержания лицу вручается карточка с основными его правами: 1) все, что вы скажете, может быть использовано против вас; 2) вы можете не давать показания, это ваше право; 3) если у вас нет средств, то вы можете пользоваться услугами адвоката за счет государства; 4) вы имеете право на помощь защитника, консультироваться с ним наедине до начала допроса и после него. Является очевидным закрепление подобного порядка разъяснения прав задержанному лицу как в проекте ФЗ «О полиции», так и в УПК РФ.

Помимо указанных прав, задержанному лицу должна быть разъяснена причина его задержания и целесообразно сообщить о том, куда он будет доставлен для разбирательства.

Нельзя согласиться с ч. 4 ст. 14 проекта ФЗ «О полиции», предусматривающего, что лицо, подвергнутое задержанию, вправе пользоваться в соответствии с федеральным законом услугами адвоката с момента водворения его в специально отведенное помещение по ряду причин.

Во-первых, не понятно о каком специально отведенном помещении идет речь.

Во-вторых, такая формулировка противоречит ч. 2 ст. 48 Конституции РФ и п. 3 ч. 3 ст. 49 УПК РФ, согласно которым задержанное лицо имеет право на помощь адвоката с момента фактического задержания. В этой связи уместно вспомнить позицию Конституционного Суда РФ, который в Постановлении от 27.06.2000 N 11-П «По делу о проверке конституционности положений части первой статьи 47 и части второй статьи 51 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР, в связи с жалобой гражданина В.И. Маслова», указал следующее: «Права подозреваемого возникают у лица независимо от его формального процессуального статуса, в том числе признания задержанным и подозреваемым, если управомоченными органами власти в отношении этого лица предприняты меры, которыми реально ограничиваются свобода и личная неприкосновенность, включая свободу передвижения, — удержание официальными властями, принудительный привод или доставление в орган дознания и следствия, содержание в изоляции без каких-либо контактов, а также какие-либо иные действия существенно ограничивающие свободу и личную неприкосновенность» (выделено мною. — Ю.Ч.).

Считаю недопустимой формулировку следующего содержания: «Копия протокола вручается задержанному лицу по его просьбе» (ч. 7 ст. 14 проект ФЗ «О полиции»). Протокол задержания является гарантией обеспечения прав задержанного лица, основанием для обжалования неправомерных действий полицейских, поэтому копия протокола задержания должна вручаться в обязательном порядке задержанному лицу.

По мнению автора, представляется правильным в проекте ФЗ «О полиции» определить требования к порядку и форме задержания отдельной статьей. Предлагаю следующую редакцию такой статьи.

«Статья 14.1 Порядок полицейского задержания.

«1. Протокол о задержании составляется немедленно. В исключительных случаях протокол о задержании должен быть составлен в срок не позднее 3 часов с момента фактического задержания гражданина полицией. В тех случаях, когда лицо задержано гражданами, должностными лицами государственных органов, муниципальных органов, организаций, протокол задержания составляется с момента передачи задержанного гражданина полиции.

  1. В протоколе указывается дата и время составления протокола, дата, время и место основания задержания, результаты личного досмотра, досмотра находящихся при гражданине вещей, документов, транспортного средства.
  2. В протоколе могут содержаться сведения об иных обстоятельствах задержания.
  3. В протоколе задержания отражается факт разъяснения прав и вручение памятки задержанному лицу.
  4. В протоколе делается отметка о уведомлении близких или иных лиц о полицейском задержании.
  5. Протокол задержания подписывается сотрудником полиции его составившим, и задержанным лицом. В случае если задержанное лицо отказывается подписать протокол, в протоколе делается соответствующая запись.
  6. О произведенном полицейском задержании орган полиции, обязан сообщить прокурору в письменном виде в течение 12 часов с момента задержания лица.
  7. Копия протокола задержания вручается задержанному лицу немедленно с момента составления протокола о задержании».

Считаю, что введение данных процедур в проект ФЗ «О полиции» будет способствовать законности в деятельности полицейских при задержании лиц и обеспечивать права и свободы граждан с момента фактического задержания.

Статья 14. Задержание

1. Полиция защищает право каждого на свободу и личную неприкосновенность. До судебного решения в случаях, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.

2. Полиция имеет право задерживать:

1) лиц, подозреваемых в совершении преступления, а также лиц, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, — по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;

2) лиц, совершивших побег из-под стражи, лиц, уклоняющихся от отбывания уголовного наказания, от получения предписания о направлении к месту отбывания наказания либо не прибывших к месту отбывания наказания в установленный в указанном предписании срок, — до передачи их соответствующим органам, учреждениям или должностным лицам этих органов и учреждений;

3) лиц, уклоняющихся от исполнения административного наказания в виде административного ареста, — до передачи их в места отбывания административного ареста;

4) лиц, находящихся в розыске, — до передачи их соответствующим органам, учреждениям или должностным лицам этих органов и учреждений;

5) лиц, в отношении которых ведется производство по делам об административных правонарушениях, — по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены законодательством об административных правонарушениях;

6) военнослужащих и граждан Российской Федерации, призванных на военные сборы, подозреваемых в совершении преступления, — до передачи их военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации, командирам воинских частей или военным комиссарам;

7) лиц, уклоняющихся от исполнения назначенных им судом принудительных мер медицинского характера или принудительных мер воспитательного воздействия, — до передачи их в учреждения, обеспечивающие исполнение таких мер;

8) лиц, уклоняющихся от следования в специализированные лечебные учреждения для исполнения назначенных им судом принудительных мер медицинского характера, — по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены федеральным законом;

9) лиц, допустивших нарушение правил комендантского часа, — по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены федеральным конституционным законом;

10) лиц, незаконно проникших либо пытавшихся проникнуть на охраняемые объекты, — до выяснения личности, но на срок не более трех часов;

11) лиц, предпринявших попытку самоубийства либо имеющих признаки выраженного психического расстройства и создающих своими действиями опасность для себя и окружающих, — до передачи их в лечебные учреждения либо по месту жительства;

12) лиц, совершивших побег из психиатрического лечебного учреждения или скрывающихся от назначенной судом недобровольной госпитализации в такое учреждение, — до передачи их в психиатрическое лечебное учреждение;

13) лиц, в отношении которых поступило требование о выдаче, — до передачи их иностранному государству по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации или международным договором Российской Федерации.

3. В каждом случае задержания сотрудник полиции обязан выполнить действия, предусмотренные частью 4 статьи 5 настоящего Федерального закона, а также разъяснить лицу, подвергнутому задержанию (далее — задержанное лицо), его право на юридическую помощь, право на услуги переводчика, право на уведомление близких родственников или близких лиц о факте его задержания, право на отказ от дачи объяснения.

4. Срок задержания исчисляется с момента фактического ограничения свободы передвижения лица. Срок административного задержания исчисляется в соответствии с законодательством об административных правонарушениях.

5. Задержанное лицо вправе пользоваться в соответствии с федеральным законом услугами адвоката (защитника) и переводчика с момента задержания.

6. Задержанные лица, находящиеся при них вещи и документы, а также их транспортные средства подвергаются досмотру в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях, если иной порядок не установлен федеральным законом.

7. Задержанное лицо в кратчайший срок, но не позднее трех часов с момента задержания, если иное не установлено уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, имеет право на один телефонный разговор в целях уведомления близких родственников или близких лиц о своем задержании и месте нахождения. Такое уведомление по просьбе задержанного лица может сделать сотрудник полиции.

8. О каждом случае задержания несовершеннолетнего полиция незамедлительно уведомляет его родителей или иных законных представителей.

9. О задержании военнослужащего полиция уведомляет командование воинской части, в которой он проходит военную службу.

10. О задержании иностранного гражданина или подданного иностранного государства полиция уведомляет посольство (консульство) соответствующего государства в соответствии с законодательством Российской Федерации.

11. Право на телефонный разговор не предоставляется и уведомление не осуществляется в случаях, если задержанными лицами являются лица, указанные в пунктах 2, 3, 4, 7, 8, 12 части 2 настоящей статьи.

12. Полиция принимает при необходимости меры по оказанию задержанному лицу первой помощи, а также меры по устранению возникшей при задержании угрозы жизни и здоровью граждан или объектам собственности.

13. В полиции в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, ведется реестр лиц, подвергнутых задержанию. Сведения, содержащиеся в реестре, не могут быть переданы третьим лицам, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

14. О задержании составляется протокол, в котором указываются дата, время и место его составления, должность, фамилия и инициалы сотрудника полиции, составившего протокол, сведения о задержанном лице, дата, время, место, основания и мотивы задержания, а также факт уведомления близких родственников или близких лиц задержанного лица.

15. Протокол о задержании подписывается составившим его сотрудником полиции и задержанным лицом. В случае, если задержанное лицо отказывается подписать протокол, в протоколе о задержании делается соответствующая запись. Копия протокола вручается задержанному лицу.

16. Задержанные лица содержатся в специально отведенных для этого помещениях под охраной в условиях, исключающих угрозу их жизни и здоровью. Условия содержания, нормы питания и порядок медицинского обслуживания задержанных лиц определяются Правительством Российской Федерации. Задержанные лица перед водворением в специально отведенные для этого помещения и после окончания срока задержания подвергаются осмотру, результаты которого заносятся в протокол о задержании.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *