Закон о применении ККТ

Содержание

Президент РФ подписал Федеральный закон от 03.07.2018 № 192-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон № 192-ФЗ). Он опубликован 3 июля 2018 г. на официальном интернет-портале правовой информации, и с этой даты, за исключением отдельных положений, вступил в силу (п. 1 ст. 4 Закона № 192-ФЗ). Документ содержит большое число поправок в Федеральный закон от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа» (далее — Закон № 54-ФЗ). В этом материале мы расскажем о тех изменениях, которые касаются организаций и индивидуальных предпринимателей.

Расширено понятие «расчеты»

Понятие «расчеты» содержится в ст. 1.1 Закона № 54-ФЗ. Ранее в ней говорилось о приеме или выплате денежных средств с использованием наличных и (или) электронных средств платежа за реализуемые товары, выполняемые работы, оказываемые услуги. Теперь речь идет о наличных и безналичных расчетах.

Кроме того, в понятие «расчеты» включены:

  • прием (получение) и выплата денежных средств в виде предварительной оплаты и (или) авансов;

  • зачет и возврат предварительной оплаты и (или) авансов;

  • предоставление и погашение займов для оплаты товаров, работ, услуг (включая осуществление ломбардами кредитования граждан под залог принадлежащих гражданам вещей и деятельности по хранению вещей) либо предоставление или получение иного встречного предоставления за товары, работы, услуги;

  • прием интерактивных ставок.

Отметим, что, так же как и раньше, к расчетам относятся прием ставок и выплата денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению азартных игр, прием денежных средств при реализации лотерейных билетов, электронных лотерейных билетов, прием лотерейных ставок и выплата денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению лотерей.

В связи с расширением понятия «расчеты» изменено название Закона № 54-ФЗ. Из него убрано упоминание о наличных денежных расчетах и расчетах с использованием электронных средств платежа. Теперь закон называется «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации».

Чек ККТ при безналичных расчетах

При безналичных расчетах за товары (работы, услуги) кассовый чек может передаваться покупателю (клиенту) одним из следующих способов:

  • в электронной форме на абонентский номер или адрес электронной почты, предоставленные покупателем (клиентом), не позднее момента передачи товара (подп. 1 п. 5.3 ст. 1.2 Закона № 54-ФЗ);

  • на бумажном носителе вместе с товаром (если расчеты осуществляются без направления чека в электронной форме) (подп. 2 п. 5.3 ст. 1.2 Закона № 54-ФЗ);

  • на бумажном носителе при первом непосредственном взаимодействии клиента и пользователя (его представителя) при расчетах за работы и услуги (если не направляется чек в электронной форме) (подп. 3 п. 5.3 ст. 1.2 Закона № 54-ФЗ).

Расчеты в безналичном порядке без непосредственного взаимодействия с покупателем (клиентом) с применением устройств, подключенных к интернету, осуществляются в том же порядке, как и расчеты с использованием электронного средства платежа. То есть покупателю (клиенту) на его абонентский номер либо адрес электронной почты, указанные им до совершения расчетов, направляется кассовый чек (бланк строгой отчетности) в электронной форме. При этом кассовый чек или бланк строгой отчетности на бумажном носителе можно не печатать (п. 5 ст. 1.2 Закона № 54-ФЗ).

Чек ККТ при расчетах с физическими лицами

Установлены особенности формирования кассового чека при расчетах в виде зачета или возврата предварительной оплаты и (или) авансов, ранее внесенных физическими лицами:

  • за услуги в сфере культурно-массовых мероприятий;

  • услуги перевозки пассажиров, багажа, грузов и грузобагажа;

  • услуги связи;

  • услуги в электронной форме, указанные в ст. 174.2 НК РФ (оказание иностранными организациями услуг в электронной форме через информационно-телекоммуникационную сеть, в том числе через Интернет, автоматизированно с использованием информационных технологий);

  • иные услуги, определенные Правительством РФ.

В этих случаях пользователем может быть сформирован один кассовый чек (бланк строгой отчетности), содержащий сведения обо всех таких расчетах, совершенных в течение суток либо за расчетный период, не превышающий календарного месяца или установленный законодательством РФ (но не позднее первого рабочего дня, следующего за днем окончания расчетного периода), без выдачи (направления) кассового чека (бланка строгой отчетности) клиенту (подп. 2.1 ст. 1.2 Закона № 54-ФЗ).

В случае безналичных расчетов в виде зачета или возврата предварительной оплаты и (или) авансов, ранее внесенных физическими лицами в полном объеме, покупателям (клиентам) могут направляться кассовые чеки в электронной форме без выдачи бумажных кассовых чеков (подп. 2.1 ст. 1.2 Закона № 54-ФЗ).

Реквизиты кассового чека

В перечень обязательных реквизитов кассового чека и бланка строгой отчетности добавлен QR-код (п. 1 ст. 4.7 Закона № 54-ФЗ).

Для некоторых расчетов установлены дополнительные реквизиты кассового чека и бланка строгой отчетности. Они должны применяться с 1 июля 2019 г. (п. 2 ст. 4 Закона № 192-ФЗ).

Так, при наличных расчетах или с предъявлением электронных средств платежа между организациями и (или) ИП в чеке дополнительно нужно указывать (п. 6.1 ст. 4.7 Закона № 54-ФЗ):

  • наименование покупателя (клиента) (наименование организации, ФИО индивидуального предпринимателя);

  • ИНН покупателя (клиента);

  • сведения о стране происхождения товара (при осуществлении расчетов за товар);

  • сумму акциза (если применимо);

  • регистрационный номер таможенной декларации (при осуществлении расчетов за товар) (если применимо).

При получении страховой премии или при страховой выплате в чеке должны быть дополнительно приведены (п. 6.2 ст. 4.7 Закона № 54-ФЗ):

  • наименование клиента или страхователя (наименование организации, ФИО предпринимателя или физического лица);

  • ИНН клиента или страхователя (при отсутствии у физического лица ИНН — серия и номер паспорта такого физического лица).

Особенности применения ККТ

Скорректирован перечень случаев, приведенный в п. 2 ст. 2 Закона № 54-ФЗ, когда организации и индивидуальные предприниматели имеют право не применять кассовую технику. В частности, уточнено, что освобождение в части продажи газет и журналов в киосках распространяется только на газеты и журналы на бумажном носителе. Из перечня с 1 июля 2019 г. исключается продажа водителем или кондуктором в салоне транспортного средства проездных документов (билетов) и талонов для проезда в общественном транспорте (п. 2 ст. 4 Закона № 192-ФЗ).

В части разносной торговли продовольственными и непродовольственными товарами установлено, что освобождение действует при осуществлении такой торговли вне стационарной торговой сети. Оно касается разностной торговли с рук, из ручных тележек, корзин и иных специальных приспособлений для демонстрации, удобства переноски и продажи товаров, в том числе в пассажирских вагонах поездов и на борту воздушных судов. К товарам, на разностную торговлю которыми не распространяется освобождение, отнесены товары, подлежащие обязательной маркировке средствами идентификации. В перечень включена торговля в киосках молоком и питьевой водой.

Уточнено, что не применять ККТ можно в административных центрах муниципальных районов, являющихся единственным населенным пунктом муниципального района, относящихся к отдаленным или труднодоступным местностям, указанным в соответствующем перечне Правительства РФ (п. 3 ст. 2 Закона № 54-ФЗ).

Разрешено использовать ККТ без передачи фискальных данных в налоговый орган на территориях военных объектов, объектов органов федеральной службы безопасности, органов государственной охраны, органов внешней разведки (п. 7 ст. 2 Закона № 54-ФЗ).

Установлено, что ККТ не применяется при расчетах в безналичном порядке между организациями и (или) ИП, за исключением осуществляемых ими расчетов с использованием электронного средства платежа с его предъявлением (п. 9 ст. 2 Закона № 54-ФЗ).

Освобождены от применения ККТ расчеты по оплате парковки, при условии, что деньги по каждому расчету перечисляются не позднее пяти рабочих дней со дня их получения на счет территориального органа Федерального казначейства. Информацию об организациях, принимающих плату за парковку, орган государственной власти субъекта РФ доводит до сведения налоговиков в течение пяти рабочих дней со дня наделения данных организаций соответствующими полномочиями (п. 10 ст. 2 Закона № 54-ФЗ);

При расчетах со страхователями с участием страховых агентов, не являющихся организациями или ИП и действующих от имени и за счет страховщика, страховщик использует ККТ при получении денежных средств от такого страхового агента с направлением кассового чека (бланка строгой отчетности) в электронной форме страхователю (п. 11 ст. 2 Закона № 54-ФЗ).

Могут не применять ККТ государственные и муниципальные библиотеки, а также библиотеки РАН, других академий, НИИ, образовательных организаций при оказании в помещениях указанных библиотек платных услуг населению, связанных с библиотечным делом. Перечень таких услуг утверждается Правительством РФ (п. 12 ст. 2 Закона № 54-ФЗ).

Организации и индивидуальные предприниматели вправе не применять ККТ и не выдавать (направлять) бланки строгой отчетности до 1 июля 2019 г. при осуществлении расчетов с физическими лицами, которые не являются ИП:

  • в безналичном порядке (за исключением расчетов с использованием электронных средств платежа);

  • при приеме платы за жилое помещение и коммунальные услуги, включая взносы на капитальный ремонт;

  • при осуществлении зачета и возврата предварительной оплаты и (или) авансов;

  • при предоставлении займов для оплаты товаров, работ, услуг;

  • при предоставлении или получении иного встречного предоставления за товары, работы, услуги (п. 4 ст. 4 Закона № 192-ФЗ).

ККТ при применении ПСН

Законодатели пересмотрели требования к применению ККТ предпринимателями на ПСН. Обязанность по использованию ККТ остается только у бизнесменов, занятых следующими видами предпринимательской деятельности:

  • парикмахерские и косметические услуги (подп. 3 п. 2 ст. 346.43 НК РФ);

  • ремонт и техническое обслуживание бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и бытовых приборов, часов, ремонт и изготовление металлоизделий (подп. 6 п. 2 ст. 346.43 НК РФ);

  • техническое обслуживание и ремонт автотранспортных и мототранспортных средств, машин и оборудования (подп. 9 п. 2 ст. 346.43 НК РФ);

  • оказание автотранспортных услуг по перевозке грузов автомобильным транспортом (подп. 10 п. 2 ст. 346.43 НК РФ);

  • оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом (подп. 11 п. 2 ст. 346.43 НК РФ);

  • ветеринарные услуги (подп. 18 п. 2 ст. 346.43 НК РФ);

  • проведение занятий по физической культуре и спорту (подп. 28 п. 2 ст. 346.43 НК РФ);

  • оказание услуг по перевозке пассажиров водным транспортом (подп. 32 п. 2 ст. 346.43 НК РФ);

  • оказание услуг по перевозке грузов водным транспортом (подп. 33 п. 2 ст. 346.43 НК РФ);

  • ведение охотничьего хозяйства и осуществление охоты (подп. 37 п. 2 ст. 346.43 НК РФ);

  • занятие медицинской или фармацевтической деятельностью лицом, имеющим лицензию на указанные виды деятельности (подп. 38 п. 2 ст. 346.43 НК РФ);

  • услуги по прокату (подп. 40 п. 2 ст. 346.43 НК РФ);

  • розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети с площадью торгового зала не более 50 кв. м по каждому объекту организации торговли (подп. 45 п. 2 ст. 346.43 НК РФ);

  • розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов, а также через объекты нестационарной торговой сети (подп. 46 п. 2 ст. 346.43 НК РФ);

  • услуги общественного питания, оказываемые через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей не более 50 кв. м по каждому объекту организации общественного питания (подп. 47 п. 2 ст. 346.43 НК РФ);

  • услуги общественного питания, оказываемые через объекты организации общественного питания, не имеющие зала обслуживания посетителей (подп. 48 п. 2 ст. 346.43 НК РФ);

  • производство молочной продукции (подп. 53 п. 2 ст. 346.43 НК РФ)

  • товарное и спортивное рыболовство и рыбоводство (подп. 56 п. 2 ст. 346.43 НК РФ)

  • ремонт компьютеров и коммуникационного оборудования (подп. 63 п. 2 ст. 346.43 НК РФ).

Такие бизнесмены (за исключением занятых розничной торговлей и общественным питанием (подп. 45—48 п. 2 ст. 346.43 НК РФ)) вправе не применять ККТ только до 1 июля 2019 г. (п. 3 ч. 7.1 ст. 7 Федерального закона от 03.07.2016 № 290-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

  • дата, время и место (адрес) расчета;

  • ФИО бизнесмена и его ИНН;

  • применяемая при расчете система налогообложения;

  • признак расчета (приход, возврат прихода, расход, возврат расхода);

  • наименование товаров (работ, услуг), платежа, выплаты, их количество, цена за единицу с учетом скидок и наценок, стоимость с учетом скидок и наценок;

  • сумма расчета;

  • форма расчета;

  • должность и ФИО лица, осуществившего расчет.

Регистрация ККТ

Ряд изменений претерпела ст. 4.2 Закона № 54-ФЗ, которая устанавливает порядок регистрации, перерегистрации и снятия с регистрационного учета ККТ.

Так, в пункте 3 ст. 4.2 Закона № 54-ФЗ приведен порядок действий пользователя в случае, когда он допустил ошибку в сведениях, необходимых для формирования отчета о регистрации, и может исправить ее, сформировав отчет об изменении параметров регистрации. В такой ситуации пользователь после формирования отчета о регистрации вправе сформировать отчет об изменении параметров регистрации и передать в налоговые органы сведения, содержащиеся в нем, в порядке и сроки, которые предусмотрены для отчета о регистрации.

Продлен срок для формирования налоговым органом карточки регистрации ККТ и карточки о снятии ККТ с регистрационного учета. Он увеличен с пяти до десяти рабочих дней с даты подачи соответствующего заявления (п. 7 ст. 4.2 Закона № 54-ФЗ). Введено положение, что при одностороннем снятии налоговым органом ККТ с учета карточка о снятии ККТ с регистрационного учета направляется пользователю в течение пяти рабочих дней (п. 7 ст. 4.2 Закона № 54-ФЗ).

В новом п. 8.1 ст. 4.2 Закона № 54-ФЗ установлен порядок действий пользователя при поломке фискального накопителя, исключающей возможность считывания фискальных данных из его памяти. В течение пяти рабочих дней со дня такой поломки он должен подать заявление о снятии ККТ, в которой применялся данный накопитель, с регистрационного учета. Кроме того, пользователь предоставляет изготовителю фискальный накопитель для проведения его экспертизы и получения заключения изготовителя о причинах такой поломки. Изготовитель в течение 30 календарных дней со дня получения фискального накопителя направляет в адрес пользователя и налогового органа заключение по результатам экспертизы. Если изготовителем подтверждена возможность считывания данных со сломанного накопителя, пользователь в течение 60 календарных дней с даты подачи заявления о снятии ККТ с регистрационного учета должен подать в налоговый орган сведения, содержащиеся в фискальном накопителе. Экспертиза фискального накопителя, поломка которого произошла вследствие заводского брака, проводится изготовителем фискального накопителя на безвозмездной основе.

С одного месяца до 60 календарных дней продлен срок подачи пользователем в налоговый орган сведений из фискального накопителя в случае истечения срока действия ключа фискального признака и снятия в связи с этим ККТ с регистрационного учета налоговиками в одностороннем порядке (п. 16 ст. 4.2 Закона № 54-ФЗ).

В новом п. 18 ст. 4.2 Закона № 54-ФЗ установлено, что ККТ снимается налоговиками с учета в одностороннем порядке в случае внесения в ЕГРЮЛ (ЕГРИП) сведений о прекращении деятельности юридического лица (физического лица в качестве предпринимателя).

Расчеты с использованием автоматического устройства

Изменено определение автоматического устройства для расчетов, данное в ст. 1.1 Закона № 54-ФЗ. Из него исключены слова «с применением контрольно-кассовой техники». Теперь под автоматическим устройством для расчетов понимается устройство для осуществления расчета с покупателем (клиентом) в автоматическом режиме без участия уполномоченного лица организации или индивидуального предпринимателя.

Не нужно применять ККТ в автоматических устройствах при расчетах, совершаемых исключительно монетой Банка России, за исключением автоматических устройств для расчетов, питаемых от электрической энергии (в том числе электрических аккумуляторов или батарей) (п. 1.1 п. 1 ст. 2 Закона № 54-ФЗ).

Можно не выдавать покупателю (клиенту) кассовый чек (бланк строгой отчетности) при расчетах с применением автоматических устройств:

  • с использованием электронных средств платежа за услуги по перевозке пассажиров, багажа, грузов и грузобагажа (подп. 1 п. 5.1 ст. 1.2 Закона № 54-ФЗ);

  • при реализации товара через торговый автомат, на дисплее которого высвечивается QR-код, позволяющий покупателю осуществить его считывание и идентифицировать кассовый чек (подп. 2 п. 5.1 ст. 1.2 Закона № 54-ФЗ). Положение об отображении на дисплее автоматического устройства для расчетов QR-кода применяются с 1 февраля 2020 г. (п. 3 ст. 4 Закона № 192-ФЗ).

Необходимым условием для невыдачи кассового чека является наличие на корпусе автоматического устройства легко читаемого заводского номера (п. 5.2 ст. 1.2 Закона № 54-ФЗ).

Приложение

Утвержден
постановлением Правительства Кыргызской Республики
от 12 июня 2018 года № 281

ПОРЯДОК
ведения кассовых операций хозяйствующими субъектами и бюджетными учреждениями в Кыргызской Республике

Глава 1. Общие положения

1. Настоящий Порядок устанавливает требования к ведению кассовых операций хозяйствующими субъектами и бюджетными учреждениями в Кыргызской Республике.

2. Действие настоящего Порядка не распространяется на банки и иные финансово-кредитные организации, лицензируемые Национальным банком Кыргызской Республики.

3. Кассовые операции по приему и выдаче наличных денег, оформлению кассовых документов осуществляются с использованием типовых документов, утверждаемых Национальным статистическим комитетом Кыргызской Республики.

4. В настоящем Порядке используются следующие термины и определения:

— банкноты, монеты — денежные знаки разного достоинства и вида, выпускаемые и находящиеся в обращении согласно законодательству Кыргызской Республики;

— бюджетное учреждение — государственный орган, орган местного самоуправления или учреждение, созданное государственным органом или органом местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которого финансируется за счет средств соответствующего бюджета;

— бухгалтер — лицо, уполномоченное руководителем хозяйствующего субъекта или бюджетного учреждения, обеспечивающее ведение, организацию бухгалтерского учета и несущее ответственность за бухгалтерские операции;

— касса — помещение, предназначенное для хранения, приема и выдачи денег и других ценностей;

— кассовая книга — учетные ведомости, в которых отражаются операции с ценностями, учитываются поступления и их выдача, заполненные в письменной или электронной форме;

— кассовый документ — денежный документ (приходный кассовый ордер, расходный кассовый ордер, квитанция и другие документы, служащие основанием для проведения операций), по которому осуществляется и которым оформляется кассовая операция по приему и выдаче ценностей;

— кассовые операции — прием, выдача и хранение ценностей;

— кассир — лицо, уполномоченное руководителем хозяйствующего субъекта или бюджетного учреждения, осуществляющее прием, хранение, выдачу и учет наличных денег;

— наличные деньги — денежные знаки в виде банкнот и монет, находящиеся в обращении и являющиеся законным платежным средством, а также изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену денежные знаки;

— хозяйствующие субъекты — коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, чья профессиональная, приносящая доход деятельность в соответствии с законодательством Кыргызской Республики подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию;

— ценности — валютные ценности, банкноты и монеты, ценные бумаги и бланки строгой отчетности.

Глава 2. Прием наличных денег

5. Прием наличных денег в кассы хозяйствующих субъектов или бюджетного учреждения производится по приходным кассовым ордерам (форма КО-1) согласно приложению 1 к настоящему Порядку, подписанным бухгалтером и кассиром (в их отсутствие — руководителем).

Документом, подтверждающим прием наличных денег, является квитанция (форма КО-1) согласно приложению 1 к настоящему Порядку, выдаваемая за подписями бухгалтера и кассира (в их отсутствие — руководителем), заверенная печатью хозяйствующего субъекта или бюджетного учреждения.

6. При заполнении приходных кассовых ордеров кассир должен проверить наличие и правильность заполнения всех реквизитов на соответствие Правилам заполнения кассовых документов по форме согласно приложению 3 к настоящему Порядку.

В случае несоблюдения требований, указанных в пунктах 5-6 настоящего Порядка, документы возвращаются в бухгалтерию для надлежащего оформления.

7. Приходные кассовые ордера и квитанции к ним должны быть заполнены бухгалтером четко и ясно в письменной или электронной форме. Подчистки, помарки или исправления в этих документах не допускаются.

В приходных кассовых ордерах указываются основания для их составления и перечисляются прилагаемые к ним документы.

Лицам, вносящим деньги, выдаются отрывные квитанции к приходному кассовому ордеру, с подписями бухгалтера и кассира (в их отсутствие — руководителя), заверенные печатью хозяйствующего субъекта или бюджетного учреждения.

Прием денег по приходным кассовым ордерам производится только в день их составления.

8. Приходные кассовые ордера или платежные ведомости после получения по ним денег немедленно подписываются бухгалтером и кассиром (в их отсутствие — руководителем), с проставлением печати, с указанием даты (число, месяц, год).

Глава 3. Выдача наличных денег

9. Выдача наличных денег из кассы хозяйствующего субъекта или бюджетного учреждения производится по расходному кассовому ордеру (форма КО-2) согласно приложению 2 к настоящему Порядку или по платежным ведомостям, подписанным бухгалтером и кассиром (в их отсутствие — руководителем).

При наличии на прилагаемых к расходным кассовым ордерам документах разрешительной надписи руководителя, подпись его на расходных кассовых ордерах не обязательна.

10. При заполнении расходных кассовых ордеров кассир должен проверить наличие и правильность заполнения всех реквизитов.

В случае несоблюдения требований, предусмотренных настоящим пунктом, документы возвращаются в бухгалтерию для надлежащего оформления.

11. Расходные кассовые ордера и платежные ведомости составляются бухгалтером четко и ясно в письменной или электронной форме. Подчистка, помарки или исправления в этих документах не допускаются.

В расходных кассовых ордерах указываются основания для их составления и перечисляются прилагаемые к ним документы.

Выдача на руки расходных кассовых ордеров или платежной ведомости лицам, получающим деньги, не допускается.

Выдача денег по расходным кассовым ордерам производится только в день их составления.

Расходные кассовые ордера или платежные ведомости после выдачи по ним денег немедленно подписываются бухгалтером и кассиром (в их отсутствие — руководителем), с проставлением печати, с указанием даты (число, месяц, год).

12. При выдаче денежных средств по расходному кассовому ордеру или по платежной ведомости, получателем денежных средств собственноручно в платежных документах указывается полученная сумма: сомы — прописью, тыйыны — цифрами. При получении денежных средств по платежной ведомости сумма прописью не указывается.

В случае составления платежной ведомости на выдачу денег нескольким лицам, получатели предъявляют документы, подтверждающие их личность, и расписываются в соответствующей графе платежных документов.

Выдача денег производится при предъявлении документа, удостоверяющего личность, при наличии фотографии и личной подписи владельца.

13. Выдача наличных денег производится кассиром только лицу, указанному в расходном кассовом ордере или платежной ведомости. Если выдача денег производится по доверенности, оформленной в установленном законодательством порядке, в тексте ордера после фамилии, имени и отчества получателя денег указываются фамилия, имя и отчество лица, которому доверено получение денег. В случае выдачи денег по ведомости, перед распиской в получении денег кассир делает надпись: «По доверенности». Доверенность остается у кассира и прикрепляется к расходному кассовому ордеру или ведомости.

14. Оплата труда производится кассиром по платежным (расчетно-платежным) ведомостям, без составления расходного кассового ордера на каждого получателя.

На общую сумму выданной заработной платы составляется один расходный ордер, дата и номер которого проставляются на каждой платежной (расчетно-платежной) ведомости.

На платежной (расчетно-платежной) ведомости делается разрешительная надпись о выдаче денег, за подписями руководителя и бухгалтера хозяйствующего субъекта, бюджетного учреждения или лиц, ими уполномоченных, с указанием сроков выдачи денег и суммы (прописью).

Разовые выдачи денег на оплату труда отдельным лицам производятся по расходным кассовым ордерам.

Глава 4. Ведение кассовой книги

15. Поступления и выдача наличных денег учитываются в кассовой книге по форме согласно приложению 4 к настоящему Порядку.

16. Каждый хозяйствующий субъект или бюджетное учреждение ведет только одну кассовую книгу (для каждого вида валюты и источнику финансирования), которая должна быть пронумерована, прошнурована и опечатана сургучной или мастичной печатью. Количество листов в кассовой книге заверяется подписями руководителя данного хозяйствующего субъекта или бюджетного учреждения.

Записи в кассовой книге ведутся в письменной форме, в двух экземплярах через копировальную бумагу. Первые экземпляры листов остаются в кассовой книге. Вторые экземпляры листов должны быть отрывными и служат отчетом кассира. Первые и вторые экземпляры листов нумеруются одинаковыми номерами.

Если экземпляры листов отпечатаны с помощью компьютерной техники, то один экземпляр служит отчетом кассира.

Подчистки и неоговоренные исправления заверяются подписями кассира, а также бухгалтера хозяйствующего субъекта, бюджетного учреждения или лица, его заменяющего.

17. Записи в кассовую книгу производятся кассиром или лицом, его замещающим, сразу же после получения или выдачи денег по каждому ордеру или другому заменяющему его документу. Ежедневно, в конце рабочего дня, кассир или лицо, его замещающее, подсчитывает итоги операций за день, выводит остаток денег в кассе на следующее число и передает в бухгалтерию в качестве отчета кассира второй отрывной лист (копию записей в кассовой книге за день), с приходными и расходными документами под расписку в кассовой книге.

Если в течение рабочего дня кассовые операции не проводились, записи в кассовую книгу не производятся.

В случае совершения хозяйствующими субъектами или бюджетными учреждениями ежедневно не более 20-ти операций, допускается составление кассовых отчетов один раз в 3-5 рабочих дней.

18. В хозяйствующих субъектах и бюджетных учреждениях, с согласия руководителя организации и кассира и при условии обеспечения полной сохранности кассовых документов, кассовая книга может вестись в электронной форме. Ведение кассовой книги в электронном формате указывается в договоре о материальной ответственности кассира.

19. Контроль за надлежащим ведением кассовой книги возлагается на бухгалтера хозяйствующего субъекта или бюджетного учреждения (в его отсутствие — на руководителя).

20. Выдача денег из кассы, не подтвержденная распиской получателя в расходном кассовом ордере или в другом заменяющем его документе, в оправдание остатка наличных денег в кассе не принимается, эта сумма считается недостачей и взыскивается с кассира или лица, его замещающего. Наличные деньги, не оправданные приходными кассовыми ордерами, считаются излишком денежных средств в кассе и зачисляются в доход хозяйствующего субъекта или доходы соответствующего бюджета.

Глава 5. Хранение денег

21. Все наличные деньги и ценные бумаги хозяйствующих субъектов и бюджетных учреждений хранятся в несгораемых металлических шкафах, а в случае наличия охранной сигнализации — в комбинированных и обычных металлических шкафах, которые по окончании работы кассы закрываются ключом.

22. Ключи от металлических шкафов хранятся у кассира или лица, его замещающего. Запрещается оставлять ключи в условленных местах, передавать посторонним лицам либо изготавливать неучтенные дубликаты.

23. Учтенные дубликаты ключей в опечатанных кассиром или лицом, его замещающим, пакетах, шкатулках хранятся у руководителя хозяйствующего субъекта или бюджетного учреждения.

24. При обнаружении утраты ключа от металлического шкафа руководитель хозяйствующего субъекта или бюджетного учреждения сообщает о происшествии в правоохранительные органы и принимает меры к незамедлительной замене замка металлического шкафа.

25. Хранение в кассе наличных денег и других ценностей, не принадлежащих данному хозяйствующему субъекту или бюджетному учреждению, запрещается.

Глава 6. Инвентаризация кассы и контроль соблюдения кассовой дисциплины

26. На каждом хозяйствующем субъекте или бюджетном учреждении проводится инвентаризация кассы в сроки, установленные руководителем хозяйствующего субъекта или бюджетного учреждения, с полным полистным пересчетом наличных денег и проверкой других ценностей, находящихся в кассе.

Для проведения инвентаризации кассы приказом руководителя хозяйствующего субъекта или бюджетного учреждения назначается комиссия, которая составляет акт проверки. При обнаружении комиссией недостачи или излишка ценностей в кассе, в акте указывается сумма недостачи или излишка и обстоятельства их возникновения.

Результаты инвентаризации оформляются актом по форме ИНВ-15 согласно приложению 5 к настоящему Порядку.

27. Ответственность за соблюдение кассовой дисциплины возлагается на руководителя хозяйствующего субъекта или бюджетного учреждения.

Приложение 1
к Порядку ведения кассовых операций хозяйствующими субъектами и бюджетными учреждениями в Кыргызской Республике

Унифицированная форма КО-1

Приложение 2
к Порядку ведения кассовых операций хозяйствующими субъектами и бюджетными учреждениями в Кыргызской Республике

Унифицированная форма КО-2

Дебет

Кредит

Сумма, сом., тыйын

Код целевого назначения

код структурного подразделения

корреспондирующий счет

код аналитического учета

Выдать: __________________________________________________________________

фамилия, имя, отчество

Основание: _______________________________________________________________

Сумма: ___________________________________________________________________

прописью

_________________________________________________ сом. ______________ тыйын

Приложение ______________________________________________________________

__________________________________________________________________________

Руководитель: _______________ ______________ _____________________________

должность подпись расшифровка подписи

Главный бухгалтер: _____________________ __________________________________

подпись расшифровка подписи

Получил: __________________________________________________________________

сумма прописью

_________________________________________________ сом. ______________ тыйын

«___» ________________________ 20__ г. Подпись ____________________________

По _______________________________________________________________________

наименование, номер, дата и место выдачи документа,

__________________________________________________________________________

удостоверяющего личность получателя

Выдал кассир: _______________________ ____________________________________

подпись расшифровка подписи

Приложение 3
к Порядку ведения кассовых операций хозяйствующими субъектами и бюджетными учреждениями в Кыргызской Республике

ПРАВИЛА
заполнения кассовых документов

1. Порядок заполнения приходного кассового ордера

1. Настоящая глава определяет порядок заполнения унифицированного бланка приходного кассового ордера (форма КО-1).

2. В реквизите «Наименование субъекта/бюджетного учреждения» указывается полное или сокращенное название хозяйствующего субъекта или бюджетного учреждения, в кассу которого поступают наличные средства.

3. В реквизите «Номер документа» указывается порядковый номер кассового документа. Кассовые документы в хозяйствующих субъектах нумеруются в хронологическом порядке с начала календарного года, в бюджетных учреждениях — в хронологическом порядке (по источникам финансирования) с начала календарного года.

4. В реквизите «Дата составления» данные заполняются арабскими цифрами в следующей последовательности: число месяца, месяц, год. Число месяца и месяц оформляются двумя парами арабских цифр, разделенными точкой; год — четырьмя арабскими цифрами: ДД.ММ.ГГГГ. Если порядковый номер дня месяца и (или) месяца меньше десяти, то впереди ставится цифра 0. Приходный кассовый ордер составляется в день поступления денег в кассу. Это означает, что дата, указанная в нем, является датой оприходования денег.

5. В реквизите «Принято от ________________» — если деньги принимаются от штатного работника хозяйствующего субъекта или бюджетного учреждения, то в этой графе приходного кассового ордера указываются фамилия, имя и отчество данного работника; если деньги принимаются от работника стороннего хозяйствующего субъекта или физического лица, то в этой графе вначале указывается наименование хозяйствующего субъекта, а затем слово «через» и фамилия, имя, отчество данного лица.

6. В реквизите «Основание» указывается источник поступления наличных денег, т.е. отражается содержание финансовой операции.

7. В реквизите «Сумма» указывается сумма денежных средств, которая поступает в кассу. При этом сумму, выраженную в сомах, следует указывать прописью с заглавной буквы и в начале строки, а тыйыны — цифрами.

8. Квитанция к приходному кассовому ордеру заполняется аналогично образцу приходного кассового ордера.

2. Порядок заполнения расходного кассового ордера

9. Настоящая глава определяет порядок заполнения унифицированного бланка расходного кассового ордера (форма КО-2).

10. В реквизите «Наименование субъекта/бюджетного учреждения» указывается полное или сокращенное название хозяйствующего субъекта или бюджетного учреждения, из кассы которого выдаются наличные средства.

11. В реквизите «Номер документа» указывается порядковый номер кассового документа. Кассовые документы в хозяйствующих субъектах нумеруются в хронологическом порядке с начала календарного года, в бюджетных учреждениях — в хронологическом порядке (по источникам финансирования) с начала календарного года.

12. В реквизите «Дата составления» указывается дата выдачи из кассы наличных денежных средств. День (число) месяца и месяц оформляются двумя парами арабских цифр, разделенными точкой; год — четырьмя арабскими цифрами: ДД.ММ.ГГГГ. Если порядковый номер дня месяца и (или) месяца меньше десяти, то впереди ставится цифра 0.

14. В реквизите «Выдать» указываются фамилия, имя и отчество физического лица, которому выдаются деньги. Указание инициалов любого физического лица в расходных кассовых ордерах не допускается. В отдельных случаях, когда деньги передаются через посредника, имя доверенного лица, то есть фактического получателя, указывается после имени того, кому адресованы деньги.

15. В случае выдачи наличных денежных средств юридическому лицу кассир проверяет полноту заполнения всех требуемых реквизитов расходного кассового ордера (полное наименование организации, которой необходимо выдать деньги; фамилия, имя, отчество уполномоченного доверенностью представителя организации на получение денежных средств). Затем, при выдаче денежных средств физическому лицу, указанному в доверенности, кассир в обязательном порядке должен сверить паспортные данные и подпись лица с данными, указанными в паспорте и в доверенности.

16. В случае выдачи наличных денежных средств физическому лицу кассир проверяет полноту заполнения всех требуемых реквизитов расходного кассового ордера (фамилия, имя, отчество физического лица). Затем, при выдаче денежных средств физическому лицу, кассир в обязательном порядке должен сверить паспортные данные и подпись этого лица с данными, указанными в его паспорте.

17. В реквизите «Основание» указывается основание для выдачи денежных средств (вид расхода). Например, аванс, под отчет, зарплата, заем и другое.

18. В реквизите «Сумма» указывается сумма денежных средств, подлежащая выдаче. При этом количество сомов пишется прописью, а тыйыны указываются цифрами.

19. В реквизите «Приложение» — в случае, если к расходному кассовому ордеру прилагаются какие-либо документы (заявления, выписки из приказов руководителя, квитанции, доверенности и т.д.), то данная графа расходного кассового ордера должна содержать перечень этих прилагаемых первичных документов, с указанием их номеров и дат.

20. Реквизит «Руководитель» подписывается руководителем исполнительного органа хозяйствующего субъекта либо лицом, уполномоченным учредителем(ями) хозяйствующего субъекта и наделенным правом первой (распорядительной) подписи, или руководителем бюджетного учреждения.

21. Реквизит «Главный бухгалтер» подписывается главным бухгалтером или лицом, уполномоченным руководителем хозяйствующего субъекта или бюджетного учреждения. В случае отсутствия такого лица, в данной графе делается запись «не предусмотрено».

22. Реквизит «Получил» заполняется непосредственно получателем наличных денежных средств. Сумму в этой графе необходимо написать прописью с начала графы, с заглавной буквы, при этом сумма (в сомах) должна быть написана прописью, а тыйыны — цифрами. Под суммой получатель должен указать дату получения средств и поставить свою подпись.

23. В реквизите «По» — указываются наименование предъявленного получателем документа, удостоверяющего его личность, и реквизиты данного документа (номер, дата и место выдачи). Данная строка заполняется кассиром.

24. В реквизите «Выдал кассир» — кассир расписывается и указывает свои данные: фамилию (полностью), имя, отчество (инициалы). Графа заполняется после выдачи наличных денежных средств.

Приложение 4
к Порядку ведения кассовых операций хозяйствующими субъектами и бюджетными учреждениями в Кыргызской Республике

Унифицированная форма КО-4

Образец обложки

Код

Форма по ОКУД
по ОКПО

_____________________________________________________________________________

наименование субъекта/бюджетного учреждения

0310004

_____________________________________________________________________________

структурное подразделение

КАССОВАЯ КНИГА
на ________________________________ г.

——————————————————————————————————————————————————————————————————

Образец титула. Стр. 2 — чистая

Код

Форма по ОКУД
по ОКПО

_____________________________________________________________________________

наименование субъекта/бюджетного учреждения

0310004

_____________________________________________________________________________

структурное подразделение

КАССОВАЯ КНИГА
на ________________________________ г.

——————————————————————————————————————————————————————————————————

Печатать на последней странице:

В этой книге пронумеровано и прошнуровано ____________________ листов.

М.П.

Руководитель: _________________ ________________ ____________________________

должность подпись расшифровка подписи

Главный бухгалтер: _____________________ _____________________________________

подпись расшифровка подписи

«___» _____________________ г.

Приложение 5
к Порядку ведения кассовых операций хозяйствующими субъектами и бюджетными учреждениями в Кыргызской Республике

Унифицированная форма ИНВ-15

Акт
инвентаризации наличных денежных средств

Расписка

К началу проведения инвентаризации все расходные и приходные документы на денежные средства сданы в бухгалтерию, и все денежные средства, разные ценности и документы, поступившие на мою ответственность, оприходованы, а выбывшие списаны в расход.

Материально ответственное лицо: ______________ ________ ____________________

должность подпись расшифровка подписи

Акт составлен комиссией, которая установила следующее:

1) наличных денег ______________________________________ сом. __________ тыйын

2) долларов США ____________________________________________________________

3) ценных бумаг _____________________________________________________________

4) евро _____________________________________________________________________

5) др. _______________________________________________________________________

Итого фактическое наличие на сумму: _______________________ сом. _______ тыйын

цифрами

____________________________________________________________________________

прописью

_________________________________________________ сом. ________________ тыйын

По учетным данным на сумму: _____________________________ сом. ________ тыйын

цифрами

____________________________________________________________________________

прописью

_________________________________________________ сом. ________________ тыйын

Результаты инвентаризации: излишек _____________________ сом. _________ тыйын

недостача: _____________________________________________ сом. _________ тыйын

Последние номера кассовых ордеров: приходного № ____________________________,

расходного № _______________________________________________________________

Председатель комиссии: _______________ ____________ _______________________

должность подпись расшифровка подписи

Члены комиссии: _________________ _____________ ___________________________

должность подпись расшифровка подписи

_________________ _____________ ___________________________

должность подпись расшифровка подписи

_________________ _____________ ___________________________

должность подпись расшифровка подписи

Подтверждаю, что денежные средства, перечисленные в акте, находятся на моем

ответственном хранении.

Материально ответственное лицо:

_______________________ _______________ ___________________________________

должность подпись расшифровка подписи

«___» ____________________ ____ г.

Оборотная сторона формы ИНВ-15

Объяснение причин излишков или недостач: ____________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

Закон о ККТ (последняя редакция): кому применять?

Самый существенный набор поправок в закон о применении ККТ № 54-ФЗ от 22.05.2003 был внесен в июле 2016 года (закон «О внесении изменений…» от 03.07.2016 № 290-ФЗ). Изменения были кардинальными и влияют на нас до сих пор. Суть их тогда свелась:

  • к введению в обращение касс нового образца (онлайн-касс), оснащенных фискальными накопителями и передающих информацию о продажах напрямую в налоговые органы;
  • возникновению обязанности оформлять на устройствах, аналогичных онлайн-кассам, БСО и расширению круга лиц, применяющих такие бланки;
  • изменению состава лиц, обязанных использовать кассовые аппараты.

Подробнее об изменениях, упомянутых в последнем пункте, читайте в этой статье.

Следующие поправки в закон о ККТ привели к тому, что из числа лиц, освобождавшихся ранее от применения кассы, оказались исключенными в том числе плательщики ЕНВД и ИП, работающие на патенте. Для них так же, как и для иных лиц, потерявших возможность не применять ККТ, дата наступления обязанности работы с кассой была сдвинута на 01.07.2018.

Затем осенью 2017 года в текст закона от 03.07.2016 № 290-ФЗ были внесены правки (закон «О внесении изменений» от 27.11.2017 № 337-ФЗ), в силу которых для плательщиков ЕНВД и ИП, работающих на патенте, дату 01.07.2018 заменили на 01.07.2019, т. е. применение касс отодвинули еще на 1 год. Но этой возможностью не смогли воспользоваться юрлица, работающие в сфере розничной торговли, общепита и продаж через торговые автоматы. А ИП, работающие в этих сферах, для того, чтобы пользоваться дополнительной отсрочкой, не должны иметь наемных работников, оформленных по трудовому договору. Появление у них таких работников приводит к возникновению обязанности в течение 30 календарных дней с даты заключения договора зарегистрировать ККТ.

Подробнее о том, кто должен перейти на онлайн-кассы с 1 июля 2019 года, читайте в этой статье.

Необходимость приобретения касс для ИП, не имевших ранее такой техники, влечет за собой достаточно большие расходы, порой весьма существенно отражающиеся на итоговой величине полученного ИП дохода. Именно в связи с этим возникло предложение о материальной поддержке предпринимателей, использующих указанные спецрежимы (так называемый вычет на ККТ). На уровне закона связанные с этим вопросом положения оказались закрепленными не в законе о ККТ, а в НК РФ, дополненном новыми пунктами — в ст. 346.32 (п. 2.2) и 346.51 (п. 1.1). И эти поправки по онлайн-кассам вылились в закон «О внесении изменений…» от 27.11.2017 № 349-ФЗ, подлежащий применению с 01.01.2018 (ст. 3 закона № 349-ФЗ).

О том, как получить налоговый вычет при покупке онлайн-кассы, читайте .

ВНИМАНИЕ! 07.06.2019 вступил в силу закон от 06.06.2019 № 129-ФЗ, продливший отсрочку ККТ для некоторых ИП до 01.07.2021. Привнес он и некоторые другие изменения.

Кто вправе не применять онлайн машины: последние изменения 54-ФЗ

Чтобы узнать, нет ли у вас возможности обойтись без применения онлайн-ККТ, обратитесь к актуальной редакции ст. 2 закона № 54-ФЗ. Она освобождает от использования ККТ при осуществлении отдельных видов деятельности, в том числе при (ст. 2 закона № 54-ФЗ):

  1. продаже журналов игазет вне зависимости от места торговли;
  2. продаже ценных бумаг;
  3. торговле на розничных рынках, ярмарках, в выставочных комплексах (за некоторым исключением), а также при разносной торговле с рук или ручных тележек вне мест стационарной торговой сети, а также в вагонах пассажирских поездов или на борту самолетов;
  4. продаже мороженого в киосках, а также безалкогольных напитков, воды или молока в розлив;
  5. торговле из автоцистерн квасом, молоком, растительным маслом, живой рыбой, керосином, сезонная торговля вразвал овощами, в том числе картофелем, фруктами и бахчевыми культурами;
  6. ремонте и окраске обуви;
  7. сдаче индивидуальным предпринимателем в аренду (наем) жилых помещений, принадлежащих емуна праве собственности и др.

Также ККТ могут не применять:

  • продавцы, работающие в отдаленных и труднодоступных местностях;
  • плательщики НПД;
  • банки и иные кредитные организации;
  • страховые агенты при продаже полисов.

Кроме того допускается не выдавать чек при торговле товарами (за исключением технически сложных) через вендинговые аппараты. При этом с 01.02.2020 вендинг должен быть оснащен дисплеем, на который будет выводиться QR-код.

Подобнее см.: «Кто освобожден и может не применять онлайн-кассы?».

Иные поправки в 54-ФЗ

Вносили законодатели и иные правки в 54 закон:

  1. Обязательна выдача кассового чека при погашении займа, выданного на приобретение товаров.
  2. При выплате выигрыша организаторы азартных игр обязаны выдать чек с признаком «расход».
  3. Разрешается формировать один чек за день, неделю или месяц по всем случаям возврата клиентам переплаты за услуги или проведении взаимозачетов.
  4. Снятие кассового аппарата с учета осуществляется автоматически при ликвидации хозсубъекта на основании выписки из госреестра.
  5. Для исправления ошибок в чеке необходимо использовать чек коррекции. Ранее рекомендовалось оформлять возврат прихода и оформлять новый чек.
  6. Увеличен срок выдачи карточки регистрации ККМ до 10 дней.
  7. Все кассовые чеки должны отображать QR-код с 03.07.2018 года.

Зачем нужен QR-код читайте .

Итоги

Закон № 54-ФЗ регулярно изменяется и дорабатывается. Последняя редакция не привнесла в него глобальных изменений. А вот более ранние поправки были кардинальными.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Самое главное о законе 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники».

Окт 28, 2016 в Законодательство, Изменения к 54-ФЗ, Новости | Комментариев нет

Президент РФ 3 июля 2016 года подписал поправки в закон 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники». Теперь бизнес обязан перейти на онлайн-кассы, все данные о расчетах с покупателями будут передаваться через интернет. Отечественным предпринимателям нужно учиться работать по-новому. Обязательно ли менять старую кассу, как регистрировать и где обслуживать контрольно-кассовую технику (ККТ)? Какие документы теперь подтверждают расчет с покупателем и как защититься от штрафов?

Самое главное:

  1. Первая и основная поправка в закон 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники» состоит в изменении схемы работы торговых организаций с налоговыми органами. Данные с каждого чека должны передаваться в налоговую инспекцию через интернет. Уже появились так называемые операторы фискальных данных, через которые информация с чеков и будет «улетать» в налоговую.
  2. Несмотря на то, что передача данных в налоговую станет онлайн-процедурой, в федеральном законе 54-ФЗ изменения с 2016 года не предполагают освобождения предпринимателей от необходимости выдавать покупателям бумажные чеки. Причем, по желанию покупателя, этот чек необходимо будет выслать ему по электронной почте. Документ из почты по закону приравнивается к чеку, отпечатанному контрольно-кассовой техникой.
  3. Сами кассовые аппараты тоже станут немного другими. Они будут сохранять и передавать данные о каждой продаже оператору фискальных данных, а также иметь возможность высылать чеки покупателям. Вместо ЭКЛЗ будет использоваться фискальный накопитель.
  4. Упростится процедура регистрации кассового аппарата — она будет происходить онлайн. Центры технического обслуживания, где раньше нужно было обязательно регистрировать кассу и платить за ежемесячный сервис, в новом законе никак не обозначены — этого понятия там просто нет.
  5. Еще одно заметное изменение. Предпринимателям, работающим на патенте, ЕНВД и УСН, которые пока законодательно освобождены от использования кассовых аппаратов, тоже придется передавать данные с каждой продажи в налоговую. С 1 июля 2018 года применение ККТ для них тоже станет обязательно — им придется приобретать технику нового типа.
  6. Изменятся требования и к самим кассовым чекам, а также к бланкам строгой отчетности. Количество данных, которые на них должны будут обязательно присутствовать, возрастет.
  7. Однако на некоторые виды деятельности новый закон не распространяется. Организациям, которые ими занимаются, не нужно будет приобретать кассовые машины нового типа.

Операторы фискальных данных

ОФД или операторы фискальных данных, уже упомянутые выше — это организации, которые будут осуществлять обработку данных с чеков и отправлять их по цепочке в налоговые инспекции. У операторов будут в распоряжении серверы с модулями криптозащиты информации, и для осуществления своей деятельности им нужно будет получить специальную лицензию.

Фискальные накопители вместо электронной ленты

Фискальный накопитель (ФН) — это полный аналог нынешней ЭКЛЗ, назначение которого — зашифровывать информацию с чеков. Организации, применяющие ККТ, должны будут менять фискальные накопители раз в 13 месяцев. Впрочем, для компаний на патенте, ЕНВД и УСН сделаны послабления — им можно менять ФН раз в три года.

Реестры

Новый закон подразумевает и появление реестров контрольно-кассовой техники и экземпляров фискальных накопителей. В них будут храниться серийные номера каждой единицы этой техники. Реестры необходимы для того, чтобы предотвратить хождение на рынке «серых» касс.

Применение ККМ в 2016 году — как это будет выглядеть на практике

Для того чтобы поставить на учет кассовый аппарат с передачей данных в налоговую, предприниматель должен зарегистрировать личный кабинет на сайте nalog.ru, оставить заявку на проведение фискализации кассы и подписать эту заявку своей электронной подписью. Получив эти данные, налоговая служба отправляет налогоплательщику регистрационный номер, а в аппарат вносятся данные по фискализации. То есть, чтобы поставить на учет кассовый аппарат, предпринимателю уже не нужно будет лично посещать налоговую инспекцию, а также взаимодействовать с ЦТО.

Кассовый аппарат благополучно зарегистрирован, с ним начинает работать кассир. Покупатель оплачивает товар и получает чек. Тем временем, за дело берется техника. Фискальный регистратор генерирует данные по чеку и тут же отправляет их в зашифрованном виде оператору фискальных данных. ОФД в течение короткого времени обрабатывает эти данные, отправляет подтверждение обратно в кассу, а информацию — в налоговую службу. Аналогично информация будет передаваться и по возвратам товаров.

При этом скорость пробития чека не должна зависеть от скорости передачи данных ОФД. Данные будут передаваться параллельно с оформлением чека и даже могут поступать позже.

Изменения в 54-ФЗ «О применении ККТ» предполагают, что каждая торговая точка должна быть оснащена интернетом. Если интернет в какой-то момент пропадет, а кто-то совершит покупку — нестрашно, т.к. данные по каждой покупке сохранятся и будут переданы в ОФД позже. Главное, чтобы касса обращалась к порту и передавала информацию о продажах чаще, чем раз в 30 календарных дней. Если за это время касса не сможет передать данные в ОФД, регистрировать продажи и печатать чеки с её помощью будет невозможно.

Зачем все это нужно и чем грозит предпринимателям?

Принятие поправок в закон 54-ФЗ призвано упростить применение контрольно-кассовой техники. И для предпринимателей, и для налоговых станет легче постановка ККТ на учет. У фискальных органов значительно уменьшится документооборот и снизится нагрузка. Система контроля станет более современной, что выгодно и покупателям — чек, отправленный на электронную почту, легко восстановить при необходимости, если бумажный потерян. Новые правила применения ККМ в 2016 году предполагают, что торговый бизнес станет более прозрачным — утаить ту или иную продажу от налоговых органов будет практически невозможно. Но, конечно, для предпринимателей переоснащение мест кассира обернется дополнительными затратами, поскольку делать это придется за свой счет.

Что делать?

Новая контрольно-кассовая техника, которая будет соответствовать изменениям в законе, сейчас активно разрабатывается, но в продаже ее пока нет. Поэтому начать переоснащать место кассира прямо сейчас невозможно. Закон уже вступил в силу, следующий этап — разработка и принятие подзаконных актов. Предполагается, что это займёт около полугода, так что у предпринимателей, налоговых органов и производителей ККТ есть время перестроиться.

Изменения в 54-ФЗ подразумевают, что все предприятия, использующие кассовую технику и фискальные регистраторы, зарегистрированные до 1 февраля 2017 года, смогут спокойно пользоваться ей до 1 июля 2017 года. К этой дате старую кассу обязательно перерегистрировать и обновить. О срочном переоснащении места кассира речи пока не идет.

ЕНВД, УСН и патент — важное уточнение

Закон обязывает компании и индивидуальных предпринимателей, работающих в режимах ЕНВД, УСН и на патенте, также использовать контрольно-кассовую технику, но только с 1 июля 2018 года. До этого времени им можно вести деятельность, как раньше. Такая же отсрочка дана и всем предприятиям, оказывающим услуги, вне зависимости от режима налогообложения.

Как появился новый закон

На самом деле, потребность изменений в законе ФЗ-54 «О применении контрольно-кассовой техники» давно назрела. Он был принят еще в 2003 году, и с тех пор технологический прогресс, позволяющий модернизировать работу с кассами и сделать ее более удобной, ушел далеко вперед.

С августа 2014 года по февраль 2015 года в Москве, Подмосковье, Калужской области и Татарстане проводился эксперимент по внедрению новой технологии в контрольно-кассовое обслуживание. В эксперименте участвовали около 1000 компаний, и примерно 4000 касс были оснащены модулем, передающим данные в ФНС. Новые технологии внедрил у себя и сервис МойСклад — компания стала официальным участником этого эксперимента. Результаты кампании были признаны успешными, инновационные кассы — эффективными, и новые правила было решено внедрять повсеместно. Так и появился новый законопроект.

Вопросы в результате эксперимента вызвало только обеспечение безопасности фискальных данных. Именно поэтому предполагается, что ОФД нужно будет получать лицензии в ФСБ.

Оригинал статьи

В 2019 году прошла третья волна поправок в закон 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники». Кто и когда должен поставить онлайн-кассу? Как зарегистрировать и где обслуживать ККТ? Какие данные указывать в чеке и как избежать штрафов?

Переход на работу по новому порядку — это не просто покупка новой кассовой техники. В чеках теперь надо пробивать наименования товаров, поэтому вам нужна кассовая программа. Наше бесплатное приложение Касса МойСклад поддерживает это и все остальные требования 54-ФЗ. Скачайте и попробуйте прямо сейчас.

54-ФЗ. Новый порядок применения ККТ с 2018 года

  • Отсрочку от онлайн-касс до 2021 года получили только ИП, которые продают товары собственного производства, выполняют работы или оказывают услуги и не имеют при этом работников на трудовых договорах. Кроме того, курьеров освободили от обязанности пробивать чеки, то есть ККТ с собой возить не надо, можно использовать ее удаленно. Мы подробно ответили на вопросы о новых поправках в 54-ФЗ.
  • Теперь ККТ нужна и при всех видах безналичных расчетах с физическими лицами. Мы рассказали, как использовать кассу, пробивать чек и делать возврат.
  • C 2017 года изменилась схема работы торговых организаций с налоговой — после поправок в закон 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники». Перемены касаются большинства предпринимателей. Новый порядок применения ККТ предполагает, что данные о продажах с каждого выбитого чека должны передаваться в налоговую по интернету через оператора фискальных данных (ОФД). С таким оператором нужно заключить договор.
  • Предприниматели теперь могут использовать только кассы с фискальным накопителем (ФН). ФН нужен для записи и хранения информации о расчетах, которые проводятся на ККТ. Все разрешенные для использования кассы внесены в реестр ФНС. Налоговая сертифицировала уже больше 100 моделей ККТ нового образца от разных производителей. Ведется и реестр фискальных накопителей. Подробнее: кассовые аппараты в 2020 году >>
  • Зарегистрировать онлайн-кассу в налоговой можно через интернет, но только после подписания договора с ОФД. А вот в ЦТО можно уже не обращаться. Обязательное заключение договора с центром техобслуживания больше не требуется для использования ККТ. Предприниматель сам решает — выбрать ЦТО или другой сервисный центр или делать все самостоятельно.
  • С 1 января 2019 онлайн-касса должна поддерживать формат фискальных данных 1.05 и ставку НДС 20%. Без обновлений работать уже нельзя. Подробнее о переходе на ФФД 1.05 и НДС 20% >>
  • Хотя передача данных в налоговую стала онлайн-процедурой, закон 54-ФЗ «О применении ККТ» не содержит положений о том, что выдавать бумажный чек в 2020 году не надо. По желанию покупателя нужно отправить ему документ по email или SMS в дополнение к распечатанному на ККТ. Электронный чек приравнивается к бумажному. При этом курьер может не пробивать кассовый чек. Достаточно показать покупателю QR-код, по которому скачивается электронный. Кассу можно с собой не возить: разрешается применять ее удаленно.
  • Закон о ККТ с 2018 года требует указывать больше данных в чеках и бланках строгой отчетности. Например, перечень пробитых товаров (с указанием цены, скидок), заводской номер фискального накопителя и номер телефона или email покупателя, если документ передается в электронной форме. Новые обязательные реквизиты чеков ККТ и БСО в 2020 году >>
  • Предпринимателей на патенте и ЕНВД тоже коснулись изменения в 54-ФЗ: с 2018 года они тоже начали ставить кассы, хотя раньше были вообще освобождены от использования ККТ. Отсрочку по онлайн-кассам до 1 июля 2021 года получили только ИП, которые реализуют товары собственного производства, выполняют работы или оказывают услуги и не имеют при этом работников на трудовых договорах. Все остальные, в том числе ЕНВД и патент, обязаны были поставить кассу к 1 июля 2019 года.Читайте все об отсрочках по онлайн-кассам >>
  • Расходы на покупку ККТ можно вычесть из налога — до 18 000 рублей на каждый аппарат. Но не всем.
  • Закон о ККТ с 2018 года коснулся не всех. Некоторые организации полностью освобождены от применения касс. Узнайте, кому можно не ставить онлайн-кассу >>
  • Снять ККТ с учета можно также без посещения налоговой — через личный кабинет на сайте ФНС. Но налоговая может сделать это и принудительно.
  • Чеки с оплат на расчетный счет. C 1 июля 2019 предприниматель обязан выбивать кассовый чек, когда оплата поступает от физического лица на расчетный счет организации.
  • Чеки по предоплатам. C 1 июля 2019 нужно выбивать два чека. Один — при получении предоплаты, и второй — по факту передачи товара или оказания услуги. Хорошая новость: в МоемСкладе это очень просто.

Применение ККМ в 2020 году — как это выглядит на практике

Порядок применения ККТ в 2018 году изменился. Предприниматель может поставить онлайн-кассу на учет через интернет. Подробно о том, как зарегистрировать онлайн-кассу >>

Когда кассовый аппарат зарегистрирован, с ним начинает работать продавец. Применение ККТ в 2020 году в целом не отличается от привычной работы. Покупатель оплачивает товар и получает чек — теперь и электронный. Фискальный регистратор отправляет сведения о продаже или возврате оператору фискальных данных. ОФД обрабатывает информацию, посылает подтверждение обратно в кассу, а данные — в налоговую. Все сведения передаются параллельно с оформлением чека, то есть время обслуживания покупателя не меняется.

Закон 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники» предполагает, что с 2018 года во все торговые точки должен быть проведен интернет. Если подключения к сети нет, то работать вы не сможете. При этом сбой связи торговле не помешает — ФН сохранит информацию о каждой покупке и передаст ее в налоговую, когда появится интернет. Устройство хранит информацию в течение 30 дней. Если за это время соединения с интернетом не будет, ФН заблокируется, и регистрировать продажи станет невозможно. Подробнее: кассовые аппараты в 2020 году >>

Новые правила применения ККМ в 2018 году помогали государству сделать торговлю прозрачной. Но для предпринимателей переоснащение места кассира — дополнительные затраты. Минфин подсчитал, что в 2018 году ККТ обошлась в среднем в 25 000 рублей. Онлайн-касса для магазина: сколько стоит и как сэкономить >>

Чем грозит неправильное применение контрольно-кассовой техники в 2020 году?

Налоговая уже выписала первые штрафы за нарушение требований 54-ФЗ. За неиспользование новой ККТ предпринимателя могут оштрафовать на 25–50% от суммы, проведенной мимо кассы, но не меньше 10 000 рублей. Организации — на 75–100%, но не менее 30 000 рублей. За использование ККТ, которая не соответствует требованиям закона, ИП грозит штраф до 3 000 рублей, а компании — до 10 000 рублей. При повторном нарушении, если сумма расчетов составит более 1 млн рублей, деятельность предпринимателя или организации может быть приостановлена на срок до 90 суток.

С 1 июля 2018 года штрафов за неправильное применение касс стало больше. В Кодекс об административных нарушениях внесли поправки — теперь наказывать будут и за фиктивные чеки ККТ. С компаний смогут взыскать до 40 000 рублей, с ИП — до 10 000 руб. ФНС также сможет штрафовать за неправильно указанный маркируемый товар в чеке или несвоевременную передачу фискальных данных: организации на сумму до 100 000 рублей, предпринимателей — до 50 000 рублей. Если же ИП или компания попадутся на нарушении повторно, а сумма расчетов будет более 1 млн рублей, размер штрафа составит от 800 000 до 1 млн рублей.

Кроме того, у налоговиков появится право блокировать работу касс, которые использовали при нарушении. Это будет возможно в присутствии двух понятых или с применением видеозаписи.

Что делать?

Для отдельных льготников переход на новый порядок работы закончился 1 июля 2019 года, но для большинства предпринимателей он уже наступил 1 июля 2018. Поэтому покупать технику нужно уже сейчас. Откладывать уже некуда: учитывайте, что процесс может затянуться — нужной кассы может не оказаться в наличии, придется ждать поставку, регистрация кассы тоже займет какое-то время. А потом понадобится еще и настроить ККТ, выбрать и установить кассовую программу, проверить все это на совместимость и научиться работать.

Переход пройдет намного проще и быстрее с готовым решением. Мы предлагаем онлайн-кассу под ключ: в одном комплекте — ККТ с фискальным накопителем, подписка на ОФД и удобная кассовая программа. Ждать поставки не придется — вся техника в наличии. Мы поможем все настроить и научим вас работать с программой. Решение проверенное и надежное: в прошлом году его уже испытали наши пользователи, которые попали в первую волну внедрения онлайн-касс.

Эксперты прогнозируют дефицит фискальных накопителей на рынке, что приведет к завышению цен на них. По оценке Торгово-промышленной палаты РФ, сегодня ФН производится гораздо меньше, чем кассовых аппаратов, а задержки в поставках достигают трех месяцев.

Поэтому начните переход прямо сейчас — не откладывая на крайний срок. А сэкономить время, нервы и деньги поможет МойСклад. Стоимость нашего комплекта «Эконом» покрывается налоговым вычетом. А наша кассовая программа совместима с новыми моделями ККТ, не требует установки и дорогостоящего внедрения, подходит для автоматизации любого числа розничных точек.

С нами надежно! МойСклад — официальный участник первого эксперимента с онлайн-кассами: пилотного проекта, который провели еще в 2015 году. Тогда на первые несколько тысяч касс впервые поставили модуль, передающий данные в ФНС. Проект признали успешным — и внедрили по всей России.

Попробуйте МойСклад бесплатно: после регистрации в сервисе мы откроем для вас пробный период на 14 дней, а на все ваши вопросы ответит персональный менеджер.

Онлайн-кассы и малый бизнес

Применение ККТ для ЕНВД в 2020 году

Спецрежимников тоже касаются изменения в 54-ФЗ: с июля 2018 года должны были перейти на онлайн-кассы фирмы и ИП на ЕНВД и патенте с наемными сотрудниками, которые занимаются розничной торговлей или оказывают услуги общепита. Остальные получили отсрочку до 1 июля 2019 года. Подробнее о сроках перехода на онлайн-кассы >>

Применение ККТ при УСН в 2020 году

Для ИП применение ККМ при УСН в 2018 году было необходимо, как и для юрлиц. Право на отсрочку до 1 июля 2019 года получили только те компании и предприниматели на упрощенке, которые оказывают услуги населению. Вместо использования ККТ они пока могут выдавать клиентам бланки строгой отчетности.

Применение ККТ при оказании услуг населению в 2020 году

Нет, в 2020 это не обязательно — при условии, что ИП или компания выдает клиентам бланки строгой отчетности.

Получат ли отсрочку на применение ККТ в 2020 году ИП на патенте?

Действующая редакция закона о ККТ с 2018 года касается только части предпринимателей на патенте. Те из них, у кого есть сотрудники на трудовых договорах и которые торгуют в розницу или оказывают услуги общепита, обязаны были поставить ККТ к 1 июля 2018. Для остальных налогоплательщиков на ПСН переход уже был отложен — до 2019. Подробнее об этом читайте в нашей статье о сроках перехода на 54-ФЗ для малого бизнеса >>

Посмотрите также запись нашего семинара, на котором руководитель отдела продаж МоегоСклада Иван Кириллин рассказал про изменения в 54-ФЗ.

Читайте по теме: «Онлайн-кассы в 2020 году. Новый закон в вопросах и ответах»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *