Закон о регистрации

13 июля 2015 года был принят Федеральный закон № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее — Закон о государственной регистрации недвижимости), который вступает в силу с 1 января 2017 года.
   Основная идея нового закона направлена на упрощение регистрационных процедур посредством объединения двух реестров: единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее — ЕГРП), содержащего сведения о правах на недвижимое имущество, и государственного кадастра недвижимости (далее — ГКН), в котором учитываются индивидуализирующие сведения об объекте недвижимости; а также на совмещение процедур учета объектов недвижимости и регистрации прав на них в едином органе — Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (далее — Росреестр) и на постепенный переход к ведению реестра в электронной форме.

С введением в действие нового закона утратит силу Федеральный закон о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним №122-ФЗ. В Федеральный закон о государственном кадастре недвижимости №221-ФЗ будут внесены существенные изменения.

В предмет его регулирования войдет только осуществляемая кадастровыми инженерами кадастровая деятельность по подготовке документов, содержащих необходимые для осуществления кадастрового учета сведения о недвижимом имуществе. Постановка объектов недвижимости на кадастровый учет, перечень необходимых для этого документов, содержание и структура подготовляемых кадастровым инженером документов (межевой план, технический план, акт обследования, карта-план территории) будут регулироваться Законом о государственной регистрации недвижимости.
Федеральный закон о государственной регистрации недвижимости предусматривает создание Единого государственного реестра недвижимости (далее — ЕГРН), который объединит данные ЕГРП и ГКН.
В состав ЕГРН будут входить:
1) реестр объектов недвижимости (кадастр недвижимости);
2) реестр прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества (реестр прав на недвижимость);
3) реестр границ;
4) реестровые дела;
5) кадастровые карты;
6) книги учета документов.
     Следует отметить, что новеллой Закона о государственной регистрации недвижимости является то, что самостоятельных оснований для отказа в государственной регистрации и (или) кадастровом учете не будет. В осуществлении государственной регистрации и (или) кадастрового учета отказывается, если в течение установленного срока не устранены причины, послужившие основанием для приостановления соответствующих процедур2. Даже такое обстоятельство как то, что право, ограничение права или обременение объекта недвижимости, о регистрации которого просит заявитель, не подлежит государственной регистрации в соответствии с ГК РФ или иным федеральным законом, будет являться основанием именно для приостановления государственной регистрации, а не для отказа в ней. 
   В Закон о государственной регистрации недвижимости включено очень правильное положение о том, что государственный регистратор будет проверять сделку, подлежащую государственной регистрации или являющуюся основанием для государственной регистрации прав, на предмет наличия оснований ее ничтожности (подп. 13 п. 1 ст. 26 Закона).
    В Законе о государственной регистрации недвижимости появляется термин «реестровая ошибка» (ст. 61). Под реестровой ошибкой в том числе понимается воспроизведенная в ЕГРН ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами. Реестровая ошибка подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. В случаях если существуют основания полагать, что исправление ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в ЕГРН, такое исправление проводится только по решению суда. В суд с заявлением об исправлении ошибки также вправе обратиться орган регистрации прав.
   Также в Законе определяются основания ответственности государственного регистратора.

Федеральный закон от "О государственной регистрации недвижимости" (218-ФЗ) 2018

Убытки, причиненные лицу ненадлежащим исполнением органом регистрации своих полномочий, возмещаются в полном объеме за счет казны Российской Федерации.
   Законом предусматривается дальнейшее сокращение сроков регистрационных процедур, при этом органы регистрации прав осуществляют и кадастровый учет объектов недвижимости. Кроме того, на органы регистрации прав возлагаются обязанности по проверке содержания сделки на предмет довольно широкого перечня оснований для приостановления соответствующих процедур, определяются основания ответственности. Все это требует повышения квалификации сотрудников органов регистрации прав, их переподготовки в части кадастрового учета.
    Таким образом новый закон делает значительный шаг  вперед на пути совершенствования механизма  государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

 

С 1 января 2017 года вступает в силу Федеральный закон от N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"

09.06.2016

С 1 января 2017 года вступает в силу Федеральный закон от N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее — новый Закон N 218-ФЗ), по сравнению с действующим Законом от N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" новый Закон более детально регламентирует вопросы, связанные с государственной регистрацией и кадастровым учетом.

Вновь обращаем внимание на наиболее важные изменения.

Так, вводятся Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) и единая процедура проведения государственной регистрации прав на недвижимость и кадастрового учета. Теперь ЕГРН будет вестись исключительно в электронном виде. Все записи ЕГРН будут храниться в надежной электронной базе данных, многократное резервное копирование которой и высокая степень безопасности повысят уровень защиты сведений.

Минэкономразвития России

Специалисты Росреестра уже сегодня работают над созданием Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН), который объединит существующие сегодня Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП) и государственный кадастр недвижимости (ГКН). Ожидается, что благодаря созданию объединенной базы данных удастся устранить дублирование сведений и свести к минимуму количество технических ошибок. ЕГРН будет вестись в электронном виде, и будет выполнять функции глобального архива, поскольку сведения, занесенные в него, нельзя будет удалить или изъять. Кроме того, введение единого реестра позволит обеспечить одновременную подачу заявлений на кадастровый учет и регистрацию прав, что сэкономит время граждан и сделает операции с недвижимостью более удобными.

Существенно сокращаются сроки проведения государственной регистрации и кадастрового учета. В регистрирующий орган можно будет подать одно заявление и одновременно, в течение 10 дней будут выполнены и кадастровый учет, и регистрация прав. Если заявитель захочет получить одну из услуг Росреестра, то на регистрацию прав уйдет не более 7 дней, а на постановку на кадастровый учет – не более 5 дней, выписку о Вашем объекте недвижимости, можно получить в течение трех дней вместо пяти.

Согласно новому закону, свидетельство о праве собственности выдаваться не будет. Кадастровый учет, регистрация возникновения и перехода права будут подтверждаться выпиской из Единого реестра недвижимости, а регистрация договора или иной сделки – специальной регистрационной надписью на документе о сделке.

Расширяется возможность альтернативного внесения сведений в Реестр: помимо непосредственно обращения в Росреестр с соответствующим заявлением, предусмотрены еще два способа — в порядке межведомственного взаимодействия и в уведомительном порядке. Причем в ряде случаев, например при изменении категории земель и перепланировке, регистрация изменений в Реестре может быть проведена без участия правообладателя в порядке межведомственного взаимодействия. Россреестр при этом наделен правом самостоятельно запрашивать необходимые документы.

Новость разместила гос. служба «Управление Росреестра по Курганской области»

Просмотров: 323 | ID: 5086

В июле 2016 года принято ряд изменений, касающихся государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Отмена нотариального удостоверения сделок купли-продажи земельных долей

С 4 июля 2016 года Федеральным законом от 03.07.2016 г. N 351-ФЗ "О внесении изменений в статью 24.1 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" отменена обязанность нотариального удостоверения сделок купли-продажи земельных долей.

Удостоверение регистрации выпиской из ЕГРП

С 15 июля 2016 года государственная регистрация возникновения и перехода прав на недвижимое имущество удостоверяется выпиской из Единого государственного реестра прав (ЕГРП). Такое положение вводит Федеральный закон от 03.07.2016 г. N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Статья 19 Закона о регистрации дополнена пунктом 6 следующего содержания: в случае устранения причин, повлекших за собой приостановление государственной регистрации прав, течение срока, предоставленного на совершение регистрационных действий, возобновляется с учетом срока, прошедшего до приостановления государственной регистрации прав.

Законом предусмотрено, что удостоверение договоров об отчуждении объектов недвижимого имущества производится нотариусом, осуществляющим свою деятельность в любом из нотариальных округов, расположенных в пределах субъекта Российской Федерации, на территории которого находится указанное имущество.

Удостоверение договора об отчуждении объектов недвижимого имущества, находящихся в разных субъектах Российской Федерации, производится нотариусом, осуществляющим свою деятельность в любом из нотариальных округов, расположенных в пределах одного из субъектов Российской Федерации, на территориях которых находится указанное имущество.

Согласно закону документами, по которым взыскание задолженности производится в бесспорном порядке на основании исполнительных надписей, теперь являются нотариально удостоверенные сделки, устанавливающие денежные обязательства или обязательства по передаче имущества, кредитные договоры, за исключением договоров, кредитором по которым выступает МФО, при наличии в указанных договорах условия о возможности взыскания задолженности по исполнительной надписи нотариуса, а также иные документы, перечень которых устанавливается Правительством РФ.

Повышение правовой защиты граждан-дольщиков

С 1 января 2017 года начнет действовать Федеральный закон от 03.07.2016 г. N 304-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Предусмотрены новые основания для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора.

Так, государственная регистрация может быть приостановлена, если в Росреестр поступило от Госстройнадзора уведомление об отсутствии у застройщика права привлекать денежные средства граждан — участников долевого строительства на строительство (создание) многоквартирных домов в случаях и порядке, которые предусмотрены ФЗ № 214-ФЗ.

Оформление недвижимости может быть также приостановлено, если договор страхования или договор поручительства банка указанные в пункте 5 части 2 статьи 48 настоящего Закона № 218-ФЗ, либо договор поручительства, указанный в пункте 6 части 2 статьи 48 Закона № 218-ФЗ расторгнут или прекращен в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Уточнено понятие недвижимого имущества

С 1 января 2017 года начнет действовать еще один Федеральный закон от 03.07.2016 г.

218 закон «О государственной регистрации недвижимости»

№ 315-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Данный закон уточняет понятие недвижимого имущества. Так, к недвижимым вещам отнесены жилые и нежилые помещения, а также предназначенные для размещения транспортных средств части зданий или сооружений (машино-места), если границы таких помещений, частей зданий или сооружений описаны в установленном законодательством о государственном кадастровом учете порядке.

При этом машино-место — предназначенная исключительно для размещения транспортного средства индивидуально-определенная часть здания или сооружения, которая не ограничена либо частично ограничена строительной или иной ограждающей конструкцией и границы которой описаны в установленном законодательством о государственном кадастровом учете порядке.

Кроме того, установлено, что в случае, если число участников долевой собственности на недвижимое имущество превышает двадцать, вместо извещения в письменной форме остальных участников долевой собственности продавцом доли в праве общей собственности о намерении продать свою долю постороннему лицу может быть размещено извещение об этом на официальном сайте органа регистрации прав. Данное правило не распространяется на извещения о продаже доли в праве общей собственности на жилые помещения.

Наталья Хайдарова

Статья 42.

Обзор 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»

Особенности государственной регистрации права общей собственности на недвижимое имущество

КонсультантПлюс: примечание.

С 1 января 2019 года Федеральным законом от 29.07.2017 N 217-ФЗ в часть 1 статьи 42 вносятся изменения.

См. текст в будущей .

1. Государственная регистрация возникновения, перехода, прекращения, ограничения права на жилое или нежилое помещение в многоквартирных домах и обременения такого помещения одновременно является государственной регистрацией возникновения, перехода, прекращения, ограничения неразрывно связанных с ним права общей долевой собственности на общее имущество и обременения такого имущества. Сделки по отчуждению или договоры ипотеки долей в праве общей собственности на недвижимое имущество, в том числе при отчуждении или ипотеке всеми участниками долевой собственности своих долей по одной сделке, подлежат нотариальному удостоверению, за исключением сделок, связанных с имуществом, составляющим паевой инвестиционный фонд или приобретаемым для включения в состав паевого инвестиционного фонда, сделок по отчуждению земельных долей, сделок по отчуждению и приобретению долей в праве общей собственности на недвижимое имущество при заключении договора, предусматривающего переход права собственности на жилое помещение в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 апреля 1993 года N 4802-1 "О статусе столицы Российской Федерации" (кроме случая, предусмотренного частью девятнадцатой статьи 7.3 указанного Закона).

(в ред. Федеральных законов от 02.06.2016 N 172-ФЗ, от 03.07.2016 N 351-ФЗ, от 01.07.2017 N 141-ФЗ, от 03.08.2018 N 338-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

2. Государственная регистрация распределения долей в праве общей собственности проводится по заявлению всех участников долевой собственности, чьи доли в праве общей собственности распределяются (изменяются) на основании документа, содержащего сведения о размере долей, за исключением случая, если изменение размера доли устанавливается судебным актом. В случае обращения одного из участников долевой собственности с заявлением о государственной регистрации изменения размера долей в праве общей долевой собственности необходимым условием такой государственной регистрации прав является наличие в письменной форме согласия остальных участников долевой собственности, чьи доли в праве общей собственности распределяются, если иное не предусмотрено законом или договором между указанными участниками долевой собственности.

3. Государственная регистрация права общей совместной собственности на недвижимое имущество осуществляется на основании заявления одного из участников совместной собственности, если законодательством Российской Федерации либо соглашением между участниками совместной собственности не предусмотрено иное.

4. При продаже доли в праве общей собственности лицу, не являющемуся сособственником, к заявлению о государственной регистрации прав прилагаются документы, подтверждающие, что продавец доли известил в письменной форме остальных участников долевой собственности о намерении продать свою долю с указанием цены и других условий, на которых продает ее. К заявлению о государственной регистрации прав могут прилагаться документы, подтверждающие отказ остальных участников долевой собственности от покупки доли и оформленные в соответствии с законодательством Российской Федерации. В этом случае государственная регистрация перехода права на долю в общей собственности проводится независимо от срока, прошедшего с даты извещения продавцом доли остальных участников долевой собственности.

4.1. В случае, если число участников долевой собственности на недвижимое имущество превышает двадцать, вместо извещения в письменной форме остальных участников долевой собственности продавцом доли в праве общей собственности о намерении продать свою долю постороннему лицу может быть размещено извещение об этом на официальном сайте. Данное правило не распространяется на извещения о продаже доли в праве общей собственности на жилые помещения.

(часть 4.1 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 315-ФЗ)

4.2. В случае, указанном в части 4.1 настоящей статьи, в заявлении о государственной регистрации прав должно быть указано, что уведомление участников общей долевой собственности осуществлялось способом, установленным в части 4.1 настоящей статьи. Извещение о намерении продать долю в праве общей собственности на недвижимое имущество подлежит размещению продавцом на официальном сайте без взимания платы. Извещение о намерении продать долю в праве общей собственности на недвижимое имущество должно содержать вид объекта недвижимости, кадастровый номер объекта недвижимости, доля в праве на который продается, адрес объекта недвижимости (при его наличии) или иное описание местоположения объекта недвижимости (при отсутствии адреса), указание цены, по которой продается доля, фамилию, имя, отчество продавца доли (для физического лица) или наименование (для юридического лица), адрес электронной почты и (или) почтовый адрес, по которым осуществляется связь с продавцом доли. Порядок размещения извещения о намерении продать долю в праве общей собственности на недвижимое имущество на официальном сайте устанавливается органом нормативно-правового регулирования.

(часть 4.2 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 315-ФЗ)

5. Государственная регистрация права общей долевой собственности владельцев инвестиционных паев на недвижимое имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд (приобретаемое для включения в состав паевого инвестиционного фонда), ограничения этого права и обременения такого имущества или сделок с таким имуществом осуществляется на основании заявления, представляемого управляющей компанией, в доверительном управлении которой находится паевой инвестиционный фонд. При государственной регистрации права общей долевой собственности на объект недвижимости в Едином государственном реестре недвижимости указывается, что собственниками такого объекта являются владельцы инвестиционных паев соответствующего паевого инвестиционного фонда (без указания имен (наименований) владельцев инвестиционных паев и размеров принадлежащих им долей в праве общей долевой собственности). На государственную регистрацию права общей долевой собственности владельцев инвестиционных паев на недвижимое имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд (приобретаемое для включения в состав паевого инвестиционного фонда), ограничения этого права и обременения такого недвижимого имущества или сделок с таким недвижимым имуществом наряду с необходимыми в соответствии с настоящим Федеральным законом документами представляются:

1) выписка из реестра паевых инвестиционных фондов, выданная в установленном Федеральным законом от 29 ноября 2001 года N 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах" порядке не ранее чем за десять дней до даты представления документов на государственную регистрацию прав;

2) лицензия управляющей компании, в доверительном управлении которой находится паевой инвестиционный фонд (подлинник или нотариально удостоверенная копия);

3) правила доверительного управления паевым инвестиционным фондом (договор доверительного управления паевым инвестиционным фондом) со всеми внесенными в них изменениями, зарегистрированными в порядке, установленном Федеральным законом от 29 ноября 2001 года N 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах".

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона. Основные положения

Вы точно человек?

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.

2. Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.

3. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество — юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее — государственная регистрация прав).

4. Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.

5. Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

(часть 5 в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

6. Государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации. В случаях, установленных федеральным законом, государственной регистрации подлежат возникающие, в том числе на основании договора, либо акта органа государственной власти, либо акта органа местного самоуправления, ограничения прав и обременения недвижимого имущества, в частности сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, наем жилого помещения.

7. Государственный кадастровый учет недвижимого имущества — внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также — объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее — государственный кадастровый учет).

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 315-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

8. Положения настоящего Федерального закона не применяются к государственному учету и государственной регистрации прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, участки недр.

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *