Закон о СМИ 1991

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Федеральный закон «О средствах массовой информации» под номером 2124-1-ФЗ является документом, регулирующим отношения между общественностью/государством и т.д. и СМИ. Этот акт запретил цензуру и создал благотворные условия для образования и действия газет, различных программ, журналов и т. д.

Описание закона

Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» от 27.12.1991 № 2124-1 (коротко закон «О СМИ») появился 27.12.1991 г. Закон регламентирует процессы образования СМИ и вопросы по обладанию и использованию их. Также описывает отношения со СМИ, возникающими с различными группами граждан или объектами, особенности пользования и распространения массовой информации, говорит о правах и полномочиях журналистов и об ответственности, которую они несут за нарушение этого закона.

В данном законе 7 глав и 62 статьи. Краткое содержание Федерального закона «О СМИ» выглядит так:

  • общие положения, прописывающие основные понятия и правила применения закона;
  • организация деятельности СМИ и анализ объема аудитории;
  • распространение массовой информации;
  • взаимоотношения СМИ — физлица/фирмы;
  • права и полномочия журналистов;
  • сотрудничество между государствами в этой области;
  • наказание за нарушение ФЗ.

Недавние поправки в законе «О средствах массовой информации» (или «О СМИ») датируются 8 июлем 2017 г. Редакции подверглась статья 35.

Реклама

Рекламе в ФЗ о журналистской деятельности посвящена 36 статья, где читателя перенаправляют на ознакомление с термином «реклама» в ФЗ-38.

Требования к рекламе в данном законе описаны в ст. 5:

  • к выпуску не допускается недобросовестная и недостоверная информация. Недобросовестная реклама — это неточные сравнения товара с другими товарами, портящая репутацию другого лица (а также конкурента), реклама запрещенного товара, акт недобросовестной конкуренции по антимонопольному закону. Недостоверная — это реклама, не предоставляющая точные сведения о продукте;
  • реклама не должна — подстрекать на нарушение закона, призывать к насилию и жестокости, угрожать безопасности движения любого вида транспорта (водного, наземного, воздушного), создавать отрицательное отношение к лицам, не пользующимся рекламируемой продукцией, не должна содержать порнографию;
  • нельзя в рекламе — искажать информацию иностранными словами и выражениями, ссылаться на правительство, которое одобряет рекламируемый товар, показывать процесс курения и употребления алкоголя и т.д.;
  • нельзя также использовать нецензурные выражения и оскорбления;
  • цена указывается в рублях и только в случае необходимости в иностранной валюте;
  • нельзя пропагандировать товары через скрытую рекламу;
  • нельзя использовать рекламу в обучающих книгах для детей.

Как видим, в законе «О средствах массовой информации» (ФЗ «О СМИ») к рекламе применяется много требований и правил.

Цензура по ФЗ «О СМИ» в России

Под термином «цензура» понимается проверка различных текстов (произведений, статей) перед публикацией со стороны вышестоящих лиц. Про цензуру идет речь в 3 статье ФЗ. Цензура и запрет на распространение печатного материала, согласно Федеральному закону «О СМИ», не разрешена.

Также по закону не допускается создавать и субсидировать различные организации, органы или должности, в чьи задачи/круг обязанностей входит выполнение цензуры информации.

Однако, цензура по закону «О СМИ» все-таки разрешается в одном единственном случае — в условиях чрезвычайного и военного положения.

Печатная журналистика

В Федеральном законе «О СМИ» к печатной журналистике применяются следующие требования:

  • по ст. 27 ФЗ-2124-1 каждое печатное издание должно содержать — название издания, список учредителей, ФИО главного редактора, № выпуска и дата его выхода, для газет также время подписания в печать, индекс, тираж, стоимость, местоположение редакции;
  • запрещено — пропагандировать рекламу табакокурения, распивания алкоголя, медуслуг по абортам;
  • на первой полосе следует проставлять возрастную пометку, если контент не подходит для детей.

1-го января 2017 было учреждено, что издатель обязан направлять получателю обязательный экземпляр издания в 2-х видах — в печатном и электронном. Получателем в данном случае является ИТАР-ТАСС, РГБ и Роспечать. Количество обязательных экземпляров регулируется ст.7 77-ФЗ. Также по статье 19.2 закона «О СМИ» издателя обязывают предоставлять информацию о проведении спонсирования денежными средствами от иностранных источников.

Регистрация СМИ

Статья 8 закона «О СМИ» регулирует основные моменты регистрации средств массовой информации. Редакция СМИ начинает заниматься своей деятельностью после проведения процедуры регистрации. Порядок действий для регистрации СМИ по ФЗ «О средствах массовой информации»:

  • пишется соответствующее заявление, которое поддается учредителем в федеральную службу исполнительной власти;
  • учредителю отправляется уведомление о получении подобного заявления. Рассмотрение документа займет месяц;
  • после принятия регистрирующим органом утвердительного решения по поводу регистрации СМИ, учредителю выдается свидетельство о регистрации, являющимся БСО;
  • соответствующая информация вводится в реестр. С данной информацией может ознакомиться любой человек, ввиду ее доступности для широких масс.

Запрашиваемая информация о каком-то определенном СМИ выдается регистрирующим органом в течение 5 дней бесплатно. Учредитель может заняться своей деятельностью в течение года, после получения свидетельства. Если этот срок упущен, то вышеуказанный документ будет являться недействительным, указывается в законе.

Скачать

Скачать ФЗ «О средствах массовой информации» в последней редакции можно по ссылке. Текст закона «О СМИ» приведен в соответствии с изменениями, введенными в 2017 г.

ФЗ-2124-1 (закон «О СМИ») будет полезен для ознакомления всем редакциям, ведущим деятельность в СМИ. Этот закон «О средствах массовой информации» поможет разрешить вопросы с регистрацией редакции, с правами и обязанностями журналистов, с требованиями к рекламе и к печатной продукции и т. д.

Последние изменения

В нынешнем 2017 году 8 июля в Федеральный закон «О СМИ» было внесено изменение только в статью 35 про обязательные сообщения.

Рассмотрим более детально эту статью в ФЗ-2124-1 «О средствах массовой информации»:

  • на обязательной основе редакция должна опубликовывать сообщения бесплатно и в срок — по закону или при наличии решения суда;
  • государственные СМИ должны опубликовывать сообщения вышестоящих органов (федеральных и государственных).

Это те положения в законе «О СМИ», которых не коснулись изменения. Последний абзац претерпел некоторые модификации. По нему значится, что редакция СМИ должна предоставлять бесплатно и в скорейшем времени сигналы оповещения и/ или экстренную информацию, в виду возникшей опасности. Причина опасности может заключаться в природных катаклизмах или техногенных авариях, в связи с проведением военных действий. Также следует сообщать о порядке действий по обеспечению безопасности для населения при наличии обращения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти лиц РФ и органов местного самоуправления.

Наказание СМИ за нарушение закона

О наказании при нарушении закона «О СМИ» говорится в последней 7-ой главе. Для СМИ, которые злоупотребили свободой массовой информации, прописанные в ст.4 ФЗ по ст.13.15 КоАП, предполагается следующее наказание:

  • за изготовление/распространение фильмов/программ со специальными скрытыми вставками, действующие отрицательно на подсознание людей через СМИ: конфискация предмета, нарушающего закон и штраф для физических лиц: от 2.000-2.500 руб., для должностных — от 4.000-5.000 руб. и для юрлиц — от 40.000-50.000 руб.;
  • за передачу данных об организациях, чья экстремистская деятельность была запрещена по решению суда, влечет наказание, как и в вышеоговоренном случае;
  • за распространение сведений о лице, не достигшем совершеннолетия, пострадавшим от незаконных действий или нарушение правил предоставления подобной информации: штраф для граждан — от 3.000-5.000 руб., для должностных лиц — 30.000-50.000 руб. и для юридических лиц — от 400.000 — 1.000.000 руб.;
  • за проявление неуважения на публике к датам, посвященным ВОВ: для юрлиц — от 400.000 — 1.000.000 руб.;
  • за предоставление инструкции по изготовке взрывчатых устройств/средств: конфискация предмета и штраф для физлиц: от 4.000-5.000 руб., для должностных — от 40.000-50.000 руб., для ИП — от 40.000-50.000 руб. или остановка деятельности на максимальный срок до 90 дней, для юрлиц — от 800.000-1.000.000 руб. или остановка деятельности на максимальный срок до 90 дней;
  • за пропаганду экстремистской деятельности: конфискация и штраф для юридических лиц — от 100.000-1.000.000 руб.;
  • за разглашение государственных секретных данных: штраф для юрлиц — от 400.000-1.000.000 рублей.

Уголовная ответственность за нарушение ФЗ-2124-1 «О средствах массовой информации» вводится в следующих случаях:

  • за клевету по ст.242 п.2 УК: штраф до 1.000.000 руб. или в объеме зарплаты за 1 год или обязательные работы до 240 ч.;
  • за вмешательство в личную жизнь лица без его согласия с целью сбора и распространения сведений о нем по ст.137 УК: штраф до 200.000 руб. или в объеме зарплаты за 18 мес., или 360 ч. обязательных работ, или до 1 года исправительных работ, или 2 года исправительных работ, или арест до 4 мес., или заключение в тюрьму до 2-х лет;
  • за призыв к войне по ст.354 УК: штраф — от 100.000-500.000 руб. или в объеме з/п за период от 1 до 3 лет или лишение свободы до 5 лет и запрещение занимать должности до 3-х лет;
  • и так далее.

Дисциплинарная ответственность за нарушение закона «О средствах массовой информации» (ФЗ «О СМИ»), подразумевает — выговор, увольнение, штраф.

Бесплатная консультация юриста по телефону:

юридические Рубцова Елена Викторовна, Девдариани Наталья Валерьевна

науки ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СРЕДСТВ …

УДК 342

ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ И СВОБОДЫ СЛОВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ СМИ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ)

© 2018

Рубцова Елена Викторовна, кандидат филологических наук, доцент кафедры «Русского языка и культуры речи» Девдариани Наталья Валерьевна, кандидат философских наук, доцент кафедры «Русского языка и культуры речи» Курский государственный медицинский университет (305041, Россия, Курск, ул. Карла Маркса, д. 3; e-mail: devd.nata@yandex.ru)

Аннотация. В данной статье рассматриваются существующие проблемы правового регулирования средств массовой информации на государственном уровне и, в частности, на примере Курской области. Авторы статьи исходят из положения, что в современном обществе средства массовой информации выступают в качестве средства распространения информации, реализуя принципы свободы слова и печати. В то же время, СМИ являются важнейшим институтом информационного права, который регулирует отношения в области производства и распространения массовой информации. Исследователи подчеркивают, что важнейшей гарантией свободы массовой информации выступает закреплённое законодательством правило о недопустимости цензуры СМИ. Однако, приводимые в статье примеры, демонстрируют нарушения данного правила, в том числе со стороны государственных органов и должностных лиц, при этом ограничение деятельности некоторых СМИ не оправдано списком нормативно запрещенных действий злоупотребления свободой массовой информации. Анализируя существующие правовые нормы, применительно к СМИ, авторы статьи приходят к выводу, что в Российской Федерации выстроена вертикальная система законодательного регулирования средств массовой информации под единоличным началом федерального законодательства о средствах массовой информации. Чаще всего, на практике, нормативно-правовые основы нарушаются не только самими участниками общественных отношений, но и государственными органами власти.

Ключевые слова: средства массовой информации, правовое регулирование, свобода слова и печати, цензура, гласность, информационное право, федеральное законодательство, государственные органы, нормы- принципы законодательных актов.

© 2018

Средства массовой информации (далее также -СМИ), в настоящее время являются институтом свободы слова и печати, средством распространения информации в обществе, предстают как важная часть гражданского общества, осуществляющей диалог между его субъектами. Кроме того, СМИ — это инструмент реализующий гласность и открытость общественных отношений.

На сегодняшний день развитие нашей страны перешло на новый уровень. Это характеризуется вступлением России в глобальное мировое сообщество и формированием информационного общества внутри страны, основанного на привлечении населения к использованию новых информационных технологий, таких как сеть «Интернет», телерадиокоммуникационные сети, цифровые, облачные технологии и так далее.

Институт массовой информации является важнейшим институтом информационного права, именно он регулирует отношения в области производства и распространения массовой информации.

Через СМИ, в процессе деятельности субъектов, реализуются такие информационные права, как создание, сбор, получение, передача, обработка и распростране-Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 4(25)

ние информации. СМИ являются важнейшим источником информирования населения всего мира, который доводит информацию о фактах, явлениях и событиях до нас в самые кротчайшие сроки.

Актуальные проблемы правового регулирования телекоммуникаций рассматривают Г.В. Винокуров, А.Г. Рихтер, В.В. Чернышев, при этом ученых волнуют права человека: нарушения и защита прав человека и прессы .

Свобода массовой информации в Российской Федерации гарантируется Конституцией РФ (статьи 15, 29, 41, 43, 55) . 12 июня 1990 года был принят Закон СССР «О печати и других средствах массовой информации» , а 27 декабря 1991 г. — Закон РФ «О средствах массовой информации» , который провозгласил свободу СМИ как естественное состояние прессы.

Свобода информации является важным условием реализации права свободы слова и доступа к информации, а СМИ обеспечивают конституционное право людей на информацию.

Говоря о свободе слова, следует уделить особое внимание понятию цензура, применение которой в по-

Rubtsova Elena Viktorovna, Devdariani Natalia Valerievna juridical

PROBLEMS OF LAW REGULATION OF THE MEDIA … science

следние годы всё чаще встречается на путях передачи информации.

Важнейшей гарантией свободы массовой информации выступает закреплённое законодательством правило о недопустимости цензуры СМИ.

В соответствии с законом о средствах массовой информации, — «ограничение свободы печати и средств массовой информации допускается только в условиях чрезвычайного или военного положения, что говорит о том, что любое ограничение средств массовой информации воспрещается. В таком случае, цензура массовой информации — требование от редакции средства массовой информации со стороны должностных лиц, государственных органов, организаций, учреждений или общественных объединений предварительно согласовывать сообщения и материалы (кроме случаев, когда должностное лицо является автором или интервьюируемым)» .

В современной России весьма часто встречаются случаи применения цензуры, в том числе со стороны государственных органов и должностных лиц, при этом ограничение деятельности некоторых СМИ не оправдано списком нормативно запрещенных действий злоупотребления свободой массовой информации.

Так, в 2000 г. в издании «Курский вестник» была опубликована статья журналиста Виктора Чемодурова «Двенадцать стульев из гарнитура губернатора, или как «испарился» из областного бюджета еще один миллион долларов». Журналист, подтверждая конкретными примерами и документами, раскрывал механизм «вывода» «большими» должностными лицами курской обладминистрацией финансов из казны области. А также общественности продемонстрирована реакция на дела самого главы курской обладминистрации Александра Руцкого. Чемодуров приводит цитату из письменной резолюции губернатора, о том, что Александр Владимирович настоятельно рекомендует большим государственным служащим сделать переоценку выполненных работ «исходя из сравнения цены коммерческой в России на тот период» (цитата из А.В. Руцкого) и компенсировать солидную недостачу по выполненным работам путем списания с ряда областных учреждений. То есть, губернатор Руцкой, рекомендовал своим подчиненным списать недостающий миллион на «сказочный» ремонт обладминистрации на некоторые подведомственные учреждения и курские магазины .

Чемодуров по этому поводу написал: «Нормальный глава обладминистрации в сложившейся ситуации, вероятнее всего, имея сведения о незаконной растрате существенной суммы из бюджета схватится за голову и ужаснется, начнет выяснять, как и по чьей вине пропали деньги налогоплательщиков, прогонит виновных с работы, обратится в милицию, прокуратуру и в суд, чтобы ущерб бюджету возместить… Но это логика поведения нормального губернатора. А наш губернатор, получив письмо руководителя КРУ. написал такую резолюцию.» . «Не знаю, как у кого, а у меня такое мнение-суждение: глава обладминистрации, дающий такие советы, является ненормальным. Уточняю сразу на случай судебного иска: я говорю о поведении должностного лица, а не о личности Руцкого, до которой мне нет никакого дела» , — заканчивает свою статью журналист.

Слово «ненормальный» послужило для губернатора основанием для обращения в суд.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Чемодуров в судебном процессе доказал, что опровергаемая Александром Руцким информация соответствует действительности. Вместе с тем исковое заявление губернатора частично все-таки было удовлетворено. Показательным является то, что курские судебные инстанции не приняли во внимание довод Чемодурова на то, что он адресует такое слово не лично Руцкому, а к его реакции как государственного служащего. Суд решил взыскать с ответчиков в пользу истца Руцкого компенсацию морального вреда в размере одной тысячи 372

рублей. Вышестоящие российские суды оставили в силе решение суда первой инстанции .

Посчитав подобное решение необоснованно ограничивающим право журналиста на свободное выражение собственного мнения, журналист обратился в Европейский суд по правам человека с жалобой на необоснованное ограничение его прав как журналиста.

Европейская высшая судебная инстанция не согласилась с выводом курских судов о слове «ненормальный», посчитав критическое оценочное суждение Чемодурова имеющим серьезную фактологическую основу. В то время, как факт, приведенный Чемодуровым в статье, не был оспорен губернатором, а также был подтвержден в процессе рассмотрения дела в российских судебных инстанциях.

Суд отметил, что распространение общественно значимой информации является одной из задач СМИ. Таким образом, применение слова «ненормальный», при описании деятельности должностного лица, не нарушает пределов допустимой критики .

Один из ярких и недавних случаев, произошедших в Курской области в сентябре 2018 года — нарушение в сфере доступа к информации и аккредитации, а также угроза жизни в связи с профессиональной деятельностью.

В региональное отделение Общероссийского народного фронта в Курской области обратились представители нескольких независимых средств массовой информации с заявлениями о нарушениях в сфере доступа к информации и аккредитации, а также об угрозе жизни в связи с профессиональной деятельностью. Журналисты опасаются оказаться вне правового поля решения вопросов в связи с публичной критикой в адрес независимых СМИ, высказанной в ходе эфира на одном из телеканалов руководством региона. Представители Народного фронта обратились в прокуратуру региона, чтобы надзорное ведомство провело проверку указанных фактов и вынесло необходимое решение.

Представители частных интернет-СМИ «Secunda. Media» и «КурскТВ» сообщили о том, что органы власти игнорируют издания в информационных рассыл-ках, не отвечают на письменные запросы, журналисты не получают приглашения на общественно значимые мероприятия, в том числе с участием первых лиц государства, по формальным причинам СМИ отказывают в аккредитации. На игнорирование журналистских запросов и проблемы с аккредитацией пожаловалась редакция интернет-СМИ «themediacity.ru».

Генеральный директор «Secunda.Media» Надежда Сургина заявила о снятии с эфира программы с ее участием на одной из радиостанций и об отказе от сотрудничества организаторов молодежного журналистского форума, который проходит в Курской области, а также поступившей информации о потенциальной угрозе ее жизни от высокопоставленного сотрудника полиции в связи с профессиональной деятельностью.

Владелец «КурскТВ» Роман Алехин высказывал в социальных сетях предположение, что лишился франшизы с известным федеральным изданием также под давлением власти Курской области. Представители СМИ связывают эти события с принципиальной позицией по вопросу строительства свинокомплексов в опасной близости к Центрально-черноземному заповеднику имени профессора В.В. Алехина — уникального памятника природы, официального резервата ЮНЕСКО и публичной критикой руководства региона в адрес независимых СМИ в эфире одного из телеканалов.

«В распоряжении регионального отделения ОНФ оказались материалы, которые, на наш взгляд, свидетельствуют о том, что органы власти в Курской области нарушают положения статьи 29 Конституции РФ и противоречат основным понятиям закона о средствах массовой информации: «свобода массовой информации», «право на получение информации», «аккредита-Baltic Humanitarian Journal. 2018. Т. 7. № 4(25)

юридические науки

Рубцова Елена Викторовна, Девдариани Наталья Валерьевна ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СРЕДСТВ …

ция», — прокомментировала ситуацию представитель регионального штаба ОНФ в Курской области Любовь Прилуцкая.

Активисты ОНФ направили обращение в надзорное ведомство по фактам нарушений законодательства о средствах массовой информации, предоставленным редакциями независимых СМИ.

Таким образом, свобода слова в Курском регионе существует на том уровне, как и во всей России. Современный российский политический истеблишмент стремится как бы к соответствию европейским ценностям — в России как бы власть народа, как бы много партий, как бы свобода слова. Да, существуют действительно независимые СМИ («Новая газета», «Коммерсант» и другие оппозиционные СМИ). Но аудитория этих изданий крайне мала. Конечно, с одной стороны, это отражение российской действительности и выбор общества, так как при наличии потребности в чтении независимых изданий их тираж был бы больше. С другой стороны, государство выстроило четкую пропагандистскую систему. Среднестатистический гражданин, имеющий доход 15-20 тысяч рублей, на вопрос — об уровне жизни? — все равно ответит — качество жизни оставляет желать лучшего, но вместе с тем заметит — с Россией стали считаться, страна встает с колен. В принципе таково положение в России в целом и Курский регион не исключение.

В тоже время следует отметить о наличие различий в понятиях «свободной журналистики» и «независимой журналистики». Так, в Курской области функционируют издания вполне независимые и оппозиционные обладминистрации. Однако эти СМИ продвигают бизнес интересы своих «хозяев», находящихся в определенной степени конфликта с государственной властью региона. В том случае, когда «хозяева» примирятся с руководством властных структур или при смене руководящего состава обладминистрации, соответственно, СМИ прекратят быть оппозиционными. Таково же положение, думается, и во всей России.

Нормативными актами установлено, что воспрепятствование законному распространению продукции средств массовой информации не допускается. Ущемление свободы средств массовой информации, равно как и злоупотребление, ею, влечёт за собой уголовную , административную , дисциплинарную и иные виды ответственности, которые закреплены законодательством РФ.

В итоге можно сказать, что в Российской Федерации выстроена вертикальная система законодательного регулирования средств массовой информации под единоличным началом федерального законодательства о средствах массовой информации. Чаще всего, на практике, нормативно-правовые основы нарушаются не только самими участниками общественных отношений, но и государственными органами власти.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Актуальные проблемы правового регулирования телекоммуникаций /Под ред. Г.В. Винокурова, А.Г. Рихтера, В.В. Чернышева. М., 1998.

3. Гаврилов Э.П. Авторское право, смежные права и деятельность СМИ в России // ЗиП. 1996. № 1. С. 1, 14-15.

4. Гаврилов Э.П. Авторские права на интервью // ЗиП. 1999. № 7-8. С. 27-29.

6. Закон СССР от 12.06.1990 № 1552-1 «О печати и других средствах массовой информации» // «Свод законов СССР», т. 1, с. 372-1, 1990 г.

7. Закон РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» // «Российская газета», № 32, 08.02.1992.

8. Кудрявцев М.А. Право СМИ в современной России: проблемы и перспективы // ЗиП. 1999. № 3. С. 11-18.

9. Воинов А.Е. Законодательство о средствах массовой информации и практика его применения в республиках — субъектах Российской Федерации. М., 1997.

10. Прохоров Е.П. Свобода СМИ и журналистской деятельности на демократических принципах. М., 2001.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Федотов М.А. Право массовой информации в Российской Федерации. — М.: Междунар. отношения, 2002. — 622 с.

13. Курский вестник. -№29 (100). — 19.07.2000

14. Материалы гражданского дела №1564-4/2000 по иску Руцкого А.В. к редакции газеты «Курский вестник» Чемодурову В. о защите чести, достоинства, деловой репутации и возмещении морального вреда.

15. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ // «Собрание законодательства РФ», 17.06.1996, № 25, ст. 2954.

17. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ // «Собрание законодательства РФ», 07.01.2002, № 1 (ч. 1), ст. 3.

Статья поступила в редакцию 20.09.2018 Статья принята к публикации 27.11.2018

Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 4(25)

1. Общие положения

Аккредитация – оформление редакцией средства массовой информации полномочий своего представителя при Акк. Орг. и их принятие аккредитующим органом (аккредитующей организацией) в порядке, определенном законом и настоящими Правилами.

Аккредитация журналистов средств массовой информации при Акк. Орг. проводится в целях обеспечения открытости работы Акк. Орг., совершенствования взаимодействия Акк. Орг. со средствами массовой информации, создания необходимых условий для профессиональной деятельности журналистов как лиц, выполняющих общественный долг и обеспечивающих право граждан на информацию.

Аккредитация осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации «О средствах массовой информации” от 27 декабря 1991 года и настоящими Правилами и не может быть использована для введения цензуры, иного ущемления свободы массовой информации, ограничения прав граждан искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

Настоящие Правила базируются на согласованных и взаимоприемлемых позициях, которым Акк. Орг. и редакции средств массовой информации обязуются следовать, исходя из понимания того, что их выполнение соответствует общественным интересам.

2. Право на аккредитацию

2.1. Право уполномочить журналиста представлять средство массовой информации при Акк. Орг. принадлежит редакции любого зарегистрированного средства массовой информации, а также любому зарубежному средству массовой информации, аккредитованному при Министерстве иностранных дел Российской Федерации.

2.2. Акк. Орг. признает полномочия аккредитованного редакцией журналиста в соответствии с настоящими Правилами.

2.3. Отсутствие аккредитации не влечет ограничения прав журналистов,

установленных Законом Российской Федерации «О средствах массовой

информации”.

3. Виды аккредитации

3.1. Аккредитация может быть постоянной и временной.

3.2. Постоянная аккредитация предоставляется журналистам средств массовой информации бессрочно.

3.3. Временная аккредитация предоставляется журналистам средств массовой информации на срок, необходимый для выполнения конкретного редакционного задания, либо для замены постоянно аккредитованного журналиста в случае его болезни, отпуска, командировки.

4. Порядок аккредитации

4.1. Заявка редакции средства массовой информации на аккредитацию своего представителя подается в Пресс-службу Акк. Орг. на официальном бланке редакции за подписью главного редактора, заверенной печатью. К заявке прилагаются: копия свидетельства о регистрации средства массовой информации, две фотографии (3х4 см) каждого журналиста.

4.2. В заявке необходимо указать:

полное наименование средства массовой информации, тираж, периодичность,

местонахождение редакции, регион распространения, почтовый (электронный) адрес, номера телефонов и факсов редакции; фамилию, имя отчество представленного на аккредитацию журналиста; вид аккредитации (постоянная или временная).

4.3. Решение об аккредитации принимается руководителем Пресс-службы Акк. Орг. в семидневный срок со дня поступления заявки на аккредитацию.

4.4. Аккредитационное удостоверение выдается руководителем Пресс-службы Акк. Орг. на основании поданной заявки.

4.5. Аккредитационное удостоверение обеспечивает беспрепятственный проход в здания, в которых размещается Акк. Орг.

5. Квоты для аккредитации

5.1. Количество представителей одной редакции определяется с учетом реальных возможностей их размещения в помещениях, в которых проводятся заседания и иныемероприятия Акк. Орг. и ее подразделений, в связи с чем могут устанавливаться нормативы (квоты) для журналистов, аккредитуемых по заявке одной редакции.

5.2. При установлении квот соблюдаются принципы открытости и справедливости.

5.3. Квотирование осуществляется на основе следующих критериев подразделения

СМИ: по форме периодического распространения массовой информации — периодические печатные издания, информационные агентства, радио-, теле-, видео-, кинохроникальные программы, иные средства массовой информации;

по тиражу; по специализации (заявленной тематической направленности);

по территории распространения (вещания) — зарубежные, федеральные, межрегиональные, региональные, районные и городские.

5.4. Перечень средств массовой информации с указанием числа аккредитуемых журналистов от каждого из них содержится в приложении к настоящим Правилам.

5.5. Квоты, установленные для радио-, теле-, видео- и кинохроникальных программ, включают помимо журналистов также вспомогательных и технических сотрудников (операторов, инженеров, осветителей и т.д.).

6. Основные направления работы с аккредитованными журналистами

Журналистам, аккредитованным при Акк. Орг., обеспечиваются надлежащие условия для профессиональной деятельности по оперативному освещению работы Акк. Орг. В этих целях Пресс-служба Акк. Орг.: предварительно извещает о дате, времени и месте проведения заседаний и иных мероприятий Акк. Орг.; предоставляет специально оборудованные для производства записи рабочие места во время заседаний и иных мероприятий Акк. Орг.; обеспечивает журналистов необходимыми информационными материалами, стенограммами, протоколами и иными документами; оказывает содействие в организации индивидуальных встреч и бесед с работниками Акк. Орг., обеспечивает возможность беспрепятственного получения интересующей информации у сотрудников Акк. Орг.;проводит брифинги, пресс-конференции, встречи по вопросам деятельности Акк. Орг.

7. Права аккредитованных журналистов

Аккредитованные журналисты имеют право: заблаговременно получать информацию о предстоящих заседаниях, совещаниях и

других мероприятиях; знакомиться с информационно-справочными материалами (повесткой дня, стенограммами заседаний, текстами заявлений, пресс-релизами и другими документами); присутствовать во время проведения открытых мероприятий Акк. Орг. в залах заседаний или специально оборудованных помещениях Пресс-службы; пользоваться технической аппаратурой, необходимой для проведения аудио-, виде- или киносъемки, звукозаписи; посещать брифинги, пресс-конференции иные мероприятия, специально предназначенные для прессы; получать необходимую информацию у сотрудников Пресс-службы Акк. Орг., в том числе на специально организуемых Пресс-службой Акк. Орг. брифингах, встречах и пресс-конференциях; пользоваться содействием Пресс-службы в организации встреч, бесед с представителями Акк. Орг. для получения дополнительной информации

сотрудников Акк. Орг. (комментарии, разъяснения); посещать структурные подразделения Акк. Орг.; пользоваться городскими телефонами для связи с редакциями и передачи оперативных сообщений; использовать в установленном порядке материалы архива Акк. Орг.

8. Обязанности аккредитованных журналистов:

В ходе проведения мероприятий аккредитованный журналист должен:

соблюдать правила внутреннего распорядка работы Акк. Орг.;

не вмешиваться в ход мероприятия, на котором он присутствует (если оно не

специально организовано для прессы); соблюдать правила, которые определены для специальных, особых мероприятий;соблюдать порядок организации и проведения персональных встреч и бесед с руководителями и сотрудниками Акк. Орг.

9. Отказ в аккредитации

9.1. Пресс-служба имеет право отказать в постоянной аккредитации:

редакциям средств массовой информации, которые по роду своей деятельности

являются специализированными (рекламными, справочными, эротическими);

редакциям средств массовой информации, которые аккредитовали при Акк.Орг.

такое количество журналистов, которое превышает установленную квоту;

редакциям, представившим для оформления аккредитации документы, содержащие не соответствующие действительности сведения.

9.2. Отсутствие технической возможности разместить журналистов всех изданий для постоянной работы в помещениях Акк. Орг. не может служить основанием для отказа в постоянной аккредитации.

9.3. Уведомление об отказе в аккредитации вручается представителю редакции в семидневный срок со дня получения заявки. В уведомлении должны быть указана причина, по которой отказано в постоянной аккредитации, должностное лицо, принявшее решение, дата принятия решения и порядок обжалования решения об отказе в аккредитации.

10. Лишение аккредитации

10.1. Журналист может быть лишен аккредитации:

при увольнении журналиста из редакции (в этом случае редакция вправе

аккредитовать другого журналиста); при прекращении деятельности средства массовой информации; в случае распространения не соответствующих действительности сведений, причинивших организации вред или ущемляющих права и законные интересы ее работников, что подтверждено вступившим в законную силу решением суда.

10.2. Решение о лишении журналиста аккредитации принимает руководитель Пресс-службы Акк. Орг. Решение должно быть мотивированным, письменно оформленным, содержать ссылки на действующее законодательство о средствах массовой информации.

10.3. Для разрешения конфликтных ситуаций, связанных с аккредитацией,

журналист либо редакция может обратиться к руководству Акк. Орг., а также к

вышестоящему руководству в порядке подчиненности, в органы прокуратуры либо в Палату по защите свободы слова и информационным спорам.

10.4. Отказ в аккредитации, лишение аккредитации, а равно нарушение прав аккредитованного журналиста могут быть обжалованы в суд в соответствии с гражданским и гражданско-процессуальным законодательством.

1. Вопрос: Проект Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь» обязывает зарегистрироваться в качестве средств массовой информации все интернет-ресурсы?
Ответ: Государственная регистрация интернет-ресурсов в качестве сетевых изданий будет носить добровольный характер. Интернет-ресурсы не обязаны проходить данную процедуру. При этом, сотрудники ресурсов, не прошедших государственную регистрацию, не будут являться журналистами СМИ.
2. Вопрос: С чем связана необходимость введения процедуры государственной регистрации сетевых изданий?
Ответ: Основной целью введения процедуры государственной регистрации интернет-ресурсов, размещающих продукцию СМИ, является устранение существующей сегодня правовой неопределенности в части подхода к пониманию статуса таких медиаплощадок. Регистрация сетевого издания – способ приобрести статус СМИ ресурсам, позиционирующим себя в таком качестве. Его сотрудники будут являться журналистами, иметь право на аккредитацию и пользоваться иными возможностями, представляемыми средствам массовой информации.
3. Вопрос: Сколько интернет-ресурсов, размещенных в доменной зоне «by», могут стать средствами массовой информации?
Ответ: Прогнозировать возможное количество интернет-ресурсов, которые будут позиционировать себя в качестве сетевых изданий, сложно. Исходя из количества поступающих обращений на эту тему в Министерство, желающих много. Все зависит от того, кто из них будет готов работать в соответствии с требованиями законодательства о средствах массовой информации.
4. Вопрос: Почему перечень информации, распространение которой запрещено в средствах массовой информации и на интернет-ресурсах не является закрытым?
Ответ: Определение исчерпывающего перечня такой информации в законопроекте нецелесообразно, так как данная информация постоянно видоизменяется за счет ее включения в различные законодательные акты, регулирующие самые разнообразные сферы правоотношений. Поэтому в действующей редакции Закона о СМИ предусмотрено, что такая информация может быть определена иными законодательными актами.
5. Вопрос: Законопроектом устанавливается требование ко всем редакциям телепрограмм обеспечивать объем телепередач белорусского (национального) производства не менее 30 процентов. На сегодняшний день у многих СМИ этот объем достигается?
Ответ: В настоящее время основными республиканскими телеканалами («Беларусь 1», «Беларусь 3», «ОНТ», «СТВ») 30-процентное наполнение эфира программами белорусского (национального) производства обеспечивается.
Сложнее обстоят дела на телеканалах «НТВ-Беларусь» и «Россия-Беларусь». Здесь программы собственного вещания не превышают 10 процентов.
Что касается региональных телекомпаний, то здесь картина весьма пёстрая: часть телеканалов обеспечивают производство собственного вещания в пределах 20 процентов, часть – более 30 (к таким, в первую очередь, относятся областные компании с их телеканалом «Беларусь 4»), есть несколько компаний с весьма высоким уровнем производства собственного контента – свыше 40 процентов («Лидское телевидение», «Варяг» (Пинск) и др.).
6. Вопрос: Законопроект предусматривает введение процедуры идентификации пользователей на интернет-ресурсах. Как Вы полагаете должна быть реализована данная процедура?
Ответ: Порядок идентификации пользователей будет определяться постановлением Правительства, поэтому о конкретике пока говорить рано. Возможно идентификация пользователей будет реализована владельцем интернет-ресурса посредством введения телефонной SMS идентификации – процедуры, при которой владелец интернет-ресурса осуществляет отправку SMS сообщения со специальным кодом на мобильный телефон пользователя. Идентификация может быть осуществлена и через какой-то иной определенный канал коммуникации в виде адреса электронной почты, аккаунта пользователя в социальной сети.
Следует отметить, что сегодня на большинстве информационных ресурсов осуществляется идентификация пользователей тем или иным способом. При этом подобные правила функционирования интерет-ресурсов не воспринимаются пользователями как посягающими на свободу мнений, убеждений.
7. Вопрос: Законопроектом установлен запрет для иностранных граждан и юридических лиц выступать учредителями СМИ. Коснется ли данное требование уже существующих СМИ, учредителями которых являются нерезиденты?
Ответ: Да, действительно законопроектом установлен запрет для иностранных граждан и юридических лиц выступать учредителями СМИ. Выполнение этого требования должны будут обеспечить и существующие сегодня СМИ. Законопроект предусматривает, что редакции СМИ и учредители средств массовой информации, зарегистрированных до вступления в силу Закона, обязаны в течение шести месяцев со дня вступления в силу Закона обеспечить выполнение требований, предусмотренных настоящим Законом.
8. Вопрос: Почему в Законе о СМИ, наряду с судебным, сохраняется внесудебный порядок ограничения доступа к интернет-ресурсу по решению Мининформа?
Ответ: Действительно Мининформу предоставлено право в некоторых случаях принимать решения об ограничении доступа к интернет-ресурсу без судебного решения. Это оправдано и необходимо, в первую очередь, в целях оперативного реагирования на противоправные проявления в Интернете, которые причиняют вред общественным и государственным интересам. Решения об ограничении доступа к запрещенной информации принимаются в абсолютном большинстве на основании уведомлений государственных органов, выявивших в соответствии со своей компетенцией факты размещения в сети Интернет информационных сообщений и материалов, содержащих информацию, распространение которой запрещено. А в отношении информации, направленной на пропаганду порнографии, насилия и жестокости, нам представляется экспертное заключение соответствующей республиканской экспертной комиссии. Следовательно, решения об ограничении доступа к интернет-ресурсам не принимаются беспочвенно, необдуманно и без законных оснований.
Судебное разбирательство – процесс длительный. Невозможно допустить распространение в свободном доступе информации, пропагандирующей насилие, содержащей призывы к суициду, сведений, пропагандирующих потребление наркотических средств, психотропных веществ. Затягивание в решении вопроса ограничения доступа к такой информации по сути является пособничеством в совершении правонарушений.
9. Вопрос: Для детей и подростков Интернет становится информационно-образовательной средой, без которой они не представляют себе жизнь. Однако большой процент информации причиняет или может причинить вред детям. В связи с этим проблема обеспечения безопасности детей в киберпространстве особенно актуальна в современном обществе. Законопроектом расширен перечень информации, распространение которой запрещено. Помогут ли нормы Закона о СМИ в решении проблемы обеспечения безопасности детей в Интернете?
Ответ: Министерство информации уделяет самое серьезное внимание решению вопросов, связанных с защитой детей от противоправной информации в Интернете. В 2016 году были внесены изменения в Закон о СМИ и Закон об издательском деле, касающиеся порядка присвоения продукции средства массовой информации, издательской продукции знака возрастной категории. Министерство выступило разработчиком постановления Совмина, устанавливающего порядок присвоения информационной продукции знака возрастной категории; критерии определения возрастной категории детей, среди которых допускается распространение информационной продукции. В 2016 году был создан общественно-консультативный совет по защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию. Без сомнения, регулирование распространения информации в сети Интернет необходимо. Но не стоит забывать, что ограничивать и защищать детей от вредной информации необходимо и в обыденной жизни: дома, на улице, в школе. Данная проблема решается намного сложнее. Весь спектр отношений, который складывается между ребенком и социумом, включая Интернет, невозможно предусмотреть в нормах права.
10. Вопрос: Существует ли сегодня процедура возобновления доступа к заблокированному интернет-ресурсу? И кто ее может инициировать?
Ответ: Возможность осуществления процедуры возобновления доступа к интернет-ресурсу в настоящее время предусмотрена постановлением Оперативно-аналитического центра при Президенте Республики Беларусь, Министерства связи и информатизации Республики Беларусь от 19.02.2015 N 6/8 «Об утверждении Положения о порядке ограничения доступа к информационным ресурсам (их составным частям), размещенным в глобальной компьютерной сети Интернет». В настоящее время в Законе о СМИ норм, посвященных такой процедуре нет. Вместе с тем, порядок возобновления доступа к интернет-ресурсу отражен в законопроекте. Предусмотрено, что владелец интернет-ресурса, доступ к которому в установленном порядке ограничен, в случае устранения нарушений законодательных актов Республики Беларусь вправе письменно обратиться в Мининформ с заявлением о возобновлении доступа к соответствующему интернет-ресурсу. Срок рассмотрения заявления составляет один месяц.
11. Вопрос: Что повлечет за собой нарушение запрета на распространение продукции иностранного средства массовой информации на территории Республики Беларусь без наличия разрешения?
Ответ: Нарушение запрета на деятельность без разрешения повлечет административную ответственность по части 2 статьи 12.7 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях за осуществление предпринимательской деятельности, когда в соответствии с законодательными актами такая деятельность является незаконной и (или) запрещается.
12. Вопрос: Законопроект предполагает внесение изменений в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях. Размер штрафа за распространение запрещенной информации в СМИ достигает 500 базовых величин. Насколько оправдан такой высокий размер? В киких-либо странах Евросоюза применяются финансовые санкции за подобные нарушения?
Ответ: В западных странах, в том числе крупнейших государствах Евросоюза, действуют различные механизмы законодательного регулирования, под которые подпадают отношения, связанные с использованием сети Интернет. В силу особенностей развития общественных институтов этих стран, устоявшейся правовой и политической культуры, функции государственного регулирования осуществляются посредством общественных структур, местной власти и судебных решений, но санкции к нарушителям применяются достаточно жесткие, в первую очередь, в финансовом плане.
Например, с 1 января 2018 в Германии вступил в силу в полном объеме закон о мерах в отношении социальных сетей. Теперь соцсети обязаны более оперативно обрабатывать жалобы на содержание опубликованного контента, удалять нарушающие законодательство записи и комментарии. «Очевидно преступные» высказывания, направленные на разжигание ненависти и травли, содержащие клевету, «фейк-ньюс», оскорбления, угрозы, призывы к насилию и мятежу должны быть удалены или заблокированы в течение 24 часов с момента поступления жалобы. Операторы социальных сетей обязаны безотлагательно признать жалобы пользователей и изучить их криминальную значимость; информировать пользователя о любом решении относительно его жалобы и обосновать его. Операторы социальных сетей обязаны каждые шесть месяцев сообщать о жалобах на материалы, имеющие отношение к уголовной ответственности. В соответствии с указанным законом операторы социальных сетей, нарушающие требования, могут быть оштрафованы на пять миллионов евро лицом, ответственным за процедуру подачи жалоб. Касаемо материалов, которые неявно нарушают закон, крупные социальные платформы за семь дней должны решать, насколько эти посты оскорбительны, и удалить их, если это потребуется. Нарушение этих сроков может привести к штрафам для юридических лиц до 50 млн. евро. Также в Германии может быть наложен штраф, если социальная сеть не выполняет свои обязательства по представлению отчетности или не полностью их соблюдает.
13. Вопрос: С какой целью в законопроекте установлена необходимость размещения на сайте сведений о владельце интернет-ресурса?
Ответ: Сегодня отсутствие на многих ресурсах сведений о владельце приводит к непрерывно растущему потоку обращений граждан и юридических лиц, которые, не располагая информацией о владельце интернет-ресурса, лишены возможности обратиться к нему за разрешением той или иной спорной ситуации. Наличие обозначенной в законопроекте информации даст возможность пользователям ресурса, государственным органам напрямую обращаться к владельцу ресурса с предложениями, жалобами, претензиями.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *