Закон о СМИ

Важнейшим положением российского Закона «О средствах массовой информации» стала отмена цензуры в СМИ. Отмена цензуры зафиксирована в статье 29 Конституции РФ.

Другим важным положением является норма статьи 5 Закона РФ о СМИ о том, что всё законодательство страны о средствах массовой информации состоит из самого Закона и издаваемых в соответствии с ним общероссийских и региональных актов. Это предполагает невозможность отклонения всех других нормативных правовых актов от духа и буквы положений Закона 1991 года. «Базовость» Закона о СМИ заключается и в том, что в нём содержатся основные понятия, используемые в правовом регулировании средств массовой информации. Кстати, это был один из первых отечественных законов, который имел отдельную статью (ст. 2) с формулировками используемых в его тексте понятий.

Первое из этих понятий, чрезвычайно для нас важное, – понятие средство массовой информации – это прежде всего форма: периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации. Список СМИ в этой формулировке открытый, его составляющие объединены общей характеристикой: «форма периодического распространения массовой информации». Это означает, что если появляются новые технологии периодического распространения массовой информации, то нет необходимости менять формулировку. Данное определение указывает на то, что СМИ являются объектом, а не субъектом права. Субъектами же выступают: редакция, журналист, издатель и др. Это позволяет, например, сохранить СМИ при отказе учредителя продолжать выпускать его в свет.

Под информацией закон понимает любые сообщения и материалы. Массовый характер информации говорит о её доступности для неограниченного круга лиц. Даже если то или иное издание нельзя купить в киоске в зоне его распространения, должна быть потенциальная возможность для всех желающих на него подписаться. Доступность для неограниченного круга лиц к тому или иному СМИ предполагает и доступность его цены для аудитории. Периодичность выхода СМИ в свет определена в той же статье 2 Закона о СМИ – «не реже одного раза в год».

Закон РФ «О средствах массовой информации» (о СМИ) 2018

При этом СМИ должно оставаться узнаваемым: иметь постоянное название, нумерацию, быть однотипно оформленным, но при этом не повторяться по содержанию. Массовая информация распространяетсячерез СМИ, что подразумевает обязательную продажу (подписку, доставку, раздачу) печатных изданий, трансляцию (вещание) теле- и радиопрограмм. Распространение массовой информации включает в себя понятие одновременности.

Другая важная формулировка Закона о СМИ – определение понятия журналиста. «Под журналистом понимается лицо, занимающееся редактированием, созданием, сбором или подготовкой сообщений и материалов для редакции зарегистрированного средства массовой информации, связанное с ней трудовыми или иными договорными отношениями либо занимающееся такой деятельностью по её уполномочию». Главное здесь – связь с редакцией. Если кто-то считает, что пишет гениальные репортажи или стихи, рассылает их по редакциям, будучи уверенным, что газета или журнал их обязательно опубликует, это вовсе не значит, что он является журналистом, как и в том случае, если его материал издание всё же опубликует в разделе писем в редакцию. Но как только он становится связанным с редакцией любым договором (трудовым, авторским или др.), по которому обязуется редактировать, сочинять материалы, готовить фоторепортажи и т.п. – даже если обязательства по данному договору им не будут выполнены, – он всё равно считается журналистом. При отсутствии договора (например, у внештатных авторов и корреспондентов) достаточным признаком для признания лица журналистом является документальное доказательство его связи с редакцией (ссылка в выходных данных издания, удостоверение, выданное редакцией, и т.п.).

Закон РФ «О СМИ» принят 27.12.1991-состоит из разделов:
Общие положения
Организация деятельности средств массовой информации
Распространение массовой информации
Отношения средств массовой информации с гражданами и организациями
Права и обязанности журналиста
Межгосударственное сотрудничество в области массовой информации
Ответственность за нарушение законодательства о средствах массовой информации

47. Права и обязанности журналистов согласно Закону РФ «О СМИ»

Статья 47. Права журналиста

Журналист имеет право:

1) искать, запрашивать, получать и распространять информацию;

2) посещать государственные органы и организации, предприятия и учреждения, органы общественных объединений либо их пресс-службы;

3) быть принятым должностными лицами в связи с запросом информации;

4) получать доступ к документам и материалам, за исключением их фрагментов, содержащих сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну;

5) копировать, публиковать, оглашать или иным способом воспроизводить документы и материалы при условии соблюдения требований части первой статьи 42 настоящего Закона;

6) производить записи, в том числе с использованием средств аудио- и видеотехники, кино- и фотосъемки, за исключением случаев, предусмотренных законом;

7) посещать специально охраняемые места стихийных бедствий, аварий и катастроф, массовых беспорядков и массовых скоплений граждан, а также местности, в которых объявлено чрезвычайное положение; присутствовать на митингах и демонстрациях;

8) проверять достоверность сообщаемой ему информации;

9) излагать свои личные суждения и оценки в сообщениях и материалах, предназначенных для распространения за его подписью;

10) отказаться от подготовки за своей подписью сообщения или материала, противоречащего его убеждениям;

11) снять свою подпись под сообщением или материалом, содержание которого, по его мнению, было искажено в процессе редакционной подготовки, либо запретить или иным образом оговорить условия и характер использования данного сообщения или материала в соответствии с частью первой статьи 42 настоящего Закона;

12) распространять подготовленные им сообщения и материалы за своей подписью, под псевдонимом или без подписи.

Журналист пользуется также иными правами, предоставленными ему законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации.

Статья 48. Аккредитация

Редакция имеет право подать заявку в государственный орган, организацию, учреждение, орган общественного объединения на аккредитацию при них своих журналистов.

Аккредитованный журналист имеет право присутствовать на заседаниях, совещаниях и других мероприятиях, проводимых аккредитовавшими его органами, организациями, учреждениями, за исключением случаев, когда приняты решения о проведении закрытого мероприятия.

Статья 49. Обязанности журналиста

Журналист обязан:

1) соблюдать устав редакции, с которой он состоит в трудовых отношениях;

2) проверять достоверность сообщаемой им информации;

3) удовлетворять просьбы лиц, предоставивших информацию, об указании на ее источник, а также об авторизации цитируемого высказывания, если оно оглашается впервые;

4) сохранять конфиденциальность информации и (или) ее источника;

5) получать согласие (за исключением случаев, когда это необходимо для защиты общественных интересов) на распространение в средстве массовой информации сведений о личной жизни гражданина от самого гражданина или его законных представителей;

6) при получении информации от граждан и должностных лиц ставить их в известность о проведении аудио- и видеозаписи, кино — и фотосъемки;

7) ставить в известность главного редактора о возможных исках и предъявлении иных предусмотренных законом требований в связи с распространением подготовленного им сообщения или материала;

8) отказаться от данного ему главным редактором или редакцией задания, если оно либо его выполнение связано с нарушением закона;

9) предъявлять при осуществлении профессиональной деятельности по первому требованию редакционное удостоверение или иной документ, удостоверяющий личность и полномочия журналиста;

10) соблюдать запрет на проведение им предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума при осуществлении профессиональной деятельности.

Журналист несет также иные обязанности, установленные законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации.

При осуществлении профессиональной деятельности журналист обязан уважать права, законные интересы, честь и достоинство граждан и организаций.

Государство гарантирует журналисту в связи с осуществлением им профессиональной деятельности защиту его чести, достоинства, здоровья, жизни и имущества как лицу, выполняющему общественный долг.

Статья 51. Недопустимость злоупотребления правами журналиста

Дата публикования: 2015-06-12; Прочитано: 1450 | Нарушение авторского права страницы

В Петровские времена и даже ранее, во времена Ивана Грозного были документы, регламентирующие деятельность переписчиков книг (библии), которые при переписке допускали ошибки и даже добавляли что-то от себя. Оттуда пошла первая цензура — духовная. Она самая старая и самая жестокая. Сохранилась духовная цензура до 1917 года. Кроме того, была цензура иностранная (все, что переводилось на русский язык и привозилось из-за рубежа). В то время сформировались два вида цензуры:

1. Предварительная (разрешающая)

Закон РФ «О СМИ» РФ 2018 года (№ 2124-1 2018)

Последующая (карательная)

Манифест 1905 года вводил свободу слова. Ослабление рычагов контроля (в том числе и цензурного), дало возможность печати развиваться.

В советское время руководители страны спекулировали на положении печати в царское время. Обещали свободу слова, но уже 26 октября вышел декрет о печати. Буржуазные газеты были закрыты, частные типографии национализированы. Журналисты стали выходить из рядов рабочих и крестьян. В 1922 году при ВКП(б) был организован политический отдел и сектор по печати, введена предварительная цензура (Главлит), имеющая свои отделения на местах (Облит). Где их не было — редактор выполнял функции цензора.

После войны, когда вышла декларация 1948 года о правах человека и гражданина, где были и гуманитарные части, в Советском Союзе стали подумывать (в 1965 году) о принятии Закона о печати. Суслов, воспользовавшись событиями в Чехословакии, отказался от его принятия. И только с приходом к власти Горбачева (1984 год) стал разрабатываться закон о печати. Появился «Закон о печати и других средствах массовой информации», который отменял цензуру и разрешал частным лицам учреждать издания. Максимально демократичный закон. Затем в 1991 году был принят новый закон.

История российского права – это история цензуры. Закона о печати в прежние времена не было. Но существовали постановления ЦК партии и Верховного Совета. Закон 1990 года отменил цензуру, разрешил учреждать СМИ физическим лицам.

Российское право о СМИ полинормативное. Много законов регулируют деятельность СМИ. Закон о СМИ – основа (7 глав).

4 уровня права о СМИ.

1. Международное

2. Конституционное

3. Законодательные (подзаконные) акты.

4. Ведомственные

Международные – декларация прав человека, Европейская конвенция.

Законодательное – закон о государственной тайне, Информации и информатизации (отменен), Об авторском праве и смежных правах (защищается еще и Гражданским кодексом РФ, вступит в силу с июля). Есть право субъектов федерации, законы, регулирующие СМИ (В Ростовской области – об экономической поддержке газет и журналов, в Татарстане – о защите чести и достоинства президента).

Ведомственный уровень – инструкции и распоряжения, принимаемые министерствами, департаментами и так далее. Принцип – нижестоящие не должны противоречить вышестоящим (тогда приводят в соответствие с федеральным законодательством, многие отменяют).

Конституционное законодательство широко распространено в странах Европы (отсюда – «континентальное»).

В массово-информационной области действуют общая для всей правовой системы иерархия нормативных документов. Принципиальные основы законодательства о СМИ содержатся в Конституции РФ: свобода мысли и слова, запрет на антигуманную пропаганду в различных ее проявлениях, беспрепятственное движение информации, запрет на цензуру (ст. 29), идеологический плюрализм (ст. 13), неприкосновенность частной жизни (ст. 23 и 24), свобода творчества (ст. 44) и др.

Закон РФ «О средствах массовой информации» защищает редакции от принудительного воздействия извне и вмешательства в производственный процесс, описывает механизмы взаимодействия редакций с государством, учредителями и издателями, источниками информации и гражданами, гарантирует журналисту защиту его чести, достоинства, здоровья, жизни и имущества и предоставляет ему личную независимость в творческом и гражданском отношениях, формулирует права и обязанности журналиста. Некоторые дополнения к тексту были сделаны уже в 1995 г., и, вероятно, появятся новые уточнения, подсказанные опытом работы.

В структуру отраслевого права входят федеральные документы, так или иначе затрагивающие сферу массовой информации. Назовем самые заметные среди них: «О государственной тайне» (1993), «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации» (1994), «Об информации, информатизации и защите информации» (1995), «О рекламе» (1995), Гражданский и Уголовный кодексы и др. Постепенно формируется практика согласования различных законоположений, без чего невозможно добиваться реализации каждого из них. Отдельные нормы, которые лаконично представлены в Законе «О средствах массовой информации», получают подробное толкование в специальных правовых актах. Так, короткое упоминание об обязанности СМИ направлять бесплатные экземпляры изданий в библиотеки и другие хранилища как бы развертывается в Законе «Об обязательных экземплярах документов». Статья 42 («Авторские произведения и письма») подкрепляется действием глубоко детализированного Закона «Об авторском праве и смежных правах» и т.д.

Закон «О средствах массовой информации»

Принят 27 декабря 1991 года.

Глава I. Общие положения.

Свобода массовой информации, которая не подлежит ограничениям.

Основные понятия о средствах массовой информации (что понимается под СМИ, периодическим изданием, теле-радио-видеопрограммами, редакцией, журналистом, издателем, распространителем и т.д.).

Недопустимость цензуры, злоупотребления свободой массовой информации.

Глава II. Организация деятельности средств массовой информации.

Учредитель, регистрация СМИ, недопустимость повторной регистрации, заявление о регистрации, перерегистрация и уведомление, освобождение от регистрации, отказ в регистрации и так далее. Прекращение и приостановление деятельности СМИ (решением учредителя либо через суд), возникновение прав и обязанностей (с момента регистрации СМИ). Статус учредителя, редакции. Ограничения, связанные с учреждением организаций, осуществляющих вещание (иностранные граждане и капитал). Устав редакции, статус издателя, договоры. Информагентства, иные средства массовой информации.

Глава III. Распространение массовой информации.

Порядок распространения, выход в свет (эфир), выходные данные, тираж, обязательные экземпляры.

Федеральная комиссия по телерадиовещанию (вырабатывает государственную политику в области лицензирования). Лицензии на вещание и их аннулирование. Искусственные помехи и хранение материалов радио- и телепередач, обязательные сообщения. Распространение рекламы (ссылка на Закон о рекламе). Эротические издания (передачи с 23 до 4 часов, продажа – в запечатанных упаковках, с специально предназначенных местах).

Глава IV. Отношения СМИ с гражданами и организациями.

Право на получение информации (которое имеют граждане). Запрос информации (направляет редакция). Отказ в предоставлении информации (если содержит охраняемую законом тайну) и отсрочка (7 дней, если не представлено уведомление). Конфиденциальная информация (охраняется редакцией до решения суда). Авторские произведения и письма, право на опровержение и его порядок, основания отказа, право на ответ.

Глава V. Права и обязанности журналиста.

Права журналиста (искать, запрашивать, получать информацию, право доступа к официальным лицам и документам, произведения записей, проверять достоверность, отказаться от подготовки материала или подписи под ним), аккредитация, обязанности журналиста (соблюдать устав редакции, проверять достоверность информации, сохранять конфиденциальность источника, предъявлять удостоверение). Скрытая запись (допускается для защиты общественных интересов или по решению суда). Недопустимость злоупотребления правами журналиста, специальный статус (распространяется на штатных и внештатных авторов).

Глава VI. Межгосударственное сотрудничество в области массовой информации.

Межгосударственные договоры и соглашения, распространение зарубежной информации, зарубежные корреспонденты.

Глава VII. Ответственность за нарушение законодательства о СМИ.

Возложение ответственности, освобождение от ответственности, ответственность за ущемление свободы массовой информации и злоупотребление ею, ответственность за иные нарушения законодательства. Порядок обжалования, возмещение морального вреда.



Законодательная база Российской Федерации

22. Современное российское законодательство в сфер

Олеся Блокдва

22.      Современное российское законодательство в сфере СМИ.
Необходимость в правовом регулировании свободы массовой информации, в обмене информацией, в обеспечении граждан общественно значимой информацией и других вопросов в данной сфере возникла с возрастанием роли и места информации в обществе. Исследование правовых основ регулирования деятельности средств массовой информации представляется целесообразным начать с рассмотрения истории правового регулирования функционирования средств массовой информации в России.
Изучение нормативных правовых актов о деятельности печати и других средств массовой информации в их историческом развитии способствует уточнению современных представлений о месте и роли средств массовой информации в обществе, о пределах и возможностях государственного участия в информационных процессах, а также закономерностях и циклах развития отношений государства и средств массовой информации.
В 1702 г. Петр I издал Именной Указ об основании в России газеты для печатания там информации «о заграничных и внутренних происшествиях». Тем самым государь предпринял первую попытку предотвратить злоупотребление печатным словом путем установления контроля над выпуском газеты. Не желая видеть на страницах газет и журналов критику в свой адрес, правительство использовало законодательство о средствах массовой информации для ограничения свободы слова. В связи с этим, законодательство о СМИ в России развивалось в первую очередь как «цензурное» право.
Полномочия цензуры продолжали расширяться при Павле I. В 1797 году он предписывает все книги, кажущиеся сомнительными представлять на рассмотрение Совету его императорского величества. Остальная цензура вверяется 3-му департаменту Сената. Так, учреждается новая цензурная инстанция – литература подвергается непосредственному надзору правительства. Под влиянием внешних обстоятельств – революции во Франции, представлявшей своими идеями, в том числе с помощью прессы, угрозу существованию царской России – Павел I организовывает цензурные учреждения во всех портовых городах. Позже он запрещает ввоз из-за границы каких бы то ни было печатных изданий и музыкальных нот. Период правления Павла I явился самым трудным для развития отечественной периодики и книгоиздания.
С вступлением на престол Александра I в общественной жизни России наблюдается некоторое оживление, положение прессы и литературы несколько смягчается. Ведение цензурой было передано Министерству просвещения. В 1804 г. был принят Устав о цензуре, который сохранял предварительную цензуру, но разрешал толковать спорные вопросы в выгодном для автора свете. Несоблюдение требований Устава преследовалось в судебном порядке. Но механизм судебной защиты отсутствовал, что нередко приводило к произволу.
Николай I в 1826 г. ввел новый устав о цензуре, который прозвали «чугунным». В отличие от Устава 1804 г. в нем была запрещено пропускать печать текст, который можно было бы истолковать двояко. Запрещено было обозначать точками места, откуда цензорами была вычеркнута часть текста. В 1828 г. в новый устав были внесены некоторые изменения, но поскольку формулировки различных понятий были расплывчаты, цензорам не составляло труда интерпретировать их в свою пользу. В 30-е гг. вводиться ряд дополнительных ограничений в области печатного слова. С 1832 г. разрешения на новые издания могут выдавать только царь. В 1836 г. министр просвещения Уваров издает циркуляр о том, что «представление о дозволении новых периодических изданий на некоторое время запрещается».
В 1865 г. в России был принят первый закон о печати, который носил временный характер и назывался «Временные правила о печати». По своему содержанию реформа печати была либеральной – отменялась предварительная цензура для столичныхжурналов и газет, книг объемом более 10 печатных листов. Общее наблюдение за периодической печатью передавалось из Министерства просвещения в Министерство внутренних дел. Устанавливалась ответственность печати перед судом.
В 1882 г. были введены новые Временные правила, утвердивший полный административный контроль над прессой. Совещанию четырех министров было предоставлено право прекращать издание любого периодического органа, лишать издателей и редакторов продолжать деятельность, если она будет признана «вредной».
После первой русской революции специальный указ от 24 ноября 1905 г. декларировал устранение административного вмешательства в дела прессы, восстанавливался порядок судебной ответственности за нарушения в печати. Вместе с тем, главное управление по делам печати при МВД и полиции имело право конфисковать номера, приостановить неугодные издания, закрыть типографии.
Война 1914 г. внесла существенные коррективы в положение печати. С самого начала военных действий правительством была введена военная цензура, которая распространялась на все фронтовые и прифронтовые губернии. Деятельность военных корреспондентов была строго регламентирована.
Таким образом, можно отметить, что законодательство о СМИ Российской империи носило преимущественно запретительный характер. Иного, при отсутствии политических свобод в стране и быть не могло.
Хотя большевистские издания в свое время весьма пострадали от цензуры, когда сами большевики пришли к власти, то они в течение нескольких месяцев фактически в том же ключе решили судьбу прессы. Одним из первых декретов Совета Народных Комиссаров был Декрет о печати от 27 октября 1917 г. Декрет устанавливал порядок закрытия тех органов прессы, которые призывают к открытому сопротивлению или неповиновению Рабочему и Крестьянскому правительству, сеют смуту, призывают к деяниям явно преступного, т.е. уголовно наказуемого характера. С этой формулировкой были закрыты все контрреволюционные газеты, а их типографии были реквизированы и переданы большевистским изданиям.
21 ноября 1917 г. был подписан второй важный документ в области СМИ – «Декрет о введении государственной монополии на объявления». Это означало, что все издания негосударственного типа лишались доходов и, соответственно, возможности существования.
10 февраля 1918 г. был утвержден «Декрет о революционном трибунале печати», согласно которому «преступления и проступки против народа, совершаемые путем использования печати» поступали в ведение Революционного трибунала печати. 3 апреля 1918 г. было принято «Постановление Президиума ВЦИК об обязанности газет печатать все декреты и распоряжения ВЦИК и СНК, а также распоряжения и приказы местных Советов».
После принятия Конституции РСФСР 1918 г. в отечественной правовой системе сложилась традиция рассматривать деятельность печати исключительно с классовых позиций. Средства массовой информации должны были выполнять роль коллективного агитатора и организатора. В этих условиях законодательное оформление отношений прессы с государством и обществом не было в интересах правящей партии.
Конституция СССР 1977 г. хотя и гарантировала свободу печати, юридическое содержание понятие «свобода печати» не определялось. На практике законодательные нормы, которые должны были гарантировать свободу печати, использовались с целью борьбы с инакомыслием, в частности, с диссидентами. Первая попытка законодательного определения понятия «свобода печати» была предпринята в первой статье Закона СССР «О печати и других средствах массовой информации» от 12 июня 1990 года. В нем была зафиксировано, что «Печать и другие средства массой информации свободны.
Свобода слова и свобода печати, гарантированные гражданам Конституцией СССР, означали право высказывания мнений и убеждений, поиска, выбора, получения и распространения информации и идей в любых формах, включая печать и другие средства массовой информации. Сформулированное таким образом понятие свободы печати включало три компонента: свободу средств массовой информации, право граждан на свободу слова в СМИ и недопустимость цензуры.
Подведем небольшие итоги: во-первых, советское законодательство о СМИ, сохранив во многом запретительный характер, нацеливало одновременно их на другую, более активную роль – быть агитатором и пропагандистом коллективных действий. Во-вторых, будучи декларировано демократическим это законодательство не предусматривало реализацию демократических идей на практике.
Эти недостатки были в основном преодолены в российском Законе «О средствах массовой информации» от 27 декабря 1991 года, в котором дано более развернутое понятие цензуры. Также в этом законе объем полномочий субъектов информационных отношений определялся по принципу «все, что не запрещено, то – разрешено».
Конечно, в статье 1 российского Закона о СМИ лишь намечены контуры понятия свободы массовой информации, раскрытие которого происходит на протяжении всего законодательного текста. Однако зафиксировано главное: свобода информации, право частной собственности на средства массовой информации, свобода экономической деятельности в сфере массовой информации.
Изменение политического строя в нашей стране предопределило и характер изменений в законодательстве о СМИ. В новых условиях свобода является главным условием функционирования СМИ в правовом государстве. Без нее невозможен диалог между индивидов, обществом и властью. По-новому выстраиваются и отношения СМИ с государством, о чем пойдет речь в следующем разделе.
2.1 Конституционные гарантии свободы массовой информации

Институт массовой информации – важнейший институт информационного права. Этим институтом регулируются информационные отношения, возникающие при производстве и распространении массовой информации.
Свобода массовой информации гарантируется Конституцией РФ. Институт массовой информации, как и институт интеллектуальной собственности, базируется как на правовом фундаменте на основной информационной конституционной норме.
Согласно п. 4 ст. 29 каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Это означает, что производство массовой информации, как и любых других видов информации, открыто. Ограничения в распространении информации ограниченного доступа могут вводиться только федеральным законом.
Гарантия свободы производства, передачи и распространения массовой информации закрепляются п. 5 ст. 29. Этой же статьей запрещается цензура.
Конституция РФ вводит ограничения при распространении массовой информации, распространение которой нарушает интересы личности, общества и государства: Запрещена пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства (п. 2 ст. 29).
Эти ограничения на распространение информации, «опасной» для личности, общества, государства, основаны на предписании, содержащемся в п. 3. ст. 55 Конституции РФ: «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства».
Конституция РФ (п. 2 ст. 29) гарантирует также защиту каждого от принуждения в выражении собственных мнений и убеждений: «Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них».
Эта норма, в частности, устанавливает недопустимость насильственного получения журналистами сведений от их источников и запрещает распространять такую информацию.
Важнейшими для развития института массовой информации являются следующие нормы Конституции РФ. Согласно п. 3 ст. 15 любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Это означает необходимость официального опубликования законов, в том числе и средствами массовой информации на всех уровнях их принятия. Неопубликованный официально закон не действует и его нормы не могут применяться для разрешения споров.
Норма п. 3 ст. 41 Конституции РФ обязывает должностных лиц передавать информацию об угрозе для жизни и здоровья людей, в том числе и для распространения средствами массовой информации.
По ст. 42 каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии. Эта норма является веским основанием для СМИ получать такую информацию от всех возможных источников и доводить ее до всеобщего сведения с целью вынуждения соответствующих субъектов к принятию мер, направленных на недопустимость экологических правонарушений.
Основным, системообразующим актом, регулирующим информационные отношения, является Закон РФ от 27 декабря 1991 г. «О средствах массовой информации». Нормы этого Закона применяются в отношении средств массовой информации, учреждаемых в РФ, а для создаваемых за ее пределами – лишь в части, касающейся распространения их продукции в Российской Федерации. Юридические лица и граждане других государств, лица без гражданства пользуются правами и исполняют обязанности, предусмотренные настоящим Законом, наравне с организациями и гражданами Российской Федерации, если иное не установлено законом.

© Copyright: Олеся Блокдва, 2013
Свидетельство о публикации №213040100669

Список читателей / Версия для печати / Разместить анонс / Заявить о нарушении

Другие произведения автора Олеся Блокдва

Рецензии

Написать рецензию

Другие произведения автора Олеся Блокдва

Нурсултан Назарбаев подписал Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам информации и коммуникаций», сообщается на сайте Акорды.

Как ранее отмечал министр информации и коммуникаций Даурен Абаев, закон представляет целый комплекс изменений, направленных на развитие сразу трёх отраслей: информации, связи и информатизации.

Основные направления поправок в Закон о СМИ включают:

  • Дальнейшее формирование качественной законодательной базы для развития СМИ. В целях снижения административной нагрузки и обеспечения соразмерности санкций законопроектом планируется исключить такие виды наказаний как конфискация тиража и приостановление деятельности СМИ за незначительные нарушения.

    Характеристика закона РФ о СМИ

    Вместе с тем расширяется перечень оснований, по которым СМИ освобождаются от ответственности за распространение недостоверной информации.

  • Организацию взаимодействия казахстанцев со СМИ. Предусмотрено ограничение на публикацию в СМИ изображения и любой информации, позволяющей идентифицировать ребёнка, пострадавшего в результате противоправных действий. Также планируется изменить порядок досудебного урегулирования споров, возникших при публикации недостоверной информации.
  • Определение в каждом госоргане уполномоченного лица или подразделения по взаимодействию со СМИ с чётко очерченным функционалом. Предусматривается, что данные лица или структуры будут подчиняться напрямую первому руководителю. Такие механизмы позволят усилить роль действующих пресс-секретарей и пресс-служб.
  • Регламентирование процесса предоставления информации средствам массовой информации по их устным и письменным запросам с указанием сроков, формы и порядка. Расширяется понятие «официальное сообщение».

Новый закон обязывает журналистов проверять достоверность информации перед публикацией, получать официальные комментарии.

В законе комплексно предложены нормы, направленные на реализацию программы «Цифровой Казахстан». Также имеются нормы, направленные на совершенствование процессов проектирования, создания и экспертизы государственных информационных систем.

Концепция к проекту закона была вынесена на интернет-обсуждение в сентябре 2016 года, чтобы в документ смог внести поправки любой желающий. Ранее Даурен Абаев пояснял, что закон направлен на серьёзные изменения в сфере информации. По его мнению, документ затрагивает интересы широких профессиональных групп и общественности в целом.

На стадии законопроекта предложенные поправки вызвали широкий резонанс и споры в обществе. В этом году министр информации и коммуникаций Даурен Абаев неоднократно выступал с разъяснениями и комментариями к изменениям в законе о СМИ.

Оценку законопроекту дал и эксперт ОБСЕ.

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter

Федеральные органы государственной власти;

Государственные унитарные предприятия и государственные учреждения федеральной собственности (в случае указания в учредительных документах на право использования печати с воспроизведением изображения Государственного герба РФ);

Образовательные учреждения (кроме дошкольных), имеющие государственную аккредитацию, выдающие документы государственного образца о полученном образовании (в соответствии со ст. 1 и п. 2 ст. 27 Закона РФ от 10.07.92 № 3266-1 «Об образовании»);

Предприятия и организации, имеющие в соответствии с законами РФ, постановлениями Правительства РФ и указами Президента РФ государственный статус.

В том же Федеральном конституционном законе оговорено (ст. 8): «Гербы (геральдические знаки) субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, общественных объединений, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности не могут быть идентичны Государственному гербу Российской Федерации. Государственный герб Российской Федерации не может быть использован в качестве геральдической основы гербов (геральдических знаков) субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, общественных объединений, предприятий, учреждений и организаций».

Постановление Правительства РФ от 27.12.95 № 1268 «Об упорядочении изготовления, использования, хранения и уничтожения печатей и бланков с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации» и ГОСТ Р 6.30-97 «УСД.

ФЗ «О средствах массовой информации»

УСОРД. Основные требования к оформлению документов» регламентируют указанный порядок следующим образом. Изготовление печатей с изображением Государственного герба РФ, с изображением гербов субъектов РФ, городов и районов должно осуществляться только полиграфическими и штемпельно-граверными предприятиями, имеющими лицензии на соответствующий вид деятельности и сертификаты о наличии технических и технологических возможностей для изготовления указанного вида продукции на должном качественном уровне. Нормы вышеназванных нормативных правовых актов применяются при разработке правил изготовления, применения, хранения, уничтожения печатей органами власти и управления субъектов РФ, органами местного самоуправления, организациями и их объединениями независимо от организационно-правовой формы и вида деятельности.

3. Подделка, изготовление поддельных документов, штампов, печатей, бланков

Статья 327 УК РФ. Подделка, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей бланков.

1. Подделка удостоверения или иного официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, в целях его использования либо сбыт такого документа, а равно изготовление в тех же целях или сбыт поддельных государственных наград Российской Федерации, РСФСР, СССР, штампов, печатей, бланков, — наказываются ограничением свободы на срок до трех лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

2. Те же деяния, совершенные неоднократно, — наказываются лишением свободы на срок до четырех лет.

3. Использование заведомо подложного документа — наказывается штрафом в размере от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до двух месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев.

Комментарий к статье 327:

1. Предметом преступления, предусмотренного ч.1 комментируемой статьи, является официальный документ (в том числе удостоверение), предоставляющий права или освобождающий от обязанностей, либо государственная награда (орден, медаль и т. п.), либо штамп, печать или бланк.

2. О понятии официальных документов, предоставляющих права или освобождающих от обязанностей, см. комментарий к ст. 324.

3. Удостоверением является любое удостоверение личности физического или юридического лица (паспорт, трудовая, пенсионная или орденская книжка, водительские права, лицензия на право заниматься предпринимательской деятельностью, устав или учредительный договор юридического лица и т. п.)

4. О понятии государственной награды (ордена, медали и т. п.) см. комментарий к ст. 48.

5. О понятии штампа, печати см. комментарий к ст. 325.

6. Бланк — лист бумаги, на котором каким-либо способом (чаще всего типографским) произведены оттиски со штампов или напечатаны отдельные фрагменты документов.

7. Подделкой или подлогом документа, награды, штампа, печати, бланка являются: (1) полное составление заведомо ложного документа либо полное изготовление поддельной награды, штампа, печати, бланка; (2) полное или частичное изменение подлинного документа, награды, штампа, печати, бланка (т. е. изменение текста, числа, номера путем переправки букв, слов, фраз, цифр, перестановки их, вставки, добавления, подчистки и вытравливания с последующим обозначением на подчищенных или вытравленных местах других слов, фраз, цифр или без этого, удалением или подклейкой частей документа и т. п.)

8. Ответственность по ст. 327 наступает также за сбыт этих предметов путем продажи, обмена либо безвозмездного их отчуждения (см. комментарий к ч. 1 ст. 326).

9. Преступление является оконченным по завершении подделки (изготовления) или сбыта поддельных предметов преступления, т. е. отчуждения их в пользу другого лица.

10. О понятии неоднократности см. комментарий к ст. 16.

11. Для квалификации по ч. 3 комментируемой статьи необходимо, чтобы лицо знало, что используемый им документ является подложным. При наличии признаков других преступлений (например, мошенничества или вымогательства) лицо несет ответственность по совокупности ст. 327 и статей УК, предусматривающих эти преступления (или приготовление к ним, или покушение на них).

12. Предусмотренные комментируемой статьей действия могут быть совершены только с прямым умыслом. Признаком субъективной стороны является также (для ч. 1 и ч. 2) указанная в диспозиции ч. 1 цель.

13. Ответственность за совершенное преступление может нести лицо, достигшее 16 лет

4. Что делать если печать потеряна или украдена?

Пропажа печати всегда неприятное событие. А ее кража тем более, поскольку это может «аукнуться» в будущем. Например, когда какая-либо организация начнет предъявлять претензии, показывая договор, заверенный якобы вашей печатью.

После обнаружения кражи необходимо обратиться в милицию с соответствующим заявлением. Нелишним будет предоставить в милицию и пример оттиска печати (можно сделать копию какого-либо документа, заверенного ею). В дальнейшем заявление позволит получить справку из милиции, которая подтвердит факт кражи и поможет доказать невиновность фирмы, если кто-либо пожелает воспользоваться похищенной печатью. Кроме того, заявление о похищении надо также представить в банк. Ведь именно там хранятся основные денежные средства организации. Как правило, действия лиц, получивших возможность распоряжаться печатью, направлены на снятие или перевод денег с расчетного счета. И тут все зависит от скорости. Чем быстрее вы сообщите о краже в банк, тем меньше у похитителей шансов воспользоваться украденным. Кроме того, работники банка вполне могут помочь и в задержании преступников, если, конечно, вовремя будут уведомлены о случившемся.

Чтобы оградить себя от претензий будущих жертв мошенников, можно дать объявление о краже в СМИ. Например, если люди, похитившие печать, заключают договоры с третьими лицами и получают по ним деньги. И хотя маловероятно, что ваше объявление прочитают, однако в этом случае будет легче отгородиться от претензий. Вы сможете смело заявить, что соблюли все возможные меры предосторожности. А значит, ответственности можно избежать.

Работать долго без печати фирма не сможет. Поэтому после разбирательств с правоохранительными структурами нужно заказать новую печать. Более рациональным будет лучше если новая печать будет отличаться от старой. При этом Вам потребуется сообщить о новой печати в налоговую и внебюджетные фонды, оформить в новую карточку с образцами подписей и оттиска печати в банке, о новой печати можно сообщить своим партнерам (это позволит исключить конфликтные ситуации при появлении лиц, имеющих на руках доверенности со «старыми» печатями).

5. Нужно ли регистрировать печать?

Специально регистрировать удостоверительные печати на сегодняшний день не требуется.

В Федеральном законодательстве нет требований об обязательной регистрации печатей в каких-либо реестрах (собственно, и нигде, кроме Москвы, никакой регистрации печатей не существует).

В 2002 году Министерство по налогам и сборам занялось перерегистрацией и регистрацией фирм. Налоговики решили не связываться с печатями. В частности, столичное Управление МНС разослало в инспекции письмо с грифом «ДСП» («Для служебного пользования»), в котором говорилось о том, что в налоговом законодательстве не рассматривается вопрос о печатях. Поэтому и налоговиков он не волнует.Налоговая служба находится в федеральном подчинении и ей мэр города — не указ. С тех пор налоговики вообще перестали обращать внимание на регистрацию печатей.

Во всех налоговых инспекциях, в том числе и московских, заявили, что регистрация — не обязательна.

Законодательные акты и нормативные требования
к факсимиле.

Выдержка из п. 2 ст. 160 Гражданского кодекса РФ:

Использование при совершении сделок факсимильного воспроизведения подписи с помощью средств механического или иного копирования, электронно-цифровой подписи либо иного аналога собственноручной подписи допускается в случаях и в порядке, предусмотренных законом, иными правовыми актами или соглашением сторон».

ГК РФ позволяет использовать факсимиле только в случаях, когда об этом специально упомянуто в договоре. Но в соответствии с п. 3 ст. 2 ГК РФ к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговыми другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.

согласно п. 2 ст. 9 Закона «О бухгалтерском учете» первичные учетные документы принимаются к учету лишь в случае содержания в них личных подписей лиц, ответственных за совершение хозяйственных операций и правильность их оформления. К таким документам относятся накладные, счета-фактуры, путевые листы и прочие оправдательные документы, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Налоговая служба дает по данному вопросу следующие разъяснения в Письме от 01.04.2004 № 18-0-09/000042@. В нем сказано, что факсимиле не допускается использовать на доверенностях, платежных документах, других документах, имеющих финансовые последствия. Аналогичная позиция изложена в Письме от 26.10.2005 № 03-01-10/8-404 Министерства финансов РФ.

Судебная же практика по данному вопросу довольно противоречива. Так, в Постановлении ФАС СКО от 23.04.2008 № Ф08-2039/2008 указывает следующее: наличие факсимильного оттиска подписи руководителя организации-поставщика в счете-фактуре не нарушает п. 6 ст. 169 НК РФ и при выполнении иных условий ст. ст. 171, 172 НК РФ не может служить основанием для отказа в налоговом вычете по НДС.

Т.е. самым разумным представляется использование факсимиле на документах не предусматривающих материальную ответственность. Однако, если контрагент согласен принять факсимиле в качестве подписи, то по Гражданскому кодексу Российской Федерации документ будет иметь такую же юридическую силу как и с обычной подписью.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *