Закон о статусе депутата

Содержание

Описание ФЗ «О статусе депутата Государственной Думы и Совета Федерации»

Настоящий ФЗ-3 перечисляет обязанности, права и ответственность участника Совета Федерации и депутата Государственной Думы. Если они осуществляют выданные им полномочия, члены власти должны придерживаться условиям предоставления социальных и правовых гарантий. Федеральный закон «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Думы Федерального Собрания Российской Федерации» был принят 8 мая 1994 года. 7 июня 2017 года при последней редакции были внесены изменения. Содержит 4 главы и 45 статей.

Краткое содержание Федерального закона №3:

  • Глава 1 — описывает общие положения о статусе уполномоченного лица;
  • Глава 2 — перечисляет гарантии деятельности депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации;
  • Глава 3 — предусматривает ответственность в случае нарушения действующего Федерального закона;
  • Глава 4 — Описывает заключительные положения статуса.

Скачать ФЗ «О статусе члена Совета»

Член Совета Федерации — представитель, отправленный от субъекта РФ. Уполномочен осуществлять законодательные и другие полномочия действующего статуса. Они прописываются в Конституции РФ и в настоящем Федеральном законе.

Депутат Государственной Думы — представитель народа, который был избран в соответствии с федеральным законом «О выборах в Государственную Думу». Если человек наделен гражданством иностранного государства, видом на жительство или другим документом, по действующему статусу он не может стать участником Думы.

Чтобы скачать последнюю редакцию закона «О статусе членов государственной власти» с внесенными изменениями, дополнениями и поправками, перейдите по .

Изменения в ФЗ 3 «О статусе депутатов»

Как уже говорилось выше, последняя редакция ФЗ «О Государственной Думе и Совете Федерации» датирована 7 июня 2017 года. В частности, были изменены следующие статьи:

Статья 34

Ч 1 ст 34 была изложена в обновленной редакции. Если человеку со статусом депутата Государственной Думы или члена Совета Федерации на момент приобретения полномочий негде жить, в течение трех месяцев ему предоставляется жилье в Москве. В квартире или частном доме должно находиться все необходимое для комфортного проживания. Подробный список предусматривается в жилищном законодательстве. Предметы, которые необходимы для проживания, устанавливаются контролируемым органом.

Статья 38 «О статусе членов государственной власти»

В ч 1 второе предложение дополнено следующими словами «или распоряжения уполномоченного им заместителя руководителя аппарата соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации».

Часть третья дополнена словами «или распоряжением уполномоченного им заместителя руководителя аппарата соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации».

Статья 40

В ч 4 после слов «соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации» дополняется следующими словами «или распоряжением уполномоченного им заместителя руководителя аппарата соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации».

Ниже рассмотрены статьи «О статусе депутата», в которых не было внесено изменений при последней редакции. Однако в них содержатся важные аспекты, способствующие тщательному анализу законодательства.

Статья 3

В статье 3 описан срок действия статуса депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации. Срок полномочия начинается со дня избрания лица депутатом Думы. Исключением считаются случаи, которые предусматриваются в 4 статье настоящего Федерального закона.

Статья 6

В ст 6 определяются условия, при которых возможно осуществить полномочия в качестве статуса депутата Государственной Думы или члена Совета Федерации. Подобные лица обязаны осуществлять свою деятельность качественно и в соответствии с законодательством на постоянной основе.

Избранное лицо не может быть депутатом представительного органа государственной власти или органа местного самоуправления. Ему запрещается работать в муниципальной или государственной службе. Также предпринимательская или другая оплачиваемая должность должна быть запрещена. Исключением является занятие преподавательской, творческой или научной деятельностью. Однако подобная работа не должна финансироваться привлеченными иностранными денежными средствами.

Статья 23

В ст 23 описывается возмещение вреда, которое было причинено здоровью или жизни депутата Государственной Думы или члена Совета Федерации. Если подобное лицо утратило трудоспособность, ему выплачивается ежемесячная компенсация. Для расчета используется определенная формула. Размер — это разница между ежемесячным денежным вознаграждением депутата Государственной Думы в день выплаты компенсации и назначенная пенсия без переменных в виде страховых сумм. Если причиненный вред здоровью не совместим с жизнью, семье погибшего предоставляется ежемесячное материальное обеспечение.

Статья 38

В ст 38 описывается увольнение, а также прием на работу помощника депутата или члена Совета Федерации. Работник принимается на должность помощника в соответствии с законодательным положением «О государственной гражданской службе РФ». Присутствует возможность срочного заключения служебных контрактов на основе распоряжения руководителя аппарата соответствующей палаты Федерального собрания РФ. Если на работу принимаются другие помощники, с ними заключается срочный трудовой договор. Здесь уже учитывается Трудовой кодекс.

Федеральный закон «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 08.05.1994 N 3-ФЗ (последняя редакция)

8 мая 1994 года N 3-ФЗ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О СТАТУСЕ ЧЛЕНА СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ И СТАТУСЕ ДЕПУТАТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Список изменяющих документов

(в ред. Федеральных законов от 05.07.1999 N 133-ФЗ, от 12.02.2001 N 9-ФЗ, от 04.08.2001 N 109-ФЗ, от 09.07.2002 N 81-ФЗ, от 25.07.2002 N 116-ФЗ, от 10.01.2003 N 8-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 22.04.2004 N 21-ФЗ, от 19.06.2004 N 53-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 16.12.2004 N 160-ФЗ, от 09.05.2005 N 42-ФЗ, от 21.07.2005 N 93-ФЗ (ред. 12.07.2006), от 06.07.2006 N 105-ФЗ, от 25.07.2006 N 128-ФЗ, от 30.12.2006 N 277-ФЗ, от 30.01.2007 N 8-ФЗ, от 02.03.2007 N 24-ФЗ, от 12.04.2007 N 48-ФЗ, от 29.03.2008 N 30-ФЗ, от 27.10.2008 N 190-ФЗ, от 25.12.2008 N 274-ФЗ, от 09.02.2009 N 4-ФЗ, от 14.02.2009 N 21-ФЗ, от 12.05.2009 N 94-ФЗ, от 27.07.2010 N 212-ФЗ, от 28.12.2010 N 404-ФЗ, от 25.07.2011 N 263-ФЗ, от 20.10.2011 N 287-ФЗ, от 21.11.2011 N 329-ФЗ, от 12.11.2012 N 178-ФЗ, от 03.12.2012 N 231-ФЗ, от 03.12.2012 N 238-ФЗ, от 07.05.2013 N 102-ФЗ, от 02.07.2013 N 147-ФЗ, от 23.07.2013 N 209-ФЗ, от 12.03.2014 N 29-ФЗ, от 28.06.2014 N 191-ФЗ, от 21.07.2014 N 216-ФЗ, от 08.03.2015 N 23-ФЗ, от 29.06.2015 N 196-ФЗ, от 05.10.2015 N 285-ФЗ, от 03.11.2015 N 303-ФЗ, от 03.05.2016 N 140-ФЗ, от 23.05.2016 N 143-ФЗ, от 03.07.2016 N 311-ФЗ, от 19.12.2016 N 451-ФЗ, от 28.12.2016 N 505-ФЗ, от 07.06.2017 N 107-ФЗ, от 29.07.2017 N 227-ФЗ, от 12.11.2018 N 408-ФЗ, от 27.12.2018 N 561-ФЗ, с изм., внесенными Федеральными законами от 05.08.2000 N 113-ФЗ, от 23.12.2003 N 186-ФЗ, от 02.12.2013 N 350-ФЗ, от 06.04.2015 N 68-ФЗ (ред. 19.12.2016)) (см. Обзор изменений данного документа) Настоящий Федеральный закон определяет права, обязанности и ответственность члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (далее — член Совета Федерации, депутат Государственной Думы соответственно), их помощников, предусматривает основные правовые и социальные гарантии при осуществлении ими своих полномочий.

  • Глава I. Общие положения
    • Статья 1. Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы
    • Статья 2. Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы в системе государственных должностей Российской Федерации
    • Статья 3. Срок полномочий члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы
    • Статья 4. Досрочное прекращение полномочий члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы
    • Статья 5. Удостоверения и нагрудные знаки члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы
    • Статья 6. Условия осуществления членом Совета Федерации, депутатом Государственной Думы своих полномочий
    • Статья 7. Формы деятельности члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы
    • Статья 7.1. Фракции в Государственной Думе
    • Статья 8. Взаимоотношения депутата Государственной Думы с избирателями
    • Статья 9. Соблюдение этических норм членом Совета Федерации, депутатом Государственной Думы
    • Статья 10. Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, их супруг (супругов) и несовершеннолетних детей
    • Статья 10.1. Ответственность члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы за нарушение отдельных ограничений, запретов и неисполнение обязанностей
  • Глава II. Гарантии деятельности члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы
    • Статья 11. Право законодательной инициативы члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы
    • Статья 12. Участие члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы в заседании соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации, а также в заседании комитета, комиссии соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации, согласительной и специальной комиссии
    • Статья 13. Парламентский запрос
    • Статья 14. Запрос члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы (депутатский запрос)
    • Статья 15. Приглашение членов Правительства Российской Федерации и других должностных лиц на заседание соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации
    • Статья 16. Право члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы на прием в первоочередном порядке руководителями и другими должностными лицами
    • Статья 17. Право члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы на получение и распространение информации
    • Статья 18. Недопустимость вмешательства члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы в деятельность органов дознания, следователей и судов
    • Статья 19. Неприкосновенность члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы
    • Статья 20. Порядок получения согласия на лишение члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы неприкосновенности
    • Статья 21. Право члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы на отказ от дачи свидетельских показаний
    • Статья 22. Обязательное государственное страхование члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы
    • Статья 23. Возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы
    • Статья 24. Утратила силу
    • Статья 25. Гарантии трудовых прав члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы
    • Статья 26. Права депутата Государственной Думы в случае роспуска Государственной Думы
    • Статья 27. Обеспечение материально-финансовых условий для осуществления членом Совета Федерации, депутатом Государственной Думы своих полномочий
    • Статья 28. Ежегодный оплачиваемый отпуск члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы
    • Статья 29. Медицинское, бытовое и пенсионное обеспечение члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы
    • Статья 30. Предоставление члену Совета Федерации, депутату Государственной Думы служебного помещения
    • Статья 31. Использование членом Совета Федерации, депутатом Государственной Думы средств связи
    • Статья 32. Право члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы на транспортное обслуживание
    • Статья 33. Право члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы на внеочередное поселение в гостинице
    • Статья 34. Право члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы на обеспечение жилым помещением в городе Москве
    • Статья 35. Возмещение расходов, связанных с материальным обеспечением деятельности члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы
    • Статья 36. Дипломатический паспорт члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы
    • Статья 37. Помощники члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы
    • Статья 38. Прием на работу и увольнение с работы помощника члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы
    • Статья 39. Права и обязанности помощника члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы
    • Статья 40. Условия и порядок оплаты труда помощника члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, работающего по трудовому договору (контракту)
  • Глава III. Ответственность за невыполнение положений настоящего Федерального закона
    • Статья 41. Ответственность за создание препятствий в осуществлении деятельности члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы
    • Статья 42. Ответственность за неправомерное воздействие на члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, членов их семей и других родственников
    • Статья 43. Проявление неуважения к члену Совета Федерации, депутату Государственной Думы
  • Глава IV. Заключительные положения
    • Статья 44. Вступление настоящего Федерального закона в силу
    • Статья 44.1. Утратила силу
    • Статья 45. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом

Открыть полный текст документа

Глава I. Общие положения

Статья 1. Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы

Статья 2. Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы в системе государственных должностей Российской Федерации

Статья 3. Срок полномочий члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы

Статья 4. Досрочное прекращение полномочий члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы

Статья 5. Удостоверения и нагрудные знаки члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы

Статья 6. Условия осуществления членом Совета Федерации, депутатом Государственной Думы своих полномочий

Статья 7. Формы деятельности члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы

Статья 7.1. Фракции в Государственной Думе

Статья 8. Взаимоотношения депутата Государственной Думы с избирателями

Статья 9. Соблюдение этических норм членом Совета Федерации, депутатом Государственной Думы

Статья 10. Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, их супруг (супругов) и несовершеннолетних детей

Статья 10.1. Ответственность члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы за нарушение отдельных ограничений, запретов и неисполнение обязанностей

Понятие правового статуса парламентариев

Конституция РФ определяет Федеральное Собрание как единый орган государственной власти (ч. 1 ст. 11 и ст. 94).

Правовой статус парламентария — положение члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы, регламентированное нормами конституционного права. Его содержание охватывает широкий круг (систему) общественных отношений.

Правовой статус парламентариев закреплен в Конституции РФ и в Федеральном законе от 8 мая 1994 г. N 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» и в регламентах палат Федерального Собрания.

Правовая природа парламентария раскрыта в Федеральном законе «О статусе члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ». В ст. 1 этого закона сказано:

1. Членом Совета Федерации является представитель от субъекта РФ, уполномоченный в соответствии с федеральным законом о порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ осуществлять в Совете Федерации Федерального Собрания РФ (далее — Совет Федерации) законодательные и иные полномочия, предусмотренные Конституцией РФ и настоящим Федеральным законом.

2. Депутатом Государственной Думы является избранный в соответствии с федеральным законом о выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ представитель народа, уполномоченный осуществлять в Государственной Думе Федерального Собрания РФ (далее — Государственная Дума) законодательные и иные полномочия, предусмотренные Конституцией РФ и настоящим Федеральным законом.

3. Членом Совета Федерации, депутатом Государственной Думы не может быть гражданин РФ, имеющий гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства.

Замечание

То, что члены Совета Федерации представляют субъекты РФ, не вызывает сомнения. А вот можно ли считать, что каждый депутат Государственной Думы представляет народ страны? Все вместе депутаты Государственной Думы, как и все вместе члены Совета Федерации, безусловно, представляют весь народ страны. Это тоже бесспорно. Что же касаетсядепутатов Государственной Думы, избранных по общефедеральному округу по пропорциональной системе — по спискам, то каждый из них тоже представляет избирателей всей страны. А вот можно ли считать депутата Государственной Думы, избранного по мажоритарной избирательной системе по одномандатному округу, представителем всего народа страны? Вряд ли это будет точно. Правильнее сказать, что депутат Государственной Думы, избранный по одномандатному округу, представляет в Думе избирателей своего округа, а сама Государственная Дума является представительным органом всего народа страны, и действовать она должна в интересах всего народа.

Как быть депутату Государственной Думы, избранному по одномандатному округу, в том случае, если воля, интересы избирателей его округа расходятся с волей большинства избирателей всей страны? Является ли воля избирателей его округа обязательной для депутата?

При такой ситуации депутат не может и не должен отстаивать волю меньшинства только потому, что эта воля исходит от избирателей его округа. Профессор И.П.Ильинскийв беседе для вновь избранных депутатов говорил, что депутат должен заботиться о нуждах своих избирателей, «но, ограничиваясь только этим, можно незаметно для себя сойти с государственных позиций на местническую. Депутату следует помнить, что на его округе свет клином не сходится. Поэтому, ни на минуту не забывая о потребностях своих избирателей, нельзя противопоставлять их другим общественным потребностям».

Срок полномочий члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы

В соответствии с Федеральным законом от 3 декабря 2012 г. № 229-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» член Совета Федерации — представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ избирается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ на срок полномочий этого органа, а при формировании законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ путем ротации — на срок полномочий однократно избранных депутатов этого органа.

Член Совета Федерации — представитель от двухпалатного законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ избирается поочередно от каждой палаты на половину срока полномочий соответствующей палаты.

Представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти субъекта РФ назначается высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) на срок его полномочий. Прекращаются полномочия члена Совета Федерации по должности со дня прекращения его полномочий в качестве главы законодательного (представительного) или главы исполнительного органа государственной власти субъекта РФ.

Полномочия члена Совета Федерации начинаются со дня вступления в силу решения о его избрании (назначении). Полномочия члена Совета Федерации прекращаются со дня вступления в силу решения об избрании (о назначении) соответствующим органом государственной власти субъекта РФ нового члена Совета Федерации — представителя от того же органа государственной власти субъекта РФ в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

Срок полномочий депутатов Государственной Думы определен в ст. 96 Конституции РФ: «Государственная Дума избирается сроком на пять лет».

Полномочия члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы прекращаются досрочно по основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ»:

  1. письменного заявления о сложении своих полномочий;
  2. избрания депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления, выборным должностным лицом иного органа государственной власти или органа местного самоуправления, а равно назначения на иную государственную должность РФ, государственную должность субъекта РФ, поступления на государственную или муниципальную службу;
  3. участия в деятельности по управлению коммерческой организацией, осуществления предпринимательской или другой оплачиваемой деятельности, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности;
  4. вхождения в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;
  5. открытия (наличия) счетов (вкладов), хранения наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории РФ, владения и (или) пользования иностранными финансовыми инструментами членом Совета Федерации, депутатом Государственной Думы, их супругами и несовершеннолетними детьми;
  6. непредставления или несвоевременного представления сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;
  7. утраты гражданства Российской Федерации либо приобретения гражданства иностранного государства;
  8. вступления в законную силу обвинительного приговора суда;
  9. вступления в законную силу решения суда об ограничении дееспособности либо о признании их недееспособными;
  10. признания безвестно отсутствующими либо объявления их умершими на основании решения суда, вступившего в законную силу;
  11. смерти члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы.

Полномочия депутата Государственной Думы прекращаются также в случае:

  • роспуска Государственной Думы, предусмотренного статьями 111 (трехкратное отклонение кандидатуры Председателя Правительства) и 117 (повторное недоверие Правительству) Конституции Российской Федерации;
  • выхода по личному заявлению из состава фракции, в которой он состоит в соответствии со статьей 7.1 настоящего Федерального закона;
  • несоблюдения требования части второй, шестой или седьмой статьи 7.1 Федерального закона (принадлежность к определенным партии и фракции).

Полномочия депутата Государственной Думы могут быть прекращены досрочно решением Государственной Думы

  1. по инициативе фракции, в которой он состоит в соответствии со статьей 7.1 настоящего Федерального закона, или
  2. по инициативе комитета, членом которого он является,

в случае неисполнения в течение 30 и более календарных дней обязанностей, предусмотренных ч. 1 и 2 статьи 8 (связь с избирателями, личный прием граждан) и ч. 3 статьи 12 (личное участие в заседаниях ГД) Федерального закона.

Условия осуществления парламентариями своих полномочий

Депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации, избранные (назначенные) в соответствии с Федеральным законом «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ», осуществляют свои полномочия на постоянной основе. А это значит, что этим парламентариям запрещается:

    • быть депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления, выборным должностным лицом иного органа государственной власти или органа местного самоуправления;
    • находиться на государственной или муниципальной службе;
    • заниматься предпринимательской или другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности;
    • состоять членом органа управления хозяйственного общества или иной коммерческой организации.

Парламентарии, являющиеся на день начала срока соответствующих полномочий военнослужащими, лицами рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, работниками органов прокуратуры, органов налоговой полиции и таможенных органов, учреждений и органов уголовнно-исполнительной системы, приостанавливают на весь срок указанных полномочий военную службу или службу в перечисленных органах и учреждениях.

Срок приостановления военной службы или службы в других указанных выше органах и учреждениях засчитывается в выслугу лет. В течение данного срока выплата денежного довольствия (денежного содержания) и иных средств, предусмотренных федеральным законодательством для военнослужащих и работников указанных органов и учреждений, а также присвоение очередных воинских или специальных званий и классных чинов не производится. В течение этого срока член Совета Федерации, депутат Государственной Думы вправе уволиться с военной службы или службы в указанных органах и учреждениях по основаниям, предусмотренным федеральным законодательством.

Орган исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого находится избирательный округ депутата Государственной Думы, обязан предоставлять ему для осуществления депутатских полномочий транспортные средства, отдельное охраняемое помещение, оборудованное мебелью, средствами связи, в том числе правительственной связью, и необходимой оргтехникой, включая персональные компьютеры, подключенные к общей сети соответствующих органов государственной власти, принтеры, копировально-множительную технику, а также обеспечивать иные условия для осуществления им своих полномочий, предусмотренных федеральным законом.

Глава органа исполнительной власти субъекта РФ, органа местного самоуправления несут ответственность за создание условий для осуществления полномочий депутата Государственной Думы и его помощников.

Формы деятельности парламентариев

В ст. 7 Федерального закона «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы…» перечислены следующие формы деятельности членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы:

    1. участие в заседаниях и совместных заседаниях палат Федерального Собрания;
    2. участие в работе комитетов и комиссий палат Федерального Собрания; в работе согласительных,парламентских и специальных комиссий;
    3. участие в выполнении поручений соответственно Совета Федерации, Государственной Думы и их органов;
    4. участие в парламентских слушаниях;
    5. внесение законопроектов в Государственную Думу;
    6. внесение парламентского запроса, депутатского запроса;
    7. обращение с вопросами к членам Правительства РФ на заседании соответствующей палаты Федерального Собрания РФ;
    8. обращение к соответствующим должностным лицам с требованием принять меры по немедленному пресечению обнаружившегося нарушения прав граждан.

Кроме того, формами деятельности депутата Государственной Думы также являются:

    • работа с избирателями;
    • участие в работе депутатских объединений — фракций и депутатских групп в Государственной Думе.

Наиболее важной формой активного участия парламентариев в деятельности их палат является право законодательной инициативы, которое осуществляется в форме внесения в Государственную Думу законопроектов и поправок к ним.

Парламентарии пользуются правом решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым соответствующей палатой, а также комитетом, комиссией, согласительным комитетом, согласительной комиссией, членом которых они являются.

Каждый парламентарий имеет право на выступления на заседаниях своих палат. Как правило, их выступления бывают двух разновидностей:

    1. выступления в прениях;
    2. выступления с обоснованием своих предложений.

При этом для парламентария важны как содержание, так и форма выступления.

Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы имеютправо выступать по вопросам своей деятельности в государственных средствах массовой информации в порядке, предусмотренном федеральным законом о порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации.

Предоставляя парламентариям ряд прав, закон запрещает им вмешательство в оперативно-розыскную, уголовно-процессуальную деятельность органов дознания, следователей и судебную деятельность.

Если для членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы существует несколько форм деятельности в соответствующих палатах и их органах, то работа с избирателями является пока предоставленной законом формой деятельности только для депутатов Государственной Думы.

Депутат Государственной Думы:

  1. поддерживает связь с избирателями;
  2. рассматривает обращения избирателей, ведет прием граждан, вносит предложения в соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления и общественные объединения;
  3. информирует избирателей о своей деятельности во время встреч с ними, а также через средства массовой информации;
  4. ежемесячно предоставляются соответствующие дни для работы с избирателями в порядке, определяемом Регламентом Государственной Думы;
  5. отвечает на письма избирателей, изучает поступившие от них предложения и жалобы, осуществляет их прием в своем избирательном округе или в регионе, определенном ему депутатским объединением.

Гарантии правового статуса

Для беспрепятственного осуществления своих полномочий парламентарии пользуются целым рядом правовых и материально-финансовых гарантий, которые закреплены в Конституции РФ, Федеральном законе «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы…» и некоторых других правовых актах.

Под гарантиями деятельности парламентариев следует понимать условия и средства, непосредственно и реально обеспечивающие беспрепятственное и эффективное осуществление парламентариями своей деятельности.

В числе этих гарантий на первое место можно поставить личную неприкосновенность, или парламентский иммунитет (ст. 98 Конституции РФ).

Федеральный закон «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы…» не только закрепляет формы деятельности парламентариев, но и устанавливает условия, права и гарантии, обеспечивающие их реализацию. Так, в ст. 5 этого закона за парламентариями закреплено право беспрепятственно посещать органы государственной власти, органы местного самоуправления, присутствовать на заседаниях их коллегиальных органов, а также беспрепятственно посещать воинские части, организации независимо от форм собственности, полностью или частично финансируемые за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта РФ, местного бюджета, либо имеющие льготы по уплате налогов и обязательных платежей, либо имеющие в качестве учредителей органы государственной власти и (или) органы местного самоуправления.

В Федеральном законе «О статусе члена Совета Федерации и статуса депутата Государственной Думы…» личная неприкосновенность несколько расширена (ст. 19):

«Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы без согласия соответствующей палаты Федерального Собрания РФ не могут быть:

  1. привлечены к уголовной или к административной ответственности, налагаемой в судебном порядке;
  2. задержаны, арестованы, подвергнуты обыску (кроме случаев задержания на месте преступления) или допросу;
  3. подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.

Неприкосновенность члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы распространяется на занимаемые ими жилые и служебные помещения, используемые ими личные и служебные транспортные средства, средства связи, принадлежащие им документы и багаж, на их переписку».

Вопрос о лишении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы неприкосновенности решается по представлению Генерального прокypopaРФ соответствующей палатой Федерального Собрания РФ».

Таким образом, воспроизводя конституционные положения о депутатской неприкосновенности, о недопустимости задержания, ареста, обыска, а также личного досмотра депутата, Федеральный закон предусматривает также невозможность привлечения его к уголовной или к административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, и его допроса без согласия соответствующей палаты Федерального Собрания. В дополнение к Конституции РФ Закон также устанавливает, что для получения согласия на привлечение депутата к уголовной или к административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, кроме случаев задержания на месте преступления, а также на его арест и обыск Генеральный прокурор РФ вносит в соответствующую палату Федерального Собрания представление.

Особый порядок привлечения парламентария к уголовной или к административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, составляет одну из существенных черт парламентского иммунитета.

Депутатский иммунитет (депутатская неприкосновенность) означает; что по законодательству не допускается судебное или иное юридическое преследование (арест, штраф и т.д.) по отношению к депутату без согласий палаты либо специального органа, создаваемого палатой. Исключение, как правило, делается, если депутат совершил преступление и был застигнут на месте преступления.

Депутатский иммунитет распространяется на сферу уголовного и административного законодательства. Главный смысл депутатского иммунитета состоит в том, чтобы оградить депутата от возможных посягательств со стороны государственных органов, если какая-то деятельность депутата будет с неодобрением воспринята этими органами.

Наряду с личной неприкосновенностью, или парламентским иммунитетом, члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы пользуются так называемым индемнитетом — это вознаграждением парламентария. Это вознаграждение, или индемнитет, складывается из разного рода выплат: заработной платы, компенсации и ряда других материальных благ (обеспечения транспортом, связью, медицинское обслуживание, страхование жизни и другие гарантии).

Депутат

Депута́т (от лат. deputatus, «посланный») — лицо, выбранное гражданами в органы власти (часто в законодательную/представительную власть). Депутатом можно стать при выборах по партийным спискам или выборах из списка кандидатов в округах по территориям. Задачей депутата, как правило, является представление интересов избирателей во властных структурах, защита их прав, закреплённых в Конституции и законах.

Почти во всех странах, получая статус депутата, выбранное лицо приобретает неприкосновенность (то есть право на защиту от уголовного или административного преследования в виде усложнённого порядка привлечения к ответственности).

Правовое положение парламентария определяется Конституциями, законами, регламентами, правовыми обычаями. Депутат считается представителем всего народа, а не только того избирательного округа, от которого он избран.

В большинстве стран депутаты имеют свободный мандат (то есть депутат свободен от наказов избирателей и не несёт перед ними юридической ответственности), однако в некоторых странах депутаты обладают императивным мандатом. Это означает, что депутат представляет избирателей только своего округа, а избиратели могут давать депутатам обязательные наказы. В случае невыполнения этих наказов может последовать отзыв депутата за неисполнение возложенных на него избирателями обязанностей.

В части стран этим понятием обозначают лишь законодателей, работающих в центральном парламенте.

Депутаты парламента в странах мира

Общее

Здесь приведены факты, распространяющиеся на все страны.

Депутатские привилегии

  • парламентский индемнитет — запрещение преследования депутата за все действия, совершенные им при исполнении депутатских обязанностей: речь в парламенте, голосование, участие в комиссиях и т. д. Никто не может привлечь депутата к ответственности за эти действия даже после истечения депутатских полномочий.
  • парламентский иммунитет

Специальные права

  • право на вознаграждение и возмещение служебных расходов
  • пенсионные льготы
  • право на участие в деятельности парламента
  • право депутатского запроса
  • право на внеочередной приём у должностных лиц
  • право законодательной инициативы
  • и др.

Обязанности

  • посещать все заседания парламента
  • соблюдать парламентскую дисциплину
  • работать в составе комитетов и комиссий
  • и др.

Запреты

  • участие в сделках с государственным имуществом
  • участие в руководстве юридических лиц
  • заниматься иной оплачиваемой деятельностью
  • и др.

Казахстан

Порядок избрания депутата в высший орган представительной власти Республики Казахстан — Парламент, а также в местные органы власти (маслихаты), их права и обязанности определяются конституционными законами Республики Казахстан. Избрание депутата Мажилиса — нижней палаты Парламента, осуществляется на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Избрание депутата Сената — верхней палаты Парламента, осуществляется на основе косвенного избирательного права при тайном голосовании. Половина избираемых депутатов Сената переизбирается каждые три года. При этом их очередные выборы проводятся не позднее, чем за 2 месяца до окончания срока их полномочий. Семь депутатов Сената назначаются Президентом Республики на срок полномочий Сената. Срок полномочий депутата Сената — 6 лет, а депутата Мажилиса — 5 лет. Депутат парламента не может быть одновременно членом обеих Палат. Внеочередные выборы депутата Парламента проводятся в течение двух месяцев с момента досрочного прекращения полномочий депутата. Парламента. Депутат Сената может быть гражданин Республики Казахстан, состоящий в гражданстве не менее 5 лет, достигший 30 лет, имеющий высшее образование и стаж работы не менее 5 лет, постоянно проживающий на территории соответствующей области, города республиканского значения либо столицы Республики не менее 3 лет. Депутатом Мажилиса может быть гражданин Республики, достигший 25 лет. Полномочия депутата начинаются с момента регистрации Центральной избирательной комиссией в качестве члена Парламента. На совместном заседании Палат Парламента депутат приносит присягу народу Казахстана, в которой торжественно клянётся исполнять почетную обязанность депутата на пути укрепления единства и независимости Казахстана. Голосование в Парламенте осуществляется депутатом только лично. Депутат имеет право голоса при вынесении решений по рассматриваемым вопросам на каждом заседании Парламента.

Депутат Парламента не вправе быть депутатом другого представительного органа; занимать иные оплачиваемые должности, кроме преподавательской, научной или иной творческой деятельности; осуществлять предпринимательскую деятельность, входить в состав руководящего органа или наблюдательного совета коммерческой организации. В случае нарушения этого правила полномочия депутата прекращаются. Депутату Парламента в течение срока своих полномочий гарантируется неприкосновенность: он не может быть арестован, подвергнут приводу, мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке, привлечён к уголовной ответственности без согласия соответствующей Палаты, кроме случаев задержания на месте преступления или совершения тяжких преступлений. Полномочия депутата Парламента прекращаются в случаях подачи в отставку, признания депутата недееспособным, роспуска Парламента и иных, предусмотренных Конституцией случаях. Депутат Парламента лишается своего мандата при вступлении в силу обвинительного приговора суда в отношении него, его выезда на постоянное место жительства за пределы Республики Казахстан.

Россия

Депутаты центрального парламента

В России действует двухпалатный парламент, однако депутаты избираются только в нижнюю палату — Государственную думу. Статус депутата в России определяется Конституцией Российской Федерации, а именно ст. 97, ст. 98, Федеральными Конституционными законами, а также ФЗ от 8 мая 1994 г. «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы».

Статья 97 1. Депутатом Государственной думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. 2. Одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы. Депутат Государственной Думы не может быть депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления. 3. Депутаты Государственной думы работают на профессиональной постоянной основе. Депутаты Государственной думы не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. Статья 98 1. Члены Совета Федерации и депутаты Государственной думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей. 2. Вопрос о лишении неприкосновенности решается по представлению генерального прокурора Российской Федерации соответствующей палатой Федерального Собрания.

Принципы депутатства

  • парламентарии рассматриваются как представители всего народа;
  • никто не может давать парламентарию обязывающих наказов;
  • отзыв парламентария избирателями невозможен.

Досрочное прекращение полномочий депутата

  • письменное заявление о сложении полномочий;
  • избрание депутатом иного законодательного органа;
  • утрата гражданства Российской Федерации либо приобретение гражданства иного государства;
  • вступление в силу обвинительного приговора суда;
  • ограничение дееспособности;
  • признание депутата безвестно отсутствующим либо объявление его умершим на основании решения суда, вступившего в законную силу.

Формы деятельности депутата

  • участие в заседаниях Совета Федерации и Государственной думы;
  • участие в работе комитетов и комиссий палат;
  • участие в выполнении поручений Совета Федерации, Государственной думы и их органов;
  • участие в парламентских слушаниях;
  • внесение законопроектов в Государственную думу;
  • внесение парламентского запроса;
  • работа с избирателями;
  • обращение с вопросами к членам Правительства Российской Федерации;
  • обращение к соответствующим должностным лицам и органам с требованием принять меры по пресечению нарушения соответствующих прав, свобод и законных интересов граждан.

Гарантии

Гарантии депутатам Государственной Думы и членам Совета Федерации:

  • неприкосновенность личности
  • социальное обеспечение
  • материально-финансовое обеспечение
  • свидетельский иммунитет
  • гарантии, обеспечивающие непосредственную работу парламентария
  • различные льготы (например, бесплатный проезд в поездах РЖД в вагонах всех категорий без ограничения количества поездок)

Члены Совета Федерации и депутаты Государственной думы без согласия соответствующей палаты Федерального собрания не могут быть привлечены к уголовной ответственности или административной ответственности, не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску или допросу, кроме случаев задержания на месте совершения преступления. Вопрос о лишении депутата неприкосновенности решается по представлению генерального прокурора соответствующей палате Федерального собрания в порядке, предусмотренном в регламенте соответствующей палаты. Отказ соответствующей палаты дать согласие на лишение неприкосновенности депутата Государственной Думы или члена Совета Федерации является обстоятельством, исключающим производство по уголовному делу и по делу об административном правонарушении.

Депутаты призваны способствовать соблюдению прав и законных интересов своих избирателей. Полномочия депутатов и позитивная практика их реализации, по мнению экспертов, показывает степень эффективности деятельности самих депутатов.

Депутат в региональных парламентах

Существуют и парламенты субъектов Российской Федерации — законодательные (представительные) органы власти в субъектах страны, решающие проблемы соответствующего субъекта. В них тоже избираются депутаты.

Число депутатов и срок полномочий органа государственной власти субъекта России устанавливается конституцией (уставом) субъекта. Срок полномочий депутатов регионального парламента одного созыва не может превышать пять лет и на данный момент все 85 региональных парламентов имеют один срок полномочий — 5 лет.

Депутаты органа власти в субъекте России, как и в Государственной думе, выдвигаются и избираются в парламент как от политических объединений, так и самовыдвижением.

Максимальный состав парламента — 110 депутатов (в Государственном собрании Башкортостана), минимальный — 15 депутатов (в Думе Чукотского автономного округа). Численность избирателей не всегда влияет на депутатский состав парламента, например, в парламенте Татарстана при ~3 млн избирателей в республике распределяется 100 мандатов, а в Москве при ~7,5 млн избирателей в парламенте региона распределяется 45 мандатов.

Адекватная численность депутатского корпуса — один из залогов независимости и дееспособности парламента. Как правило более малочисленный парламент легче поддаётся давлению и манипулированию.

Украина

Единственным органом законодательной власти на Украине является парламент — Верховная Рада Украины. Конституционный состав Верховной рады — 450 народных депутатов, избираемых на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права путем тайного голосования сроком на пять лет (ст. 76 Конституции Украины).

Народным депутатом Украины может быть избран гражданин Украины, достигший на день выборов двадцати одного года, имеющий право голоса и проживающий на Украине в течение последних пяти лет.

Не может быть избран в Верховную Раду Украины гражданин, имеющий судимость за совершение умышленного преступления, если эта судимость не погашена и не снята в установленном законом порядке.

Согласно ст. 78 Конституции Украины, народные депутаты Украины осуществляют свои полномочия на постоянной основе.

Народные депутаты Украины не могут иметь другого представительского мандата, быть на государственной службе, занимать другие оплачиваемые должности, заниматься другой оплачиваемой или предпринимательской деятельностью (кроме преподавательской, научной и творческой деятельности), входить в состав руководящего органа или наблюдательного совета предприятия или организации, имеющей целью получения прибыли.

Требования относительно несовместимости депутатского мандата с другими видами деятельности устанавливаются законом.

В случае возникновения обстоятельств, нарушающих требования относительно несовместимости депутатского мандата с другими видами деятельности, народный депутат Украины в двадцатидневный срок со дня возникновения таких обстоятельств прекращает такую ​​деятельность или подает личное заявление о сложении полномочий народного депутата Украины.

Перед вступлением в должность народные депутаты Украины приносят перед Верховной Радой Украины присягу.

Народным депутатам Украины гарантируется депутатская неприкосновенность (ст. 80 Конституции Украины).

Согласно ст. 86, народный депутат Украины имеет право на сессии Верховной Рады Украины обратиться с запросом в органы Верховной Рады Украины, в Кабинет Министров Украины, к руководителям других органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также к руководителям предприятий, учреждений и организаций, расположенных на территории Украины, независимо от их подчинения и форм собственности.

Руководители органов государственной власти и органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций обязаны сообщить народного депутата Украины о результатах рассмотрения его запроса.

Депутаты органов местного самоуправления

В состав сельского, поселкового, городского, районного, областного совета входят депутаты, которые избираются жителями села, поселка, города, района, области на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права путем тайного голосования. Срок полномочий сельского, поселкового, городского, районного, областного совета, депутаты которого избраны на очередных выборах, составляет пять лет. Прекращение полномочий сельского, поселкового, городского, районного, областного совета влечет прекращения полномочий депутатов соответствующего совета (ст. 141 Конституции Украины).

Франция

Во Франции действует двухпалатный парламент.

Сенат является верхней палатой парламента Франции. Согласно ст. 24 Конституции Франции Сенат избирается всеобщим непрямым голосованием и должен обеспечивать представительство в парламенте местных территориальных общин Франции. В нынешний состав Сената входит 348 сенаторов. Сенаторы должны быть не моложе 24 лет и избираются сроком на 6 лет.

Национальное собрание или Национальная ассамблея состоит из 577 депутатов, избираемых на 5 лет в ходе прямых всеобщих выборов, проходящих в два тура.

Таиланд

Парламент Таиланда — двухпалатное Национальное собрание, состоит из Сената на 150 мест и Палаты представителей на 480 мест. Членов обеих палат избирает народ Таиланда, за исключением 50 % Верхней палаты (Сената): они назначаются монархом. Нижняя палата (Палата представителей) избирается на 4 года по смешанной системе на многопартийной основе, Сенат — на 6 лет.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *