Закон о связи

Федеральный закон от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ

"О связи" (с изменениями от 23 декабря 2003 г., 22 августа, 2 ноября 2004 г., 9 мая 2005 г., 2 февраля, 3 марта, 26 июля, 29 декабря 2006 г., 9 февраля, 24 июля 2007 г., 29 апреля 2008 г., 18 июля 2009 г., 14 февраля, 5 апреля, 29 июня, 27 июля 2010 г.)

Оглавление | Предыдущая статья | Следующая статья

Статья 53.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Базы данных об абонентах операторов связи1. Сведения об абонентах и оказываемых им услугах связи, ставшие известными операторам связи в силу исполнения договора об оказании услуг связи, являются конфиденциальной информацией и подлежат защите в соответствии с законодательством Российской Федерации.К сведениям об абонентах относятся фамилия, имя, отчество или псевдоним абонента-гражданина, наименование (фирменное наименование) абонента — юридического лица, фамилия, имя, отчество руководителя и работников этого юридического лица, а также адрес абонента или адрес установки оконечного оборудования, абонентские номера и другие данные, позволяющие идентифицировать абонента или его оконечное оборудование, сведения баз данных систем расчета за оказанные услуги связи, в том числе о соединениях, трафике и платежах абонента.2. Операторы связи вправе использовать созданные ими базы данных об абонентах для осуществления информационно-справочного обслуживания, в том числе для подготовки и распространения информации различными способами, в частности на магнитных носителях и с использованием средств телекоммуникаций.При подготовке данных для информационно-справочного обслуживания могут быть использованы фамилия, имя, отчество абонента-гражданина и его абонентский номер, наименование (фирменное наименование) абонента — юридического лица, указанные им абонентские номера и адреса установки оконечного оборудования.Сведения об абонентах-гражданах без их согласия в письменной форме не могут быть включены в данные для информационно-справочного обслуживания и не могут использоваться для оказания справочных и иных информационных услуг оператором связи или третьими лицами.Предоставление третьим лицам сведений об абонентах-гражданах может осуществляться только с согласия в письменной форме абонентов, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Федеральный закон от 16 февраля 1995 г. N 15-ФЗ
"О связи"
(с изменениями от 6 января, 17 июля 1999 г.)

Принят Государственной Думой 20 января 1995 года

Глава II. Сети связи (ст.ст. 6 — 10)
Глава III. Управление деятельностью в области связи (ст.ст. 11 — 16)
Глава IV. Основы экономической деятельности в области связи (ст.ст. 17 — 21)
Глава V. Взаимоотношения предприятий связи, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и предприятий (ст.ст.

"Комментарий к Федеральному закону от 07.07.2003 n 126-ФЗ "О связи" (постатейный) (Кайль А.Н.)

22 — 26)
Глава VI. Права пользователей связи (ст.ст. 27 — 34)
Глава VII. Особенности предоставления услуг связи (ст.ст. 35 — 36)
Глава VIII. Ответственность при осуществлении деятельности в области связи (ст.ст. 37 — 39)
Глава IX. Разрешение споров по вопросам деятельности в области связи (ст.ст. 40 — 41)
Глава X. Международное сотрудничество (ст.ст. 42 — 43)
Глава XI. Вступление в силу настоящего Федерального закона (ст. 44 )

Настоящий Федеральный закон устанавливает правовую основу деятельности в области связи, осуществляемой под юрисдикцией Российской Федерацией (федеральная связь, далее — связи), определяет полномочия органов государственной власти по регулированию указанной деятельности, а также права и обязанности физических и юридических лиц, участвующих в указанной деятельности или пользующихся услугами связи.
К федеральной связи относятся все сети и сооружения электрической и почтовой связи на территории Российской Федерации (за исключением внутрипроизводственных и технологических сетей связи).

Глава I. Общие положения

Статья 1. Назначение связи
Связь является неотъемлемой частью производственной и социальной инфраструктуры Российской Федерации и функционирует на ее территории как взаимоувязанный производственно-хозяйственный комплекс, предназначенный для удовлетворения нужд граждан, органов государственной власти (управления), обороны, безопасности, охраны правопорядка в Российской Федерации, физических и юридических лиц в услугах электрической и почтовой связи.
Средства связи вместе со средствами вычислительной техники составляют техническую базу обеспечения процесса сбора, обработки, накопления и распространения информации.
Развитие и обеспечение устойчивой и качественной работы связи являются важнейшими условиями развития общества и деятельности государства.

Статья 2. Основные термины, применяемые в настоящем Федеральном законе
Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные термины:
электрическая связь (электросвязь) — всякая передача или прием знаков, сигналов, письменного текста, изображений, звуков по проводной, радио-, оптической и другим электромагнитным системам;
почтовая связь — вид связи, представляющий собой единый производственно-технологический комплекс технических и транспортных средств, обеспечивающий прием, обработку, перевозку, доставку (вручение) почтовых отправлений, а также осуществление почтовых переводов денежных средств;
сети электросвязи — технологические системы, обеспечивающие один или несколько видов передач: телефонную, телеграфную, факсимильную, передачу данных и других видов документальных сообщений, включая обмен информацией между ЭВМ, телевизионное, звуковое и иные виды радио- и проводного вещания;
взаимоувязанная сеть связи Российской Федерации — комплекс технологически сопряженных сетей электросвязи на территории Российской Федерации, обеспеченный общим централизованным управлением;
сеть связи общего пользования — составная часть взаимоувязанной сети связи Российской Федерации, открытая для пользования всем физическим и юридическим лицам, в услугах которой этим лицам не может быть отказано;
ведомственные сети связи — сети электросвязи министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, создаваемые для удовлетворения производственных и специальных нужд, имеющие выход на сеть связи общего пользования;
внутрипроизводственные и технологические сети связи — сети электросвязи федеральных органов исполнительной власти, а также предприятий, учреждений и организаций, создаваемые для управления внутрипроизводственной деятельностью и технологическими процессами, не имеющие выхода на сеть связи общего пользования;
выделенные сети связи — сети электросвязи физических и юридических лиц, не имеющие выхода на сеть связи общего пользования;
предприятия, учреждения и организации связи (далее — предприятия связи) — юридические лица независимо от форм собственности, предоставляющие услуги электрической или почтовой связи физическим и юридическим лицам в качестве основного вида деятельности;
государственное предприятие связи — предприятие связи, относящееся к объектам федеральной собственности или собственности субъекта Российской Федерации;
оператор связи — физическое или юридическое лицо, имеющее право на предоставление услуг электрической или почтовой связи;
услуги связи — продукт деятельности по приему, обработке, передаче и доставке почтовых отправлений или сообщений электросвязи;
пользователи связи — физические и юридические лица, являющиеся потребителями услуг связи;
лицензия — документ, устанавливающий полномочия физических и юридических лиц в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными правовыми актами для осуществления деятельности в области связи;
сертификат — документ, подтверждающий, что надлежащим образом идентифицированные оборудование или услуга связи соответствуют требованиям нормативных документов;
оконечное оборудование — подключаемые к абонентским линиям и находящиеся в пользовании абонентов технические средства формирования сигналов электросвязи для передачи или приема заданной абонентами информации по каналам связи;
средства связи — технические средства, используемые для формирования, обработки, передачи или приема сообщений электросвязи либо почтовых отправлений;
почтовые отправления — адресованные письменная корреспонденция, посылки, прямые почтовые контейнеры.

Статья 3. Сфера действия настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон распространяется на отношения, связанные с деятельностью по предоставлению услуг и выполнению работ в области связи, в осуществлении которых участвуют органы государственной власти, операторы связи, отдельные должностные лица, а также пользователи связи.
В отношении операторов связи, находящихся за пределами Российской Федерации и осуществляющих свою деятельность в соответствии с законодательством иностранных государств, настоящий Федеральный закон применяется лишь в части урегулирования порядка предоставления ими услуг связи на территории Российской Федерации.

Статья 4. Общее регулирование в области связи
Настоящим Федеральным законом определяются основные положения о связи в Российской Федерации.
Отношения в области связи, не урегулированные настоящим Федеральным законом, регулируются другими федеральными законами и иными правовыми актами, принимаемыми в Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в пределах их полномочий.
Нормативные акты и распоряжения по вопросам регулирования управления сетями связи, организационно-технического обеспечения устойчивого функционирования сетей связи, а также технической эксплуатации средств связи, издаваемые федеральными органами исполнительной власти в области связи, являются обязательными для всех физических и юридических лиц, предоставляющих услуги связи или пользующихся ими, независимо от их местонахождения и форм собственности.
Ответственность за общее регулирование связи в стране несут Правительство Российской Федерации и уполномоченные им федеральные органы исполнительной власти в области связи.

Статья 5. Принципы деятельности в области связи
Деятельность в области связи осуществляется на основе:
равенства прав физических и юридических лиц на участие в деятельности в области связи и использовании ее результатов;
сочетания интересов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;
свободы передачи сообщений по сетям и средствам электросвязи, свободы почтовых отправлений и транзита почты на всей территории Российской Федерации;
соблюдения интересов пользователей связи;
развития предпринимательской деятельности и ограничения монополистической деятельности в условиях существования различных форм собственности на сети и средства связи;
обеспечения надежности и управляемости связью с учетом ее сетевых технологических особенностей на основе единых стандартов на территории Российской Федерации в соответствии с рекомендациями Международного союза электросвязи и Всемирного почтового союза;
обеспечения приоритета производства средств связи и применения в эксплуатации произведенных в Российской Федерации средств связи в соответствии с государственной научно-технической политикой;
внедрение мировых достижений в области связи, привлечения и использования иностранных материальных и финансовых ресурсов, передовой зарубежной техники и управленческого опыта;
содействия расширению международного сотрудничества в области связи и развитию всемирной связи;
подотчетности и подконтрольности предприятий связи федеральным органом исполнительной власти;
высвобождения федеральных органов исполнительной власти в области связи от хозяйственных функций.
В соответствии со статьей 56 Конституции Российской Федерации и статьей 13 настоящего Федерального закона в условиях чрезвычайного положения на всей территории Российской Федерации и в ее отдельных местностях в установленном федеральным конституционным законом порядке действие абзацев первого и третьего части первой настоящей статьи может быть ограничено.

Органы официального опубликования Российской Федерации

Согласно Закону России "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" федеральные конституционные законы, федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после дня их подписания Президентом Российской Федерации.

Официальным опубликованием федерального конституционного закона, федерального закона, акта палаты Федерального Собрания считается первая публикация его полного текста в "Парламентской газете", "Российской газете" или "Собрании законодательства Российской Федерации".

Федеральные конституционные законы, федеральные законы направляются для официального опубликования Президентом Российской Федерации. Акты палат Федерального Собрания направляются для официального опубликования председателем соответствующей палаты или его заместителем.

Согласно Указу Президента России «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации подлежат обязательному официальному опубликованию, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.

Акты Президента Российской Федерации и акты Правительства Российской Федерации подлежат официальному опубликованию в "Российской газете" и Собрании законодательства Российской Федерации в течение десяти дней после дня их подписания.

Официальным опубликованием актов Президента Российской Федерации и актов Правительства Российской Федерации считается публикация их текстов в "Российской газете" или в Собрании законодательства Российской Федерации.

Официальными являются также тексты актов Президента Российской Федерации и актов Правительства Российской Федерации, распространяемые в машиночитаемом виде научно-техническим центром правовой информации "Система".

Акты Президента Российской Федерации и акты Правительства Российской Федерации могут быть опубликованы в иных печатных изданиях, а также доведены до всеобщего сведения по телевидению и радио, разосланы государственным органам, органам местного самоуправления, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям, переданы по каналам связи.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер, прошедшие государственную регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации, подлежат обязательному официальному опубликованию, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти подлежат официальному опубликованию в "Российской газете" в течение десяти дней после дня их регистрации, а также в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти издательства "Юридическая литература" Администрации Президента Российской Федерации, который должен издаваться начиная со второго полугодия 1996 г. не реже двух раз в месяц, а с 1998 года — еженедельно. Официальным также является указанный Бюллетень, распространяемый в машиночитаемом виде научно-техническим центром правовой информации "Система".

В соответствии с Законом России «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» решения Совета директоров по вопросам изменения процентных ставок, размера резервных требований, размеров обязательных нормативов для кредитных организаций и банковских групп, прямых количественных ограничений, участия (членства) Банка России в капиталах организаций (организациях), обеспечивающих деятельность Банка России, его организаций и служащих, выпуска банкнот и монеты Банка России нового образца, изъятия из обращения банкнот и монеты Банка России старого образца, порядка формирования резервов кредитными организациями подлежат обязательному официальному опубликованию в официальном издании Банка России — "Вестнике Банка России" в течение 10 дней со дня принятия этих решений.

Постановления и заключения Конституционного Суда Российской Федерации подлежат незамедлительному опубликованию в официальных изданиях органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, которых касается принятое решение. Решения Конституционного Суда Российской Федерации публикуются также в "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации", а при необходимости и в иных изданиях (Закон Росси «О Конституционном Суде Российской Федерации» ).

Согласно Закону России «О международных договорах Российской Федерации» вступившие в силу для Российской Федерации международные договоры, решения о согласии на обязательность которых для Российской Федерации приняты в форме федерального закона, подлежат официальному опубликованию по представлению Министерства иностранных дел Российской Федерации в Собрании законодательства Российской Федерации.

Вступившие в силу для Российской Федерации международные договоры (за исключением договоров межведомственного характера) официально опубликовываются по представлению Министерства иностранных дел Российской Федерации также в Бюллетене международных договоров.

Международные договоры Российской Федерации межведомственного характера опубликовываются по решению федеральных органов исполнительной власти, от имени которых заключены такие договоры, в официальных изданиях этих органов.

"Парламентская газета" является официальным периодическим изданием Федерального Собрания. Федеральные конституционные законы, федеральные законы подлежат обязательному опубликованию в "Парламентской газете". Обязательному опубликованию в "Парламентской газете" подлежат те акты палат Федерального Собрания, по которым имеются решения палаты, принявшей эти акты, об обязательном их опубликовании.

Федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания могут быть опубликованы в иных печатных изданиях, а также доведены до всеобщего сведения (обнародованы) по телевидению и радио, разосланы государственным органам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям, переданы по каналам связи, распространены в машиночитаемой форме.

Законы, акты палат Федерального Собрания и иные документы могут быть опубликованы также в виде отдельного издания.

Газета зарегистрирована в Государственном комитете Российской Федерации по печати 10 декабря 1997 года.

Учредители: Совет Федерации, Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации. Регистрационный №016893.

"Собрание законодательства Российской Федерации" является официальным периодическим изданием, в котором публикуются федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания, указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, решения Конституционного Суда Российской Федерации о толковании Конституции Российской Федерации и о соответствии Конституции Российской Федерации законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации или отдельных положений перечисленных актов.

"Собрание законодательства Российской Федерации" состоит из пяти разделов:

  1. в первом разделе публикуются федеральные конституционные законы, федеральные законы;
  2. во втором разделе публикуются акты палат Федерального Собрания;
  3. в третьем разделе публикуются указы и распоряжения Президента Российской Федерации;
  4. в четвертом разделе публикуются постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации;
  5. в пятом разделе публикуются решения Конституционного Суда Российской Федерации о толковании Конституции Российской Федерации и о соответствии Конституции Российской Федерации законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации или отдельных положений перечисленных актов.

Второй раздел подразделяется на две части: в первой части публикуются постановления палат Федерального Собрания, принятые по вопросам, отнесенным к ведению палат статьями 102 и 103 Конституции Российской Федерации; во второй части — иные акты палат Федерального Собрания. Третий и четвертый разделы также подразделяются на две части: в первой части помещаются нормативные акты, во вторую часть включаются акты ненормативного характера.

Публикуемые в "Собрании законодательства Российской Федерации" акты помещаются в статьях, имеющих соответствующие порядковые номера. Приложения к актам помещаются в тех же статьях, что и сами акты.

При публикации федерального конституционного закона и федерального закона указываются наименование закона, даты его принятия (одобрения) Государственной Думой и Советом Федерации, должностное лицо, его подписавшее, место и дата его подписания, регистрационный номер.

Федеральный закон от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ

При публикации постановления палаты Федерального Собрания указываются его наименование, должностное лицо, его подписавшее, место и дата его принятия, регистрационный номер. При публикации иного акта палаты Федерального Собрания указываются его наименование, место и дата его принятия, регистрационный номер.

Федеральный конституционный закон, федеральный закон, акт палаты Федерального Собрания, в который были внесены изменения или дополнения, может быть повторно официально опубликован в полном объеме.

Журнал издается еженедельно.

«Российская газета» — издание нового российского государства, учреждена Правительством Российской Федерации, первый номер газеты вышел 11 ноября 1990 года.

"Российская газета" является официальным изданием — после публикации в газете вступают в силу государственные документы. При этом "Российская газета" — издание для читателя, в ней есть все: от новостей, репортажей и интервью государственных деятелей до компетентных комментариев к документам. Тираж газеты — более 400 тысяч экземпляров.

"Российская газета" имеет 32 корреспондентских пункта, она печатается в 44 городах страны, выпуски газеты сопровождаются региональными вкладками, а также тематическими приложениями. "Библиотечка РГ" издает серии книг с государственными документами и комментариями к ним.

Газета зарегистрирована 1 ноября 1990 года и затем перерегистрирована 28 сентября 1993 года в Министерстве печати и информации Российской Федерации под номером 302.

Города, в которых печатается "Российская газета":

Абакан, Архангельск, Барнаул, Бишкек, Благовещенск, Владивосток, Владимир, Волгоград, Воронеж, Екатеринбург, Иркутск, Казань, Калининград, Кемерово, Киров, Краснодар, Красноярск, Махачкала, Минеральные Воды, Мурманск, Нижний Новгород, Новосибирск, Омск, Оренбург, Пенза, Пермь, Петрозаводск, Ростов-на-Дону, Самара, Санкт-Петербург, Саратов, Сургут, Тверь, Томск, Тюмень, Ульяновск, Уфа, Хабаровск, Чебоксары, Челябинск, Чита, Южно-Сахалинск, Якутск, Ярославль.

Региональные представительства «РГ» работают в городах России и СНГ:

Архангельск, Барнаул, Бишкек, Благовещенск, Брянск, Владивосток, Волгоград, Воронеж, Екатеринбург, Иркутск, Казань, Калининград, Кемерово, Краснодар, Красноярск, Мурманск, Нижний Новгород, Новосибирск, Омск, Пермь, Ростов-на-Дону, Самара, Санкт-Петербург, Саратов, Ставрополь, Ташкент, Тюмень, Уфа, Хабаровск, Челябинск, Южно-Сахалинск, Ярославль, а также работает одно зарубежное представительство (Пекин, КНР).

Веб-сайт газеты: www.rg.ru

Научно-технический центр правовой информации "Система" Федеральной службы охраны Российской Федерации cоздает и поддерживает эталонный банк правовых актов высших органов государственной власти Российской Федерации, а также издает и распространяет официальные издания "Собрание законодательства Российской Федерации" и "Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти" в машиночитаемом виде.

Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти" является официальным изданием. В нем в полном объеме публикуются принятые федеральными органами исполнительной власти нормативные акты, прошедшие государственную регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации Электронная версия зарегистрирована в Комитете Российской Федерации по печати, №015540 от 3 декабря 1996 года.

Статья подготовлена специалистами ООО "СоюзПравоИнформ".

© СоюзПравоИнформ. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

не действуетРедакция от 28.07.2012Подробная информация

Наименование документ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 07.07.2003 N 126-ФЗ (ред.

Федеральный закон "О связи" от 07.07.2003 N 126-ФЗ (последняя редакция)

от 28.07.2012 с изменениями, вступившими в силу с 01.11.2012) "О СВЯЗИ"

Вид документа закон Принявший орган президент рф, гд рф, сф рф Номер документа 126-ФЗ Дата принятия 01.01.2004 Дата редакции 28.07.2012 Дата регистрации в Минюсте 01.01.1970 Статус не действует Публикация
  • В данном виде документ опубликован не был
  • Документ в электронном виде ФАПСИ, НТЦ "Система"
  • (в ред. от 07.07.2003 — "Российская газета", N 135, 10.07.2003;
  • "Парламентская газета", N 127 — 128, 12.07.2003)
Навигатор Примечания

Статья 33 Срок действия лицензии

1. Лицензия может быть выдана на срок от трех до двадцати пяти лет, который устанавливается лицензирующим органом с учетом:

срока, указанного в заявлении соискателя лицензии;

содержания услуг связи, на оказание которых испрашивается лицензия;

указанного в решении государственной комиссии по радиочастотам о выделении полосы радиочастот срока в случае, если услуга связи оказывается с использованием радиочастотного спектра;

технических ограничений и технологических условий в соответствии с правилами присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия.

2. Лицензия может выдаваться на срок менее чем три года по заявлению соискателя лицензии.

3. Срок действия лицензии может быть продлен по заявлению лицензиата на тот же срок, на который она была выдана первоначально, или на иной срок, который не превышает срок, установленный пунктом 1 настоящей статьи. Заявление о продлении срока действия лицензии подается в лицензирующий орган не позднее чем за два месяца и не ранее чем за шесть месяцев до окончания срока действия лицензии. Для продления срока действия лицензии лицензиат должен представить документы, указанные в статье 30настоящего Федерального закона. Решение о продлении срока действия лицензии принимается лицензирующим органом на основании представленных документов в срок, не превышающий сорока пяти дней со дня поступления указанных документов.

4. В продлении срока действия лицензии может быть отказано, если на день подачи заявления установлены, но не устранены нарушения лицензионных условий.

  • Главная
  • ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 07.07.2003 N 126-ФЗ (ред. от 28.07.2012 с изменениями, вступившими в силу с 01.11.2012) "О СВЯЗИ"

   24 июля 2015 года вступил в силу закон от 13 июля 2015 г. N 257-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О средствах массовой информации" и Федеральный закон "О связи". Изменения коснулись двух законов т.к. посвящены вопросам распространения теле и радиоканалов, затрагивающие как деятельность операторов связи, так и деятельность вещателей.

  Изменения в закон “О СМИ” дополнили статью 2 определением того, что является обязательным общедоступным телеканалом и (или) радиоканалом. Законодатель рассматривает их как телеканалы и (или) радиоканалы, которые определяются в соответствии с законом “О СМИ” и подлежат распространению во всех средах вещания без взимания платы с потребителей (телезрителей, радиослушателей) за право просмотра, прослушивания.

  Из данного определения следует, что перечень каналов определяется в соответствии с законом “О СМИ”, т.е. этот статус присваивается не самим законом, а только порядке определенном законом. В развитие этого определения каналов также была изменена ст. 32.1 закона “О СМИ”, которая в новой редакции, помимо ссылки на утверждение перечня таких теле и радиоканалов Президентом РФ,  дает статус бесплатных телеканалов каналам, получившим право на вещание в мультиплексах на всей территории Российской Федерации.

   Первый мультиплекс включает и так общедоступные теле  и радиоканалы, определенные Указом Президента Российской Федерации от 24 июня 2009 г. N 715 "Об общероссийских обязательных общедоступных телеканалах и радиоканалах”. В этом части изменений не произошло. Фактически же изменение в законе “О СМИ” распространило статус бесплатных каналов на телеканалы второго мультиплекса и последующих мультиплексов общероссийского вещания. Подобный статус не только закрепил право абонентов на бесплатный просмотр телеканалов первого и второго мультиплекса, но и возложил на операторов кабельного и спутникового вещания  обязанность обеспечить их трансляцию за свой счет  в эксплуатируемой им сети (п.4 ст. 46 закона “О связи”).

   Также определение общедоступных телеканалов указывает на обязательность их распространения во всех средах вещания. Закон “О СМИ” неоднократно использует понятие “среда вещания” так и не раскрывая, что это такое. Так из ст. 31 можно привести следующие выдержки — “в любых средах вещания, в том числе осуществлять наземное эфирное вещание, спутниковое вещание, кабельное вещание (универсальная лицензия)” или “наземное эфирное вещание, спутниковое вещание, кабельное вещание, иные среды вещания”.

    Таким образом, среды вещания не ограничиваются наземным эфирным вещанием, спутниковым вещанием, кабельным вещанием, а предполагают  и иные среды вещания, которые законом не названы.  Это создает правовую неопределенность т.к. самое вещание телевизионного и радио контента обуславливает необходимость регистрации средства массовой информации и получение вещательной лицензии. Логичным становиться вопрос о необходимости регистрации СМИ и получения вещательной лицензии для теле и радиоканалов, осуществляющих вещание в Интернете.

     Организованные в интернете теле и радиоканалы имеют сетку вещания, постоянное наименование и осуществляют с установленной периодичностью выход в свет программ и иного контента, т.е. подпадают под определение теле и радиоканала закона “О СМИ”.  Вместе с тем, до устранения  правовой неопределенности в части Интернета как среды вещания, целесообразно  руководствоваться позицией Верховного суда РФ, изложенной в п. 6 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 15.06.2010 N 16 "О практике применения судами Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" согласно которой : “Получение лицензии на вещание необходимо в случае использования технических средств эфирного, проводного или кабельного телерадиовещания для распространения продукции средств массовой информации (статья 31 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации"). Поскольку такие технические средства не используются при распространении массовой информации через сайты в сети Интернет, то получение лицензии на вещание лицом, осуществляющим распространение массовой информации через сайт в сети Интернет, не требуется.” Следовательно, в понимании ВС РФ нельзя Интернет рассматривать как среду вещания теле и радиоканала, а значит и отсутствует необходимость регистрации СМИ и получение вещательной лицензии.

       

  Еще одно изменение, которое одновременно вошло в закон “О СМИ” и в закон “О связи” касается запрета на изменение оператором связи транслируемого теле и радиоканала. Этот запрет носит скорее технический характер т.к.

Закон о связи: содержание, последняя редакция

ст. 31 закона “О СМИ” предусматривает, что получение лицензии на вещание не требуется в случае, если распространение телеканала или радиоканала осуществляется в неизменном виде по договору с вещателем, имеющим лицензию на вещание телеканала, радиоканала. Эта норма уже предполагает неизменность оператором связи транслируемого контента. Изменение же предполагает регистрацию СМИ в форме телеканала или радиоканала и получение отдельной вещательной лицензии, по которой может транслироваться собственный контент, как вставка в контент другого вещателя.

   Изменения в закон “О связи” затронули операторов теле и радиовещания, обязав их осуществить присоединение к сети ФГУП “РТРС” для трансляции общедоступных каналов. Только в случае отсутствия технической возможности присоединения, оператор может получить сигнал в эфире или у другого оператора. Еще одним новшеством стало закрепленное законом требованием к операторам связи соблюдать последовательность позиций общедоступных телеканалов определенных Указом Президента РФ от 24 июня 2009 г. N 715 для первого мультиплекса и результатами торгов для каналов второго мультиплекса. Это  требование касается только настроек сети оператором связи. Абонент же вправе сам определить как последовательность телеканалов в телевизоре, как и исключить отдельные телеканалы, путем настройки телеприемника.

   Титов А.С.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *