Закон о животном мире

Административные правонарушения в области обращения с животными

27.02.2017

Закон г. Москвы от 21 ноября 2007 г. N 45 «Кодекс города Москвы об административных правонарушениях» (с изменениями и дополнениями) Административные правонарушения в области обращения с животными

Глава 5. Административные правонарушения в области обращения с животными

Статья 5.1. Нарушение правил содержания домашних животных

1. Содержание домашних животных в местах общего пользования коммунальных квартир и многоквартирных домов —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей.

2. Допущение загрязнения домашними животными мест общего пользования в многоквартирных домах, а также общественных мест —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от двух тысяч до трех тысяч рублей.

3. Нарушение установленных правовыми актами города Москвы правил выгула собак, в том числе появление с собакой без поводка и намордника в магазинах, учреждениях, на детских площадках, рынках, пляжах и в транспорте, а также выгул собак на территориях учреждений здравоохранения, детских садов, школ, иных образовательных учреждений и учреждений, работающих с несовершеннолетними, —

влечет наложение административного штрафа на граждан или должностных лиц в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей.

4. Появление с собакой без поводка на природных и озелененных территориях, а также на особо охраняемых природных территориях, если это деяние не содержит признаков административного правонарушения, предусмотренного статьей 4.2 настоящего Кодекса, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от двух тысяч до трех тысяч рублей.

5. Допущение нападения домашнего животного на другое домашнее животное, повлекшего увечье или гибель последнего, —

влечет наложение административного штрафа на граждан или должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей.

6. Причинение домашним животным дикому животному увечья или гибели —

влечет наложение административного штрафа на граждан — владельцев домашних животных в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей.

7. Допущение по неосторожности нападения домашнего животного на человека с причинением вреда здоровью человека, если это деяние не содержит признаков преступления, предусмотренного статьей 118 Уголовного кодекса Российской Федерации, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от четырех тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от десяти тысяч до шестидесяти тысяч рублей.

8. Натравливание домашнего животного на людей или животных —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

9. Причинение ущерба чужому имуществу физическим воздействием домашнего животного —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц — от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц — от шести тысяч до десяти тысяч рублей.

Примечание. К диким животным по смыслу настоящей статьи не относятся животные, в отношении которых осуществляются профилактические мероприятия (дезинфекция, дератизация, дезинсекция).

Статья 5.2. Нарушение правил транспортировки (передвижения), содержания и использования лошадей в городе Москве

Нарушение правил транспортировки (передвижения), содержания и использования лошадей в городе Москве —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч пятисот до трех тысяч рублей; на должностных лиц — двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц — двухсот тысяч рублей.

Статья 5.3. Нарушение порядка провоза (транспортировки) домашних животных

Нарушение порядка провоза домашних животных городским общественным транспортом, а равно порядка их транспортировки (за исключением случаев, предусмотренных статьей 5.2 настоящего Кодекса) в городе Москве —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц — от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц — от четырех тысяч до шести тысяч рублей.

Статья 5.4. Нарушение порядка проведения мероприятий с участием животных

Нарушение установленного Правительством Москвы порядка проведения мероприятий с участием животных в городе Москве —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до двух тысяч рублей; на юридических лиц — от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей.

Статья 5.5. Нарушение порядка регулирования численности, отлова и содержания безнадзорных домашних животных

1. Нарушение установленного правовыми актами города Москвы порядка регулирования численности безнадзорных домашних животных —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц — от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

2. Непринятие соответствующими организациями мер по отлову безнадзорных домашних животных на подведомственных им территориях —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей.

3. Нарушение установленных Правительством Москвы правил отлова и содержания безнадзорных домашних животных —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц — от двух тысяч до трех тысяч рублей.

Статья 5.6. Уклонение от регистрации и вакцинации собак и кошек

Уклонение от регистрации и вакцинации собак и кошек против бешенства в ветеринарных учреждениях —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от четырех тысяч до шести тысяч рублей.

Статья 5.7. Совершение жестоких действий в отношении животных

1. Жестокое обращение с животным, повлекшее его гибель или увечье, если это деяние не содержит признаков преступления, предусмотренного статьей 245 Уголовного кодекса Российской Федерации, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц — от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей.

2. Содержание или транспортировка животного в условиях, приводящих к потере его здоровья, не соответствующих его биологическим особенностям и требованиям ветеринарно-санитарных правил, прекращение владельцем животного его жизнеобеспечения —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц — от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей.

3. Проведение на животном эксперимента без обезболивания или выведение животного из эксперимента причиняющими боль методами —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц — от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей.

4. Умерщвление животного, за исключением случаев, в которых законодательством города Москвы допускается умерщвление животного, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц — от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей.

5. Содержание домашних животных в целях использования их шкур и мяса (за исключением сельскохозяйственных животных), а равно проведение боев животных, в том числе с участием человека, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц — от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Статья 5.8. Нарушение порядка захоронения или утилизации трупов домашних животных

Нарушение установленного правовыми актами города Москвы порядка захоронения или утилизации трупов домашних животных —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до пятисот рублей; на должностных лиц — от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Возврат к списку

Версия для печати

Новая редакция Ст. 7.11 КоАП РФ

1. Пользование объектами животного мира или водными биологическими ресурсами без разрешения, если разрешение обязательно, либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением, а равно самовольная уступка права пользования объектами животного мира или права на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи и частью 2 статьи 8.17 настоящего Кодекса, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц — от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

2. Добыча копытных животных и медведей, относящихся к охотничьим ресурсам, без разрешения, если разрешение обязательно, либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением, —

влечет лишение права осуществлять охоту на срок от одного года до трех лет.

Комментарий к Статье 7.11 КоАП РФ

1. Объект правонарушения — общественные отношения, складывающиеся в сфере права собственности на животный мир, и установленный порядок пользования животным миром.

Правовое регулирование собственности на животный мир, его охраны, пользования животным миром установлено Федеральными законами от 24 апреля 1995 г. N 32-ФЗ «О животном мире» (далее — Закон), от 20 декабря 2004 г. N 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» и иными нормативными правовыми актами.

Согласно ст. 1 Закона пользование животным миром представляет собой юридически обусловленную деятельность граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц по использованию объектов животного мира. Пользователи животным миром — это граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, которым законами и иными нормативными правовыми актами РФ и законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ предоставлена возможность пользоваться животным миром.

В целях сохранения и воспроизводства объектов животного мира и среды их обитания осуществление отдельных видов пользования животным миром, а также пользование определенными объектами животного мира может быть ограничено, приостановлено или полностью запрещено на определенных территориях и акваториях или на определенные сроки решением органа исполнительной власти РФ или органа исполнительной власти субъекта РФ в пределах их компетенции по представлению соответствующего специально уполномоченного государственного органа по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания.

Пользователь не вправе распоряжаться объектами животного мира, если иное не предусмотрено Законом.

Содержание прав на объекты животного мира определяется федеральным законом на основании общих положений гражданского законодательства.

Юридическими лицами и гражданами могут осуществляться следующие виды пользования животным миром:

охота;

рыболовство, включая добычу водных беспозвоночных и морских млекопитающих;

добыча объектов животного мира, не отнесенных к объектам охоты и рыболовства;

использование полезных свойств жизнедеятельности объектов животного мира — почвообразователей, естественных санитаров окружающей среды, опылителей растений, биофильтраторов и других;

изучение, исследование и иное использование животного мира в научных, культурно-просветительных, воспитательных, рекреационных, эстетических целях без изъятия их из среды обитания;

извлечение полезных свойств жизнедеятельности объектов животного мира — почвообразователей, естественных санитаров окружающей среды, опылителей растений, биофильтраторов и других;

получение продуктов жизнедеятельности объектов животного мира.

Законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ могут быть предусмотрены и другие виды пользования животным миром.

Пользование животным миром осуществляется посредством изъятия объектов животного мира из среды их обитания либо без такового.

2. Объективная сторона правонарушения состоит в следующих действиях: пользовании объектами животного мира без разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна); пользовании объектами животного мира с нарушением условий, предусмотренных разрешением (лицензией); самовольной переуступке права пользования объектами животного мира, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 8.17 КоАП.

Перечень объектов животного мира, изъятие которых из среды их обитания без лицензии запрещено, определяется специально уполномоченными государственными органами по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания.

Пользование животным миром осуществляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на основании лицензии в течение срока, указанного в лицензии по соглашению сторон и зависящего от вида пользования животным миром в границах определенной территории и акватории.

Пользование животным миром осуществляется гражданами на основании именных разовых лицензий на добычу определенного количества объектов животного мира в определенном месте или на конкретный срок.

Животный мир предоставляют в пользование:

в отношении объектов животного мира, находящихся в федеральной собственности, — соответствующий специально уполномоченный государственный орган по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания на основании решения Правительства РФ;

в отношении объектов животного мира, не находящихся в федеральной собственности, — соответствующий специально уполномоченный государственный орган по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды обитания на основании решения органа исполнительной власти субъекта РФ.

Объекты животного мира могут предоставляться органами государственной власти, уполномоченными осуществлять права собственника от имени РФ и субъектов РФ, юридическим лицам в долгосрочное пользование на основании долгосрочной лицензии и гражданам в краткосрочное пользование на основании именной разовой лицензии (см. Положение о порядке выдачи долгосрочных лицензий, утвержденное Приказом Минсельхоза РФ от 26 июня 2000 г. N 569). Пользователь осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования объектами животного мира на условиях и в пределах, установленных законом, лицензией и договором с органом государственной власти, предоставляющим соответствующую территорию, акваторию для осуществления пользования животным миром.

Долгосрочную лицензию на пользование животным миром выдает специально уполномоченный государственный орган по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания на основании решений Правительства РФ или органа исполнительной власти субъекта РФ (о порядке выдачи долгосрочных лицензий на пользование объектами животного мира см. Постановление Правительства РФ от 27 декабря 1996 г. N 1574).

Заявки на получение объектов животного мира в пользование на территории РФ подаются в орган исполнительной власти субъекта РФ.

Именные разовые лицензии гражданам на использование объектов животного мира выдаются соответствующим специально уполномоченным органом по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания по их заявке в соответствии с установленным порядком, а также пользователями животным миром в пределах установленных им лимитов (см. Положение о порядке выдачи именных разовых лицензий на использование объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, утвержденное Приказом Минсельхоза РФ от 4 января 2001 г. N 3).

Самовольная переуступка права пользования объектами животного мира — передача в любой форме правомочий по осуществлению права пользования должностным лицом органа, выдающего лицензии, или пользователем своих прав, полученных на законном основании, иному лицу без оформления такой передачи в установленном законом порядке независимо от того, носила ли самовольная переуступка возмездный или безвозмездный характер.

Следует особо подчеркнуть, что, являясь предметом незаконных сделок, объекты животного мира, в случае их неправомерного изъятия из среды обитания, в зависимости от их состояния возвращаются в среду обитания, а при невозможности такого возвращения используются иным образом: содержатся в полувольных условиях, в неволе и т.п.

3. Субъекты правонарушения — граждане и юридические лица — пользователи животного мира, а также должностные лица, на которых возложены обязанности по обеспечению установленного порядка пользования животным миром.

4. Субъективная сторона правонарушения характеризуется виной в форме умысла.

Другой комментарий к Ст. 7.11 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Данная статья направлена на охрану животного мира и права собственности на этот объект. Правовое регулирование пользования животным миром осуществляется на основе Федерального закона от 24 апреля 1995 г. «О животном мире» и иных нормативных актов.

Объектом рассматриваемого правонарушения является право собственности на животный мир, а также установленный уполномоченными органами государства порядок пользования животным миром.

В соответствии со ст.35 указанного Закона пользование животным миром осуществляется юридическими лицами на основании лицензии в течение срока, указанного в лицензии по соглашению сторон и зависящего от вида пользования животным миром в границах определенной территории и акватории.

Граждане осуществляют пользование животным миром на основании именных разовых лицензий на добычу определенного количества объектов животного мира в определенном месте или на конкретный срок.

2. Объективная сторона данного правонарушения состоит в противоправных действиях: пользование объектами животного мира без разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна); нарушение условий, предусмотренных разрешением (лицензией); самовольная, т.е. без надлежащего оформления, переуступка права пользования объектами животного мира, за исключением случаев нарушения правил, предусмотренных в ч.2 ст.8.17 (см. комментарий к ст. 8.17).

3. Субъектами рассматриваемого правонарушения являются граждане и юридические лица — пользователи животного мира, виновные в совершении указанных противоправных деяний, а также должностные лица, на которых возложена обязанность обеспечивать исполнение установленных правил.

4. С субъективной стороны данное правонарушение характеризуется виной в форме умысла.

Закон об ответственном обращении с животными внесли в Госдуму в 2010 году, а приняли только в 2018 — после многочисленных протестов зоозащитников. За год до этого ужесточили и уголовную статью — теперь за издевательства над животным можно получить реальный срок, но на деле суды часто выносят гораздо более мягкие приговоры. Рассказываем, как работает закон и что делать, если вы стали свидетелем жестокого обращения с животным.

Что такое жестокое обращение?

Это умышленное причинение боли — из хулиганских или корыстных побуждений — которое приводит к гибели или увечью животного.

К жестокому обращению относятся, например, систематическое избиение, лишение пищи и воды, использование животных для ненаучных опытов (а также причинение неоправданных страданий при научных), стравливание или охота негуманными способами. Под животными в этом случае обычно понимают высших позвоночных — млекопитающих и птиц.

За жестокое обращение с животными наказывают по 245 статье уголовного кодекса. В 2017 году её ужесточили: по части 1 теперь назначают лишение свободы до 3 лет (раньше были только штраф, обязательные работы или арест), а по части 2 — от 3 до 5 лет (в предыдущей редакции было до 2 лет).

При этом под статью 245 могут попасть ветеринары, которые проводят операции без наркоза, причиняя страдания животным. Для обезболивания животных используют кетамин — психотропное вещество, запрещённое Госнаркоконтролем в 2003 году. Нескольких врачей судили по статьям о сбыте наркотиков — но избавить животное от послеоперационной боли другими средствами практически невозможно. Позже Пленум ВС разъяснил, что укол животному нельзя квалифицировать как сбыт наркотиков, но запрет на кетамин до сих пор не отменён.Сейчас клиники могут применять кетамин, если у них есть лицензия на использование наркотических средств — но в масштабах страны таких клиник очень мало.

Статья 245 существует давно. Она предусматривает уголовное наказание — и ничего больше, а закон, который должен защищать права животных, приняли только в декабре 2018 года.

Почему закон так важен?

Потому что до него подробного регулирования в этой сфере не было, а нормы обращения с животными практически отсутствовали.

Зооактивисты долго требовали документ, который мог бы дать механизм для защиты животных и сформировать культуру отношения к ним в обществе. Проект закона внесли в Госдуму в 2010 году (одним из тех, кто его внёс, был Владимир Мединский, нынешний министр культуры). Он прошёл первое чтение в Госдуме — и почти восемь лет с ним ничего не происходило. Депутаты объясняли, что мешают лоббисты — охотники и производители кормов и препаратов для эвтаназии животных.

Зоозащитники в разных городах выходили на митинги и акции протеста, а в 2017 году устроили голодовку у здания Госдумы, требуя принять закон. В 2018 его приняли.

Закон установил, что животное «способно испытывать эмоции и физические страдания», а человек должен отвечать за судьбу животного.

Что запретил закон?

— пропаганду и призывы к жестокому обращению с животными;

— умерщвление животных (в том числе, приютских, если это не касается смертельных заболеваний);

— негуманное отношение к бездомным животным;

— натравливание животных друг на друга и на людей;

— контактные зоопарки;

— выбрасывание животных на улицу;

— содержание приютов в квартирах;

— содержание в домах ряда диких животных (есть их перечень);

— отлов беспризорных животных с причинением им увечий;

— отлов беспризорных животных в присутствии детей;

— организацию боёв животных;

— торговлю животными вне специальных мест;

— кормление хищников другими животными в местах открытого посещения.

Кроме того, правительство разработало перечень «потенциально опасных собак», в который включили 69 пород (плюс метисы и гибриды), но он пока не утверждён. Позже, по данным СМИ, которые обнаружили в нём несуществующие породы, его сократили. Гулять с «опасными» собаками можно только на поводках и в намордниках. Владельцы всех собак могут выгуливать их только в разрешённых местах и должны убирать за ними на прогулке.

Закон ввёл общественных инспекторов — людей, которые хотят помогать органам госнадзора и контролировать исполнение закона. Стать общественным инспектором может любой человек. Он имеет право зафиксировать случай жестокого обращения с животным и отправить материалы в надзорные органы.

Эксперты отмечают, что в некоторых вопросах ещё остались неясности — например, о регулировании деятельности зоогостиниц — но с другой стороны, у зоозащитников теперь есть хотя бы какие-то рычаги отстаивания прав.

А что с догхантерами?

Из закона это непонятно.

С одной стороны, у догхантеров действительно есть мотив — хулиганский или корыстный. С другой стороны, их действия направлены не на конкретное животное, а на животных вообще, и скорее всего, даже если догхантера привлекут к ответственности, он отделается штрафом.

Так произошло, например, во Владивостоке, где догхантер, отравивший девять собак в разных районах города, получил штраф 20 тысяч рублей.

Если речь не идёт об уголовной ответственности, то действуют общие правила гражданского кодекса, согласно которым животные признаются имуществом, и владельцу возмещается вред — материальный (расходы на лечение или стоимость животного) и моральный.

Полицейских будут наказывать за жестокое обращение со служебными собаками?

Только если животное получит увечья и будет доказан умысел.

Например, при натаскивании собак на наркотики, хоть это и жестоко, сложно говорить о хулиганском или корыстном мотиве, и ответственность за это не предусмотрена.

Служебные собаки обладают особым статусом — так, они исключены из пункта о запрете натравливания, а ещё по отношению к ним не осуществляется общественный контроль, предусмотренный законом.

Как сейчас наказывают за жестокое обращение?

Чаще штрафами и обязательными работами, чем лишением свободы.

Это вызывает отдельное недовольство зоозащитников, которые требуют соразмерности наказания. Из практики следует, что даже после ужесточения ответственности по 245 статье реальные сроки суды давали далеко не всегда.

В 2016 году две студентки из Хабаровска убивали животных и публиковали фото в сети. Их наказали лишением свободы, но за другие преступления (разбой и унижение человеческого достоинства), а за жестокое обращение с животными суд назначил им только по 150 часов обязательных работ.

В марте 2018 года суд те же 150 часов обязательных работ получил в Иркутске мужчина, который в присутствии детей избил, а затем задушил собаку.

Через год, в марте 2019, екатеринбуржский суд назначил реальный срок в 3,5 года мужчине, убившему бездомную собаку.

В мае 2019 в Петербурге заключили под стражу мужчину, который выбросил собаку из окна четвёртого этажа. Он признал свою вину, но наказание ему пока не назначили.

Текст: Татьяна Торочешникова, юрист: Анастасия Бочерёнок

Президент Владимир Путин подписал поправки в Уголовный кодекс, усиливающие ответственность за живодерство. За жестокое обращение с животными будут сажать в тюрьму на пять лет.

Поправки вносят изменения в ч. 1 ст. 245 УК (жестокое обращение с животными) и устанавливают максимальное наказание в виде лишения свободы на срок до трех лет. Таким образом, это преступление останется в категории преступлений небольшой тяжести.

А вот часть 2 этой статьи предусматривает более строгое наказание в виде лишения свободы на срок от трех до пяти лет. Под нее попадут преступления, совершенные группой лиц или по предварительному сговору. Кроме того, если насилие над животным было в присутствии ребенка или, например, если его сняли на видео и выложили в интернет, то такое деяние также будут квалифицировать по ч. 2 ст. 245 УК.

Тюрьма будет максимальным наказанием за живодерство, но законопроект предлагает и альтернативные санкции, такие как штрафы, обязательные и исправительные работы, ограничение свободы. Так что наказание будет устанавливаться индивидуально в зависимости от обстоятельств.

Уголовная ответственность наступит и в том случае, если жестокое обращение с животным, повлекшее его гибель или увечье, совершено в целях причинения животному боли или страданий. Равно как при наличии у совершившего лица хулиганских или корыстных побуждений. Такая расширенная формулировка позволит привлекать к уголовной ответственности живодеров и садистов, которые убивают или калечат животных, не имея при этом корысти либо хулиганских мотивов.

Положения закона не регулируют проведение религиозных обрядов.

Ознакомиться с текстом Федерального закона № 412-ФЗ «О внесении изменений в статьи 245 и 258-1 Уголовного кодекса Российской Федерации и статьи 150 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» можно .

Новая редакция Ст. 245 УК РФ

1. Жестокое обращение с животным в целях причинения ему боли и (или) страданий, а равно из хулиганских побуждений или из корыстных побуждений, повлекшее его гибель или увечье, —

наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до одного года, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет.

2. То же деяние, совершенное:

а) группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

б) в присутствии малолетнего;

в) с применением садистских методов;

г) с публичной демонстрацией, в том числе в средствах массовой информации или информационно-телекоммуникационных сетях (включая сеть «Интернет»);

д) в отношении нескольких животных, —

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок от трех до пяти лет.

Комментарий к Статье 245 УК РФ

1. Необходимость включить жестокое обращение с животными в УК РФ в качестве самостоятельного состава назрела давно. Исследования, проведенные в отношении лиц, совершивших убийство, в том числе убийство с особой жестокостью, очень часто обнаруживают незримую связь между жестоким обращением с животными и убийством.

2. Основным объектом преступного посягательства является общественная нравственность. Факультативный объект — право собственности.

3. Предметы посягательства — животные: звери, птицы, рыбы.

4. Объективная сторона составов преступления характеризуется действием или бездействием, повлекшим гибель или увечье животного. Деяние выражается в жестоком обращении с животными, а его общественно опасные последствия — в их гибели или увечье.

5. Жестокое обращение с животными может проявляться в виде действия (избиение животных; проведение над животными опытов, которые являются мучительными для них; использование их в различных соревнованиях, где, как правило, животные гибнут; мучительное умерщвление их и т.д.). Жестокость, связанная с бездействием, может характеризоваться лишением животного воды, пищи. Бездействие можно признать преступлением лишь в тех случаях, когда на виновном лежала обязанность заботиться о животном.

6. Следует рассматривать как жестокое обращение с животными и умышленные наезды на них, которые приводят к гибели или причинению им увечья.

7. Для признания жестокого обращения с животными преступлением необходим один из следующих альтернативных признаков совершения этого преступления: а) из хулиганских побуждений; б) из корыстных побуждений; в) с применением садистских методов; г) в присутствии малолетних.

8. Садистские методы — это стремление к неоправданной жестокости, наслаждению чужим страданием. К этим методам могут относиться отрезание отдельных частей (хвоста, ушей, лап), сдирание шкуры с животного, сжигание их и т.д. Все это приносит животному особо длительную и мучительную боль.

9. Совершение преступления в присутствии малолетних означает, что жестокое обращение с животными происходит в присутствии хотя бы одного ребенка, не достигшего 14 лет.

10. Субъективная сторона составов преступления характеризуется умыслом. Лицо осознает, что жестоко обращается с животным, причиняет ему несоизмеримые страдания, предвидит его гибель или увечье и желает (допускает) это. Важное значение имеет мотив совершения преступления: а) корысть; б) хулиганские побуждения.

10.1. Корыстный мотив имеет место, когда лицо от жестокого обращения с животными получает материальную выгоду (например, массовое истребление собак, кошек для использования шкурок, мяса, использование их в различных соревнованиях и т.д.).

10.2. Хулиганские побуждения предполагают стремление виновного утвердить свою уродливую исключительность, действия его не имеют логического объяснения — они беспочвенны, безмотивны.

11. Субъект преступного посягательства общий — физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

12. Квалифицирующими обстоятельствами признаются: совершение деяния группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой (см. коммент. к ст. 35).

13. Преступление, описанное в коммент. статье, относится к категории умышленных преступлений небольшой тяжести.

Другой комментарий к Ст. 245 Уголовного кодекса Российской Федерации

1. Предметом преступления являются домашние и дикие животные (млекопитающие и птицы).

2. Объективная сторона преступления включает в себя следующие признаки: а) деяние в виде жестокого обращения с животными, т.е. их избиение, использование для ненаучных опытов, использование в разного рода схватках, охота негуманными способами с применением калечащих орудий и средств; б) последствие в виде гибели или увечья животного; в) причинная связь между деянием и последствием.

3. Обязательными альтернативными признаками состава преступления являются: а) хулиганские побуждения — это стремление виновного продемонстрировать пренебрежение к общепризнанным нормам морали и гуманного обращения с животными; б) корыстные побуждения — это получение материальной выгоды (получение выигрыша в схватке животных, использование меха домашних животных для изготовления шапок); в) применение садистских методов — это способ совершения преступления, когда животному причиняются особые страдания (сдирание шкуры с живого животного, его поджигание); г) совершение деяния в присутствии малолетних, т.е. детей, не достигших 14 лет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *