Закон об экспертах

Зачем нужна независимая экспертиза

Сейчас понятие «независимая экспертиза» довольно прочно вошло в повседневный обиход множества людей. Однако, не всем понятно его истинное значение. Как правило, вопрос, что делает независимая экспертиза, заставляет задуматься тех, кому приходится, или уже приходилось к ней обращаться. Естественно, если Вы впервые столкнулись с подобной ситуацией, Вам может потребоваться консультация опытных юристов. Чаще всего необходимость проведения экспертизы вызывается наличием разногласий между двумя лицами и отсутствием возможности договориться. Поэтому результаты такой процедуры часто становятся важнейшим аргументом, подтверждающим позицию одной из сторон.

Что делает экспертиза

Понятие независимой экспертизы

Независимая экспертиза — это объективное исследование, построенное на научно-обоснованных методиках и подтвержденной правдивой информации, осуществляемое специально назначенным экспертом. Эксперт — это квалифицированный специалист, обладающий специальными познаниями в узкой области знаний с навыками в конкретной отрасли, привлекаемый для проведения экспертизы. Он занимается исследованиями, расчетами и выработкой заключений по предмету спора. Особенность работы эксперта заключается в его абсолютной незаинтересованности в итогах самой экспертизы.

Экспертиза проводится негосударственными и государственными экспертными организациями. Но существуют некоторые квалификационные требования, как к экспертам (образование, квалификация, стаж работы), так и к самим организациям. Инициировать проведение судебной экспертизы может как гражданин, так и юридическое лицо. Решение о назначении экспертизы и выборе экспертной организации принимает суд при рассмотрении арбитражного, гражданского либо уголовного дела.

В качестве основания проведения независимой экспертизы выступает договор, заключаемый между гражданином (юридическим лицом) и экспертным учреждением и оплачиваемый заказчиком.

Чем занимается независимая экспертиза

Экспертизе принадлежит особая роль в установлении истины в судопроизводстве и при разрешении спорных ситуаций. Она определяет стоимость нанесенного ущерба, причины и характер повреждений и т.д. На основе анализа имеющейся информации, либо изучении объектов исследования, независимой экспертизой определяются убытки, остаточная стоимость предмета исследования и другое. Экспертная оценка объектов недвижимости, оборудования, нанесенного ущерба и другие исследования проводятся независимо от правоохранительных органов и третьих лиц.

Независимая экспертиза необходима для определения:

  1. цены участков земли и объектов недвижимости;
  2. размера ущерба, нанесенного автомобилю при ДТП;
  3. цены бизнеса, интеллектуальной собственности, оборудования;
  4. ущерба от стихийных бедствий, пожаров, пролития;
  5. иных имущественных вопросов.

Услуги независимых экспертов чаще всего востребованы в случаях ДТП, затоплений, пожаров. Особенно при отказе страховой компанией возмещения ущерба по наступившему страховому случаю или занижении суммы выплаты.

Актуальные виды независимой экспертизы

Самый актуальный вид экспертизы сейчас — автотехническая экспертиза в виде независимой экспертизы автомобилей, пострадавших в ДТП. Это вызвано увеличением количества споров, которые связаны с обслуживанием, эксплуатацией и продажей автомобилей, а также с высоким уровнем автомобилизации населения. Где много автомобилей там больше и ДТП, а значит, высока и необходимость в квалифицированных специалистах, которые способны осуществить комплексную независимую экспертизу автомобиля и его повреждений после ДТП. Только высококвалифицированным экспертам под силу определить истинный размер ущерба и установить виновность в ДТП.

На практике также часты случаи, когда необходимо определение размера ущерба, нанесенного недвижимости граждан в результате залива квартиры соседями сверху или протечки с крыши. Проведение такой экспертизы нужно для установления виновности лиц или для обращения в страховую организацию, для взыскания причиненных убытков. Только независимая оценка ущерба может послужить подтверждением того, что предъявляемое к вам (или вами) требование на самом деле обоснованное.

Во многих ситуациях стоимость независимой экспертизы в разы окупает себя, так как компенсация, полученная по итогам ее проведения, может быть значительной. Также необходимо помнить, что сторона, заказавшая независимую экспертизу, доказав свою правоту, не оплачивает услуги оценочной фирмы, так как эта обязанность возлагается на виновную сторону. Поэтому экспертиза является наиболее надежным способом отстоять свои права.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации

Принят Государственной Думой 5 апреля 2001 года

Одобрен Советом Федерации 16 мая 2001 года

Настоящий Федеральный закон определяет правовую основу, принципы организации и основные направления государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации (далее — государственная судебно-экспертная деятельность) в гражданском, административном и уголовном судопроизводстве.

Производство судебной экспертизы с учетом особенностей отдельных видов судопроизводства регулируется соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации.

ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Государственная судебно-экспертная деятельность

Государственная судебно-экспертная деятельность осуществляется в процессе судопроизводства государственными судебно-экспертными учреждениями и государственными судебными экспертами (далее также — эксперт), состоит в организации и производстве судебной экспертизы.

Статья 2. Задача государственной судебно-экспертной деятельности

Задачей государственной судебно-экспертной деятельности является оказание содействия судам, судьям, органам дознания, лицам, производящим дознание, следователям в установлении обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу, посредством разрешения вопросов, требующих специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла. (В редакции Федерального закона от 24.07.2007 № 214-ФЗ)

Статья 3. Правовая основа государственной судебно-экспертной деятельности

Правовую основу государственной судебно-экспертной деятельности составляют Конституция Российской Федерации, Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации, Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, законодательство Российской Федерации о таможенном деле, Налоговый кодекс Российской Федерации, законодательство в сфере охраны здоровья, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, на которые возложены функции по организации и (или) производству экспертизы в целях осуществления судопроизводства в Российской Федерации, а также нормативные правовые акты федерального государственного органа, осуществляющего в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия в сфере уголовного судопроизводства. (В редакции Федерального закона от 26.07.2019 № 224-ФЗ)

Статья 4. Принципы государственной судебно-экспертной деятельности

Государственная судебно-экспертная деятельность основывается на принципах законности, соблюдения прав и свобод человека и гражданина, прав юридического лица, а также независимости эксперта, объективности, всесторонности и полноты исследований, проводимых с использованием современных достижений науки и техники.

Статья 5. Соблюдение законности при осуществлении государственной судебно-экспертной деятельности

Государственная судебно-экспертная деятельность осуществляется при условии точного исполнения требований Конституции Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, составляющих правовую основу этой деятельности.

Нарушение закона при осуществлении судебно-экспертной деятельности недопустимо и влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

Статья 6. Соблюдение прав и свобод человека и гражданина, прав юридического лица при осуществлении государственной судебно-экспертной деятельности

Государственная судебно-экспертная деятельность осуществляется при неуклонном соблюдении равноправия граждан, их конституционных прав на свободу и личную неприкосновенность, достоинство личности, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести и доброго имени, а также иных прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации.

Судебно-экспертные исследования (далее — исследования), требующие временного ограничения свободы лица или его личной неприкосновенности, проводятся только на основаниях и в порядке, которые установлены федеральным законом.

Лицо, полагающее, что действия (бездействие) государственного судебно-экспертного учреждения или эксперта привели к ограничению прав и свобод гражданина либо прав и законных интересов юридического лица, вправе обжаловать указанные действия (бездействие) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Статья 7. Независимость эксперта

При производстве судебной экспертизы эксперт независим, он не может находиться в какой-либо зависимости от органа или лица, назначивших судебную экспертизу, сторон и других лиц, заинтересованных в исходе дела. Эксперт дает заключение, основываясь на результатах проведенных исследований в соответствии со своими специальными знаниями.

Не допускается воздействие на эксперта со стороны судов, судей, органов дознания, лиц, производящих дознание, следователей и прокуроров, а также иных государственных органов, организаций, объединений и отдельных лиц в целях получения заключения в пользу кого-либо из участников процесса или в интересах других лиц.

Лица, виновные в оказании воздействия на эксперта, подлежат ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 8. Объективность, всесторонность и полнота исследований

Эксперт проводит исследования объективно, на строго научной и практической основе, в пределах соответствующей специальности, всесторонне и в полном объеме.

Заключение эксперта должно основываться на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных.

Статья 9. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

медицинская организация, оказывающая медицинскую помощь в стационарных условиях, — медицинская организация государственной системы здравоохранения либо структурное подразделение медицинской или иной организации государственной системы здравоохранения, оказывающие медицинскую помощь в условиях, обеспечивающих круглосуточное медицинское наблюдение; (В редакции Федерального закона от 25.11.2013 № 317-ФЗ)

медицинская организация, оказывающая психиатрическую помощь в стационарных условиях, — медицинская организация государственной системы здравоохранения либо структурное подразделение медицинской или иной организации государственной системы здравоохранения, оказывающие психиатрическую помощь в условиях, обеспечивающих круглосуточное медицинское наблюдение; (В редакции Федерального закона от 25.11.2013 № 317-ФЗ)

судебно-психиатрическая экспертная медицинская организация — медицинская организация, оказывающая психиатрическую помощь в стационарных условиях и специально предназначенная для производства судебно-психиатрической экспертизы; (В редакции Федерального закона от 25.11.2013 № 317-ФЗ)

руководитель государственного судебно-экспертного учреждения (далее также — руководитель) — директор или начальник (заведующий) государственного судебно-экспертного учреждения либо приравненного к нему специализированного подразделения, осуществляющий функцию руководства при организации и производстве судебной экспертизы в соответствующем учреждении или подразделении;

судопроизводство — регулируемая законодательством Российской Федерации о гражданском, административном и уголовном судопроизводстве деятельность суда или судьи по осуществлению правосудия, а также процессуальная деятельность органа дознания, лица, производящего дознание, следователя или прокурора, органа или должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении; (В редакции Федерального закона от 26.07.2019 № 224-ФЗ)

судебная экспертиза — предусмотренное законодательством Российской Федерации о судопроизводстве процессуальное действие, включающее в себя проведение исследований и дачу заключения экспертом по вопросам, требующим специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла; (В редакции Федерального закона от 26.07.2019 № 224-ФЗ)

заключение эксперта — письменный документ, отражающий ход и результаты исследований, проведенных экспертом;

образцы для сравнительного исследования — объекты, отображающие свойства или особенности человека, животного, трупа, предмета, материала или вещества, а также другие образцы, необходимые эксперту для проведения исследований и дачи заключения;

повреждение объекта исследования — изменение свойств и состояния объекта в результате применения физических, химических, биологических методов при проведении исследований;

уполномоченные федеральные государственные органы — федеральные органы исполнительной власти, на которые возложены функции по организации, в том числе нормативно-правовому регулированию и методическому обеспечению, и (или) производству экспертизы в целях осуществления судопроизводства в Российской Федерации, и федеральный государственный орган, осуществляющий в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия в сфере уголовного судопроизводства. (Абзац введен — Федеральный закон от 26.07.2019 № 224-ФЗ)

Статья 10. Объекты исследований

Объектами исследований являются вещественные доказательства, документы, предметы, животные, трупы и их части, образцы для сравнительного исследования, а также материалы дела, по которому производится судебная экспертиза.

Исследования проводятся также в отношении живых лиц (далее также — лицо).

При проведении исследований вещественные доказательства и документы с разрешения органа или лица, назначивших судебную экспертизу, могут быть повреждены или использованы только в той мере, в какой это необходимо для проведения исследований и дачи заключения. Указанное разрешение должно содержаться в постановлении или определении о назначении судебной экспертизы либо соответствующем письме.

Повреждение вещественных доказательств и документов, произведенное с разрешения органа или лица, назначивших судебную экспертизу, не влечет за собой возмещения ущерба их собственнику государственным судебно-экспертным учреждением или экспертом.

В случае, если транспортировка объекта исследований в государственное судебно-экспертное учреждение невозможна, орган или лицо, назначившие судебную экспертизу, обеспечивают эксперту беспрепятственный доступ к объекту и возможность его исследования.

Статья 11. Государственные судебно-экспертные учреждения

Государственными судебно-экспертными учреждениями являются специализированные учреждения уполномоченных федеральных государственных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, созданные для организации и производства судебной экспертизы. (В редакции Федерального закона от 26.07.2019 № 224-ФЗ)

Организация и производство судебной экспертизы могут осуществляться экспертными подразделениями федеральных органов исполнительной власти, на которые возложены функции по организации и (или) производству экспертизы в целях осуществления судопроизводства в Российской Федерации. В течение переходного периода, установленного Федеральным законом от 28 декабря 2010 года № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации», организация и производство судебной экспертизы могут осуществляться экспертными подразделениями федерального государственного органа, осуществляющего в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия в сфере уголовного судопроизводства. В случае, если производство судебной экспертизы поручается указанным экспертным подразделениям, они осуществляют функции, исполняют обязанности, имеют права и несут ответственность, которые предусмотрены для государственных судебно-экспертных учреждений. (В редакции Федерального закона от 26.07.2019 № 224-ФЗ)

Государственные судебно-экспертные учреждения создаются и ликвидируются в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации.

Деятельность государственных судебно-экспертных учреждений по организации и производству судебной экспертизы регулируется настоящим Федеральным законом, процессуальным законодательством Российской Федерации и осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами, указанными в статье 3 настоящего Федерального закона. (В редакции Федерального закона от 26.07.2019 № 224-ФЗ)

Организация и производство судебной экспертизы в медицинских организациях или их подразделениях, не относящихся к ведению федерального органа исполнительной власти в сфере здравоохранения, осуществляются на основании нормативных правовых актов соответствующих федеральных органов исполнительной власти, на которые возложены функции по организации и (или) производству экспертизы в целях осуществления судопроизводства в Российской Федерации, принимаемых совместно с федеральным органом исполнительной власти в сфере здравоохранения. В указанных организациях и подразделениях не может организовываться и производиться судебно-психиатрическая экспертиза. (В редакции федеральных законов от 25.11.2013 № 317-ФЗ, от 26.07.2019 № 224-ФЗ)

Государственные судебно-экспертные учреждения одного и того же профиля осуществляют деятельность по организации и производству судебной экспертизы на основе единого научно-методического подхода к экспертной практике, профессиональной подготовке и специализации экспертов.

Государственные судебно-экспертные учреждения производят судебную экспертизу в соответствии с профилем, определенным для них соответствующими уполномоченными федеральными государственными органами. (В редакции Федерального закона от 26.07.2019 № 224-ФЗ)

Государственные судебно-экспертные учреждения в обязательном порядке производят судебную экспертизу для органов дознания, органов предварительного следствия и судов, расположенных на территории, которая определяется соответствующими уполномоченными федеральными государственными органами. В случае невозможности производства судебной экспертизы в государственном судебно-экспертном учреждении, обслуживающем указанную территорию, в связи с отсутствием эксперта конкретной специальности, необходимой материально-технической базы либо специальных условий для проведения исследований судебная экспертиза для органов дознания, органов предварительного следствия и судов может быть произведена государственными судебно-экспертными учреждениями, обслуживающими другие территории. (В редакции Федерального закона от 26.07.2019 № 224-ФЗ)

Деятельность государственных судебно-экспертных учреждений по организации и производству судебной экспертизы для других государств осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Статья 12. Государственный судебный эксперт

Государственным судебным экспертом является аттестованный работник государственного судебно-экспертного учреждения, производящий судебную экспертизу в порядке исполнения своих должностных обязанностей.

Статья 13. Профессиональные и квалификационные требования, предъявляемые к эксперту

Должность эксперта в государственных судебно-экспертных учреждениях может занимать гражданин Российской Федерации, имеющий высшее образование и получивший дополнительное профессиональное образование по конкретной экспертной специальности в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующего уполномоченного федерального государственного органа. Должность эксперта в экспертных подразделениях федерального органа исполнительной власти в области внутренних дел может также занимать гражданин Российской Федерации, имеющий среднее профессиональное образование в области судебной экспертизы. (В редакции федеральных законов от 02.07.2013 № 185-ФЗ, от 26.07.2019 № 224-ФЗ)

Определение уровня квалификации экспертов и аттестация их на право самостоятельного производства судебной экспертизы осуществляются экспертно-квалификационными комиссиями в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующего уполномоченного федерального государственного органа. Уровень квалификации экспертов подлежит пересмотру указанными комиссиями каждые пять лет. (В редакции федеральных законов от 02.07.2013 № 185-ФЗ, от 26.07.2019 № 224-ФЗ)

ГЛАВА II. ОБЯЗАННОСТИ И ПРАВА РУКОВОДИТЕЛЯ И ЭКСПЕРТА ГОСУДАРСТВЕННОГО СУДЕБНО-ЭКСПЕРТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Статья 14. Обязанности руководителя государственного судебно-экспертного учреждения

Руководитель обязан:

по получении постановления или определения о назначении судебной экспертизы поручить ее производство конкретному эксперту или комиссии экспертов данного учреждения, которые обладают специальными знаниями в объеме, требуемом для ответов на поставленные вопросы;

разъяснить эксперту или комиссии экспертов их обязанности и права;

по поручению органа или лица, назначивших судебную экспертизу, предупредить эксперта об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, взять у него соответствующую подписку и направить ее вместе с заключением эксперта в орган или лицу, которые назначили судебную экспертизу;

обеспечить контроль за соблюдением сроков производства судебных экспертиз с учетом дат, установленных судами при назначении судебных экспертиз, полнотой и качеством проведенных исследований, не нарушая принцип независимости эксперта; (В редакции Федерального закона от 28.06.2009 № 124-ФЗ)

по окончании исследований направить заключение эксперта, объекты исследований и материалы дела в орган или лицу, которые назначили судебную экспертизу;

обеспечить условия, необходимые для сохранения конфиденциальности исследований и их результатов;

не разглашать сведения, которые стали ему известны в связи с организацией и производством судебной экспертизы, в том числе сведения, которые могут ограничить конституционные права граждан, а также сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну.

Руководитель обязан обеспечить условия, необходимые для проведения исследований:

наличие оборудования, приборов, материалов и средств информационного обеспечения;

соблюдение правил техники безопасности и производственной санитарии;

сохранность представленных объектов исследований и материалов дела.

Руководитель не вправе:

истребовать без постановления или определения о назначении судебной экспертизы объекты исследований и материалы дела, необходимые для производства судебной экспертизы;

самостоятельно без согласования с органом или лицом, назначившими судебную экспертизу, привлекать к ее производству лиц, не работающих в данном учреждении;

давать эксперту указания, предрешающие содержание выводов по конкретной судебной экспертизе.

Статья 15. Права руководителя государственного судебно-экспертного учреждения

Изучение матрасов — прибыльное дело. Очень прибыльное. Немецкий фонд Stiftung Warentest немецкого Общества защиты потребителей заработал в год почти 250 тысяч евро на продаже результатов своего исследования, в ходе которого независимые эксперты проверили 278 матрасов на предмет упругости, соответствия форме тела, комфорта и соотношения «цена — качество”. Их главный вывод: самые дорогие матрасы — далеко не самые лучшие.

Исследование матрасов стало самой прибыльной публикацией фонда за год. Шутка ли: среднестатистический немец проводит по семь часов в сутки в горизонтальном положении. Так что покупка матраса — серьезная инвестиция, которая требует тщательной подготовки и анализа рынка. И в этом вопросе результаты исследования фонда — важное подспорье. Потому что Stiftung Warentest — непререкаемый авторитет в Германии в исследовании качества товаров и услуг, а значит, и защиты прав потребителей. Его оценка «отлично” считается лучшей рекламой на потребительском рынке. И многие компании, занимающие первые места в рейтингах фонда, не жалеют денег на то, чтобы использовать логотип Stiftung Warentest и надписи огромными буквами «GUT» или «SEHR GUT» на своих упаковках.

Независимость — основа доверия

В прошлом году фонд, центральный офис которого расположен в невзрачном здании в центре Западного Берлина, исследовал 132 категории товаров и 53 категории услуг, протестировав, в общей сложности, порядка 30 тысяч предметов. Причем товары для своих тестов он анонимно покупает сам, а не получает бесплатно от производителей. Оборот от продажи результатов исследований на сайте фонда составил 4,3 млн евро. В чем секрет такого успеха?

Здание и логотип Stiftung Warentest

«В независимости”, — говорит член правления Stiftung Warentest Хольгер Бракеман (Holger Brackemann), отвечающий за тестирование товаров. «Наша независимость — залог доверия потребителей”. В своих журналах, например, фонд принципиально не публикует рекламу компаний, продукты которых тестирует. И одновременно с этим он независим от государства, хотя и основан в 1964 году по решению германского парламента.

Эта модель вполне окупает себя. Практически 90 процентов дохода фонда сегодня — поступления от продаж двух фирменных журналов с результатами тестов, целой линейки книг, а также от платного доступа к сайту с результатами исследований товаров и услуг. Но заработать себе репутацию независимого от большого бизнеса учреждения по изучению качества товаров было не так-то просто. Когда фонд был основан чуть более полувека назад, у него не было денег ни на маркетинг, ни на рекламу. И тогда руководство решило бесплатно раздать результаты первых тестов газетам. Так начал расти интерес к его работе, а с ним — и спрос на публикации. Тираж журналов фонда составляет сегодня порядка 410 тысяч экземпляров — цифра, которой могут позавидовать многие издательские дома. Спрос на качественную экспертную оценку товаров народного потребления в Германии стабильно высок.

Тестируем всё!

На немецком рынке нет категории продуктов, которые не прошли бы тесты фонда. «Мы тестируем практически все, на что тратят деньги немцы”, — говорит Хольгер Бракеман. По его словам, особенно большой интерес потребителей вызывают результаты исследований товаров, которые относительно дороги и покупаются не каждый день. Например, телевизоров или стиральных машин. Кроме этого, с большим интересом публика встречает результаты тестирования вещей, качество которых трудно оценить с первого взгляда — например, тех же матрасов или пенсионных страховок, продаваемых банками.

Что самое оригинальное приходилось тестировать? Хольгер Бракеман задумывается и лишь после паузы с улыбкой отвечает: «Вегетарианский корм для кошек! Вот уж действительно странный продукт”.

Так выглядит журнал фонда Stiftung Warentest с результатами тестов

Основательность, с которой в Германии подходят к оценке качества продуктов, — отличительная черта страны. «По сравнению с нашими международными партнерами мы работаем особенно тщательно, — говорит Бракеман, — может, это действительно национальная черта?” По его словам, в успехе фонда огромную роль играет четко выраженное желание немецких потребителей получать самое высокое качество за потраченные деньги.

У фонда в этом отношении — безупречная репутация. Только в прошлом году он заработал 4,2 млн евро на продаже права использовать его логотип на упаковках товаров и в рекламе услуг компаний, занявших первые места в рейтингах.

Свобода и конкуренция

Со стороны может показаться, что Германия — этой рай для потребителей. Сильная конкуренция, прозрачность и эффективный антимонопольный надзор привели, например, к тому, что цены на продукты в немецких супермаркетах — самые низкие во всей Европе при очень достойном качестве. Производители продуктов ориентируются на результаты исследований Stiftung Warentest, и могут даже отказаться от услуг поставщиков, качество товаров которых признано «неудовлетворительным”.

Другой важный фактор — свобода печати. «Работа нашего фонда была бы невозможной, не будь в Германии свободной прессы”, — говорит Бракеман. Публикации фонда напрямую воздействуют на рынок, и компании могут потерять миллионы евро, если лишатся заказов. Но пытаться заблокировать публикацию результатов исследования через суд практически бесполезно.

А как же взятки? «Не предлагают. Я работаю в фонде 14 лет, и мне ни разу не предлагали деньги за определенные результаты теста, — говорит Бракеман. — Единственное, что иногда происходит, — компании просят протестировать их продукты за их же счет. Мы отказываем, поскольку не делаем исследования на заказ. И в этом отношении более чем за 50 лет существования фонда не было ни одного скандала”.


  • Главный инспектр технадзора

    Большой риск и большие перспективы

    Изобретение парового двигателя стало началом промышленной революции. Он стал использоваться для движения паровозов и пароходов, в пищевой промышленности. Однако первые попытки применения парового двигателя в промышленности, например, для создания водяного насоса, были связаны с большим риском.


  • 6 января 1866 года

    После взрыва на пивоварне в Мангейме в 1865 году местные промышленники 6 января 1866 года основали первую инспекторскую компанию для наблюдения за паровыми котлами, которая сегодня называется TÜV SÜD. Однако взрывы на заводах продолжались. В 1881 году трагедия на одном из предприятий в Эшвайлере, недалеко от Ахена, унесла много жизней.


  • Укрупнение бизнеса

    В последующие годы создаются многочисленные филиалы TÜV по всей стране. После 1871-го компании, входившие в ассоциацию, получили право избегать проверок, проводимых структурами федерального правительства. Контроль паровых бойлеров вплоть до 20 века оставался основной задачей TÜV, что, впрочем, не изменило ситуацию в целом. Взрывы продолжались, как, например, здесь — в Нюрнберге в 1916-м.


  • Из регионального — в глобального игрока

    С ускорением темпов индустриализации расширялся и круг обязанностей TÜV. В 1872 году был основан Союз для наблюдения за паровыми котлами в Эльберфельде и Бармене. Уже вскоре из чисто региональной организации образовался концерн TÜV Rheinland. Сегодня его глобальный бизнес представлен в 69 странах. А сам TÜV – это агломерат из трех основных холдингов TÜV SÜD, TÜV Rheinland, TÜV NORD.


  • Автоинспекция от TÜV

    Для большинства немцев и жителей Германии TÜV, в первую очередь, ассоциируется с автоинспекцией. Ежегодно инспекторы проверяют около 8,5 миллиона автомобилей в разных странах мира. На этой архивной фотографии инспекторы TÜV симулируют аварию с автомобилем Trabant. В работе участвуют также пожарники.


  • «Тест для идиота»

    Инспекторы проверяют не только технику, но и самих автомобилистов. Если лихач был задержан в нетрезвом состоянии, полиция может заставить его пройти медицинское и психологическое обследование. В народе его называют «тестом для идиота». Однако провалив его, можно надолго распрощаться со своими правами.

  • Он же доктор

    Немецкий работодатель обязан обеспечивать все условия для труда, не наносящего вред здоровью. Как правило, в компании есть свой доктор, в свою очередь «проверенный» TÜV. Он не только отвечает за рабочие места сотрудников, но и помогает вернуться в строй после долгого отсутствия по причине болезни.

  • За чистоту воздуха

    Безопасность важна и на занятиях в школе. Этот инспектор контролирует наличие в воздухе полихлорированных бифенилов (ПХБ), которые представляют угрозу для человека и окружающей среды. Инспекторы TÜV также проверяют здания на содержание асбеста: этот строительный материал, используемый ранее, причислен к вредным для здоровья.

  • 200 лабораторий по всему миру

    Производители пищевой продукции и медицинских препаратов обязаны следить за качеством и гарантировать безопасность своей продукции. Все это должно быть закреплено и подтверждено документально. Для экспертизы они всегда могут пригласить сотрудников TÜV. Всемирная сеть лабораторий только TÜV Rheinland насчитывает 200 организаций.

  • Проверка на прочность

    Инженер оценивает качество перекрытий мюнхенского Олимпийского стадиона. Выдержат ли они нагрузку? TÜV также проверяет на прочность промышленные объекты и технику.

  • Американские горки без риска

    Специалист TÜV изучает, как соединены детали на американских горках. Только после того, как он даст добро, можно начинать веселиться в парке аттракционов.

  • Точность до мелочей

    Даже маленькие недочеты могут обернуться большой трагедией. Особенно когда речь идет о товарах для детей. Производитель этой плюшевой собаки поручил инспекторам TÜV проверить, насколько прочны все детали, и есть ли опасность для малышей. Собаке предстоит десять минут находиться под давлением, которое в реальной жизни не смогут оказать на нее не только дети, но даже и большинство взрослых.

  • Контроль качества по всему миру

    Работники во Вьетнаме контролируют качество кешью. Как минимум 500 грамм орехов нужно проверить в каждом грузе. Содержат ли они бактерии, антибиотики или тяжелые металлы? Только после получения отрицательных результатов теста они могут быть отправлены на экспорт.

    Фабиан Шмидт, Марина Борисова

Смотреть видео 00:46

Юриспруденция

Уголовный процесс России

Раздел: Экономика, Право

ффф1

Эксперт — это лицо, обладающее специальными познаниями в науке, технике, искусстве или ремесле и привлекаемое органами предварительного расследования и судом для проведения экспертизы.

В РФ деятельность эксперта регламентирована УПК и ведомственными нормативными актами об экспертных учреждениях. Экспертами могут быть сотрудники экспертного учреждения, занимающие штатную должность, работники каких-либо других учреждений (предприятий, организаций), привлеченные для производства экспертизы по конкретному уголовному делу (внешние эксперты), или иные сведущие лица, не заинтересованные в исходе дела. При этом все они именуются судебными экспертами.

Действующим уголовно-процессуальным законодательством определены основания и условия назначения экспертизы, права и обязанности эксперта.

Эксперт имеет право: знакомиться с материалами дела, относящимися к предмету экспертизы; ходатайствовать о предоставлении ему дополнительных материалов, необходимых для достоверного решения вопросов; присутствовать с разрешения следователя (суда) при производстве следственных (судебных) действий, задавать допрашиваемым вопросы, просить о занесении в протокол существенных для дачи заключения обстоятельств; излагать на допросе свои показания собственноручно; давать заключение и показания на родном языке, если не владеет языком, на котором осуществляется судопроизводство; обжаловать действия лица, ведущего дознание, следователя, прокурора, суда (судьи) (ст. 17,22,82,105,106,192,288 УПК).

Эксперту возмещаются расходы, связанные с явкой по вызову в суд или следственные органы и с производством экспертизы.

Вопросы, разрешаемые экспертом в соответствии с его компетенцией, не могут касаться юридической стороны уголовного дела, относящейся к компетенции следователя и суда.


Заключение экспертом представляется в письменном виде, оно является одним из доказательств по делу. За необоснованный отказ дать заключение или за дачу заведомо ложного заключения эксперт несет уголовную ответственность по ст. 307,308 УК.

Эксперт обязан: заявить самоотвод при наличии указанных в законе оснований (ст. 59, 67 УПК); явиться по вызову следователя и суда (ст. 82 УПК); дать объективное заключение (ст. 80, 82 УПК); проводить экспертизу в присутствии следователя и обвиняемого (ст. 185, 190 УПК); явиться на допрос по поводу данного заключения и дать правдивые показания (ст. 289 УПК); не разглашать данные предварительного следствия и дознания (ст. 139 УПК). Эксперт несет ответственность за данное заключение (ст. 80 УПК).

К содержанию Уголовный процесс России


ффф2

Уголовное право Уголовное право. Вопросы и ответы Уголовное право России Уголовное право России

Уголовно-процессуальное право Российской Федерации

Всеобщая история государства и права. Том 1 Всеобщая история государства и права. Том 2

Уголовное право — отрасль публичного права, регулирующая отношения …

Уголовное право — отрасль публичного права, регулирующая отношения, связанные с преступностью и наказуемостью деяний. Как всякая отрасль права уголовное …

Сословный характер феодального уголовного права. Уголовное право …

Уголовное право. Понятие преступления в памятниках права определялось по-разному. В одном случае оно рассматривалось как нарушение норм права — «выступ» из …

Виды преступлений. Уголовное право.

Уголовное право. В казахском обычном праве особенно много норм было посвящено наказаниям за преступные деяния. При этом своеобразие хозяйственной жизни, …
bibliotekar.ru/teoria-gosudarstva-i-prava-6/151.htm

Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями. Уголовное право …

Уголовное право. В начале XX в. в России действовало несколько крупных уголовных кодексов: Уложение о наказаниях уголовных и исправительных (1845 г., …
bibliotekar.ru/teoria-gosudarstva-i-prava-6/189.htm

Развитие уголовного права. Развитие феодализма. Уголовное право.

Уголовное право. Если гражданские правоотношения развивались сравнительно медленно, то уголовное право в данный период претерпело существенные изменения, …
bibliotekar.ru/teoria-gosudarstva-i-prava-6/73.htm

Уголовное право. Развивается и система государственных …

Уголовное право. В XVIII в. уголовное право сделало значительный шаг вперед. Это объяснялось как обострением классовых противоречий, …
bibliotekar.ru/teoria-gosudarstva-i-prava-6/161.htm

Основной принцип феодального права. Разработка норм уголовного …

Уголовное право. Разработке норм уголовного права Уложение Василия Лупу уделяло больше всего внимания (в нем содержалось более 1000 статей, относящихся к …
bibliotekar.ru/teoria-gosudarstva-i-prava-6/125.htm

Предмет уголовного права. Основание уголовной ответственности …

Весьма радикальному пересмотру подверглись общие положения об уголовной ответственности, которые вобрали в себя новеллы, внесенные в уголовное право Франции …
bibliotekar.ru/osnovy-prava-1/127.htm

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

«О ПОРЯДКЕ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ЭКСПЕРТОВ НА ВСЕХ ЭТАПАХ ЗАКУПОЧНОГО ЦИКЛА»

I. Общие положения по привлечению экспертов, экспертных организаций

1. Настоящие Методические рекомендации (далее — Рекомендации) разработаны в целях оказания помощи заказчикам, уполномоченному органу, уполномоченному учреждению в определении порядка проведения экспертизы, случаев привлечения к осуществлению закупки для нужд Нижегородской области эксперта и/или экспертной организации в соответствии с положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее Федеральный закон № 44-ФЗ).

2. Рекомендации предназначены для приме­нения заказчиками, уполномоченным органом, уполномоченным учреждением при привлечении к осуществлению закупки эксперта и/или экспертной организации, а также при планировании и обосновании бюджетных затрат на привлечение эксперта и/или экспертной организации и составлении проекта контракта (договора) на определение поставщика (подрядчика, исполнителя).

3. Финансирование экспертных услуг заказчиком осуществляется путем включения затрат по этим услугам в смету бюд­жетных расходов.

4. Рекомендации разъясняют возможные случаи привлечения экспертов и/или экспертных организаций в соответствии Федеральным законом № 44-ФЗ.

5. Задачей экспертизы в рамках настоящих Рекоменда­ций является оказание содействия заказчикам, уполномоченному органу, уполномоченному учреждению в разрешении вопросов и/или подготовке предложений, требующих специальных познаний.

6. При оказании услуг эксперты и экспертные организации руководствуют­ся следующими принципами:

— полноты, всесторонности, компетентности, достоверности, обоснованности и законности экспертизы и ее результатов;

— объективности и беспристрастности;

— ответственности сторон;

— разумности сроков проведения экспертиз;

— независимости от кого-либо, заинтересованного в результатах экспертизы;

— ответственности за организацию, проведение и качество экспертизы;

— обязательности выполнения требований, установленных контрактом
и предусмотренной им нормативной и технической документации;

— соблюдения государственной и коммерческой тайны в отношении сведений, полученных при проведении экспертизы.

II. Основания и случая привлечение к осуществлению закупки эксперта, экспертной организации

1. В соответствии с ч. 3 и 4 ст. 94 Федерального закона № 44-ФЗ заказчики обязаны проводить экспертизу результатов, полученных по контрактам.

Цель такой экспертизы — проверка соответствия условиям контракта предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом.

2. Экспертиза проводится как по итогам исполнения всего контракта, так и по каждому этапу контракта в отдельности. Иными словами, количество заключений по результатам экспертизы должно совпадать с количеством подписанных приемочных документов.

3. Следует обратить внимание, что заказчикам необходимо проводить экспертизу результатов, полученных по всем без исключения контрактам, в том числе по закупкам на сумму до 100 тыс. руб. Каких-либо исключений не предусмотрено.

4. Экспертиза может быть проведена любыми работниками заказчика, в должностных обязанностях которых будет закреплено проведение экспертизы результатов, полученных по контрактам.

5. В отдельных случаях, указанных в ч. 4 ст. 94 Федерального закона № 44-ФЗ, заказчик не может провести экспертизу своими силами, а обязан привлечь экспертов, экспертные организации. Помимо этого Правительство РФ вправе определить иные случаи обязательного привлечения экспертов, экспертных организаций для экспертизы поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг. В остальных случаях заказчик вправе вместо экспертизы, проводимой своими силами, или в дополнение к ней привлечь таких экспертов, экспертные организации.

6. Эксперт, экспертная организация — обладающее специальными познаниями, опытом, квалификацией лицо, которое осуществляет деятельность по изучению и оценке предмета экспертизы, а также по подготовке экспертных заключений по поставленным вопросам (п. 15 ст. 3 Федерального закона № 44-ФЗ).

7. Заказчик обязан привлекать экспертов, экспертные организации к проведению экспертизы товара, работы, услуги, если закупка осуществляется у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании п. 2, 3, 7, 9 — 14, 16, 19 — 21, 24, 25, 27 -34 ч. 1 ст. 93 Федерального закона № 44-ФЗ. Правительство РФ может определить иные случаи обязательного проведения экспертизы (ч. 4 ст. 94 Федерального закона № 44-ФЗ).

8. Дополнительно, заказчик привлекает экспертов, экспертные организации при осуществлении закупки в случаях, которые предусмотрены Федеральным законом № 44-ФЗ (ч. 1 ст. 41 Федерального закона № 44-ФЗ). К ним относятся (ст. 58 Федерального закона № 44-ФЗ):

1) оценка конкурсной документации в рамках предквалификационного отбора участников конкурса;

2) оценка заявок на участие в конкурсах в рамках предквалификационного отбора;

3) оценка соответствия участников конкурса дополнительным требованиям заказчика при проведении предквалификационного отбора.

Экспертиза в перечисленных случаях может проводиться по усмотрению заказчика. Необходимость ее проведения обусловлена установлением при проведении конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса дополнительных квалификационных требований к участникам закупки. К таким требованиям относятся условия о наличии у них финансовых, материальных, кадровых ресурсов и опыта работы, связанного с предметом контракта, а также требования к деловой репутации. Установление указанных требований обусловлено технической и (или) технологической сложностью, инновационным, высокотехнологичным или специализированным характером объекта закупки (ч. 2 ст. 56 Федерального закона № 44-ФЗ). Таким образом, у заказчика может возникнуть необходимость экспертно оценить требования, которые должны быть предъявлены к участникам закупки, а также соответствие участников этим требованиям;

9. Решение о привлечении к приемке эксперта, экспертной организации заказчик принимает по своему усмотрению, однако в ряде случаев их участие в приемке является обязательным.

Для привлечения к осуществлению закупки эксперта, экспертной организации заказчику необходимо их выбрать и заключить с ними контракт.

Заключить контракт с экспертом, экспертной организацией целесообразно заранее, с учетом времени, необходимого для выбора эксперта, экспертной организации и заключения контракта.

III. Требования к экспертам, экспертным организациям

1. Эксперт, экспертная организация должны обладать специальными познаниями, опытом, квалификацией в отношении предмета экспертизы (п. 15 ст. 3 Федерального закона № 44-ФЗ). Однако не каждое лицо, обладающее такими познаниями, опытом, квалификацией, может быть привлечено заказчиком в качестве эксперта, экспертной организации.

2. Таким образом, согласно положениям Федерального закона № 44-ФЗ для проведения экспертизы результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик вправе:

— привлечь физическое лицо, обладающее специальными познаниями, опытом, квалификацией в области науки, техники, искусства или ремесла и не являющегося либо в течение менее чем двух лет, предшествующих дате проведения экспертизы, являвшегося должностным лицом или работником заказчика, осуществляющего проведение экспертизы, либо поставщика (подрядчика, исполнителя);

— привлечь индивидуального предпринимателя, обладающего специальными познаниями, опытом, квалификацией в области науки, техники, искусства или ремесла и не являющегося либо в течение менее чем двух лет, предшествующих дате проведения экспертизы, являвшегося должностным лицом или работником заказчика, осуществляющего проведение экспертизы, либо поставщика (подрядчика, исполнителя);

— привлечь юридическое лицо (работники юридического лица должны обладать специальными познаниями, опытом, квалификацией в области науки, техники, искусства или ремесла);

— провести экспертизу своими силами, то есть силами своего структурного подразделения.

3. Часть 2 ст. 41 Федерального закона № 44-ФЗ определяет перечень лиц, которые не могут привлекаться к проведению экспертизы. К ним относятся лица, с помощью которых заказчик или поставщик (подрядчик, исполнитель) прямо и (или) косвенно могут оказывать влияние на результат проводимой экспертизы, в частности:

1) лица, являющиеся либо являвшиеся в течение двух лет, предшествующих дате проведения экспертизы, должностными лицами или работниками заказчика или поставщика (подрядчика, исполнителя);

2) лица, имеющие имущественные интересы в заключение контракта, в отношении которого проводится экспертиза;

3) близкие родственники, усыновители или усыновленные руководителя заказчика, членов комиссии по осуществлению закупок, руководителя контрактной службы, контрактного управляющего, должностных лиц или работников поставщика (подрядчика, исполнителя) либо состоящие с ними в браке;

4) юридические лица, в которых заказчик или поставщик (подрядчик, исполнитель) имеют право распоряжаться более чем 20% общего количества голосов либо более чем 20% вкладов, долей.

Эксперт, экспертная организация обязаны письменно уведомить заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) о допустимости своего участия в проведении экспертизы и отсутствии оснований для недопуска к ее проведению (ч. 3 ст. 41 Федерального закона № 44-ФЗ). В случае выявления в составе экспертов, экспертных организаций лиц, которые не могут привлекаться к проведению экспертизы, заказчик должен незамедлительно принять меры, направленные на привлечение иного эксперта, иной экспертной организации (ч. 4 ст. 41 Федерального закона № 44-ФЗ).

Требования к независимости экспертов сформулированы в ч. 2-4 ст. 41 Федерального закона № 44-ФЗ. Эксперты, экспертные организации должны быть независимыми как от заказчика, так и от поставщика (подрядчика, исполнителя), в отношении которого проводится проверка.

За предоставление недостоверных результатов экспертизы, экспертного заключения или заведомо ложного экспертного заключения, за не выполнение экспертом и/или экспертной организацией требования части 3 статьи 41 эксперт и/или экспертная организация, должностные лица экспертной организации несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.

IV. Отбор эксперта, экспертной организации

Привлечение эксперта, экспертной организации осуществляется на основании договора (п. 15 ст. 3 Федерального закона № 44-ФЗ). Федеральный закон № 44-ФЗ не определяет особенностей порядка выбора заказчиком экспертов, экспертных организаций для заключения такого договора. Следовательно, при выборе он должен руководствоваться общим порядком, установленным Федеральным законом № 44-ФЗ.

Таким образом, для осуществления закупки услуг экспертов, экспертных организаций заказчику необходимо:

1) определить предмет экспертизы;

2) выбрать способ определения исполнителя — эксперта, экспертной организации.

При выборе способа определения заказчик должен учитывать ограничения, предусмотренные Федеральным законом № 44-ФЗ для каждого из способов закупки (открытый конкурс, электронный аукцион, запрос котировок, закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) и т.д.);

3) провести процедуру определения исполнителя — эксперта, экспертной организации.

Если для проведения экспертизы необходимы осуществление исследований, испытаний, выполнение работ, оказание услуг и в отношении лиц, их осуществляющих, законодательством установлены обязательные требования (обязательная аккредитация, лицензирование, членство в саморегулируемых организациях), отбор экспертов, экспертных организаций осуществляется из числа лиц, соответствующих указанным требованиям (ч. 8 ст. 41 Федерального закона № 44-ФЗ);

4) заключить контракт с экспертом, экспертной организацией.

V. Контракт с экспертом, экспертной организацией

Заказчик привлекает эксперта, экспертную организацию на основании договора (п. 15 ст. 3 Федерального закона № 44-ФЗ). Ввиду отсутствия в Федерального закона № 44-ФЗ указания на особенности порядка заключения контракта с экспертом, экспертной организацией такой контракт должен заключаться по результатам определения исполнителя в общем порядке, предусмотренном Федеральным законом № 44-ФЗ.

Если закупка услуг эксперта, экспертной организации осуществляется путем проведения конкурса, аукциона, запроса котировок, форма контракта должна соответствовать проекту контракта, утвержденному в составе документации о закупке.

В контракте рекомендуется указать:

1) условия, которые являются обязательными для включения в контракт в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ;

2) предмет экспертизы, функции и полномочия эксперта, экспертной организации;

3) условие о праве эксперта, экспертной организации запрашивать у заказчика, поставщика (подрядчика, исполнителя) дополнительные материалы, относящиеся к предмету экспертизы (ч. 6 ст. 41 Федерального закона № 44-ФЗ);

4) вид и размер ответственности эксперта, экспертной организации, в том числе за предоставление недостоверных результатов экспертизы, недостоверного или заведомо ложного экспертного заключения, невыполнение экспертом требования об уведомлении заказчика о наличии оснований для отстранения от проведения экспертизы (ч. 7 ст. 41 Федерального закона № 44-ФЗ).

VI. Порядок проведения экспертизы

1. Перед началом проведения экспертизы эксперту, экспертной организации следует убедиться в создании необходи­мых условий для выполнения экспертных услуг и получить все необходимые и достоверные сведения, а заказчику экс­пертных услуг следует обеспечить создание указанных усло­вий и предоставление всех сведений.

При проведении экспертных услуг эксперту, экспертной организации следует:

— соблюдать установленные контрактом (договором) порядок и сроки проведения экспертных услуг;

— проводить анализ полученных в результате оказываемых услуг данных и готовить обоснованные, объективные выводы и (или) предложения по по­ставленным вопросам;

— приостанавливать оказание экспертных услуг, если предъявленные для экспертизы документы недостаточны, не­пригодны, а также, если не созданы необходимые условия для проведения экспертизы;

— сохранять объекты, переданные для проведения экспертизы, в усло­виях, исключающих их хищение, утрату, порчу или видоизменение.

2. В зависимости от вида экспертных услуг в контракт реко­мендуется помимо перечисленных в пункте 1 раздела VI настоящих Методических ре­комендаций полномочий включать, в частности, следующие положения о функциях эксперта, экспертной организации:

а) при разработке технических, технологических и качественных характеристик товаров (работ, услуг), подлежащих включению в документации (извещение) по закупке:

— формулирование технических требований к товарам (работам, услу­гам) исходя из установленного заказчиком функционального назначения то­варов (работ, услуг);

— определение конкретных параметров характеристик товаров (работ, услуг), требований к результатам работ, вытекающих из нормативной и технической документации;

— определение характеристик товаров (работ, услуг), исключающих возможность недобросовестной конкуренции участников закупки;

— определение требований безопасности товаров (работ, услуг);

— определение нормативной и технической документации (ТР, ГОСТ Р, ГОСТ, СТО, ТУ и др.), положениям которой должны соответствовать ха­рактеристики товаров (работ, услуг);

— формулирование технических требований проекта контракта;

б) при экспертизе технического задания входящего в проект документации (извещении) о закупке:

— анализ содержащихся в техническом задании технических требований к товарам (работам, услугам) на соответствие установленного заказчиком функционального назначения товаров (работ, услуг);

— анализ содержащихся в техническом задании характеристик товаров (работ, услуг), требований к результатам работ, требований безопасности

— товаров (работ, услуг), вытекающих из нормативной и технической доку­ментации;

— анализ характеристик товаров (работ, услуг) на предмет предотвра­щения недобросовестной конкуренции участников закупки;

— предложения по техническим требованиям проекта конкурсной до­кументации, документации об аукционе, запроса котировок;

в) при экспертизе заявок участников закупки:

— определение соответствия указанных в заявках характеристик (коли­чества, ассортимента, комплектности, объема, качества) товаров (работ, ус­луг) и результатов работы требованиям документации (извещении) о закупке;

— определение соответствия указанных в заявках характеристик товаров (работ, услуг) и результатов работы определенному заказчиком функцио­нальному назначению товаров (работ, услуг);

— установление соответствия указанных в заявках качественных ха­рактеристик товаров (работ, услуг) требованиям системы(ам) добровольной сертификации;

— установление соответствия указанных в заявках систем менеджмента участников закупки требованиям российских и международных стандартов в сфере менеджмента (ИСО и другие);

— анализ предложений участников закупки и информации об участниках закупки на предмет недопустимости заключения мнимого или притворного контракта и ограничения добросовестной откры­той конкуренции участников закупки;

— проверку соответствия указанных в заявках критериев безопасности товаров (работ, услуг) установленным законодательством требованиям безопасности товаров (работ, услуг);

г) при приемке товаров (работ, услуг):

— соблюдение установленных контрактом и (или) предусмотренной им нормативной и технической документацией правил, порядка, сроков и мето­дов проведения приемки товаров (работ, услуг), отбора образцов (проб) това­ров;

— определение конкретных характеристик (количества, ассортимента, комплектности, объема, качества) товаров (работ, услуг);

— проведение полного исследования конкретных характеристик (коли­чества, ассортимента, комплектности, объема, качества) товаров (работ, ус­луг) на соответствие их требованиям контракта и положениям предусмот­ренной им нормативной и технической документации, образцу — эталону то­варов;

— маркировку объекта экспертизы путем нанесения оттиска личного штампа эксперта или иным способом, подтверждающим проведение исследования с объектом экспертизы, за исключением случаев, если это невоз­можно осуществить на определенных видах товаров, результатов работ (ус­луг), или это может привести к потере товарного вида продукции, либо огра­ничить в последующем использование объектов экспертизы;

— соблюдение правил по охране труда и противопожарной безопасности при проведении экспертизы;

— право собирать или запрет на сбор самостоятельно сведений, связан­ных с приемкой товаров (работ, услуг), отбором образцов (проб) товаров;

д) при инспектировании производства товаров, выполнения работ и оказания услуг (контроль качества сырья, соблюдения технологий производ­ства) в процессе исполнения контракта:

— определение методов и программы инспектирования производства то­варов, выполнения работ и оказания услуг, обеспечивающей соответствие их характеристик качества и безопасности требованиям нормативных правовых

— актов, договора (контракта), положениям нормативной и технической доку­ментации;

— проверку наличия и достаточности технологического оборудования для обеспечения обязательных требований к безопасности продукции;

— проверку соответствия инфраструктуры, производственной среды и технологического режима производства, включая критерии безопасности и качества, заявленным характеристикам и технологическому описанию соот­ветствующего производства и требованиям нормативной и технической до­кументации;

— оценку соответствия производства отраслевым документам, регла­ментирующим качество продукции;

— оценку стабильности качества продукции и основных технологиче­ских процессов;

— проверку соответствия критериев безопасности производства сырья и материалов требованиям, установленным договором (контрактом), норма­тивной и технической документацией для безопасности товаров (работ, ус­луг);

— осуществление контроля качества изготовления продукции, включая осуществление контроля за технологией изготовления продукции и проведе­ние всех видов испытаний в соответствии с требованиями договора (контрак­та) и технологической документации;

— проверку системы или отдельных ее элементов менеджмента качества производителя продукции.

3. Для обеспечения проведения точного, полного и обоснованного экспертного исследования заказчику экспертных услуг следует проинформи­ровать эксперта, экспертную организацию о функциональном назначении подлежащих поставке товаров, выполнению работ, оказанию услуг.

Помимо этого в зависимости от вида оказания экспертных услуг в кон­тракт рекомендуется включение, в частности, следующих полномочий заказчика:

а) при экспертизе технического задания включенного в документации (извещение) по закупке:

— предоставление проекта технического задания;

— предоставление различных справочных и информационных материа­лов, необходимых для проведения экспертизы;

б) при экспертизе заявок участников закупки:

— предоставление проекта конкурсной документации, включая проект контракта;

— предоставление, при необходимости, нормативной и технической до­кументации, предусмотренной контрактом;

— предоставление имеющейся у заказчика экспертных исследований информации об участниках закупки, обеспечение содействия в получении необходимой дополнительной указанной информации;

в) при приемке товаров (работ, услуг):

— присутствие либо отсутствие при проведении экспертизы представи­телей заказчика, поставщика (подрядчика, исполнителя) или изготовителя, если это вытекает из условий контракта поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг;

— присутствие представителей таможенных органов, карантинной службы, органов государственного контроля (надзора) или других органов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации товары подлежат досмотру этими службами, органами;

— предъявление необходимой для проведения экспертизы коммерче­ской, товаросопроводительной, нормативной, технической и иной докумен­тации;

— предоставление, при необходимости, поверенных органами государ­ственной метрологической службы или другими уполномоченными органами средств измерений (в том числе переносные средства измерений — щупы, из­мерительные линейки, рулетки и другие средства), подлежащих государст­венному метрологическому контролю, а также калиброванных любой метро­логической службой или уполномоченным физическим лицом средств изме­рений, не подлежащих государственному метрологическому контролю;

— обеспечение свободного доступа экспертов к товарам, результатам работ (услуг), подлежащим экспертизе;

— предоставление отдельного помещения для обеспечения сохранности товаров, результатов работ (услуг), подлежащих экспертизе, за исключением случаев проведения лабораторных исследований в аккредитованных испыта­тельных лабораториях независимой экспертной организации;

— соблюдение правил по охране труда и технике противопожарной безопасности при проведении экспертизы.

3. По окончании экспертных исследований эксперт, экспертная организация передает приемочной комиссии заказчи­ка экспертных услуг акт экспертизы.

VII. Акт экспертизы

1. По результатам произведенного экспертом, экспертной организацией исследования составляется акт экспертизы, в котором содержится описание только тех фактов, которые были установле­ны в ходе проведения экспертизы. В акте экспертизы не допускаются подчи­стки, помарки и незаверенные печатью эксперта, экспертной организации исправления.

Акт экспертизы прилагается к протоколу приемочной комиссии по проведению приемки товаров (работ, услуг).

Акт экспертизы включает вводную часть, исследовательскую часть и выводы.

2. В водной части акта экспертизы следует, в частности, отражать:

— сведения о эксперте, экспертной организа­ции, о заказчике экспертизы и его представителях;

— дату и место проведения экспертизы, дату и номер контракта (догово­ра) и уведомления — заявки;

— фамилию, инициалы, должность эксперта, проводившего экспертные исследования, а также номер и срок действия аттестата эксперта (в случае наличия аттестата);

— наименование и функциональное назначение объекта экспертизы;

— задачу экспертизы;

— сведения о предъявленной документации, поставщике (подрядчике, исполнителе), грузоотправи­теле, изготовителе объекта экспертизы;

— условия хранения объекта экспертизы, состояние упаковки, маркиро­вочные данные.

3. В исследовательской части акта экспертизы следует, в частности, отражать:

— описание объекта экспертизы;

— ход изучения предъявленных заказчиком экспертизы документов, имеющих значение для формирования выводов;

— этапы проведения экспертизы с указанием методов исследования;

— сведения об использованных технических средствах измерений (пове­ренных, калиброванных), условиях их применения;

— краткую характеристику использованных устройств, материалов, ре­жимов съемки и печати;

— сведения о нормативной и технической документации, протоколах испытаний и других документах, которыми руководствовался эксперт при разрешении закупки;

— фактически установленные результаты проведения экспертизы в со­ответствии с поставленной задачей;

— оценку отдельных этапов экспертизы, анализ полученных результатов в целом;

— даты начала и окончания экспертизы,

— причины невозможности решения отдельных вопросов в полном объ­еме, требуемом задачей экспертизы.

4. В выводах акта экспертизы следует, в частности, отражать:

— однозначные исключающие возможность двоякого толкования ответы на поставленные вопросы, корреспондирующиеся с задачей экспертизы и ис­следовательской частью акта экспертизы без потребности в дополнительных объяснениях эксперта;

— причины, по которым не возможно было решить поставленный во­прос и дать на него ответ;

— установленные в процессе исследования выводы по не поставленным заказчиком экспертизы вопросам.

Акт экспертизы подписывается экспертами, проводившими экспер­тизу. При проведении экспертизы экспертной организацией акт экспертизы регистрируется в этой организации, удостоверяется подписью её руководителя и скрепляется печатью экспертной организации.

VIII. Стоимость экспертных услуг

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *