Закон об оплате труда

Оплата труда в особых условиях

Трудовым кодексом РФ оплата труда для отдельных категорий работников и работ в особых условиях оговорена в статьях 145 – 158. Отдельными категориями работников считаются руководители организаций, финансируемых из бюджетов различных уровней, а также их заместители и главные бухгалтеры. Для них оговаривается особый порядок оплаты труда.

Заработную плату начисляют в повышенном размере при работе в опасных, вредных условиях труда и в условиях, имеющих отклонения от нормальных. К таким условиям, например, относятся: совмещение профессий, расширение зоны обслуживания, работа в ночные и сверхурочные часы, праздничные и выходные дни.

Оговаривается в ТК и порядок оплаты работ при невыполнении утвержденных норм выработки, при выпуске бракованной продукции, в случае простоя или освоения новых производств. Например, простой в работе не по вине работника работодатель оплачивает в размере двух третьих от оклада или тарифной ставки исполнителя работ.

На предприятиях и в организациях вопросами, связанными с применением трудового законодательства, занимаются отдельные специалисты, но для получения квалифицированной помощи работники и работодатели могут обратиться к сторонним консультантам.

>

 Проект

Статья 8. Среднегодовая нормативная оплата труда в отраслях с особыми условиями труда

Ввести для целей определения нормативной оплаты труда три вида особых условий труда: опасные, вредные и ответственные условия труда. Организация может быть отнесена к одному или нескольким видам особых условий труда.

Для организаций, использующих труд с особыми условиями труда, размер среднегодовой нормативной оплаты труда увеличивается за счет повышающих коэффициентов.

Ввести для каждого вида особых условий труда три категории по степени их особости и установить повышающие коэффициенты для каждой категории особых условий труда:

— первая категория — 10%;

— второй категория — 20%;

— третий категория — 30 %.

При отнесении организации к двум или трем видам особых условий труда повышающие коэффициенты, присвоенные по каждому виду особенности, складываются, и сумма уменьшается на 10% при отнесении организации к двум категориям и на 15% при отнесении организации к трем категория особых условий труда.

Перечень отраслей с особыми условиями труда, их категорийность и порядок отнесения к ним организаций утверждается Правительством Российской Федерации.

Регистрация организаций по особым условиям труда осуществляется налоговыми органами.

Статья 13. О минимальном размере оплаты труда

Минимальный размер оплаты труда во внебюджетных организациях установлен:

— для штатных работников в размере 30 процентов от размера районной нормативной оплаты труда;

— для привлеченных лиц в размере 25 процентов от размера районной нормативной оплаты труда.

Если определенный выше районный минимальный размер оплаты труда оказывается ниже минимального размера оплаты труда, устанавливаемого федеральным законом одновременно на всей территории Российской Федерации, в качестве минимального районного размера оплаты труда используется последняя величина.

Минимальный почасовой (поденный) размер оплаты труда рассчитывается исходя из минимального годового уровня оплаты труда и нормативного годового бюджета рабочего времени в часах (днях).

Контроль над соблюдением требований настоящего Федерального закона о минимальном размере оплаты труда осуществляют:

1. налоговые органы по размерам начисленных налогов или через отчетную документацию;

2. государственные внебюджетные фонды, являющиеся получателями средств единого социального налога (сбора);

3. банки, осуществляющие выдачу средств на оплату труда и прием платежных поручений на перечисление налогов и сборов.

Банк при самостоятельном обнаружений или при получении представлений о нарушении от указанных выше органов блокирует выдачу организации средств на оплату труда до исправления нарушения.

Работники, в отношении которых осуществлено такое нарушение, или их представители имеют право заявить о нем в налоговые органы, которые обязаны проверить факт нарушения в течение пятнадцати дней, не раскрывая имени подателей заявления.

Исправление нарушения в области минимального размера оплаты труда путем выплаты недоплаченных сумм осуществляется за весь срок нарушения, но не более двух календарных лет, считая и текущий год.

Статья 16. Информация об уровне оплаты труда

Организация в годовой налоговый отчет включает данные о показателе уровня оплаты труда (ПУОТ), равном отношению полной выплаченной зарплаты за год штатным работникам к предельно допустимому значению фонда безналоговой оплаты труда ФОТ-1, показателе распределения оплаты труда штатных работников (ПРОТ), равном отношению годовой зарплаты руководителя организации к средней годовой оплате труда в ней и нормированном показателе распределения оплаты труда (НПРОТ).

Для определения нормированного показателя распределения оплаты труда (НПРОТ) федеральный орган исполнительной власти в области статистики группирует все организации Российской Федерации по уровню численности работников, определяет нормативный показатель распределения оплаты труда по каждой группе как среднее значение этой величины по группе, и отношение показателя распределения оплаты труда в организации к нормативу этого значения для той же группы численности работников, в которую входит организация, и составляет нормированный показатель распределения оплаты труда.

Эта информация является открытой и должна, на основе права на свободу информации, предоставляться налоговыми органами средствам массовой информации по их запросам и, при наличии возможностей, публиковаться в сети интернет.

style=»text-indent: 0cm; margin-left: 0cm»> Статья 17. Ввод в действие закона

Закон вступает в действие с начала финансового года, наступающего после публикации данного закона.

Федеральный закон о минимальном размере оплаты труда: предназначение

Закон «О минимальном размере оплаты труда» от 19.06.2000 № 82-ФЗ (далее — закон № 82-ФЗ) отличается от предыдущего законодательного регулирования в этом направлении несколькими важными моментами, а именно:

  • Служит основополагающим актом длительный период. До этого при повышении минимального размера оплаты труда (МРОТ) каждый раз принимался новый закон, сейчас с изменением денежного выражения МРОТ текст закона структурно не меняется.
  • Разделяет 2 понятия:
  1. МРОТ базовый — для исчисления зарплаты и социальных платежей.
  2. МРОТ условный, применявшийся в условиях нестабильной денежной системы в качестве показателя для исчисления штрафов и некоторых гражданско-правовых обязательств. Он остался равен фиксированной сумме, составляющей 100 руб., однако потребовался длительный период для перехода на фиксированные размеры штрафов (основополагающие изменения в КоАП РФ были внесены только в 2007 году).

Установление МРОТ выполняет 2 задачи:

  • социальную — регулирование трудовых и социальных отношений;
  • политическую — в сопоставлении с прожиточным минимумом и средней зарплатой по стране этот показатель характеризует имидж государства на внешнеполитической арене.

Дело в том, что такая важная социально-экономическая задача, которую ставит перед собой РФ, как поэтапное уравнивание МРОТ с прожиточным минимумом (об этом идет речь в ст. 133, 421 ТК РФ), — это лишь часть большого пути. Согласно европейскому законодательству минимальная зарплата, обеспечивающая достойный уровень жизни, должна составлять не менее 60% от средней зарплаты по стране.

Соотношение федерального и регионального МРОТ

Согласно Конвенции МОТ «Об установлении минимальной заработной платы с особым учетом развивающихся стран» от 22.06.1970 № 131 установление количественного значения МРОТ производится с учетом условий экономического развития в стране.

На такой обширной территории, как та, которую занимает РФ, экономическое развитие субъектов идет различными темпами. В связи с этим ТК РФ предусмотрена возможность установления в отдельных субъектах РФ более высокого уровня минимальной заработной платы (ст. 133.1 ТК РФ). Это происходит путем заключения соглашения между органами государственной власти и работодателями. Соглашение публикуется в СМИ, и в течение 30 дней организация может направить мотивированный отказ от него. При отсутствии подтверждения направления отказа в отношении данного работодателя в качестве МРОТ применяется региональный показатель.

Региональный показатель минимальной зарплаты также именуется МРОТ, но только региональным (см. письмо Роструда «О применении регионального МРОТ в Москве» от 12.08.2014 № 2705-ТЗ).

Копии письменных отказов работодателей направляются уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ в Рострудинспекцию с целью контроля.

Закон № 421-ФЗ и увеличение МРОТ до 9 489 руб. и больше: последствия для работодателя

С 01.01.2018 вступил в силу закон № 421-ФЗ от 28.12.2017, согласно которому МРОТ доведен до размера 85% от суммы прожиточного минимума и составил 9 489 руб. Ранее в течение нескольких лет МРОТ не увеличивался настолько значительно. Более того, указанный закон установил, что, начиная с 01.01.2019 и далее, размер МРОТ будет устанавливаться равным размеру прожиточного минимума за 2-ой квартал предыдущего года. При снижении размера прожиточного минимума размер МРОТ остается на уровне прежнего года (см. статью на сайте «Размер МРОТ с 1 января 2019 года в России»). В опережение указанного графика МРОТ сравнялся с прожиточным минимумом 01.05.2018, когда составил 11 163 руб. (закон «О внесении изменений» от 07.03.2018 № 41-ФЗ).

Важно! С 01.01.2019 МРОТ равен 11 280 руб. (закон «О внесении изменений» от 25.12.2018 № 481-ФЗ).

Во многих случаях работодателям придется пересмотреть зарплаты в сторону увеличения. Это можно сделать, применив 1 из вариантов:

  • Установить доплату до МРОТ. Например, в случае, если у работника в разные месяцы зарплата разная: выше или ниже МРОТ (об этом подробнее см. в статье «Порядок доплаты до МРОТ в 2018 — 2019 году»).
  • Увеличить оклад до уровня МРОТ (см. материал «Увеличение оклада в связи с повышением МРОТ»).

Принять меры необходимо оперативно, поскольку оплата труда в размере ниже МРОТ влечет административную (ч. 6, 7 ст. 5.27 КоАП РФ) и уголовную ответственность (ч. 2, 3 ст. 145.1 УК РФ). Однако при этом нужно учитывать, что ситуации с выплатой зарплаты могут быть различными и не всегда оплата труда ниже МРОТ является нарушением закона.

ФЗ о минимальном размере оплаты труда для исчисления штрафов и гражданско-правовых обязательств

Ст. 5 закона № 82-ФЗ предусмотрено применение условного показателя МРОТ в размере 100 руб.:

  • Для штрафов, налогов, сборов и иных платежей. Подробнее об этом — в нашей статье «МРОТ для расчета штрафов в 2018 — 2019 году».
  • Для гражданско-правовых обязательств. В этом случае применение МРОТ также сейчас ограниченно. Он используется для определения стоимости имущества, необходимого для профессиональных занятий гражданина-должника, в целях исключения обращения взыскания в соответствии со ст. 446 ГПК РФ (см. апелляционное определение Оренбургского областного суда от 08.10.2015 № 33а-7335/2015).

В ст. 597, 602 и 1091 ГК РФ МРОТ упоминался ранее, однако после внесения в них изменений на основании закона от 30.11.2011 № 363-ФЗ во всех указанных случаях в качестве ориентира теперь выступает прожиточный минимум (об этом показателе рассказано в материале «МРОТ и прожиточный минимум – в чем разница (нюансы)?»).

Замена на абсолютный показатель в 10 000 руб. произведена с 01.09.2013 и в ст. 161 ГК РФ для определения минимальной суммы сделки между гражданами, по которой требуется соблюдение письменной формы.

Семейные обязательства также находятся в сфере субсидиарного гражданско-правового регулирования. Однако для расчета алиментов используется базовый МРОТ (читайте об этом в статье «Используем МРОТ для расчета алиментов в 2018 — 2019 году (нюансы)»).

Ранее МРОТ использовался в некоторых статьях УК РФ для исчисления размера ущерба. Сейчас в этих нормах установлены абсолютные показатели в рублях.

***

Таким образом, закон о МРОТ закрепил раздельное применение этого показателя по 2 основным направлениям: для специальных социально-трудовых целей и для иных случаев (в административном и гражданском праве). При этом применение минимальной зарплаты во второй категории случаев, то есть для несвойственных ее социальной роли и юридической природе целей, постепенно законодателем сокращается.

Заработная плата

В настоящее время государство устанавливает лишь минимальный размер оплаты труда, оставляя право регулировать размер оплаты труда за работодателем. За исключением оплаты груда работников бюджетных организаций и государственных служащих, установление размеров оплаты труда законодательством жестко не регламентируется. Руководитель предприятия вправе самостоятельно выбрать систему оплаты труда работников по согласованию с профсоюзами и в соответствии с нормами трудового законодательства.

Оплата труда производится в рублях. С согласия работника оплата труда частично может производится продукцией в натуре (натуральная оплата), являющейся для него желательной, за исключением алкогольных напитков, наркосодержащих, ядовитых и вредных веществ, оружия, боеприпасов и других предметов, в отношении которых установлен запрет или ограничения на их свободный оборот.

Конкретный размер и порядок натуральной оплаты устанавливается коллективным договором или локальными нормативными актами организации, но не может превышать 20% заработной платы работника.

Минимальный размер оплаты труда определяет низшую границу оплаты труда неквалифицированных работников при выполнении простых работ в нормативных условиях труда. Он не может быть ниже размера прожиточного минимума в стране. Порядок расчета прожиточного минимума и его величина определяются в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации.

Федеральный закон от 19.06.2000 № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда»

(извлечение)

Статья 1

Установить минимальный размер оплаты труда с 1 января 2013 года в сумме 5 554 рублей в месяц.

Статья 4

Установить, что до внесения изменений в соответствующие федеральные законы, определяющие размеры стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат либо порядок их установления, выплата стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат, размер которых в соответствии с законодательством Российской Федерации определяется в зависимости от минимального размера оплаты труда, производится с 1 июля 2000 года по 31 декабря 2000 года исходя из базовой суммы, равной 83 рублям 49 копейкам, с 1 января 2001 года исходя из базовой суммы, равной 100 рублям.

Статья 5

Установить, что до внесения изменений в соответствующие федеральные законы, определяющие порядок исчисления налогов, сборов, штрафов и иных платежей, исчисление налогов, сборов, штрафов и иных платежей, осуществляемое в соответствии с законодательством Российской Федерации в зависимости от минимального размера оплаты труда, производится с 1 июля 2000 года по 31 декабря 2000 года исходя из базовой суммы, равной 83 рублям 49 копейкам, с 1 января 2001 года исходя из базовой суммы, равной 100 рублям.

Система основных государственных гарантий по оплате труда работников включает в себя установленные федеральными законами величину минимального размера оплаты труда в России; меры, обеспечивающие повышение уровня реального содержания заработной платы; ограничение перечня оснований и размеров обязательных удержаний из заработной платы, в том числе размеров налогообложения доходов от оплаты труда. Государство осуществляет надзор и контроль за своевременностью выплаты заработной платы и реализацией государственных гарантий в части ее размеров. К числу гарантий относится ответственность работодателей за нарушение требований законов, иных нормативных правовых актов, условий соглашений по оплате труда, сроков и очередности выплаты заработной платы.

Законодательством установлены повременная, сдельная и другие системы оплаты труда.

Статья 129 ТК РФ

Оплата труда – система отношений, связанных с обеспечением установления и осуществления работодателем выплат работникам за их труд в соответствии с законами, иными нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами.

Заработная плата – вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также выплаты компенсационного и стимулирующего характера.

Минимальная заработная плата (минимальный размер оплаты труда) – устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда. В величину минимального размера оплаты труда не включаются доплаты и надбавки, премии и другие поощрительные выплаты, а также выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, за работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, иные компенсационные и социальные выплаты.

В организациях могут предусматриваться для работников дополнительные выплаты: премирование, выплата вознаграждения по итогам работы за определенный период (месяц, квартал, год), за выслугу лет, стимулирующие и компенсационные доплаты и надбавки.

Системы и порядок оплаты труда работников организаций, финансируемых из бюджетов всех уровней, определяются законами и иными нормативными правовыми актами.

Системы оплаты труда в других организациях определяются соглашениями, коллективными договорами и локальными нормативными актами этих организаций (положениями об оплате труда, о премировании, о выплате вознаграждений, доплат, надбавок и т.п.).

Оплата труда каждого работника определяется работодателем. Ее размер зависит от количества, качества и сложности выполняемой работы. Законодательством максимальный предел заработной платы не ограничивается. На оплату труда влияет профессия, образование, компетентность работника.

Трудовым законодательством запрещается уменьшение размеров оплаты труда работника в зависимости от пола, возраста, расы, национальности, отношения к религии, политических убеждений, принадлежности к общественным объединениям.

Работникам, выполняющим в одной и той же организации наряду со своей основной работой дополнительную работу или обязанности временно отсутствующего работника без освобождения от своей основной работы, производится доплата за совмещение профессий (должностей) или выполнение обязанностей временно отсутствующего работника. Размеры доплат при этом устанавливаются работодателем по соглашению с работником.

Размеры оплаты труда руководителя организации, его заместителей и главного бухгалтера определяются по соглашению сторон трудового договора в пропорции к средней заработной плате работников организации. Законами и иными нормативными правовыми актами может быть установлен другой порядок определения размеров оплаты труда данных лиц.

Оплата труда работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными, опасными и иными особыми условиями труда, а также на работах в местностях с особыми климатическими условиями, производится в повышенном размере. Например, в районах Крайнего Севера предусмотрен повышающий коэффициент, на который умножается заработная плата работников в обычных условиях.

Конкретные размеры и порядок установления повышенной оплаты груда работников организации определяются законами, иными нормативными правовыми актами, а также коллективным договором или локальными нормативными актами организации. В повышенном размере оплачивается сверхурочная работа. За первые два часа размер оплаты увеличивается не менее чем в полуторном размере, за последующие часы – не менее чем в двойном размере. Размеры оплаты сверхурочной работы определяются соглашением сторон, но они нс могут быть меньше тех, которые установлены законом. По желанию работника сверхурочная работа может компенсироваться предоставлением дополнительного времени отдыха.

За каждый час работы в ночное время производится доплата в размере нс менее 20% размера часовой оплаты, установленной для работы в нормальных условиях.

Работа в выходной и нерабочий праздничный день оплачивается не менее чем в двойном размере. По желанию работника, работающего в выходной и нерабочий праздничный день, ему может быть предоставлен другой день отдыха.

Как правило, выплата заработной платы работникам производится не реже чем два раза в месяц. Для отдельных категорий работников законами могут быть установлены иные сроки выплаты заработной платы.

Работодатель обязан обеспечить удержания из заработной платы работника, определенные вступившими в законную силу решениями суда и органов, имеющих право наложения административных взысканий.

Заработная плата, излишне выплаченная работнику (в том числе при неправильном применении закона), не может быть с него взыскана без его согласия, за исключением случаев счетной ошибки и по решению суда, рассматривавшего трудовой спор.

При каждой выплате заработной платы размер всех удержаний не может превышать 20%, а в случаях, особо предусмотренных федеральными законами, – 50% заработной платы, причитающейся работнику

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *