Закон

1. В комментируемой статье определяется понятие законодательства Российской Федерации в области образования.

Законодатель выделяет два уровня нормативно-правового регулирования отношений в сфере образования: федеральный и региональный.

В свою очередь, как федеральное, так и региональное законодательство об образовании включают законодательные и иные нормативные правовые акты.

Федеральные законы в области образования принимаются для того, чтобы:

— разграничить компетенцию и ответственность в области образования федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

— регулировать в рамках установленной федеральной компетенции вопросы отношений в области образования, которые должны решаться одинаково всеми субъектами Российской Федерации ( и в этой части федеральные законы в области образования являются законами прямого действия и применяются на всей территории Российской Федерации);

— вводить общие установочные нормы по вопросам, которые относятся к компетенции субъектов Российской Федерации и в соответствии с которыми те осуществляют собственное правовое регулирование в области образования.

Субъекты Российской Федерации в соответствии со своей компетенцией могут принимать в области образования законы и иные нормативные правовые акты, не противоречащие федеральным законам в области образования. Более того, законодатель устанавливает, что региональные законы и иные нормативные правовые акты в области образования не могут ограничивать права физических и юридических лиц по сравнению с законодательством Российской Федерации в области образования.

2. Федеральный уровень законодательства об образовании

На федеральном уровне законодательная основа правового регулирования отношений в сфере образования представлена:

  1. Конституцией РФ;

  2. Законом об образовании;

  3. Федеральным законом о высшем образовании;

  4. иными «профильными» федеральными законами, т.е. законами, принятыми для регулирования отношений, складывающихся исключительно в области образования;

  5. «непрофильными» законами, содержащими отдельные нормы, регулирующие отношения в сфере образования.

  1. Конституция РФ.

Статья 43 Конституции РФ целиком посвящена образованию. В ней закрепляется право каждого на образование. Наряду со ст. 43, отдельные положения, регулирующие отношения в образования, содержатся и в других статьях Основного закона Российской Федерации: так, в ст. 72 (п.1) общие вопросы образования отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации; в ст. 114 устанавливается , что Правительство РФ обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области образования.

2. Закон РФ от 10.07. 1992 №3226-1 «Об образовании»

Закон об образовании регулирует систему общественных отношений, складывающихся в образовании, под которым законодатель понимает «целенаправленный процесс воспитания и обучения человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов)» (преамбула Закона об образовании ).

В Законе об образовании регламентируются вопросы, общие для всех элементов и уровней системы образования в Российской Федерации.

3. Федеральных закон от 22.08.1996 №125-ФЗ «О высшем и послевузовском образовании».

Принятый через четыре года после появления базового закона — Закона об образовании, — Федеральный закон о высшем образовании развил, конкретизировал и уточнил основные положения Закона об образовании применительно к сфере высшего и послевузовского профессионального образования. Федеральный закон о высшем образовании регулирует различные виды общественных отношений, связанных с получением высшего профессионального образования, обучения в аспирантуре и докторантуре, присвоением ученых званий и присуждением ученых степеней и т.д.

В указанный Закон неоднократно вносились изменения и дополнения, как законами, так и решениями Конституционного Суда РФ22. Так, в текст Закона изменения и дополнения вносились:

в 2000 г. — два раза (ФЗ от 10.07.2000 №92-ФЗ; от 07.08.2000 №122-ФЗ);

в 2002 г. — один раз (ФЗ от 25.06.2002 №71-ФЗ);

в 2003 г. — три раза (ФЗ от 10.01.2003 №11-ФЗ, от 05.04.2003 №41-ФЗ; 07.07.2003 №119-ФЗ);

в 2004 г. — один раз (ФЗ от 22.08.2004 №122-ФЗ).

Действие ряда норм комментируемого Закона в части, не обеспеченной финансированием из федерального бюджета, неоднократно приостанавливалось федеральными законами о федеральном бюджете на соответствующий год (например, ФЗ от 27.12.2000 №150-ФЗ, от 30.12.2001 №194-ФЗ, от 24.12.2002 №176-ФЗ, о 23.12.2003 №1186-ФЗ).

4. Иные «профильные» федеральные законы

В системе актов российского законодательства, регулирующих отношения в образования, наряду с Законом об образовании и Федеральным законом о высшем образовании, присутствуют и другие законодательные акты, принятые для регулирования отношений, складывающихся исключительно в сфере образования. Например: Федеральный закон от 10.04.2000 №51-ФЗ «Об утверждении Федеральной программы развития образования», Федеральный закон от 12.07.1995 №100-ФЗ «Об исключительном праве на поступление в учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования выпускников школ, пострадавших от землетрясения в Охинском районе Сахалинской области»23.

5. «Непрофильные» законы, содержащие правовые нормы, которыми регулируются отношения в сфере образования.

Эти законы занимают особое место в механизме правового регулирования отношений в сфере образования. Большое количество таких законов, их «разнокалиберность» (в одних законах содержится одна – две статьи по образовательной проблематике, в других – целые главы), частые случаи столкновений норм таких законов с нормами, содержащимися в «профильных» законах об образовании, — эти и ряд других причин делают весьма актуальной задачу систематизации законодательства в сфере образования.

Многочисленные «непрофильные» законы можно попытаться объединить, с известной долей условности, в следующие группы:

а) федеральные законы, в которых регламентируются общие вопросы организации образования в Российской Федерации (например, Закон Российской Федерации от 25.10.1991 №1807-1 «О языках народов Российской Федерации»24; Федеральный закон от 26.09.1997 №125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»; Федеральный закон от 23.08.1996 №127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике»25; Федеральный закон от 17.06.1996 №74-ФЗ «О национально-культурной автономии»26, Федеральный закон от 24.05.1999 №99-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом»27);

б) федеральные законы, в которых содержатся нормы о специальных видах (направлениях) образования (например, гигиеническое воспитание и обучение – Федеральный закон от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»28; военное образование и военная подготовка – Федеральный закон от 27.05.1998 №76-ФЗ «О статусе военнослужащих»29, Федеральный закон от 28.03.1998 №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»30, Федеральный закон от 06.02.1997 №27-ФЗ «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации»31; экологическое образование – Федеральный закон от 10.01.2002 №7 – ФЗ «Об охране окружающей среды»32; спортивная подготовка – Федеральный закон от 29.04.1999 №80-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»33; религиозное образование – Федеральный закон от 26.09.1997 №125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»; подготовка кадров для таможенных органов – Федеральный закон от 21.07.1997 №114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации»34; обучение и профессиональная подготовка по охране труда – Федеральный закон от 17.07.1999 №181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации»35; профессиональное образование осужденных к лишению свободы – Уголовно-исполнительный кодекс РФ от 08.01.1997 №1-ФЗ36);

в) федеральные законы, в которых устанавливаются различные льготы участникам образовательных отношений (например, Закон РФ от 15.05.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС37», Федеральный закон от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»38, Федеральный закон от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»39, Федеральный закон от 25.07.2002 №113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе»40);

г) федеральные законы, регулирующие трудовые отношения и определяющие порядок социального обеспечения субъектов образовательных отношений (например, Федеральный закон от 07.08.2000 №122-ФЗ «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации»41, Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 №197-ФЗ42;

д) федеральные законы, регулирующие отношения в сфере экономики и финансов высшего и послевузовского образования (например, Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Бюджетный кодекс РФ, Закон РФ от 11.10.1991 №1738-1 «О плате за землю»43) и др.

Подзаконные нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере образования, могут быть объединены по принципу убывания юридической силы в следующие группы:

1. Указы Президента РФ, среди которых можно выделить:

а) указы, принятые исключительно для регулирования отношений в сфере образования (например, указы Президента РФ от 11.07.1991 №1 «О первоочередных мерах по развитию образования в РСФСР», от 24.12.1996 №1759 «О приведении нормативных правовых актов Президента РФ в соответствие с Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»44, от 12.04.1993 №443 «О неотложных мерах государственной поддержки студентов и аспирантов образовательных учреждений высшего профессионального образования»45, от 27.03.1996 №424 «О некоторых мерах по усилению государственной поддержки науки и высших учебных заведений Российской Федерации»46); б) указы, содержащие отдельные положения, которые касаются проблематики образования (например, основы государственного управления системой образования закреплены в указах Президента РФ от 09.03.2004 №314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»47 и от 20.05.2004 №649 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти»48).

2.Постановления Правительства РФ, которые также могут быть посвящены целиком регулированию образования (например, от 05.07.2001 №505 «Об утверждении правил оказания платных образовательных услуг»49, от 18.10.2000 №796 «Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности»50, от 05.04.2001 №264 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации»51), либо могут содержать отдельные положения, регулирующие некоторые отношения в сфере образования (например, постановление Правительства РФ от 13.09.1994 №1047 «Об организации переподготовки и повышения квалификации государственных служащих федеральных органов исполнительной власти»52, от 27.07.2001 №564 «О федеральной целевой программе «Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера до 2011 года»»53).

3. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, принятые по вопросам образования.

Этот многочисленный и разнообразный массив нормативных правовых актов, в свою очередь, можно условно объединить в следующие группы:

1) нормативные правовые акты Министерства образования и науки РФ (ранее — Министерства образования РФ) (например, приказ Минобразования России от 25.03.2003 №1154 «Об утверждении Положения о порядке проведения практики студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования»54, от 10.07.2003 № 2994 «Об утверждении примерной формы договора об оказании платных образовательных услуг в сфере общего образования»55, от 19.05.1998 №1236 «Об утверждении Временных требований к обязательному минимуму содержания основного общего образования «56);

2) нормативные правовые акты иных федеральных органов исполнительной власти, в том числе:

а) «профильные», то есть принятые для регулирования отношений, складывающихся исключительно в сфере образования (например, приказ Минюста России №31, Минобразования России №31 от 09.02.1999 «Об утверждении Положения о порядке организации получения основного общего и среднего (полного) общего образования лицами, отбывающими наказания в виде лишения свободы в исправительных колониях и тюрьмах»57, приказ Минздрава России от 17.02.1993 г. №23 «Об утверждении Положения о клинической ординатуре»58, приказ Министерства обороны Российской Федерации от 12.03.2003 № 80 «Об утверждении Руководства по организации работы высшего учебного заведения Министерства обороны Российской Федерации»3);

б) «непрофильные», в которых содержатся лишь отдельные положения прямо или опосредованно связанные с проблематикой образования (например, приказ Минздрава Росси от 26.07.2000 № 284 «О специальных экзаменах для лиц, получивших медицинскую и фармацевтическую подготовку в иностранных государствах»4, приказ Министра обороны РФ от 10.12.2000 № 575 «О подготовке национальных военных кадров и технического персонала иностранных государств в воинских частях и организациях Вооруженных сил Российской Федерации»5).

Характеризуя «внутреннюю» систему нормативно-правового регулирования отношений в сфере образования (то есть российские нормативные правовые акты по данному вопросу), следует обратить внимание на следующие обстоятельства.

1. Долгое время в массиве нормативных правовых актов, в том числе и по вопросам образования, были представлены такие правовые акты как письма, телеграммы и т.п. Их доля в общем объеме источников образовательного права была особенно велика в «советский период». В то время существовала практика направления инструктивных писем, нередко содержавших предписания нормативного характера.

Практика включения нормативных правовых предписаний в различного рода письма и телеграммы приводила к частым возникновениям случаев столкновения (коллизий) «нормативных» писем и законодательных актов, что в конечном счете приводило к дискредитации самого принципа законности.

Постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 № 1009 были утверждены Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации. В этих Правилах устанавливается, что «издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается». Кроме того, содержится прямой запрет на издание нормативных правовых актов структурными подразделениями и территориальными органами федеральных органов исполнительной власти.

Нормативные правовые акты могут издаваться федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений.

Письмами, телеграммами (телетайпограммами) могут оформляться: ответы на запросы, позиция руководства государственного органа, которая может комментировать (разъяснять) правовую норму, содержащуюся в нормативном правовом акте. Эти и иные подобные документы являются разъяснительными документами, отражающими точку зрения лица, их подписавшего.

Письма, телеграммы (телетайпограммы), могут выполнять информационную функцию. В особых случаях в целях оперативного доведения до сведения заинтересованных лиц положений законодательных актов либо иных нормативных правовых актов вышестоящих органов государственной власти информация об этих актах также может доводиться в виде писем, телеграмм (телетайпограмм).

Таким образом, письма, телеграммы и телетайпограммы, не будучи нормативными правовыми актами, не могут содержать общеобязательных предписаний.

2. Указом Президента РФ от 9.03.2004 №314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» были уточнены полномочия федеральных органов исполнительной власти по принятию нормативных правовых актов, иными словами «по изданию на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов обязательных для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами правил поведения, распространяющихся на неопределенный круг лиц».

Согласно п. 3 Указа Президента РФ от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, является федеральное министерство (в нашем случае это Минобрнауки России). Федеральные службы и федеральные агентства не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, установленных указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ. В пределах своей компетенции они могут издавать индивидуальные правовые акты на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных и федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства РФ, нормативных правовых актов федерального министерства, осуществляющего координацию и контроль деятельности данной федеральной службы или федерального агентства (п.4 и 5 Указа Президента).

Порядок осуществления министерством функции по принятию нормативных правовых актов установлен в Положении о Минобрнауки России, утвержденном постановлением Правительства РФ от 15.06.2004 № 2801.В нем перечислены (п. 5.2) те основные нормативные правовые акты, которые Минобрнауки России принимает самостоятельно:

— порядок подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, включая профессиональное образование, подготовку, переподготовку и повышение квалификации рабочих и специалистов в федеральных образовательных учреждениях;

— перечень профессий (специальностей), по которым осуществляются профессиональное образование и профессиональная подготовка в образовательных учреждениях;

— положение и порядок создания филиалов федеральных государственных учреждений высшего и среднего профессионального образования;

— формы документов государственного образца об уровне образования и (или) квалификации, порядок их выдачи, включая подтверждение, признание и установление эквивалентности этих документов за рубежом в соответствии с международными договорами Российской Федерации;

— ежегодно на основе экспертизы федеральные перечни учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, и порядок проведения экспертизы учебников;

— положение о порядке замещения должностей работников государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования;

— положение об аспирантуре и докторантуре в высших учебных заведениях и научных организациях независимо от ведомственной принадлежности;

— федеральные компоненты государственных образовательных стандартов, федеральные требования к содержанию образования, общеобразовательным и профессиональным образовательным программам, учебным планам;

— положение об итоговой аттестации выпускников образовательных учреждений;

— положение о формах получения выпускниками образовательных учреждений золотой и серебряной медалей;

— номенклатуру должностей научных работников;

— порядок аттестации руководящих и педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, а также установления образовательных цензов для педагогических работников;

— порядок приема всех категорий обучающихся, порядок перевода обучающегося из одного учебного заведения в другое;

— порядок развития многоуровневой непрерывной системы профессиональной подготовки и повышения квалификации кадров;

— порядок формирования федеральной системы подготовки и переподготовки педагогических кадров образовательных учреждений и работников органов управления образованием;

— порядок установления федеральным органам исполнительной власти, другим распорядителям средств федерального бюджета, имеющим в ведении образовательные учреждения профессионального образования, контрольных цифр приема граждан, обучающихся за счет средств федерального бюджета;

— порядок формирования материально-технической, экспериментальной и приборной базы науки, создания федеральных центров коллективного пользования научным оборудованием;

— порядок государственной регистрации и учета обязательных экземпляров неопубликованных документов — результатов открытых научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, выполняемых организациями независимо от организационно-правовой формы;

— порядок представления кандидатур для назначения на должности атташе по науке и технике, а также кандидатур сотрудников групп по науке и технике в представительствах Российской Федерации за рубежом;

— порядок передачи на усыновление (удочерение) гражданам детей, являющихся гражданами Российской Федерации;

— порядок функционирования и развития сети специальных учебно-воспитательных и реабилитационных учреждений для детей и подростков;

-порядок присуждения премий Президента Российской Федерации и премий Правительства Российской Федерации в области образования, науки и техники;

— порядок создания и развития инновационной инфраструктуры;

— нормативные правовые акты по другим вопросам в установленной сфере деятельности Минобрнауки России и подведомственных ему федеральных служб и федеральных агентств, за исключением вопросов, правовое регулирование которых осуществляется исключительно федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

3. Нормативные правовые акты могут применяться в сфере в том случае, если они в полной мере отвечают требованиям, предъявляемым российским законодателем к нормативному правовому акту.

Нормативный правовой акт должен быть официально опубликован. Это требование закреплено:

— применительно к законам: в п. 3 ст. 15 Конституции РФ, в ст. 1 Федерального закона от 14.06.1994 N 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания»59;

— применительно к указам Президента РФ и постановлениям Правительства РФ: в п. 1 Указа Президента РФ от 23.05.1996 N 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти»60;

— применительно к нормативным правовым актам Минобрнауки России: в п. 8 Указа Президента РФ от 23.05.1996 N 763.

Нормативные правовые акты Минобрнауки России, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, имеющие межведомственный характер, независимо от срока их действия, подлежат государственной регистрации в Минюсте России (п. 10 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 N 1009).

Нормативные правовые акты Минобрнауки России и иных федеральных органов исполнительной власти, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих отношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На такие акты нельзя ссылаться при разрешении споров.

3. Региональный уровень законодательства об образовании

Многочисленные законы и иные нормативные правовые акты, принимаемые субъектами Российской Федерации с целью регулирования отношений, возникающих в сфере образования, по предмету правового регулирования могут быть классифицированы в несколько групп.

1. Региональные законы, регулирующие общие вопросы образовательной деятельности, в основу которых субъектами Российской Федерации положен Закон об образовании.

Ряд субъектов Российской Федерации на основе Закона Российской Федерации разработал свои общие законы об образовании, предмет регулирования которых во многом совпадает с предметом регулирования Закона Российской Федерации (см., например, Закон Свердловской области «Об образовании»).

2. Законы субъекта Российской Федерации, касающиеся общих вопросов образовательной деятельности, регулирование которых на федеральном уровне по мнению регионального законодателя явно недостаточно для успешного ее осуществления.

Например: Закон Челябинской области «О начальном профессиональном образовании и профессиональной подготовке», Закон Республики Башкортостан «О республиканском комплекте учебников для образовательных учреждений», Закон «О правовом регулировании сферы образования Курганской области», Закон Приморского края «О начальном профессиональном образовании», Закон Тульской области «О правовом регулировании деятельности системы образования», Закон Амурской области «Об аттестации и государственной аккредитации учреждений образования», и др.

3. Региональные законы, регулирующие экономические отношения в сфере образовательной деятельности.

Например: Закон Иркутской области «О временных минимальных социальных нормах и финансовых нормативах», Закон Республики Карелия «О целевом сборе районного (городского) Совета народных депутатов на создание Фонда дошкольного воспитания» и др.

Значительное количество законов и иных нормативных правовых актов этой группы связано с установлением льгот образовательным учреждениям, а также предприятиям и организациям, оказывающим поддержку сфере образования. Например, Закон Тюменской области «Об установлении налоговых льгот учредителям попечительских советов вузов (факультетов вузов) области», Закон Пензенской области «О льготах по налогам, зачисляемым в бюджет Пензенской области» (в том числе для учреждений дополнительного образования, клубов, Центра спортивного танца, Социально — реабилитационного центра для несовершеннолетних и т.п.).

В этой группе выделяется подгруппа законов и нормативных актов, определяющих специфику отношений собственности, связанных с образовательными учреждениями: Закон Республики Башкортостан «О сохранении статуса государственных научных, образовательных учреждений и моратории на их приватизацию», Постановление губернатора Нижегородской области «Об утверждении порядка передачи в муниципальную собственность ведомственных образовательных учреждений», Закон «О моратории на приватизацию объектов образования в Краснодарском крае».

4. Региональные законы, регулирующие трудовые, социальные и иные отношения работников образовательных учреждений, регулируемых субъектами Российской Федерации: Закон Белгородской области «О социальных гарантиях медицинским работникам образовательных учреждений бюджетной сферы области», Законы Кемеровской области «О социальных гарантиях педагогических работников народного образования», «О социальном статусе учителя» и т.д.

5. Региональные законы и иные нормативные правовые акты, устанавливающие правовой и социальный статус детей и подростков, предусматривающие законодательные меры помощи отдельным категориям учащихся и студентов в период их обучения: законы Ивановской области и Республики Коми «О защите прав ребенка» и т.д.

6. Региональные законы и иные нормативные правовые акты, осуществляющие правовое регулирование деятельности образовательных учреждений в сферах, смежных с образовательной: законы «О научной деятельности и научно — технической политике в Амурской области», «О дополнительных мерах поддержки культуры и искусства в Нижегородской области», «О науке и научно — технической политике в Пермской области», «О библиотечном деле» и «Об обязательном экземпляре документов» в Тульской области и др.

7. Региональные законы, с помощью которых обеспечивается комплексный подход к решению проблем образования и воспитания молодежи, организуется работа с несовершеннолетними правонарушителями, трудными подростками, вопросы трудоустройства молодежи, вопросы социальной и трудовой адаптации учащихся и выпускников образовательных учреждений и т.д.

В качестве примера могут быть упомянуты Законы Ивановской области «О мерах по обеспечению трудоустройства детей — сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и других категорий молодежи в Ивановской области», «О поддержке выпускников учреждений высшего и среднего профессионального педагогического образования на территории Ивановской области», Положение о целевой контрактной подготовке специалистов с высшим и средним профессиональным образованием в Республике Коми, Законы Белгородской области «О государственной поддержке талантливой молодежи», «О квотировании рабочих мест для выпускников учреждений профессионального образования» и др.

Федеральный закон «Об ОБРАЗОВАНИИ в Российской Федерации»

(в редакции от 29.12.2012 № 273-ФЗ)

Под образованием в настоящем Законе понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией

достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).

Под получением гражданином (обучающимся) образования понимается достижение и подтверждение им определенного образовательного ценза, которое удостоверяется соответствующим документом.

Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации.

Образование в Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права.

Глава 4. Обучающиеся и их родители (законные представители)

Статья 33. Обучающиеся

1. К обучающимся в зависимости от уровня осваиваемой образовательной программы, формы обучения, режима пребывания в образовательной организации относятся:

1) воспитанники — лица, осваивающие образовательную программу дошкольного образования, лица, осваивающие основную общеобразовательную программу с одновременным проживанием

или нахождением в образовательной организации;

2) учащиеся — лица, осваивающие образовательные программы начального общего, основного общего или среднего общего образования, дополнительные общеобразовательные программы;

3) студенты (курсанты) — лица, осваивающие образовательные программы среднего профессионального образования, программы бакалавриата, программы специалитета или программы магистратуры;

и др……..

Статья 34. Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования

1. Обучающимся предоставляются академические права на:

1) выбор организации, осуществляющей образовательную деятельность, формы получения образования и формы обучения после получения основного общего образования или после

достижения восемнадцати лет;

2) предоставление условий для обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение социально-педагогической и психологической

помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции;

3) обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными

актами;

8) отсрочку от призыва на военную службу, предоставляемую в соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»;

2. Обучающимся предоставляются следующие меры социальной поддержки и стимулирования:

4. Привлечение обучающихся без их согласия и несовершеннолетних обучающихся без согласия их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается.

Статья 43. Обязанности и ответственность обучающихся

1. Обучающиеся обязаны:

1) добросовестно осваивать образовательную программу, выполнять индивидуальный учебный план, в том числе посещать предусмотренные учебным планом или индивидуальным учебным

планом учебные занятия, осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям, выполнять задания, данные педагогическими работниками в рамках образовательной программы;

2) выполнять требования устава организации, осуществляющей образовательную деятельность, правил внутреннего распорядка, правил проживания в общежитиях и интернатах и иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности;

3) заботиться о сохранении и об укреплении своего здоровья, стремиться к нравственному, духовному и физическому развитию и самосовершенствованию;

4) уважать честь и достоинство других обучающихся и работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, не создавать препятствий для получения образования другими обучающимися;

5) бережно относиться к имуществу организации, осуществляющей образовательную деятельность.

4. За неисполнение или нарушение устава организации, осуществляющей образовательную деятельность, правил внутреннего распорядка, правил проживания в общежитиях и интернатах и иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности к обучающимся могут быть применены меры дисциплинарного взыскания — замечание, выговор, отчисление из организации, осуществляющей образовательную деятельность.

5. Меры дисциплинарного взыскания не применяются к обучающимся по образовательным программам дошкольного, начального общего образования, а также к обучающимся с

ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития и различными

формами умственной отсталости).

7. При выборе меры дисциплинарного взыскания организация, осуществляющая образовательную деятельность, должна учитывать тяжесть дисциплинарного проступка, причины и обстоятельства, при которых он совершен, предыдущее поведение обучающегося, его психофизическое и эмоциональное состояние, а также мнение советов обучающихся, советов родителей.

Статья 44. Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся

1. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.

4. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся обязаны:

1) обеспечить получение детьми общего образования;

2) соблюдать правила внутреннего распорядка организации, осуществляющей образовательную деятельность, правила проживания обучающихся в интернатах, требования локальных

нормативных актов, которые устанавливают режим занятий обучающихся, порядок регламентации образовательных отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) их родителями (законными представителями) и оформления

возникновения, приостановления и прекращения этих отношений;

3) уважать честь и достоинство обучающихся и работников организации, осуществляющей образовательную деятельность.

6. За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, установленных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, родители (законные представители)

несовершеннолетних обучающихся несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Сопоставляя перечень типов образовательных организаций, содержавшийся в Законе РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании», и аналогичный перечень в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», следует отметить, что действующее законодательство не упоминает о двух типах образовательных организаций, которые ранее были закреплены в российском законодательстве об образовании. Речь идет, во-первых, о специальных (коррекционных) учреждениях для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (подп. 5 п. 4 ст. 12 Закона РФ «Об образовании») и, во-вторых, об учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (подп. 7 п. 4 ст. 12 Закона РФ «Об образовании»).

Действующее законодательство об образовании предусматривает создание образовательных организаций, которые осуществляют образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития, умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и других обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Соответствующими полномочиями наделены органы государственной власти субъектов Российской Федерации (ст. 8 комментируемого Закона).

Таким образом, специальные (коррекционные) учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья не упраздняются, а реорганизуются в образовательные организации, осуществляющие образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. Подтверждение тому находим, в частности, в заключительных положениях комментируемого Закона. Так, в соответствии с п. 1 ч. 5 ст. 108 «специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья должны переименоваться в общеобразовательные организации».

Что же касается учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, то они в соответствии с понятийным аппаратом действующего законодательства относятся не к образовательным организациям, а к организациям, осуществляющим обучение (ст. 31 комментируемого Закона).

Тип образовательной организации определяется при ее создании, реорганизации или переименовании и указывается в ее уставе.

В соответствии с ч. 5 комментируемой статьи название образовательной организации должно содержать указание на ее организационно-правовую форму и тип образовательной организации. Кроме того, в названии образовательной организации могут дополнительно использоваться:

— названия, указывающие на особенности осуществляемой образовательной деятельности: уровень и направленность образовательных программ, интеграция различных видов образовательных программ, содержание образовательной программы, специальные условия их реализации и особые образовательные потребности обучающихся;

— дополнительно осуществляемые функции, связанные с предоставлением образования: содержание, лечение, реабилитация, коррекция, психолого-педагогическая поддержка, интернат, научно-исследовательская, технологическая деятельность и иные функции (ч. 6 комментируемой статьи).

В связи с необходимостью переименования ряда образовательных организаций Минобрнауки России направило соответствующие разъяснения.

В письме Минобрнауки России от 10 июня 2013 г. N ДЛ-151/17 «О наименовании образовательных учреждений» <313> указано, что в соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона об образовании образовательная организация создается в форме, установленной гражданским законодательством для некоммерческих организаций. Организационно-правовые формы некоммерческих организаций, в которых могут быть созданы образовательные организации, установлены Гражданским кодексом РФ и Федеральным законом «О некоммерческих организациях». Одной из организационно-правовых форм некоммерческих организаций является в том числе учреждение (казенное, бюджетное, автономное). Учитывая изложенное, Федеральным законом об образовании не предусмотрено включение в название образовательной организации общеродового названия всех юридических лиц — «организация», из чего следует, что в названии образовательных учреждений слово «учреждение» не требуется заменять словом «организация».

<313> Официальные документы в образовании. 2013. Июль. N 20.

Минобрнауки России уточняет также, что к числу необязательных сведений, указываемых в названии образовательной организации по ее желанию или желанию ее учредителя, относятся следующие:

— указание на тип для государственных и муниципальных учреждений: казенное, бюджетное или автономное учреждение;

— указание на форму собственности («государственная», «муниципальная» или «частная») с целью информирования потребителя образовательных услуг;

— указание на особенности осуществляемой образовательной деятельности или дополнительно осуществляемые функции, связанные с предоставлением образования (перечислены в ч. 6 ст. 23 Федерального закона об образовании);

— включение в наименование официального наименования «Российская Федерация» или «Россия», а также слов, производных от этого наименования, по разрешению, выдаваемому в порядке, установленном Правительством (Постановление Правительства РФ от 3 февраля 2010 г. N 52 «Об утверждении Правил включения в фирменное наименование юридического лица официального наименования «Российская Федерация» или «Россия», а также слов, производных от этого наименования» <314>);

<314> СЗ РФ. 2010. N 6. Ст. 660.

— использование в наименовании имени гражданина, символики, защищенной законодательством Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности или авторских прав, а также полного наименования иного юридического лица как части собственного наименования, в порядке, предусмотренном Федеральным законом о некоммерческих организациях.

Таким образом, необходимость переименования образовательного учреждения будет связано в первую очередь с приведением его типа с учетом его организационно-правовой формы в соответствие с Федеральным законом об образовании. При этом если в отношении образовательного учреждения по новому законодательству тип не меняется, то переименования не потребуется.

Образовательные учреждения, в отношении которых тип меняется, либо образовательные учреждения, в названии которых в настоящее время тип не содержится, должны привести свои названия в соответствие с Федеральным законом об образовании.

В ч. 5 ст. 108 определены образовательные учреждения, наименования которых подлежат приведению в соответствие с указанным Законом. Например:

— муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Школа» должно быть переименовано в муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа»;

— специальные (коррекционные) образовательные казенные учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья должны быть переименованы в общеобразовательные казенные учреждения;

— специальные учебно-воспитательные учреждения для детей и подростков с девиантным (отклоняющимся от нормы, общественно опасным) поведением, реализующие общеобразовательные программы, — в специальные учебно-воспитательные общеобразовательные учреждения для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением;

— специальные учебно-воспитательные учреждения для детей и подростков с девиантным (отклоняющимся от нормы, общественно опасным) поведением, реализующие общеобразовательные программы и образовательные программы начального профессионального образования, — в специальные учебно-воспитательные профессиональные образовательные учреждения для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением;

образовательные учреждения начального профессионального образования и образовательные учреждения среднего профессионального образования — в профессиональные образовательные учреждения;

образовательные автономные учреждения высшего профессионального образования — в образовательные автономные учреждения высшего образования;

образовательные учреждения дополнительного образования детей — в учреждения дополнительного образования;

образовательные учреждения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов — в учреждения дополнительного профессионального образования.

В письме Минобрнауки России от 9 июля 2013 г. N ДЛ-187/17 «В дополнение к разъяснениям о наименовании образовательных учреждений» <315> уточняется, что при переименовании государственных или муниципальных автономных образовательных учреждений в их наименовании с учетом требований п. 1 ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 3 ноября 2006 г. N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» <316> включается, в том числе, указание на собственника имущества. Поскольку в соответствии с ГК РФ и Законом об автономных учреждениях автономное учреждение может быть создано Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием на базе имущества, находящегося соответственно в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности, то при переименовании государственных или муниципальных автономных образовательных учреждений их название должно содержать слова либо «федеральное», либо «государственное», либо «муниципальное».

<315> Официальные документы в образовании. 2013. Август. N 22.

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» содержится норма (ч. 8 ст. 69), определяющая случаи, когда получение образования по образовательным программам высшего образования рассматривается как получение второго высшего образования. Это норма полностью воспроизводит норму п. 5 ст. 6 утратившего силу Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» в части обучения по программам магистратуры.

Согласно ч. 8 ст. 69 Федерального закона № 273-ФЗ обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов является получением второго или последующего высшего образования при обучении «по программам магистратуры — лицами, имеющими диплом специалиста или диплом магистра».

Однако частью 15 статьи 108 Федерального закона № 273-ФЗ (в ред. Федерального закона от 3 февраля 2014 г. № 11-ФЗ) предусмотрено исключение из этого правила для лиц, имеющих высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением им квалификации «дипломированный специалист». Такие лица имеют право быть принятыми на конкурсной основе на обучение по программам магистратуры, которое не рассматривается как получение этими лицами второго или последующего высшего образования.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *