Зарплата муниципальных служащих

В каких регионах России самые высокие и самые низкие зарплаты чиновников Зарплаты муниципальных чиновников в российских регионах могут различаться почти на порядок. Самые высокооплачиваемые служат на Ямале, а самые низкооплачиваемые — в Псковской области, показало исследование РБК Фото: Сергей Русанов / РИА Новости

Самые высокие зарплаты муниципальные чиновники получают в Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском автономных округах, а самые низкие — в Псковской области и Забайкальском крае, следует из данных Росстата, которые проанализировал РБК.

На Ямале и в ХМАО зарплаты в органах местного самоуправления выше всех в России как в абсолютных значениях, так и в сравнении со средней зарплатой по региону. В абсолютном выражении муниципальные чиновники в ЯНАО зарабатывают в семь раз больше, чем в Псковской области, — более 133 тыс. против 18 тыс. руб.

  • Всего в России, по данным Росстата на конец 2018 года, в органах местного самоуправления и в муниципальных избиркомах работали 469 тыс. человек — на 3 тыс. меньше, чем годом ранее. По данным Минфина России, на чиновников муниципального уровня приходится 31% всех госслужащих в стране.
  • Главным образом это сотрудники местных администраций (447,6 тыс. человек), тогда как в представительных органах (городские думы, советы депутатов) работают 13,2 тыс. человек.
  • Средняя зарплата местного чиновника в России составляет около 37 тыс. руб. Это на четверть меньше, чем среднемесячная зарплата работников крупных и средних предприятий (без учета малого бизнеса) в целом по стране (49,9 тыс. руб.).

Где чиновники получают больше всего

В 14 регионах из 85 муниципальный чиновник в среднем зарабатывает больше, чем средний местный житель. Такая ситуация сложилась, в частности, на Крайнем Севере, в Калининграде и Крыму.

  • Средняя зарплата чиновника муниципального уровня в ЯНАО составляет 133,5 тыс. руб. Это примерно на треть превышает среднюю зарплату сотрудников организаций в регионе (102 тыс. руб.).
  • На втором месте ХМАО, где муниципальные служащие в среднем зарабатывают 97,5 тыс. руб. Это на 21 тыс. руб. больше, чем средняя зарплата по региону.
  • В Севастополе муниципальные чиновники получают 38 тыс. руб. — больше на 9%, чем в среднем занятые в других сферах. В Республике Крым разрыв в зарплатах составляет 3,4% в пользу муниципалов.

Росстат сравнивает зарплаты местных чиновников со средними по региону без учета малых предприятий. Однако если в зарплатах учесть малый бизнес, разрыв в этих 14 регионах в пользу чиновников окажется еще больше, так как зарплаты в малом бизнесе ниже.

Соотношение в столицах

  • В Москве средняя зарплата муниципальных чиновников составляет 91,4 тыс. руб. Это на 13% меньше, чем средняя в городе (105 тыс.).
  • В Санкт-Петербурге уровень зарплат местных госслужащих значительно уступает Москве — 56 тыс. руб. (и это на 20,6% меньше, чем средняя зарплата в городе).

ЯНАО, ХМАО, Чукотка и Ненецкий округ выделяются на общем фоне, так как это сырьевые регионы с высокими доходами, пояснил РБК директор Центра социального развития российского Севера РАНХиГС Александр Матвеев. «В этих субъектах доходы даже у муниципалов достаточные, потому что налогооблагаемая база там солидная», — сказал он.

Матвеев признает, что разрыв зарплат чиновников и остальных жителей «несколько перекошен». «У региональных и муниципальных властей есть источники, чтобы себе устанавливать определенные преференции», — считает эксперт.

Чукотка входит в тройку лидеров по абсолютным зарплатам местных чиновников (93,8 тыс. руб.), однако там муниципальные служащие получают все-таки меньше, чем занятое население в среднем (100,9 тыс. руб.).

Превышение средней зарплаты чиновников над средней по региону даже на 30% не выглядит странным, считает советник гендиректора ВНИИ труда Минтруда России Николай Волгин. «Такие разрывы вполне нормальны. Если разрыв в 10–15 раз, вот тут уже надо анализировать, в чем причина», — сказал он.

Северные надбавки

Николай Волгин напомнил, что Трудовой кодекс предусматривает районные коэффициенты для расчета зарплат на Крайнем Севере, а также северные надбавки. Повышающий коэффициент призван компенсировать работникам тяжелые условия труда, которые обусловлены суровым климатом. А северная надбавка составляет процент от зарплаты, прибавляемый к оплате труда сотрудника. Он зависит от стажа, оклада и других факторов. Цель северной надбавки — удержать работников в регионе. Районные коэффициенты устанавливает правительство России. При этом согласно Трудовому кодексу региональные власти вправе утверждать более высокие коэффициенты для сотрудников госучреждений и органов местного самоуправления за счет региональных и муниципальных бюджетов.

В ЯНАО районный коэффициент составляет 80% от основного оклада, максимальная северная надбавка также составляет 80% от оклада, сообщили в пресс-службе губернатора региона, уточнив, что средний уровень заработной платы в автономном округе составил почти 104 тыс. руб. в первом полугодии 2019 года. «Необходимо также учитывать тенденцию низкой ротации кадров на муниципальной службе в округе, что также влияет на формирование оплаты труда: чем опытнее сотрудник, тем выше заработная плата», — отметили в пресс-службе. По данным Росстата на октябрь 2016 года, среди муниципальных чиновников около 29% имели стаж 15 лет и выше.

На Чукотке высокий уровень средней зарплаты по округу обеспечивают преимущественно высокопроизводительные предприятия добывающей отрасли; кроме того, зарплата бюджетников повышается в соответствии с майским указом президента от 2012 года, сообщили в отделе информационной политики аппарата губернатора и правительства Чукотки. «При повышении зарплаты этим категориям нельзя допускать перекосов внутри отраслевых систем оплаты труда, в связи с чем для предотвращения диспропорций в оплате труда во всех учреждениях бюджетной сферы округа ежегодно обеспечивается и повышение заработной платы остальных работников, не включенных в указы», — отметили в пресс-службе.

В Крыму и Севастополе государственные служащие стали бенефициарами перехода в российскую юрисдикцию, отметил доктор социологических наук Владимир Мукомель. В своей статье «Крым в ожидании перемен: социально-экономический контекст» он пишет, что их зарплата существенно выше, чем у других категорий населения, а количество чиновников растет (.pdf).

Где чиновники получают меньше всего

Самые низкие зарплаты в относительном выражении у муниципалов в Псковской области — 18,1 тыс. руб. Они получают в среднем на 11 тыс. меньше (38%), чем остальные занятые жители региона. Такой же разрыв наблюдается в Забайкальском крае (26,9 тыс. руб. у госслужащих против 43,4 тыс. руб. на предприятиях).

Примерно на треть меньше, чем средний работник региона, зарабатывают сотрудники органов местного самоуправления в Кемеровской области, Хакасии, Смоленской, Амурской и Астраханской областях.

Если посмотреть на зарплаты чиновников безотносительно средних зарплат по региону, то самые низкие показатели после Псковской области в Карачаево-Черкесии и Ингушетии (20,1 тыс. и 20,4 тыс. руб.). Это меньше средних зарплат работников организаций в этих регионах на 26 и 23% соответственно.

Проблема низких зарплат чиновников муниципального уровня в Псковской области действительно существует, признают в пресс-службе администрации региона. Губернатор Михаил Ведерников дал поручение подготовить проект областного закона, который позволит улучшить ситуацию, говорится в ответе на запрос РБК. «Нормативно-правовые документы с целью увеличения заработной платы муниципальных служащих будут подготовлены в ближайшее время», — подчеркнули в пресс-службе.

Средняя зарплата муниципального служащего и средняя зарплата по региону — категории, которые формируются по-разному, поэтому сравнивать их надо с осторожностью, считает профессор РЭУ им. Плеханова Александра Полякова. «Муниципалам стоит равняться на то, что происходит в регионе. По логике качество жизни должно и в удаленных муниципалитетах быть достойным или хотя бы приближенным к среднесубъектовым значениям. Но с научной точки зрения сравнивать эти показатели не совсем верно, они присущи разным социально-экономическим системам: муниципальные и региональные хозяйственные системы сильно разнятся», — сказала она.

Местное самоуправление в России является недостаточно самостоятельным, а вышестоящие бюджеты в разных субъектах имеют разные возможности, пояснила эксперт.

Каждый сотый — чиновник

Наибольшая плотность чиновников отмечается на Чукотке — там на 1 тыс. жителей приходится 14 муниципальных служащих. Но самих местных чиновников всего 709 — самый малочисленный показатель после Севастополя и Ненецкого автономного округа.

Как сообщили РБК в отделе информационной политики аппарата губернатора и правительства региона, раньше чиновников было больше, но за последние десять лет система местного самоуправления была оптимизирована, а численность сотрудников органов местного самоуправления сокращена. В настоящее время на территории Чукотского автономного округа образовано семь муниципальных образований в статусе городских округов и муниципальных районов, также в состав муниципальных районов входят малочисленные городские и сельские поселения.

Чукотка — один из самых малочисленных регионов России, где на территории 721,5 тыс. кв. км проживают менее 50 тыс. человек. «Населенные пункты изолированы друг от друга, здесь практически нет постоянных автодорог, единственный круглогодичный транспорт — авиация. Национальные села округа отличаются малочисленностью — в среднем по 200–400 человек. Численность работников органов местного самоуправления определяется исходя из установленного законодательством объема функций, реализуемых на местном уровне, и обязательной структуры органов местного самоуправления, включающей представительные, исполнительные, избирательные и иные органы», — пояснили в пресс-службе.

На втором и третьем местах по доле чиновников ЯНАО и Магаданская область. Там на 1 тыс. жителей насчитывается примерно десять муниципалов, то есть в органах местного самоуправления работает каждый сотый житель этих регионов. Как и Чукотка, это малонаселенные регионы с труднодоступными территориями.

«Даже в отдаленных малонаселенных поселках необходимо оказывать жителям государственные и муниципальные услуги в полном объеме, решать вопросы федерального и регионального значения. Поэтому существующее количество служащих является минимальным для решения поставленных, в том числе на федеральном уровне, задач», — отметили в пресс-службе губернатора ЯНАО.

Больше всего муниципальных служащих в абсолютных числах в Ростовской области (почти 17,5 тыс.), меньше всего — в Севастополе (203).

Указом Президента РФ от 24.06.2019 N 288 «Об основных направлениях развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2019 – 2021 годы” прописана необходимость в 2020 и 2021 годах обеспечить в рамках осуществления мероприятий по совершенствованию системы оплаты труда гражданских служащих оптимизацию структуры денежного содержания гражданских служащих (без снижения его уровня) путем поэтапного увеличения в структуре этого содержания доли должностного оклада и соответствующее увеличение размера пенсии за выслугу лет. В документе также обозначен срок – 1 апреля 2020 и 2021 года, когда ответственным федеральным органам исполнительной власти необходимо информировать Президента РФ о ходе выполнения настоящего Указа. В этой связи Бюджетом Российской Федерации на 2020 год и плановый период 2021-2022 гг. предусмотрено, что работникам государственных (муниципальных) ведомств и учреждений следует ожидать повышение оклада в среднем на 5,5%, а в 2021 году — на 6,8%.

Зарплату с 1 января 2020 года и по итогам первого квартала с 1 апреля 2020 года будут поэтапно повышать работникам казенных, бюджетных и автономных учреждений, госуправленцам, а также сотрудникам правоохранительных органов. В первую очередь, финансирование будет направлено на деятельность врачей (медиков), учителей (воспитателей детских садов), работников культуры и других представителей социальной сферы.

Прибавку к зарплате должны ощутить также инженерно-технические и вспомогательные работники, обслуживающие здания и оборудование (инженеры, программисты, электромонтеры, слесари, сантехники, техники, уборщики служебных помещений), специалисты по соцработе, комплексной реабилитации, социальные психологи, бухгалтеры, юристы, кадровики. А также – спасатели, пожарные, океанологи, гидробиологи, метеорологи, работники селекционно-семеноводческих центров, лесники и прочие государственные (муниципальные) служащие.

Вместе с тем, повышение зарплат муниципальных служащих в 2020 году связано с запланированным масштабным сокращением госслужащих по всей вертикали государственной власти. О том, кого и как, примерно, будут сокращать можете прочитать ниже.

На 2020 год в России действительно намечена реализация реформы в сфере госуправления, которая приведет к масштабному сокращению армии госслужащих и повышению зарплат оставшихся, рассказала в интервью РИА «Новости” первый замминистра финансов Татьяна Нестеренко.

По ее словам, если этого не сделать, то зарплаты чиновников в дальнейшем будут индексировать только на уровень инфляции, поскольку для увеличения размера оплаты труда до конкурентного уровня всем госслужащим потребуется дополнительно сто миллиардов рублей в год из бюджета.

«Экономия — не самоцель реформы, очевидно. Но высвобождающиеся при этом средства будут направлены на повышение оплаты труда гражданских служащих. Если не провести запланированное сокращение, конкурентного уровня оплаты труда на госслужбе не достичь”, — сказала Нестеренко.

Сокращение госаппарата, по замыслу Минфина, пройдет в два этапа.

Сначала — «автоматически”: численность центральных аппаратов федеральных органов исполнительной власти в следующем году сократят на десять процентов, территориальных органов — на пять процентов, а к 2021-му этот показатель в регионах достигнет 15 процентов.

На втором этапе предполагается структурное совершенствование госаппарата, что приведет к дополнительному сокращению численности. На этом этапе территориальные органы министерств и ведомств преобразуют в филиалы без статуса юридического лица и без подразделений.

«То есть мы планируем создать компактные фронт-офисы, в которых будут упразднены подразделения, занятые решением вопросов организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, административно-хозяйственного обеспечения деятельности”, — пояснила Нестеренко.

Эксперты неоднозначно подошли к объяснению действий Минфина. Вице-президент Конфедерации труда России, депутат ГД РФ Олег Шеин в беседе с «ФедералПресс» ушел от ответа о планируемом сокращении в органах исполнительной власти, сославшись на то, что «нельзя комментировать, будет ли это вообще».

«Я не могу это комментировать, потому что мы являемся очевидцами тридцатого или сорокового заявления Минфина на эту тему. Я бы не сказал, что мы по итогам этих заявлений видим какие-то реалистичные перемены. Невозможно комментировать год от года одних и тех же людей, одни и те же слова», – заявил в беседе с обозревателем «ФедералПресс» Шеин.

В перспективах масштабных сокращений сомневается и директор Центра политологических исследований Финансового университета Павел Салин.

«Я бы здесь не делал далеко идущие выводы. У нас этих сокращений за последние 20–25 лет на моей памяти широко анонсировано было пять-семь. В итоге это как минимум не приводило к реальному сокращению числа госслужащих, а как максимум приводило к их увеличению», – заявил Салин.

По его словам, если анонсируемые Минфином планы дойдут до стадии реализации, то сокращаться будут в первую очередь не сотрудники, а незаполненные ставки в ведомствах.

«Несмотря на миф о привлекательности госслужбы, достаточно много ставок в силу ряда причин не заполнены, и когда речь идет о сокращении, то всегда руководство прибегает к испытанному методу. Оно сокращает не людей, которые работают, а ставки, которые не заняты», – отметил Салин.

Кадровый вопрос

Политика сокращения госслужащих вызывает массу вопросов у некоторых экспертов. Прозвучавшее из уст заместителя министра финансов РФ заявление стало поводом порассуждать над критериями, которыми будет пользоваться Кабмин для увольнения сотрудников. Как оказалось, не во всех ведомствах на данный момент наблюдается достаточная численность специалистов.

«Например, штат департамента металлургии и материалов Министерства промышленности и торговли России вряд ли можно назвать большим и тем более раздутым, а между тем его сотрудникам приходится решать кучу задач, связанных с огромным металлургическим комплексом. Если его численность уменьшится, то оставшиеся сотрудники в прямом смысле слова могут «зашиться» под грузом решаемых вопросов, работая на износ», – заявил промышленный эксперт Леонид Хазанов, добавив, что в советское время металлургию курировали сразу два ведомства – Министерство черной металлургии СССР и Министерство цветной металлургии СССР, каждое из которых имело большой штат специалистов.

Политтехнолог Марат Баширов указал, что для сокращения госслужащих необходим более глубокий подход, связанный с анализом дублирующихся или ненужных функций, о чем сейчас, по словам эксперта, разговора нет.

«Мы же с вами слышим, что есть идея реализовать «регуляторную гильотину». Она подразумевает сокращение контрольных функций, но помимо контрольных функций у госорганов еще есть разнообразные функции, от которых, на мой взгляд, нужно отказаться. Мы же понимаем, что отказ от функций вызывает реальное сокращение госаппарата. Соответственно, если человек не приносит пользу, то нужно от этой функции отказаться, а человека либо уволить, либо перепрофилировать», ­– заявил Баширов.

Кто в списках на увольнение?

Если анонсируемые Минфином масштабные сокращения все же состоятся, то, вероятно, основным критерием для них будет эффективность сотрудников. Об этом рассказал директор Института бизнеса и делового администрирования РАНХиГС Сергей Мясоедов.

«С моей точки зрения, эта реформа должна коснуться тех, кто плохо работает… В последнее время наш президент поставил радикальную задачу повышения производительности труда, потому что опять-таки Россия – одна из наиболее отстающих стран в Европе по производительности. Людей много, а эффект от их деятельности небольшой», – пояснил Мясоедов, добавив, что останутся при должности те, кто имеет наиболее высокие показатели KPI.

По мнению политолога Марата Баширова, при существующем подходе могут остаться без работы низкооплачиваемые сотрудники.

«Обычно это выглядит следующим образом: идет разнарядка на министерство, например сократить 10 % численности. Если вы не закладываете механизмы аудита, а здесь, очевидно, будет предложено просто сокращение на 10 %, то кого ты уволишь, неважно. Каждое министерство будет искать кого-то, кого, с его точки зрения, нужно уволить или можно уволить. Обычно это самые низкооплачиваемые сотрудники, самого низкого грейда», – пояснил Баширов.

По его словам, это не принесет большой бюджетной экономии, но поспособствует «вымыванию» слоя госслужащих, которые занимаются «подготовкой многочисленных материалов, отчетов, справок и так далее для вышестоящих начальников».

«Мы знаем, что у большинства людей, которые работают в должностях директоров департаментов, управлений, а тем более у замминистров и министров фактически весь рабочий день – это или рабочие встречи, или совещания. Они реально подготовкой внутреннего контекста, содержания не занимаются. Этим занимаются работники низших звеньев», – рассказал Баширов.

Как отметил эксперт, ослабление этого слоя госслужащих может в перспективе привести к ослаблению госаппарата и упадку качества госуправления в целом.

Уловка государства?

Сокращение госслужащих не всегда означает сокращение людей, занятых в государственном управлении. Существует вероятность, что уволенные сотрудники просто перейдут в подведомственные учреждения, которыми напрямую управляют министерства.

«Подведы» обычно получают деньги на реализацию проектов из того же самого федерального бюджета. Получится, что федеральный бюджет заплатит те же самые деньги, только из другого кармана. Это известная уловка, и бороться с ней просто невозможно. Реальное сокращение может быть, только когда вы сокращаете дублирующие или ненужные функции», – рассказал Марат Баширов.

Впрочем, вероятно применение и других схем аутсорсинга. Сергей Мясоедов уверен, что это вполне позитивное явление.

«Мы можем говорить о том, что чиновники мимикрируют и постараются остаться на коште государства, по-прежнему используя свои близкие связи в течение какого-то времени. Это негативная сторона. А есть позитивная сторона: люди, предлагающие свои услуги, будут проходить через процедуру тендеров, а это при всех недостатках нынешних тендеров, процедура все-таки конкурентная и на тендер будет проходить несколько человек, соответственно, аутсорсинговые услуги – это государственно-частное партнерство», – заявил Мясоедов, добавив, что эта концепция позволит увеличить качество предоставляемых услуг.

Куда пойдут сокращенные госслужащие?

Первый заместитель председателя комитета ГД РФ по труду, социальной политике и делам ветеранов Михаил Тарасенко уверен, что сокращенные госслужащие в перспективе без работы не останутся: «Эти люди, которые работают там, наверняка на рабочие профессии не пойдут, но это достаточно подготовленные люди, которые найдут место в жизни, потому что, как мне представляется, у нас слишком много вакансий на сегодняшний день».

Эксперты сделали и более радикальные прогнозы. По мнению директора Института бизнеса и делового администрирования РАНХиГС Сергея Мясоедова, масштабное сокращение госслужащих – повод для интенсификации политики переучивания старых кадров, чтобы они могли осваивать профессии или заниматься малым и средним предпринимательством.

«Я думаю, что появится еще одна категория, которой надо постепенно перестраиваться на ментальность рыночную и предпринимательскую: учиться не сидеть на шее государства, на «проедании» госбюджета, а эффективно работать. Появятся новые категории, которых нужно будет переучить, чтобы люди могли стать самозанятыми», – заявил Мясоедов.

Если процесс реформирования госаппарата активно заработает, то в 2020 году кадровые сокращения коснутся не только работников федеральных ведомств, но и региональных (муниципальных) органов упраления во всех субъектах РФ: Адыгея, Алтай, Башкирия, Бурятия, Дагестан, Ингушетия, КБР, Калмыкия, КЧР, Карелия, КОМИ, Крым, Марий Эл, Мордовия, Саха (Якутия), Северная Осетия (Алания), Татарстан, ТЫВА, Удмуртия, Хакасия, Чечня, Чувашия, Алтайский Край, Забайкальский край, Камчатский край, Краснодарский Край, Красноярский Край, Пермский Край, Пермский Край, Приморский край, Ставропольский край, Хабаровский край, Амурская область, Астраханская область, Архангельская область, Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Волгоградская область, Вологодская область, Воронежская область, Ивановская область, Иркутская область, Калининградская область, Калужская область, Кемеровская область, Кировская область, Костромская область, Курганская область, Курская область, Ленинградская область, Липецкая область, Магаданская область, Московская область, Мурманская область, Нижегородская область, Новгородская область, Новосибирская область, Омская область, Оренбургская область, Орловская область, Пензенская область, Псковская область, Ростовская область, Рязанская область, Самарская область, Саратовская область, Сахалинская область, Свердловская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Томская область, Тульская область, Тюменская область, Ульяновская область, Челябинская область, Ярославская область, города федерального значения – Москва, Санкт-Петербург, Севастополь, Еврейская АО, ХМАО, ЯНАО, Ненецкий и Чукотский АО.

Автор публикации

не в сети 13 часов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *