Заседание правительства РФ

Статья 27. Заседания Правительства Российской Федерации. Заседания Правительства Российской Федерации проводятся не реже одного раза в месяц.

Заместители Председателя Правительства Российской Федерации и федеральные министры участвуют в заседаниях лично. В случае невозможности участия в заседании заместители Председателя Правительства Российской Федерации и федеральные министры информируют об этом Председателя Правительства Российской Федерации.
Представители палат Федерального Собрания, Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Счетной палаты Российской Федерации, Центрального банка Российской Федерации, иные лица вправе участвовать в заседаниях Правительства Российской Федерации в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами либо в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации может рассматривать отдельные вопросы на своих закрытых заседаниях.
Подготовка и проведение заседаний Правительства Российской Федерации осуществляются в соответствии с Регламентом Правительства Российской Федерации.
Материалы заседаний Правительства Российской Федерации и принятые по этим материалам решения относятся к служебной информации, порядок распространения которой устанавливается Регламентом Правительства Российской Федерации, если иное не определено федеральными конституционными законами и федеральными законами.
Правительство Российской Федерации информирует граждан через средства массовой информации о вопросах, рассмотренных на своих заседаниях, и о принятых по этим вопросам решениях.
Комментарий к статье 27
1. В комментируемой статье отсутствует традиционное для прошлых лет предписание о том, что на заседаниях Правительства решаются наиболее важные вопросы государственного управления, хозяйственного и социально — культурного строительства. Это обстоятельство обусловлено не ослаблением роли, которая отводится заседаниям Правительства, а трансформацией их в основную форму деятельности Правительства как коллегиального органа.
В последние два года изменились характер и назначение заседаний Правительства, они превратились из преимущественно официальных («парадных») мероприятий в постоянную текущую работу высшего исполнительного органа. Существенно расширился круг вопросов, рассматриваемых исключительно на заседаниях Правительства (см. комментарий к ст. 28). Число таких вопросов увеличилось с девяти до пятнадцати.
Если раньше значительный объем текущей работы приходился на заседания Президиума Правительства и Комиссию по оперативным вопросам, то в последние годы положение коренным образом изменилось. Президиум Правительства превратился в орган для решения оперативных вопросов.
Как известно, акты по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, в соответствии со ст. 23 комментируемого Закона издаются, как правило, в форме распоряжения Правительства. Следовательно, правовые акты нормативного значения — постановления Правительства — должны приниматься, как правило, на заседаниях Правительства. Вместе с тем ряд постановлений и распоряжений на практике принимается по иной процедуре: путем согласования проекта со всеми заинтересованными ведомствами, т.е. минуя рассмотрение на заседаниях коллегиальных органов. Для сравнения отметим, что в Законе «О Совете Министров — Правительстве Российской Федерации» (1992 г.) (ст. 28) Президиум Совета Министров был институирован как постоянный орган Правительства, решения которого издавались в форме постановлений и распоряжений Совета Министров.
Формирование компактного, немногочисленного по составу Правительства позволит реально обеспечить регулярность проведения его заседаний в полном составе. По Закону Российской Федерации от 22 декабря 1992 г. «О Совете Министров — Правительстве Российской Федерации» заседания Совета Министров проводились не реже одного раза в квартал (ст. 25). Позднее в соответствии с Временным регламентом Правительства (1995 г.), учитывая возросший объем работы Правительства в связи с его новым конституционным статусом и полномочиями, заседания Правительства и его Президиума стали проводиться по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц. Таким образом, от периодичности «не реже одного раза в квартал» в прошлые годы комментируемый Закон пришел к заседаниям Правительства «не реже одного раза в месяц». Однако дело не только в таких формальных моментах.
Учитывая значительное число законопроектов, вносимых Правительством в Государственную Думу в порядке законодательной инициативы (а их число достигает сотни актов в год), а также многие десятки постановлений Правительства нормативного характера, такие заседания должны проходить с большей степенью регулярности. Согласно новому Регламенту Правительства от 18 июня 1998 г. (п. 50) очередные заседания проводятся, как правило, еженедельно по утвержденному календарному плану в определенный день недели (обычно по четвергам). Таким образом, предписание Закона «заседания… проводятся не реже одного раза в месяц» получило в Регламенте последовательную конкретизацию, что свидетельствует о повышении роли и новом качестве коллегиального обсуждения вопросов членами Правительства. Регламент предусматривает также возможность внеочередных заседаний Правительства, которые проводятся по мере необходимости.
———————————
Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. N 27. Ст. 3176.
Вопросы для рассмотрения и принятия решений на заседаниях Правительства определяются исходя из сфер ведения (основных направлений деятельности) Правительства и полномочий, установленных Конституцией, названным Законом и иными федеральными законами.
На заседаниях Правительства рассматривается широкий круг вопросов перспективного и текущего характера в сферах государственного управления, хозяйственного и социально — культурного строительства и внешней политики. Вместе с тем имеются вопросы, подлежащие рассмотрению исключительно на заседаниях Правительства (см. комментарий к ст. 28 Закона).
Подготовка и проведение заседаний Правительства осуществляются в соответствии с Регламентом Правительства Российской Федерации.
Коллегиальный характер обсуждения вопросов на заседаниях Правительства, право решающего голоса каждого из федеральных министров предполагает необходимость личного участия на заседаниях членов Правительства — заместителей Председателя и федеральных министров. Этой цели служит также весьма жесткое предписание Регламента Правительства к квалификации правомочности заседания Правительства — на нем должно присутствовать более половины членов Правительства.
2. Комментируемый Закон конкретизирует круг должностных лиц, представляющих другие органы власти, которые имеют право участвовать в заседаниях Правительства. Это право предоставлено представителям палат Федерального Собрания, Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, Генеральной прокуратуры, Счетной палаты и Центробанка. Они участвуют в заседаниях Правительства с предварительным (накануне заседания) уведомлением Руководителя Аппарата Правительства. Указанный перечень не является исчерпывающим, в комментируемой статье упоминаются также «иные лица», которые вправе участвовать в заседаниях Правительства в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами либо в порядке, установленном Правительством.
При этом следует иметь в виду, что в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 22 сентября 1998 г. N 1142 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» (п. 5) в деятельности федерального Правительства по обсуждению и выработке решений наравне с федеральными министрами полноправно участвуют руководители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, избранные руководителями межрегиональных ассоциаций .
———————————
Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. N 39. Ст. 4886. Речь идет о руководителях Межрегиональной ассоциации экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации «Центральная Россия», Ассоциации экономического взаимодействия территорий Северо — Запада Российской Федерации, Ассоциации экономического взаимодействия областей Центрально — Черноземного региона Российской Федерации, Ассоциации «Большая Волга» по экономическому взаимодействию республик и областей Поволжья Российской Федерации, Ассоциации социально — экономического сотрудничества республик, краев и областей Северного Кавказа и др.
Указом Президента Российской Федерации от 25 мая 1999 г. N 651 это положение было признано утратившим силу в связи с утверждением новой структуры федеральных органов исполнительной власти.
Формула «наравне с федеральными министрами» означает полноценное участие руководителей межрегиональных ассоциаций в работе Правительства и соответствующие обязанности по обеспечению их всей необходимой информацией и материалами, обсуждаемыми на заседаниях Правительства и его Президиума. В то же время по своему статусу они не являются членами Правительства и не имеют права решающего голоса.
Особое место занимают в деятельности Правительства Председатель Центробанка и Президент Российской Академии наук. Они участвуют в обсуждении и выработке решений наравне с членами Президиума Правительства.
Согласно Регламенту Правительства на заседаниях Правительства по каждому из рассматриваемых вопросов приглашаются лица, имеющие непосредственное отношение к соответствующему вопросу. Состав лиц, приглашаемых на заседания Правительства, определяется Руководителем Аппарата Правительства по предложениям государственных органов и организаций, ответственных за подготовку рассматриваемых вопросов.
В соответствии с Положением об Аппарате Правительства на заседание Правительства приглашаются также работники Аппарата Правительства, непосредственно готовящие материалы по повестке заседания.
3. Заседания Правительства проходят, как правило, в обстановке гласности и открытости. В то же время комментируемый Закон, исходя из сложившейся практики работы Правительства (в том числе и за рубежом), допускает возможность закрытых заседаний по отдельным вопросам (например, вопросы финансовой политики, обороны (мобилизационных резервов, состояния обороноспособности) и др.).
4. Правительство планирует проведение своих заседаний. План заседаний Правительства на предстоящий период (как правило, квартал) предусматривает очередность рассмотрения вопросов на заседаниях Правительства и перечень законопроектов, подлежащих рассмотрению на заседаниях Правительства в соответствующем квартале. Кроме того, в план включается перечень вопросов и законопроектов, намечаемых для рассмотрения в следующем квартале. Исходя из указанных сроков, подготовка вопросов для рассмотрения на заседаниях начинается заблаговременно (примерно за полгода) до их включения в повестку дня конкретного заседания.
Организующее начало — обязательный элемент работы Правительства, без него невозможна стабильная работа исполнительной власти, тщательное формирование программы действий Правительства на текущий период и перспективу, качественная и своевременная подготовка законопроектов, федеральных целевых программ, обеспечение постоянного контроля за исполнением федерального законодательства министерствами, ведомствами и иными органами исполнительной власти.
Проект плана составляется на основе предложений членов Правительства, руководителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Затем эти предложения предварительно рассматриваются заместителями Председателя Правительства (в соответствии с распределением обязанностей). На основе их предложений Руководителем Аппарата Правительства формируется проект плана заседаний Правительства, который докладывается Председателю Правительства и по его решению выносится на заседание Правительства. По итогам рассмотрения план при необходимости уточняется и утверждается главой Правительства.
Регламент устанавливает оперативные сроки подготовки материалов по вопросам, включенным в повестку очередного заседания. Они вносятся заблаговременно, не позднее чем за 15 дней до даты, определяемой утвержденным планом заседаний. Руководители федеральных органов исполнительной власти, других подведомственных государственных органов и организаций несут персональную ответственность за качество и своевременность предоставления соответствующих материалов.
Регламентом Правительства установлены специальные требования к подготовке тех решений Правительства, принятие которых предусмотрено актами Президента, а также проектов решений, рассматриваемых на заседаниях Правительства под председательством Президента. Такие решения в обязательном порядке направляются в Администрацию Президента для согласования.
Представленные к рассмотрению на заседании Правительства материалы, в том числе проекты федеральных законов, указов и распоряжений Президента, должны быть подготовлены в соответствии с требованиями, определяющими порядок внесения их в Правительство.
Это касается:
а) обязательного согласования проектов правительственных решений с заинтересованными органами государственной власти (а при необходимости с другими государственными, общественными и иными организациями) и визирования после согласования проектов решений руководителями указанных органов и организаций;
б) обязательного согласования с Министерством юстиции всех проектов решений Правительства, имеющих нормативное значение;
в) внесения согласованных (завизированных) проектов решений Правительства и иных актов с приложением пояснительной записки, содержащей необходимые расчеты, обоснования предполагаемых решений и прогнозы ожидаемых социально — экономических и иных последствий их реализации;
г) выполнения дополнительных требований к решениям Правительства, влекущим государственные расходы за счет федерального бюджета, не предусмотренные на текущий финансовый год. Такие решения принимаются исключительно на основании указов Президента;
д) установления специального порядка внесения предложений, требующих принятия федерального закона или решения Президента;
е) строго целевого выделения средств из резервного фонда Правительства (только в случае возникновения чрезвычайных обстоятельств и при отсутствии других источников финансирования).
Проекты, представленные в Правительство с отступлением от установленных требований, на заседание Правительства не выносятся и возвращаются для повторного внесения в установленном порядке. В этих целях представляемые материалы, в том числе проекты федеральных законов, решений Президента, постановлений, распоряжений и иных актов Правительства, должны быть подготовлены в соответствии с порядком внесения и рассмотрения их в Правительстве.
Регламент Правительства предусматривает

Следующая статья «
К тексту закона «

В Доме Правительства началось первое заседание нового кабинета министров.

Собрались все главы ведомств, кроме министра труда и соцзащиты населения Бердыбека Сапарбаева. Ранее занимавший должность акима Актюбинской области Сапарбаев заканчивает дела в Актобе и примет участие в следующем заседании, сообщает 365info.kz.

К министрам обратился новый премьер Аскар Мамин.

«Мы должны оправдать высокое доверие главы государства. Наш состав правительства должен стать правительством реальных дел, нацеленным на конкретные результаты, сказал Мамин.

Елбасы поставил перед всеми нами первоочередные задачи, направленные на повышение качества жизни населения, дальнейшую диверсификацию экономики, создание новых рабочих мест, развитие малого и среднего бизнеса. В результате таких конкретных мер мы сможем достичь улучшения качества жизни населения».

Как отметил премьер-министр, 27 февраля состоится съезд партии «Нур Отан», где будут объявлены новые меры по усилению социальной поддержки и повышению уровня жизни казахстанцев. Эти меры войдут в повестку дня следующего заседания кабмина.

Затем клятву принесли впервые ставшие министрами госслужащие — министр образования и науки Куляш Шамшидинова, министр индустрии и инфраструктурного развития Роман Скляр, министр сельского хозяйства Сапархан Омаров и министр национальной экономики Руслан Даленов.

«Перед народом и президентом Республики Казахстан торжественно клянусь посвятить все свои силы и знания делу экономического и духовного развития моей страны — Республики Казахстан. Строго соблюдать Конституцию и законы государства. Во всех своих действиях следовать законности и справедливости, гражданского, межнационального и межконфессионального согласия. Верно служить народу Казахстана, укреплять государственность и авторитет в мировом сообществе», — таков был текст клятвы.

Глава правительства поздравил коллег и пожелал им успехов в работе.

О Правительстве Республики КазахстанСтатья 18. Заседания Правительства Республики

1. Заседания Правительства проводятся не реже одного раза в месяц.
2. Заседания Правительства созываются Премьер-Министром либо Президентом Республики.
3. На заседаниях Правительства председательствует Премьер-Министр, а в его отсутствие — Заместитель Премьер-Министра, замещающий Премьер-Министра в соответствии с распределением обязанностей. При рассмотрении Правительством особо важных вопросов на его заседаниях при необходимости председательствует Президент Республики.
4. Заседание Правительства считается правомочным, если в нем принимает участие не менее двух третей членов Правительства. Члены Правительства участвуют в его заседаниях без права замены.
5. Заседания Правительства являются открытыми. По инициативе Президента либо Премьер-Министра могут проводиться закрытые заседания Правительства.
6. Порядок подготовки и проведения заседаний Правительства определяется Регламентом Правительства.
Сноска. Статья 18 с изменением, внесенным Конституционным законом РК от 15.06.2017 № 75-VI (вводится в действие со дня его первого официального опубликования).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *