Журнал учета шин

Особенности учета сезонных, летних и зимних шин у автотранспорта в 2018

Если осуществляется замена сезонных шин, то расходы на приобретение нового комплекта шин следует квалифицировать как материальные расходы на приобретение материалов, используемых на содержание основных средств согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 254 НК РФ. Если происходит замена изношенных шин, то на основании пункта 1 статьи 260 НК РФ расходы на их приобретение квалифицируют как ремонт основных средств и признают для целей исчисления налога на прибыль. Согласно пункту 2 статьи 272 НК РФ расходы на приобретение автомобильных шин следует признавать в целях налогообложения на дату передачи их в использование, то есть на дату установки шин на автомобиль.
Что касается сезонных шин, снятых с автомобиля и переданных на склад, в налоговом учете стоимость этих активов не отражается.
Ч 4 шт.) — на склад оприходован комплект зимней резины, снятой с легкового автомобиля. Налоговый учет автомобильных шин Транспортное средство, которое организация приобретает, учитывается как единый инвентарный объект не только в бухгалтерском учете, но и в целях налогообложения. Автомобильные шины, которые приобретаются организацией отдельно от автомобиля, не включаются в состав амортизируемого имущества на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 253 НК РФ, а учитываются в составе расходов на содержание и эксплуатацию, ремонт и техническое обслуживание основных средств и иного имущества, а также на поддержание их в исправном (актуальном) состоянии.
Подобное решение принято в целях обеспечения безопасности эксплуатации автотранспортных средств и рационального нормирования пробега автомобильных шин. Нормы эксплуатационного пробега шин автотранспортных средств устанавливаются организациями на основе среднестатистического пробега шин. Минтранс России предлагает использовать поправочные коэффициенты к среднестатистическим нормам пробега шины в зависимости от условий эксплуатации транспортного средства.
При этом норма эксплуатационного пробега шины согласно пункту 3.3 Временных норм не должна быть ниже 25% среднестатистического пробега. Среднестатистический пробег шин российского производства для легковых автомобилей составляет приблизительно 40 000—45 000 км. Для шин зарубежного производства средний пробег составляет 50 000—55 000 км.

Не упустите! Материалы, оставшиеся от эксплуатации машин и механизмов, особенно загрязненные нефтепродуктами, автомобильная резина, аккумуляторные батареи являются опасными отходами, утилизация которых вместе с обычными бытовыми отходами запрещена. Перечень отходов, связанных с эксплуатацией транспортных средств, отнесенных к категории опасных, указан в Федеральном классификационном каталоге отходов (утв. приказом Росприроднадзора от 18.07.2014 № 445). А именно: в блоке 9 «Отходы обслуживания и ремонта машин и оборудования», куда входят аккумуляторы свинцовые отработанные неповрежденные, с электролитом, тормозные колодки отработанные с остатками накладок асбестовых, шины пневматические автомобильные отработанные, обтирочный материал, загрязненный нефтепродуктами (содержание нефтепродуктов менее 15%), тормозные колодки с остатками накладок асбестовых и т. п.

Журнал учета движения шин на автомобиле

Для целей налогообложения расходы на ремонт шин можно учесть как прочие расходы, связанные с производством и реализацией. Отметим, что в настоящее время нормативные документы, устанавливающие нормы затрат на восстановление износа и ремонт автомобильных шин, отсутствуют. Именно поэтому данные затраты являются расходами на проведение текущего ремонта, которые включаются в себестоимость продукции, работ, услуг как затраты по поддержанию основных средств в рабочем состоянии. При этом нормирование указанных расходов не предусмотрено. Если шины имеют разрушения, которые не подлежат местному ремонту или восстановлению путем наложения нового протектора, то они по решению специальной комиссии, созданной на предприятии, списываются в утиль. На склад такие шины приходуются по весу по прейскурантным ценам, по которым они сдаются на шиноремонтные заводы.

Шины приходится часто менять. Во-первых, они быстро изнашиваются на российских дорогах. Во-вторых, их необходимо менять на зимний и летний сезоны.

Важно В-третьих, случаются и неожиданные повреждения шин — проколы, порезы. Рассмотрим особенности документооборота по приему, отпуску и перемещению шин, а также порядок бухгалтерского учета и налогообложения их стоимости.
Внимание Автомобильные шины различаются по своему назначению, конструкции, рисунку протектора, климатическому исполнению и габаритам. По этим показателям автомобильные шины могут быть следующих видов:

  • шины постоянного использования (всесезонные шины);
  • шины периодической эксплуатации (зимняя и летняя резина).

Последние обладают лучшими эксплуатационными свойствами, но в целях экономии организации часто используют на автомобилях всесезонные шины.

В карточке учета работы указывается техническое состояние шины, находящейся на автомобиле (дефекты, характер и размер повреждений). Для шин, бывших в эксплуатации, при установке на другой автомобиль записывается их предыдущий пробег.

Инфо После ремонта местных повреждений учет работы шины продолжается по той же карточке. Ежемесячно в каждую карточку учета работы шины вносится фактический пробег.
При замене шины на ходовых колесах запасной шиной водитель обязан сообщить ответственному за учет работы шин дату замены шины и номер шины, снятой и установленной. Эти данные отражаются в карточках учета работы заменяемой и запасной шин.
Шины не должны сниматься с эксплуатации и сдаваться в утиль или на восстановление, если они по своему техническому состоянию пригодны к дальнейшей эксплуатации.

Подобное решение принято в целях обеспечения безопасности эксплуатации автотранспортных средств и рационального нормирования пробега автомобильных шин. Нормы эксплуатационного пробега шин автотранспортных средств устанавливаются организациями на основе среднестатистического пробега шин.
Минтранс России предлагает использовать поправочные коэффициенты к среднестатистическим нормам пробега шины в зависимости от условий эксплуатации транспортного средства. При этом норма эксплуатационного пробега шины согласно пункту 3.3 Временных норм не должна быть ниже 25% среднестатистического пробега.

Среднестатистический пробег шин российского производства для легковых автомобилей составляет приблизительно 40 000—45 000 км. Для шин зарубежного производства средний пробег составляет 50 000—55 000 км.

  • формы первичных документов по приему, отпуску и перемещению шин и порядок их заполнения, а также правила документооборота;
  • перечень должностных лиц подразделений, которым доверены получение и отпуск МПЗ;
  • порядок осуществления контроля рационального использования автомобильных шин.

Документами, которые необходимы для оформления в учете хозяйственных операций по движению автомобильных шин, является:

  • товарно-транспортные накладные и иные сопроводительные документы (при приемке и оприходовании автомобильных шин);
  • карточка учета автомобильной шины (в процессе эксплуатации);
  • ведомость (акт) на списание автомобильных шин.

На сегодняшний момент порядок учета автомобильных шин регулируется Правилами эксплуатации автомобильных шин (АЭ 001-04), утвержденными распоряжением Минтранса России от 21 января 2004 г.

При этом все условия для признания расхода, установленные пунктом 16 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99 (утверждено приказом Минфина России от 6 мая 1999 г.) выполнены, а именно:

  • расход произведен в соответствии с обычаями делового оборота;
  • сумма расхода может быть достоверно определена;
  • в результате установки шин на транспортное средство произошло уменьшение экономических выгод организации.

При передаче в использование автомобильные шины оцениваются согласно пункту 16 ПБУ 5/01 — по себестоимости каждой единицы. Пример ООО «Автодор» зимой текущего года приобрело легковой автомобиль с зимним комплектом шин.

Автомобиль используется в управленческих целях. В октябре этого же года был приобретен комплект летней резины (4 штуки) за 9440 руб., в том числе НДС 18% — 1440 руб., и установлен на автомобиль.

Бланкер.ру

Приснятиишины с эксплуатации в графу «Причины снятия шины с эксплуатации»карточкиучетазаписываютсяееполныйпробег, техническоесостояние,куданаправляетсяшина(времонт,на восстановление или в утиль). Принаправлениишинынавосстановление или в утиль карточка учетаподписываетсяпредседателемкомиссии(главныйинженер или руководительпредприятия)ичленамикомиссии.Вданномслучае карточка учета является актом списания шины и основанием для решения вопросаовыплатеводителювознаграждениязасдачушинына восстановление и пробег сверх нормы или принятия мер за недопробег в соответствии с действующими в организации положениями. Нашины,поступившиепослевосстановления,заводятся новые карточки учета их работы. Дляопределенияпробегашиннаавтомобилях индивидуального пользованиявладельцамавтомобилейрекомендуетсязаписывать показанияспидометрапри снятии с эксплуатации и установке новых и восстановленных шин.

Если осуществляется замена сезонных шин, то расходы на приобретение нового комплекта шин следует квалифицировать как материальные расходы на приобретение материалов, используемых на содержание основных средств согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 254 НК РФ. Если происходит замена изношенных шин, то на основании пункта 1 статьи 260 НК РФ расходы на их приобретение квалифицируют как ремонт основных средств и признают для целей исчисления налога на прибыль.

Согласно пункту 2 статьи 272 НК РФ расходы на приобретение автомобильных шин следует признавать в целях налогообложения на дату передачи их в использование, то есть на дату установки шин на автомобиль. Что касается сезонных шин, снятых с автомобиля и переданных на склад, в налоговом учете стоимость этих активов не отражается.

Мерседес- |01.03.2004||2004 г.:|3,0 мм ||Петров | |Бенц 300|||————————–—————|||| |SLK5005 МI|||март -| 5,5 |||| ||||5,5||||| ||||————————+—————|||| ||||апрель -| 10,6|||| ||||5,1||||| |——————————+——————————+——————+————————+—————+———————+———————+———————| Ответственный за учет работы шиныИванов(Подпись) Заключение комиссии по определению пригодности шины к эксплуатации Председатель комиссии Члены комиссии Примечание. Карточкаучетазаводитсянакаждуюшину,поступившуюв автопредприятие с указанием ее стоимости.

Заполнение всех граф карточки обязательно. Датаипричиныснятияшинысавтомобиля указываются после снятияшиныпокаким-либо причинам (выход из строя, необходимость ремонта, установка на другой автомобиль и т.п.). Заключение комиссии поопределению пригодности шины к эксплуатации также записывается в карточкуприснятиишинысавтомобилядлянаправленияна восстановление или в утиль.

Предприятия, на балансе которых имеются автотранспортные средства, в обязательном порядке ведут учет всех расходных материалов, необходимых для эксплуатации и поддержания должного технического состояния транспорта. Один из видов учета – контроль движения автомобильных шин. Поступление, эксплуатация и выбытие фиксируется составлением карточки учета работы автомобильной шины. Такой метод контроля позволяет определять весь спектр применения и использования ресурса.

Пример составления карточки

В документе отражаются данные по каждой единице автомобильной шины, а также указывается, за каким именно транспортным средством она закреплена. Для ежемесячного контроля эксплуатации в карточке учета делаются отметки о пробеге автомобиля.

Таким образом отслеживается техническое состояние ресурса и определяется, возможна ли дальнейшая эксплуатация шин. Списать или заменить шину можно только на основании серьезных обстоятельств, свидетельствующих о том, что она непригодна для дальнейшего использования.

Заполнением документа занимается назначенное лицо, занимающее должность в техническом отделе организации. Все данные вносятся в карту учета на основании выводов экспертной комиссии, состав которой утверждает руководитель предприятия. Документ составляется в единичном экземпляре.

(Размер: 34,5 KiB | Скачиваний: 18 015)

Отличная статья 0

«Грачи прилетели!», или Готовим автомобиль к весне

Статья взята из газеты «Плательщик единого налога № 11|2016»

Главные тезисы

  • Сезонное ТО — обязанность собственников и пользователей транспортного средства.
  • Расходы на сезонное ТО относятся к расходам периода и не капитализируются.
  • На каждую шину (новую, восстановленную, запасную), установленную на транспортное средство, заводится карточка учета пробега (наработки) пневматической шины.
  • Учет автомобильных шин ведется на субсчете 207 «Запасные части».
  • При списании шины в случае достижения фактического пробега карточка учета пробега (наработки) пневматической шины имеет статус акта ее списания.
  • Весь комплект шин можно списать одним актом, приложив к нему Карточки учета.

Сезонное техобслуживание: особенности

Определение В п. 3.11 Положения № 102 указывается, что сезонное ТО (техническое обслуживание) проводится два раза в год весной и осенью. Поэтому подготовка вашей «ласточки» к весне подпадает именно под это определение. Тех, кто считает, что в нынешние кризисные времена это непозволительная роскошь — гонять машину на СТО дважды в год, предупреждаем:это, прежде всего, ваша обязанность. Такое требование выдвигает ст. 36 Закона о дорожном движении, где сказано, что собственники транспортных средств или лица, которые их эксплуатируют, обязаны обеспечивать своевременное и в полном объеме проведения работ по их ТО.

Когда Теперь определимся с тем, когда начинается весна для нашего авто. Для этого обратимся к п.п. 13 п. 6 разд. І Правил № 550. Так вот: летним сезоном будет считаться период времени в течение календарного года в промежутке между датами конца и начала зимнего сезона. Зимний же сезон в соответствии с п.п. 11 п. 6 разд. І Правил № 550 заканчивается датой достижения природных условий, при которых в течение семи суток держится температура окружающей среды выше + 5 °C, но не позднее 31 марта. Таким образом, если в течение семи суток держится теплая погода (выше +5 °C) и наш Гидрометцентр не обещает похолоданий, смело можно открывать летний сезон.

Что делаем Прежде всего, нам необходимо проследить за материально-техническим обеспечением сезонного ТО авто в летний период. Что туда входит? В п. 7 приложения 7 к Правилам № 550 указаны следующие номенклатуры:

  • моторные масла;
  • трасмиссионные масла;
  • летние или всесезонные пневматические шины (пневматические колеса);
  • электролит и дистиллированная вода;
  • хладагенты для систем кондиционирования пассажирских салонов и (или) специальных кузовов с терморегулированием.

НАПОМНИМ! Также мероприятия материально-технического обеспечения содержатся в эксплуатационной документации производителя, поэтому в случае необходимости к перечисленному выше надо добавить еще и их.

Перечень работ, которые включает у себя сезонное ТО, приведен в приложении В к Положению № 102. Заметим, что этот перечень примерный и ничто не мешает дополнить его видами работ, которые рекомендует производитель транспортного средства.

Бухучет и документальное оформление сезонного ТО

Здесь возможны два варианта. Первый — подготовка автомобиля к новому сезону самостоятельно. Этот вариант подойдет только в случае, когда в распоряжении предприятия есть необходимое оборудование и квалифицированные специалисты. Так предписывает ст. 22 Закона № 2344. В ином случае используем второй вариант — обращаемся на СТО (станция технического обслуживания). На практике, большинство предприятий так и делают, поэтому в дальнейшем будем рассматривать бухучет именно этого варианта.

Документы Услуги сторонней организации необходимо подтвердить документально. В соответствии с п. 7 разд. V Правил № 615 документами, подтверждающими предоставление услуги, являются:

  • акт передачи-приема автомобиля (его составных частей (систем)) после предоставления услуг по ТО;
  • наряд-заказ, подписанный контролером качества (с проставлением печати исполнителя (при наличии)) и заказчиком;
  • счет-фактура;
  • документ, подтверждающий оплату услуг;
  • налоговая накладная, надлежащим образом зарегистрированная в ЕРНН (Единый реестр налоговых накладных).

Бухучет Двигаемся дальше. Куда относить расходы на сезонное ТО? В соответствии с Положением № 102 ТО — это комплекс операций или операция по поддержанию работоспособности или исправности изделия при использовании по назначению, хранении и транспортировке. При этом в п. 3.8 Положения № 102 прямо сказано: сезонное ТО транспортных средств не относится к их реконструкции, модернизации, техническому перевооружению и другим видам улучшений.

ВЫВОД. Расходы на техобслуживание будем сразу относить на расходы периода (счет учета выбирайте в зависимости от направления использования автомобиля).

Если вы плательщик НДС, то логично возникает вопрос о налоговом кредите. Налоговый кредит по НДС формируйте по общим правилам п. 198.1 НКУ. Дату отнесения сумм налога в налоговый кредит будем определять по правилу первого события (п. 198.2 НКУ). И понятно, что налоговая накладная должна быть зарегистрирована в ЕРНН.

Пример 1. ООО «Вспышка» провело работы по сезонному ТО автомобиля, который используют работники отдела сбыта, на СТО. Стоимость обслуживания составила 1500,00 грн, в том числе НДС — 250,00 грн. После ТО была осуществлена оплата услуг с текущего счета предприятия.

Таблица 1. Операции ТО в бухучете

Содержание операции

Корреспонденция счетов

Сумма, грн

дебет

кредит

1. Проведено ТО автомобиля

93

631, 685

1250,00

2. Отражен налоговый кредит по НДС

641

631, 685

250,00

3. Оплачен счет СТО

631, 685

311

1500,00

Замена шин

Как уже отмечалось, замена зимней резины на летнюю является составляющей сезонного ТО, но некоторые особенности процесса требуют отдельного разговора.

Документальное оформление Просто так приобрести шины и списать на расходы их стоимость не выйдет. По каждой(!) шине придется вести оперативный учет.

В соответствии с п. 2 разд. XII Правил № 549 на каждую шину (новую, восстановленную, запасную), установленную на транспортное средство, заводится Карточка учета пробега (наработки) пневматической шины (далее — Карточка учета), форма которой приведена в приложении 5 к Нормам № 488, и заполняются все ее графы. Карточка учета ведется до списания шины.

ВАЖНО! Карточка учета пробега (наработки) пневматической шины заводится также на шины, которые учитываются в составе транспортного средства на субсчете 105 «Транспортные средства».

Бухучет Сначала разберемся, на каком счете учитывать шины. В соответствии с п. 1 разд. ІІ Правил № 549 шина относится к быстроизнашивающимся составляющим, которые в процессе технической эксплуатации транспортного средства периодически заменяются. К тому же в Инструкции № 291 четко говорится, что на субсчете 207 «Запасные части» ведется учет автомобильных шин. Если вы успели поднять шум относительно «родных» шин, которые приобретались в комплекте с автомобилем, — не стоит. Их вы имеете полное право учитывать в составе транспортного средства на субсчете 105 «Транспортные средства». Это, кстати, касается и «запаски».

А вот дальше относительно шин, которые учитываются в составе запасов (т. е. приобретенных отдельно от автомобиля), вырисовывается два варианта учета:

  • приобретенные шины отражать на субсчете 207 «Запасные части», а при установке на автомобиль сразу списывать на расходы в зависимости от направления использования авто;

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! При этом варианте учета все равно необходимо продолжать вести аналитический учет по местам хранения, материально ответственным лицам и заполнять Карточку учета.

  • отражать шины, которые находятся на складе, и шины, установленные на автомобиль, на отдельных субсчетах (например, 2071 «Шины на складе» и 2072 «Шины в обороте»), а расходы отражать в момент окончательного списания шины.

Оба варианта имеют право на жизнь, поэтому выбирать вам. Рассмотрим пример.

Пример 2. ООО «Вспышка» приобрело комплект шин для летнего периода стоимостью 3600,00 грн, в том числе НДС — 600,00 грн. 25.03.2016 г. была проведена замена зимних шин на летние. Стоимость зимних шин — 2200,00 грн (табл. 2).

Таблица 2. Приобретение и замена шин в бухучете

Корреспонденция счетов

Сумма, грн.

дебет

кредит

1. Приобретены летние шины:

207

631, 685

3000,00

2. Отражен налоговый кредит по НДС

641

631, 685

600,00

Вариант 1. Шины списываем на расходы при установке на авто

3. Установлены шины на автомобиль

23, 91, 92, 93, 94

207

3000,00

4. Возвращены зимние шины на склад

В обоих случаях делаем необходимые записи в Карточке учета.

Вариант 2. Шины списываем на расходы при изъятии из эксплуатации

3. Установлены шины на автомобиль

2072 «Шины в обороте»

2071 «Шины на складе»

3000,00

4. Возвращены зимние шины на склад

2071 «Шины на складе»

2072 «Шины в обороте»

2200,00

В обоих случаях делаем необходимые записи в Карточке учета.

Списание Когда же можно прекратить этот «круговорот» шин в природе и окончательно списать их? Ориентиром послужат Нормы № 488. Попрощаться с шинами мы сможем в случае:

  • достижения фактического пробега, который удовлетворяет установленным (откорректированным) нормам.

Если производитель пневматических шин установил (например, в договоре купли-продажи или в эксплуатационной документации) другие нормы среднего ресурса или соответствующие гарантии для конкретных конструкций пневматических шин в определенных условиях их эксплуатации, соответствующие нормы среднего ресурса пневматических шин, установленные Минтрансом, не применяют (соответствующие оговорки содержатся в п. 3.8 Норм № 488). Тогда, чтобы определиться с достижением фактического пробега, будем обращаться к нормам, установленным производителем;

  • когда остаточная высота рисунка протектора шины на момент достижения ею нормы среднего ресурса больше установленной законодательством предельно допустимой высоты;
  • если во время эксплуатации шины возникли повреждения по эксплуатационным или производственным причинам, с которыми дальнейшая эксплуатация и ремонт невозможны.

И опять немного о документах. Если списывать шину мы будем в случае достижения фактического пробега, то Карточка учета будет иметь статус акта ее списания (п. 7.1 Норм № 488). Карточку учета необходимо подписать членам комиссии по вопросам потери пневматическими шинами потребительских свойств.

НА ЗАМЕТКУ. Если прощаться мы будем со всем комплектом шин, то их списание можно оформить одним актом в соответствии с п. 7.11 Норм № 488. При этом комиссия подписывает только акт, к которому прилагаются Карточки учета.

Во всех иных случаях составляем акт на списание, где указываем причины невозможности дальнейшей эксплуатации шины, и прилагаем к нему Карточку учета.

Использованные документы

Закон о дорожном движении — Закону Украины «О дорожном движении» от 30.06.1993 г. № 3353-XII.

Закон № 2344 — Закон Украины «Об автомобильном транспорте» от 05.04.2001 г. № 2344-III.

Положение № 102 — Положение о техническом обслуживании и ремонте дорожных транспортных средств автомобильного транспорта, утвержденное приказом Минтранса от 30.03.1998 г. № 102.

Правила № 550 — Правила эксплуатации колесных транспортных средств, утвержденные приказом Мининфраструктуры от 26.07.2013 г. № 550.

Правила № 615 — Правила предоставления услуг по техническому обслуживанию и ремонту колесных транспортных средств, утвержденные приказом Мининфраструктуры от 28.11.2014 г. № 615.

Правила № 549 — Правила технической эксплуатации колес и пневматических шин колесных транспортных средств категорий L, M, N, O и специальных машин, выполненных на их шасси, утвержденные приказом Мининфраструктуры от 26.07.2013 г. № 549.

Инструкция № 291 — Инструкция о применении Плана счетов бухгалтерского учета активов, капитала, обязательств и хозяйственных операций предприятий и организаций, утвержденная приказом МФУ от 30.11.1999 г. № 291.

Нормы № 488 — Эксплуатационные нормы среднего ресурса пневматических шин колесных транспортных средств и специальных машин, выполненных на колесных шасси, для особых условий эксплуатации, утвержденные приказом Минтранса от 20.05.2006 г. № 488.

Анна Хомюк, бухгалтер-эксперт

Правила эксплуатации АБ

Эксплуатация и списание АБ регламентируется эксплуатационными нормами среднего ресурса аккумуляторных свинцовых стартерных батарей колесных транспортных средств и специальных машин, выполненных на колесных шасси, утвержденными приказом Минтранса Украины от 20.05.06 г. № 489 (далее – Нормы № 489), которые должны применяться всеми предприятиями и организациями, эксплуатирующими колесные транспортные средства (далее – КТС). При этом действие Норм № 489 не распространяется:

  • на некоторые виды АБ, указанные в разд. 1 этого документа;
  • АБ, которые используются с нарушением требований правил их эксплуатации, положений эксплуатационной документации и т. д.

Предполагается, что после поступления на предприятие АБ будет эксплуатироваться до истечения среднего ресурса ее выработки (п. 3.14 Норм № 489).

Базовые значения среднего ресурса в календарных месяцах приведены в приложениях к Нормам № 489 и корректируются в зависимости от конкретных условий использования АБ. Однако если в эксплуатационной документации или в договоре купли-продажи АБ ее производитель устанавливает гарантийный ресурс либо нормы среднего ресурса более высокие, чем предусмотрены Нормами № 489, то для определения срока использования такой АБ следует применять нормы производителя (п. 3.9 Норм № 489).

В отдельных случаях для предприятий специально разрабатываются и устанавливаются временные эксплуатационные нормы среднего ресурса АБ. Такие нормы вводятся на основании приказа руководителя и действуют исключительно на данном предприятии (п. 5.7 Норм № 489).

Временные нормы применяются, если (п. 3.6 Норм № 489):

  • КТС используют в особых (отличных от нормальных) условиях эксплуатации;
  • средний месячный пробег КТС превышает пробег, установленный в эксплуатационных нормах среднего ресурса АБ;
  • АБ используется потребителями, не предусмотренными изготовителем КТС (т. е. от АБ, к примеру, питается какой-либо электро-прибор).

На сегодня временные нормы среднего ресурса АБ разрабатываются на договорных условиях Государственным автотранспортным научно-исследовательским и проектным институтом (далее – Институт) (п. 5.3 Норм № 489). Отметим, что первоначально срок действия временных норм составляет до 48 календарных месяцев, но может быть продлен Институтом на неопределенное время (п. 5.4 Норм № 489).

Обратите внимание: если средний ресурс АБ, установленный Нормами № 489, выработан, то это не значит, что ее нужно вывести из эксплуатации и списать с баланса. Согласно п. 3.12, 3.13 Норм № 489 АБ прекращают использовать, если:

  • она достигла предельного состояния, при котором ее емкость снижается до 40 % номинальной, а восстановление пригодности невозможно или нецелесообразно (ч. 2 Норм № 489);
  • выявлены ее производственные или эксплуатационные дефекты, которые не подлежат исправлению, либо такое исправление экономически нецелесообразно.

Списанные (отработанные) АБ передают специализированному предприятию, которое имеет лицензию на их утилизацию. При этом такая передача должна быть проведена не позднее 3 месяцев после списания АБ (п. 9.9 разд. IX Правил эксплуатирования аккумуляторных свинцовых стартерных батарей колесных транспортных средств и специальных машин, выполненных на колесных шасси, утвержденных приказом Минтранса Украины от 02.07.08 г. № 795 (далее – Правила № 795)).

Правила эксплуатации шин

Как и АБ, пневматические шины эксплуатируются в составе автомобиля. Правила эксплуатации и списания шин регламентируются эксплуатационными нормами среднего ресурса пневматических шин колесных транспортных средств и специальных машин, выполненных на колесных шасси, утвержденными приказом Минтранса Украины от 20.05.06 г. № 488 (далее – Нормы № 488), которые должны применяться всеми предприятиями и организациями, эксплуатирующими КТС. Однако их действие не распространяется на шины, установленные на некоторые виды КТС, указанные в разд. 1 Норм № 488.

Предполагается, что шина будет использоваться предприятием до истечения ее ресурса – фактического суммарного пробега в километрах (моточасах) с начала ее эксплуатации до предельного износа.

Базовые значения норм среднего ресурса для разных видов шин приведены в приложениях к Нормам № 488. Но если производитель шин установил, например, в договоре купли-продажи или в эксплуатационной документации другие нормы среднего ресурса или соответствующие гарантии для конкретных конструкций пневматических шин и/или КТС в определенных условиях их эксплуатации, то применяют нормы производителя (п. 3.8 Норм № 488). Кроме того, если условия эксплуатации шины отличаются от обычных, на которых базируются нормы среднего ресурса (например, сложные климатические условия, интенсивная эксплуатация), тогда такие базовые значения норм корректируются с помощью специальных коэффициентов.

Отметим, что в отдельных случаях могут вводиться временные нормы среднего ресурса. Это происходит, когда:

  • шины эксплуатируются в особых условиях;
  • для данного вида шин и КТС не указаны нормы среднего ресурса в Нормах № 488.

Обратите внимание: временные нормы применяются только предприятием, для которого разрабатывались, вводятся в действие приказом руководителя и утрачивают силу при внесении изменений в Нормы № 488 (п. 5.5 Норм № 488). Разработкой временных норм занимается Институт (см. выше). Он же устанавливает и первоначальный срок их действия (до 24 календарных месяцев), который впоследствии может быть продлен на неопределенное время (п. 5.1, 5.2 Норм № 488).

Шина подлежит списанию, если ее средний (откорректированный) ресурс (п. 3.2, 7.3 Норм № 488):

  • выработан и высота рисунка протектора достигла установленной предельной величины. Предельные значения высоты рисунка протектора пневматических шин КТС приведены в приложении 6 к Нормам № 488. При этом если шина эксплуатируется в международных перевозках, ориентируются на предельное значение высоты рисунка протектора, установленное законодательством страны, где эксплуатируется шина. Если данный показатель не достиг предельной величины, то допускается дальнейшая эксплуатация шины при условии соответствия ее технического состояния остальным требованиям законодательства (п. 7.2 Норм № 488). В частности, для Украины это Правила № 1306;
  • не выработан, но возникли повреждения, которые не позволяют дальнейшую эксплуатация такой шины и не подлежат ремонту.

Отметим, что замена летних шин на зимние и наоборот в ходе эксплуатации не зависит от выработки ресурса шины и проводится на предприятии в рамках сезонного техобслуживания автомобиля.

Бухгалтерский учет шин и АБ

Поступление на баланс

Учет шин (АБ) прежде всего зависит от способа их поступления на баланс.

Способ 1. Шины (АБ) приобретаются (приходуются) вместе с автомобилем.

Шины, которые установлены на автомобиле, а также запасные шины, которые приобретаются вместе с автомобилем и стоимость которых включена в его инвентарную стоимость, учитываются как основные средства (далее – ОС) (Инструкция № 291, пояснения к субсчету 207 «Запасные части»). То есть стоимость таких шин отражается на субсчете 105 «Транспортные средства» в составе первоначальной стоимости автомобиля и амортизируется в общем порядке в процессе эксплуатации автомобиля. Считаем, что так же следует учитывать и АБ, приобретенную в составе автомобиля.

При этом сезонная смена шин, приобретенных вместе с автомобилем, а также их фактическое списание отражаются только в аналитическом учете предприятия. То же относится и к АБ.

Способ 2. Шины (АБ) приобретаются (приходуются) отдельно от автомобиля.

В этом случае шины (АБ) относятся к запасам. Как следует из Инструкции № 291, автомобильные шины в запасе и обороте учитываются на субсчете 207. По дебету этого субсчета отражают остаток и оприходование шин, по кредиту – их расходование, реализацию и прочее выбытие.

Учет шин (АБ) на складе ведется в Карточке складского учета материалов типовой формы № М-12, а выдача со склада в эксплуатацию и их возврат сопровождаются составлением Накладной-требования типовой формы № М-11. Обе формы утверждены Приказом № 193.

Кроме того, текущие эксплуатационные характеристики каждой шины и АБ приводятся:

  • для шин – в Карточке учета пробега (наработки) пневматической шины (далее – Карточка шины) по форме приложения 5 к Нормам № 488;
  • для АБ – в Карточке учета наработки и отслеживания оборота АБ (далее – Карточка АБ) по форме приложения 12 к Правилам № 795.

В Карточке шины отражается фактический пробег и техническое состояние шины на дату ее установки на КТС, даты установки на КТС и снятия с КТС, общая величина фактического пробега шины, остаточная высота рисунка протектора, а также причины изъятия шины из эксплуатации. Отметим, что значение остаточной высоты рисунка протектора приводится в Карточке шины при установке/снятии шины с КТС, выполнении сезонного обслуживания, а также ежемесячно, в случае надобности. При списании шины в Карточке шины приводится заключение комиссии о дальнейшей ее судьбе – восстановление изношенного протектора, ремонт либо переработка (утилизация) и т. д.

В Карточке АБ отражаются данные об АБ и КТС, в составе которого используется АБ, о фактической выработке АБ (поквартально, за год и с начала эксплуатации). На обороте Карточки АБ приводится заключение комиссии о техническом состоянии АБ и мерах, которые следует принять по такой АБ – списать, оформить претензию изготовителю, отремонтировать, установить временную норму среднего ресурса, утилизировать и т. д.

Отметим, что Карточки шин (АБ) открываются и на шины (АБ), которые учитываются как ОС в составе автомобиля.

Эксплуатация шин (АБ)

На практике сложилось два варианта учета шин (АБ), переданных в эксплуатацию, причем что оба небезупречны.

Вариант 1. Списание на расходы при передаче в эксплуатацию.

В случае применения этого варианта при передаче шин (АБ) в эксплуатацию их стоимость сразу списывается в состав соответствующих расходов – в зависимости от сферы деятельности, в которой используется автомобиль (Дт 23, 91–94 – Кт 207). При этом после передачи шин (АБ) в эксплуатацию ведется только их аналитический учет в количественном выражении по материально ответственным лицам.

Когда шина (АБ) возвращается из эксплуатации на склад (например, при сезонной замене или для ремонта), она опять приходуется на баланс по чистой стоимости реализации (п. 2.13 Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету запасов, утвержденных приказом Минфина Украины от 10.01.07 г. № 2 (далее – Методрекомендации № 2), п. 24 П(С)БУ 9). Эта операция отражается проводкой Дт 207 – Кт 719 «Прочие доходы от операционной деятельности». Новую стоимость шины (АБ) определяет комиссия. При следующей передаче в эксплуатацию стоимость шины опять списывается с баланса и т. д.

Недостатком этого варианта в методологическом плане является то, что п. 23 П(С)БУ 9 разрешает исключать из состава активов и списывать в расходы при передаче в эксплуатацию только стоимость малоценных и быстроизнашивающихся предметов, а шины (АБ) таковыми не являются. Кроме того, минусом этого варианта является «невидимость» используемых активов в учете, ведь стоимость шин (АБ) в процессе эксплуатации не отражается на бухгалтерских счетах.

Вариант 2. Учет по первоначальной стоимости.

При выборе этого варианта шины (АБ) учитываются по первоначальной стоимости вплоть до момента их фактического списания с баланса. При этом для учета шин открывают, например, субсчет 2071 «Шины» со следующими субсчетами:

  • 20711 «Шины на складе»,
  • 20712 «Шины в эксплуатации»,
  • 20713 «Шины, переданные в ремонт (на восстановление)»,
  • 20714 «Шины на складе восстановленные»,
  • 20715 «Шины в эксплуатации восстановленные».

Для учета аккумуляторов открывают, например, субсчет 2072 «Аккумуляторные батареи» со следующими субсчетами:

  • 20721 «АБ на складе»;
  • 20722 «АБ в эксплуатации»;
  • 20723 «АБ, переданные на восстановление (ремонт)».

Аналитический учет шин (АБ), находящихся на складе, ведут по группам: пригодные к эксплуатации (новые и восстановленные), подлежащие восстановлению, находящиеся в ремонте.

Таким образом, учет шин на предприятии отражается проводками:

  • оприходование – Дт 20711 – Кт 631 «Расчеты с поставщиками» на сумму первоначальной стоимости такой шины;
  • сезонная смена шин на автомобиле – Дт 20712 – Кт 20711 и т. д.

И только при фактическом выбытии шины, когда она окончательно потеряет свои эксплуатационные качества, ее стоимость будет списана с баланса.

В пользу применения такого варианта учета говорят и положения Инструкции № 291. Ведь в пояснении к субсчету 207 сказано, что на нем отражается стоимость шин не только в запасе, но и в обороте.

В то же время согласно п. 24 П(С)БУ 9 запасы должны отражаться в бухучете и отчетности по наименьшей из двух оценок: первоначальной стоимости или чистой стоимости реализации. А при установке шины (АБ) на автомобиль ее реальная стоимость снижается с каждым километром пробега. Поэтому если шины (АБ), которые находятся в эксплуатации, учитываются по первоначальной стоимости, реальная стоимость активов предприятия завышается. И такое завышение ставит под сомнение достоверность его финотчетности.

Тем не менее считаем, что такой способ учета шин удобен тем, что предприятие на «теряет» шины (АБ) в стоимостном учете и их оборот можно без труда отследить на бухгалтерских субсчетах. К тому же если стоимость шин (АБ), находящихся в эксплуатации, несущественна по сравнению со стоимостью остальных активов предприятия, то нет и риска недостоверности финотчетности. Добавим, что данный вариант учета может быть предпочтительнее и для целей налога на прибыль (см. ниже).

В любом случае предприятию придется сделать выбор в пользу одного из двух приведенных выше вариантов учета шин (АБ) и отразить это в приказе об учетной политике.

Ремонт шин (АБ)

Стоимость работ по ремонту (восстановлению) шин (АБ) относится к расходам текущего периода. Так же учитываются и работы по замене (в т. ч. сезонной) шин и АБ (п. 3.19 Положения № 102). Такие расходы включаются в состав прочих расходов на обслуживание соответствующего автомобиля (п. 15 П(С)БУ 7) и отражаются в учете проводкой: Дт 23, 91–94 – Кт 685.

Отметим, что, прежде чем отдать шины (АБ) в ремонт, их нужно вернуть из эксплуатации на склад, а затем перевести на соответствующий «ремонтный» субсчет, например, 20713, 20723. После возврата шины (АБ) из ремонта делаются обратные проводки.

Ремонт шины путем восстановления нового протектора оформляют следующим образом: на основании заключения комиссии, приведенного в Карточке шины, переданную на восстановление шину списывают (п. 7.4 Норм № 488). На восстановленную шину открывают новую Карточку шины.

Списание шин (АБ)

Если шины и АБ уже не подлежат эксплуатации, их списывают с учета на основании приказа руководителя. При этом они могут быть:

  • использованы самим предприятием для собственных нужд, отличных от прямого назначения (шины);
  • сданы в переработку в качестве вторсырья (шины);
  • сданы специализированному предприятию на утилизацию (шины и АБ).

Если изношенные шины будут каким-то образом использоваться на предприятии либо передаваться в переработку в качестве вторсырья, то перед использованием (передачей) они приходуются на склад как возвратные отходы по стоимости возможного использования либо по чистой стоимости реализации (п. 2.13 Методрекомендаций № 2).

Если шина (АБ) списывается из эксплуатации, когда ее фактический пробег (выработка) достиг установленных (скорректированных) норм, то Карточка шины (АБ) служит одновременно и актом списания (п. 7.1 Норм № 488). Если же шину (АБ) нельзя эксплуатировать из-за выявленных эксплуатационных либо производственных дефектов и она не подлежит ремонту, то к Карточке шины (АБ) дополнительно оформляют акт списания.

Отметим, что списание шин (АБ), которые учитывались в составе автомобиля, отражается только в карточках (актах списания), но не в учете.

Передача шин перерабатывающему предприятию отражается как обычная реализация материалов. Расходы на утилизацию шин и АБ включаются в соответствующие расходы периода (Дт 23, 91–93 – Кт 631).

Налоговый учет

Налог на прибыль

Особенности учета налога на прибыль в операциях, связанных с приобретением, эксплуатацией, ремонтом и списанием шин и аккумуляторов, касаются только тех налогоплательщиков, которые для определения объекта налогообложения применяют корректировки бухгалтерского финрезультата на разницы, предусмотренные НК (пп. 134.1.1 НК).

Напомним, такие корректировки применяют предприятия, у которых доход, рассчитанный по правилам бухучета, за последний отчетный год превышает 20 млн грн., а также предприятия с меньшим доходом, которые не приняли решения о неприменении корректировок.

Такие плательщики обязаны вести налоговый учет ОС по правилам ст. 138 НК. Это значит, что для них имеет значение, используется автомобиль, в составе которого эксплуатируются шины и АБ, в хозяйственной деятельности предприятия или нет. Ведь согласно пп. 138.3.2 НК расходы на приобретение, ремонт и прочие улучшения непроизводственных ОС не подлежат налоговой амортизации. Поэтому на сумму такой амортизации, начисленную в бухучете, нужно будет увеличить финрезультат до налогообложения за отчетный период.

Таким образом, капитальные расходы (т. е. подлежащие амортизации), связанные с шинами и АБ, которые оприходованы на субсчет 105 в составе автомобиля непроизводственного назначения, в налоговом учете не отражаются. По нашему мнению, это же касается и капитальных расходов, связанных с шинами и АБ, приобретенными отдельно для такого автомобиля.

В то же время расходы, связанные с шинами и АБ, обычно являются текущими расходами периода (см. выше). Их суммы не амортизируются в бухучете, а сразу списываются на расходы. Поэтому, на наш взгляд, такие текущие расходы учитываются у всех плательщиков налога на прибыль так же, как и в бухучете, причем независимо от того, используется автомобиль в хоздеятельности предприятия или нет.

Важный нюанс: поскольку применение/неприменение корректировок финрезультата у плательщика налога на прибыль зависит от размера его годового дохода, который определяется по данным бухучета, то, возможно, плательщику с критичным уровнем дохода предпочтительнее вести учет шин по первоначальной стоимости (см. выше вариант 2). Ведь при таком варианте не возникает дополнительного дохода при периодическом оприходовании шин на склад, а значит, не придется дополнительно увеличивать годовой доход на данную сумму.

НДС

Право на налоговый кредит по НДС по операциям приобретения, ремонта, восстановления и утилизации шин (АБ) возникает у предприятия, независимо от использования автомобиля, в составе которого эксплуатируются шины и аккумуляторы, в хозяйственной деятельности предприятия, а также независимо от того, осуществляло предприятие в отчетном периоде налогооблагаемые операции или нет (п. 198.3 НК).

Другое дело, если возникнут обстоятельства, перечисленные в п. 198.5 НК. Тогда предприятию нужно будет начислить налоговые обязательства в порядке, предусмотренном данным пунктом и п. 189.1 НК.

При списании отдельно приобретенных шин (АБ), которые по своим техническим характеристикам не соответствуют условиям их списания, установленным Нормами № 488 и № 489, может возникнуть неоднозначная ситуация. При формальном подходе получается, что такие шины (АБ) вдруг перестают использоваться в хоздеятельности предприятия без уважительных причин. Поэтому согласно пп. «г» п. 198.5 и п. 189.1 НК если при приобретении таких шин (АБ) признавался налоговый кредит, то при их списании нужно начислить налоговые обязательства по основной ставке исходя из стоимости их приобретения. В качестве аргумента против такого фискального подхода к преждевременному списанию шин (АБ) можно привести тот факт, что НК не содержит положений, согласно которым право на налоговый кредит зависит от соблюдения сроков эксплуатации шин (АБ), определенных Нормами № 488 и № 489.

Отметим, что если преждевременно списываемые шины (АБ) учитывались в составе стоимости автомобиля, то, по нашему мнению, при их списании налоговые обязательства по НДС не начисляются даже при фискальном подходе. Ведь такие шины (АБ) просто не имеют в учете отдельной стоимости, на которую можно что-либо начислить.

Если списанные шины передаются перерабатывающему предприятию как вторсырье, то такая операция рассматривается как обычная поставка товара (пп. 14.1.191 НК). Поэтому на договорную стоимость передачи таких шин начисляются налоговые обязательства по НДС.

ПРИМЕР 1
Предприятие в марте приобрело бэушный легковой автомобиль для служебных поездок администрации. В момент приобретения на нем были установлены зимние шины плюс одна запасная летняя. Перед эксплуатацией авто приобрели и установили на него 4 новые летние шины стоимостью 648 грн. (в т. ч. НДС – 108 грн.) каждая. Шины, приобретенные вместе с автомобилем, передали на склад до наступления зимнего сезона. В июне новая шина была повреждена и передана в ремонт. На время ремонта на авто установили запасную шину, приобретенную вместе с ним.

Отражение операций в учете будет таким:

(грн.)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *