Зона таможенного контроля

Создание зон таможенного контроля, истребование документов и сведений, таможенная идентификация товаров и транспортных средств как способы таможенного контроля

/ Для юридических лиц

Создание зон таможенного контроля

Под зоной таможенного контроля (ЗТК) принято понимать места перемещения товаров через таможенную границу, территории , , магазинов беспошлинной торговли и иные места, определенные законодательством государств — членов Таможенного союза.

В иных местах зоны таможенного контроля создаются для проведения таможенного осмотра и (или) таможенного досмотра товаров, совершения грузовых и иных операций.

Проверка товаров может осуществляться только в зонах таможенного контроля.

Различают два вида зон таможенного контроля — временные и постоянные.

Постоянные зоны таможенного контроля создаются при регулярном нахождении в них товаров, подлежащих таможенному контролю.

Временные зоны таможенного контроля создаются при производстве таможенного оформления вне установленных для этого мест; а также при необходимости осуществления осмотра или досмотра товаров или транспортных средств, обнаруженных вне постоянных зон таможенного контроля.

Порядок создания зон таможенного контроля вдоль границы Российской Федерации определяется Правительством РФ.

Принятие решения о создании постоянной зоны таможенного контроля, расположенной вдоль таможенной границы, оформляется в виде нормативного правого акта федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела. В иных случаях, решение о создании постоянной ЗТК принимается начальником таможни, в регионе деятельности которой будет расположено ЗТК.

Принятие решения о создании временной зоны таможенного контроля возлагается на начальника таможенного органа.

В качестве основного средства обозначения ЗТК используются специальные знаки, на которых выполнена надпись на русском и английском языках: «Зона таможенного контроля» и «Customs control zone».

Пределы ЗТК могут быть обозначены оградительной лентой, указательным щитом, информационной табличкой или указателем.

Истребование документов и сведений

Этот способ таможенного контроля используется для тех форм контроля, которые предусматривают документооборот. Например, при проверке документов и сведений.

Согласно , при проведении таможенного контроля таможенный орган вправе мотивированно запросить дополнительные документы и сведения в целях проверки информации, содержащейся в таможенной декларации или иных таможенных документах. Документы и сведения запрашиваются таможенным органом в письменной форме с указанием сроков для их представления.

В целях осуществления проверки достоверности сведений после выпуска товаров, таможенные органы вправе запросить коммерческие и бухгалтерские документы, отчетность и другую информацию, относящуюся к по проверяемым товарам.

Дополнительно, статьей 98 ТК ТС предусмотрено, что таможенные органы вправе наводить справки из банков и иных кредитных организаций об операциях, связанных с внешнеэкономической деятельностью и уплатой таможенных платежей, лиц, ответственных за таможенное оформление.

Документы, необходимые для проведения таможенного контроля, должны храниться лицами и таможенными органами в течение пяти лет со дня окончания нахождения товаров под таможенным контролем, если иной срок не установлен законодательством государств — членов таможенного союза.

Таможенная идентификация товаров и транспортных средств

Данный способ таможенного контроля применяется таможенным органом с целью идентификации предметов проверки, и чаще используется при осуществлении следующих форм контроля: таможенный осмотр и досмотр товаров и транспортных средств, проверка документов и сведений. Этот способ широко распространен при организации таможенного транзита; при использовании таможенного режима переработки или временного вывоза; при контроле товаров, являющихся объектами интеллектуальной собственности.

Таможенная идентификация товаров и транспортных средств применяется таможенным органом исходя из обстоятельств перемещения товаров и может проводиться как по инициативе таможенного органа, так и по желанию лица, перемещающего товар.

При идентификации товаров и транспортных средств могут быть использованы пломбы, печати, буквенная или иная маркировка, идентификационные знаки, транспортные, коммерческие или иные документы, проставлены штампы, взяты пробы и образцы товаров, описание товаров и транспортных средств, составлены чертежи, изготовлены изображения, фотографии, иллюстрации, а также иные средства идентификации.

ЗОНЫ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ

Зона таможенного контроля — территория (участок местности, склад или иное помещение), в пределах которой товары и транспортные средства, а равно производственная, коммерческая или иная деятельность находятся под контролем таможенных органов, проводимым в формах таможенного досмотра и осмотра товаров (транспортных средств), таможенного наблюдения.

Зоны таможенного контроля создаются:

— вдоль таможенной границы РФ;

— в местах производства таможенного оформления;

— в местах перегрузки товаров, их осмотра и досмотра;

— в местах временного хранения;

— в местах стоянки транспортных средств, перевозящих, находящиеся под таможенным контролем товары;

— в иных местах, определяемых ТК РФ (например, местах нахождения арестованных товаров — пункт 2 ст. 377 ТК РФ, на территории магазина беспошлинной торговли — пункт 4 ст. 260 ТК РФ).

Порядок создания зон таможенного контроля вдоль таможенной границы определяется Правительством РФ.

Например, согласно постановлению Правительства РФ от 14 октября 2003 г. № 624 «О порядке создания зон таможенного контроля вдоль таможенной границы» зоны таможенного контроля создаются вдоль таможенной границы независимо от совпадения или несовпадения ее с линией Государственной границы РФ:

— на сухопутном участке таможенной территории РФ зона таможенного контроля может создаваться в пределах полосы местности шириной до 30 километров от линии таможенной границы в глубь территории РФ;

— зона таможенного контроля вдоль таможенной границы действующих на территории РФ особых экономических зон создается вдоль обеих сторон сухопутного участка таможенной границы, не совпадающей с Государственной границей РФ;

— на речных и озерных участках зона таможенного контроля может создаваться в пределах российской части вод пограничных рек, озер и иных водоемов, а также полосы местности шириной до 15 километров от береговой линии в глубь территории РФ;

— на морских участках зона таможенного контроля может создаваться в пределах территориального моря РФ, за исключением морских участков вокруг находящихся в исключительной экономической зоне РФ и на континентальном шельфе РФ искусственных островов, установок и сооружений, над которыми РФ осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством РФ (зона таможенного контроля на таких участках создается в пределах территории указанных искусственных островов, установок и сооружений).

Деятельность таможенных органов в пределах зон таможенного контроля вдоль таможенной границы не должна препятствовать выполнению задач, возложенных законодательством РФ о государственной границе РФ на пограничные органы и пограничные войска Федеральной службы безопасности РФ, в пределах приграничной территории РФ.

Зоны таможенного контроля могут быть двух видов: постоянные и временные.

Постоянные зоны таможенного контроля создаются в случаях регулярного нахождения в них товаров, подлежащих таможенному контролю (места прибытия товаров и транспортных средств на таможенную территорию, склады временного хранения, таможенные склады, помещения магазина беспошлинной торговли).

Решение о создании постоянных зон таможенного контроля, расположенных вдоль таможенной границы РФ, оформляется нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти уполномоченного в области таможенного дела.

В иных случаях решение о создании постоянной зоны таможенного контроля принимает начальник таможни (в форме приказа), в регионе деятельности которой расположены места и территории, где создаются постоянные зоны таможенного контроля.

Временные зоны таможенного контроля могут создаваться на основании письменного решения начальника таможенного органа (например, начальника таможенного поста):

— при производстве таможенного оформления вне установленных для этого мест (на период совершения таможенных операций);

— при необходимости осуществления осмотра или досмотра товаров и транспортных средств, обнаруженных таможенными органами вне постоянных зон таможенного контроля.

Пределы постоянной зоны таможенного контроля обозначаются знаками прямоугольной формы с надписью на зеленом фоне «Зона таможенного контроля» на русском и английском языках «Customs control zone». Пределы временной зоны таможенного контроля могут обозначаться оградительной лентой, указательными щитами, табло или иными информационными указателями. В случае несоблюдения лицами установленных таможенным законодательством требований, возможно наступление административной ответственности в соответствии со ст. 16.5 КРФоАП «Нарушение режима зоны таможенного контроля».

Что такое зоны таможенного контроля и для чего они нужны?

Что такое зоны таможенного контроля и для чего они нужны? Таможенный контроль грузов проходит в соответствии с кодексом страны, которая его осуществляет. Таможенный контроль производится таможенными органами в местах контроля или локациях, где пребывают грузы, которые пересекают границу.

Что такие зоны таможенного контроля?

Контрольная зона – это территория, которую обязательно проходят грузы, перевозимые через границу России. Как правило, зоны спроектированы непосредственно для того, чтобы какое-то время хранить грузы и проводить действия над ними. Именно в этих зонах должен проводиться осмотр, досмотр и действия, которых требует законодательство. Однако, существует ряд действий, производимых без организации зон контроля таможенными органами. Это, к примеру:

  1. Осмотры, которые проходят грузы в рамках выездной таможенной проверки или при остановке средства транспорта.
  2. Таможенные досмотры, производимые в ходе выездной проверки.

Как правило, зоны контроля могут иметь статус постоянных, если они находятся в местах, где постоянно производится перемещение товаров. Также существует возможность организации зон таможенного контроля временного типа, дающих возможность совершать любые действия, которых требует законодательство.

Где формируются такие зоны

Как правило, законодательство четко регламентирует формирование зон таможенного контроля. Они могу создаваться:

  1. Непосредственно возле государственной границы США.
  2. Там, где производится таможенное оформление.
  3. Там, где товары перегружаются, оформляются и досматриваются.
  4. Там, где производится временное хранение грузов.
  5. Там, где производится остановка и простаивание транспортных средств, которые перевозят товары, которые в соответствии с законом подлежат таможенному контролю.
  6. На иных территориях которые определяются законодательно.

Временные зоны контроля таможенными органами

Для создания зоны непостоянного действия крайне важно получить решение об этом, выданное в письменной форме. Оно должно принадлежать начальнику таможенного органа. Причиной для вынесения такого решения может быть:

  1. Производство таможенного контроля не в местах, которые для этого предназначены.
  2. Если необходимо провести досмотр или осмотр грузов, которые были найдены сотрудниками таможни не на местах зон контролирующих действий, производимых таможенными органами.
Зоны контроля постоянного типа

ЗТК – это помещения или открытые территории, которые дают возможность производить все необходимые действия. Такие зоны, как правило, должны маркироваться специальными отметками – знаками, которые имеют зеленый цвет. На них в оттенках белого нанесена надпись на двух языках, которая дает определение территории. В ситуации, если зона имеет на своей территории большое количество оград, комнат и стен, сообщение о том, что территория имеет статус зоны таможенного контроля, должны дублироваться и на них тоже.

О порядке принятия решений по созданию временных зон таможенного контроля

В целях усиления таможенного контроля за товарами и транспортными средствами, подлежащими таможенному оформлению, обеспечения безусловного исполнения требований ст. 181 Таможенного кодекса Российской Федерации, Положения о порядке создания и обозначения зон таможенного контроля, утвержденного приказом ГТК России от 13.07.2000 N 594, Положения о временном хранении товаров и транспортных средств под таможенным контролем, утвержденного приказом ГТК России от 23.03.2001 N 290, писем ГТК России от 12.10.2000 N 01-06/29595 «О зонах таможенного контроля» и от 15.05.2002 N 01-18/18745 «Об организации работы таможенных органов по созданию и использованию зон таможенного контроля» приказываю:
1. Утвердить Порядок принятия решений по созданию временных зон таможенного контроля в регионе деятельности Центрального таможенного управления (далее — Порядок) согласно приложению 1 к настоящему приказу.
2. Начальникам таможен (кроме Центральной тыловой):
2.1. Исключить создание временных зон таможенного контроля без достаточных оснований и условий, а также их функционирование после завершения мероприятий, для осуществления которых они создавались.
2.2. Организовать рассмотрение обращений о создании временных зон таможенного контроля.
2.3. Решения о создании временных зон таможенного контроля и прекращении их действия оформлять приказами по таможне.
2.4. Обеспечить направление материалов о создании временных зон таможенного контроля на согласование в службу организации таможенного контроля Управления (далее — СОТК Управления) в случаях, определенных Порядком.
2.5. Представлять в СОТК Управления до 5 числа месяца, следующего за отчетным, информацию согласно приложениям 2-4 к настоящему приказу.
2.6. Организовать на постоянной основе проведение проверок функционирования временных зон таможенного контроля.
При выявлении нарушений таможенного законодательства незамедлительно принимать меры по устранению таких нарушений и информировать СОТК Управления.
3. Начальнику отдела контроля и развития инфраструктуры СОТК Управления В.Г. Онищенко обеспечить:
3.1. Рассмотрение в течение пяти рабочих дней материалов, направленных таможнями, и представление руководству СОТК Управления заключений о создании временных зон таможенного контроля.
3.2. Ведение учета временных зон таможенного контроля, создаваемых таможнями.
3.3. Проведение анализа информации, представляемой таможнями в соответствии с требованиями п. 2.5 настоящего приказа, и представление руководству СОТК Управления предложений о порядке функционирования временных зон таможенного контроля.
4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя начальника Управления — начальника службы организации таможенного контроля Р.С. Мухутдинова.
Начальник Управления
генерал — лейтенант таможенной службы
А.Е. Жерихов
Приложение 1
к приказу Центрального
таможенного управления
от 21 января 2003 г. N 38
ПОРЯДОК
ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ О СОЗДАНИИ ВРЕМЕННЫХ ЗОН ТАМОЖЕННОГО
КОНТРОЛЯ В РЕГИОНЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕНТРАЛЬНОГО
ТАМОЖЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
1. Общие положения
1.1. Зона таможенного контроля — специально выделенная и обозначенная часть таможенной территории Российской Федерации, создаваемая в целях осуществления таможенного контроля и обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации.
1.2. Временные зоны таможенного контроля (далее — ВЗТК) создаются на территориях, в помещениях, где находятся либо могут находиться товары и транспортные средства, подлежащие таможенному контролю, если при проведении такого контроля требуется определить зону таможенного контроля исходя из необходимости обеспечения сохранности таких товаров и транспортных средств, а также беспрепятственного осуществления таможенными органами своих функций.
1.3. Создание ВЗТК для целей осуществления таможенного оформления товаров и транспортных средств вне установленных мест необходимо рассматривать как исключительную меру, применяемую в случаях, когда доставка товаров в места, определенные для их таможенного оформления, невозможна либо затруднена в силу специфических особенностей товара, сопряжена со значительными непроизводительными затратами, может повлечь порчу товара либо утрату части его потребительских свойств до окончания таможенного оформления, а также в случаях, когда не представляется возможным обеспечить сохранность товара во время его следования до установленного места таможенного оформления.
1.4. Обустройство, оборудование и техническое оснащение ВЗТК должно исключать возможность поступления и изъятия товаров и транспортных средств без таможенного контроля, а также обеспечивать их сохранность и невозможность доступа к ним посторонних лиц.
1.5. Таможенный орган вправе устанавливать конкретные требования к конструкции, обустройству и оборудованию ВЗТК.
1.6. Заинтересованными в создании ВЗТК организациями (предприятиями) должны безвозмездно выделяться для должностных лиц таможенного органа необходимые для осуществления таможенного контроля и таможенного оформления оборудованные в соответствии с требованиями помещения, средства связи и транспортные средства.
1.7. Срок действия ВЗТК должен соответствовать срокам проведения и характеру мероприятий, обусловивших необходимость создания такой зоны.
2. Компетенция принятия решений о создании временных зон таможенного контроля в регионе деятельности Управления
2.1. Временные зоны таможенного контроля создаются по решению начальника таможни либо лица, его замещающего, без согласования со службой организации таможенного контроля Управления (далее — СОТК Управления) в следующих случаях:
— при осуществлении оперативно — разыскных мероприятий, производстве дознания и иных действий таможенных органов, предусмотренных таможенным законодательством Российской Федерации;
— при таможенном оформлении товаров и транспортных средств, предназначенных для проведения выставочных мероприятий, таможенное оформление которых производится в соответствии с приказом ГТК России от 29.12.2001 N 1276 «Об утверждении Положения о таможенном контроле и таможенном оформлении товаров, предназначенных для проведения выставочных мероприятий»;
— при передаче в установленном порядке конкретной товарной партии на ответственное хранение непосредственному получателю, находящемуся в регионе деятельности таможни;
— при поступлении товаров, перемещаемых железнодорожным транспортом в места доставки (станции назначения), на которых отсутствуют склады временного хранения (далее — СВХ), и в случае невозможности размещения таких товаров и транспортных средств на ближайших СВХ, имеющих подъездные железнодорожные пути от станции назначения;
— в иных случаях на время проведения таможенного оформления и таможенного контроля отдельной товарной партии, находящейся за пределами установленного места таможенного оформления, при отсутствии возможности размещения ее в зоне таможенного контроля СВХ.
2.2. Согласование решения начальника таможни либо лица, его замещающего, о создании ВЗТК производится с СОТК Управления при поступлении в места доставки товаров, перемещаемых автомобильным транспортом, в случаях, если:
— структурное подразделение таможни, осуществляющее таможенный контроль и таможенное оформление товаров и транспортных средств, размещается на собственных площадях и расположено на значительном удалении (более 50 км) от СВХ либо не имеет в регионе своей деятельности СВХ;
— зона таможенного контроля СВХ (помещение, открытая площадка, территория склада), находящегося в месте расположения таможенного органа, производящего таможенное оформление товаров и таможенный контроль (таможенный пост, ОТОиТК, имеющие ведомственный код), либо в регионе его деятельности, не позволяет в полном объеме разместить прибывающие товары и транспортные средства;
— ВЗТК создается вне региона деятельности таможни.
3. Порядок согласования с СОТК Управления решения о создании временной зоны таможенного контроля
3.1. Для согласования решения таможни о создании временной зоны таможенного контроля (ВЗТК) в СОТК Управления направляются следующие материалы:
— письмо таможни с мотивированным обоснованием причин создания ВЗТК, содержащее заключение о возможности осуществления надлежащего таможенного контроля в предполагаемом месте создания ВЗТК;
— проект приказа о создании ВЗТК;
— заявление заинтересованного лица с мотивированной просьбой о создании ВЗТК, с указанием ее точного адреса, площади и обязательством о выполнении требований таможенного органа по обустройству, оборудованию, техническому оснащению, обозначению, организации охраны, соблюдению установленных сроков хранения, учету и представлению отчетности;
— учредительные и регистрационные документы лица, подавшего заявление о создании ВЗТК (учредительный договор и / или устав, свидетельство о государственной регистрации, справка территориального подразделения Госкомстата России, свидетельство о постановке на учет в налоговом органе, справка уполномоченного банка о наличии валютного либо рублевого счета);
— акт обследования таможней предполагаемого места создания ВЗТК с заключением о возможности ее создания;
— планы (схемы, чертежи) помещения, территории и др. с обозначением предполагаемого места расположения ВЗТК и указанием ее размеров;
— документы (оригиналы или заверенные согласно установленному порядку копии), подтверждающие право собственности или владения помещениями, территорией и др., где предполагается создание ВЗТК;
— проект процедуры использования ВЗТК или технологической схемы использования ВЗТК.
3.2. Отдел контроля и развития инфраструктуры СОТК Управления проверяет поступившие из таможни материалы на предмет обоснованности и возможности создания ВЗТК, готовит проект ответа в таможню и выносит его на рассмотрение и утверждение руководства СОТК Управления.
4. Заключительные положения
4.1. В случае отказа в создании ВЗТК таможней направляется заявителю письменный мотивированный ответ.
4.2. При получении заинтересованным лицом мотивированного заключения о невозможности создания ВЗТК данное лицо после устранения недостатков, послуживших причиной для отказа, вправе повторно обратиться в соответствующий таможенный орган по вопросу создания ВЗТК.
4.3. Обустройство, оборудование, техническое оснащение, обозначение и организация охраны ВЗТК, а также предоставление таможенному органу помещений, средств связи и транспортных средств осуществляется за счет лица, заинтересованного в создании ВЗТК.
Приложение 2
к приказу Центрального
таможенного управления
от 21 января 2003 г. N 38
ПЕРЕЧЕНЬ
ВРЕМЕННЫХ ЗОН ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ, СОЗДАННЫХ
ПРИКАЗАМИ ____ ТАМОЖНИ ПО СОГЛАСОВАНИЮ С УПРАВЛЕНИЕМ
С 1 __________ 200_ Г. ПО 30(31) __________ 200_ Г.

Номер и дата приказа о создании и ликвидации ВЗТК (номер и дата приказа о продлении срока действия ВЗТК) Дата создания и фактической ликвидации ВЗТК Причина созданияВЗТК Место нахождения ВЗТК(наименование и адреспредприятия, ж/д станции и т.д.) Количество товарных партий, находившихсяв ВЗТК (за отчетный период) Примечание

Примечание. Перечень составляется в формате Excel.
Приложение 3
к приказу Центрального
таможенного управления
от 21 января 2003 г. N 38
ПЕРЕЧЕНЬ ВРЕМЕННЫХ ЗОН ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ, СОЗДАННЫХ ПРИКАЗАМИ ТАМОЖНИ ____ БЕЗ СОГЛАСОВАНИЯ С УПРАВЛЕНИЕМ С 1 __________ 200_ Г. ПО 30(31) __________ 200_ Г.

N п/п Номер и дата приказа о создании и ликвидации ВЗТК (номер и дата приказа о продлении срока действия ВЗТК) Дата создания и фактической ликвидации ВЗТК Причина создания ВЗТК Место нахождения ВЗТК (наименование и адреспредприятия, ж/д станции и т.д.) Количество товарных партий, находившихсяв ВЗТК (за отчетный период) Примечание

Примечание. Перечень составляется в формате Excel.
Приложение 4
к приказу Центрального
таможенного управления
от 21 января 2003 г. N 38
ПЕРЕЧЕНЬ ВРЕМЕННЫХ ЗОН ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ, СОЗДАННЫХ ПРИКАЗАМИ ______ ТАМОЖНИ И ДЕЙСТВУЮЩИХ ПО СОСТОЯНИЮ НА 1 __________ 200_ Г.

N п/п Номер и дата приказа о создании и ликвидации ВЗТК (номер и дата приказа о продлении срока действия ВЗТК) Дата создания ВЗТК и срок (с указанием дат), на который создана ВЗТК Причина созданияВЗТК Место нахождения ВЗТК(наименование и адреспредприятия, ж/д станции и т.д.) Количество товарных партий, находившихсяв ВЗТК (за отчетный период) Примечание
1 2 3 4 5 6 7

Примечание. Перечень составляется в формате Excel.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *